Пресса России: газеты и журналы

ГАЗЕТЫ

Литература:

Система средств массовой информации России. М., 2006.

От кремня до кремния. М., 1991.

Типология периодических изданий. Р.-на-Д., 1984.

Реснянская Л.П. Особенности процесса формирования системы современной периодики. МГУ, 1996.

Единый отраслевой классификатор печатных СМИ. Проект Гильдии издателей периодической печати. http://www.gipp.ru

Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. М., 2010.

Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. М., 2011.

Каталоги Федеральной службы почтовой связи.. 2011-2012 гг.

Газеты различных типов.

 

Исторические сведения

 

В России в 1621 году при дворе царя Михаила Федоровича Романова выходила рукописная газета «Куранты» (от лат. текущий). Готовили ее дьяки Посольского приказа, которые из донесений различных заграничных агентов в Посольском приказе составляли для царя извлечения.

В 1631 г. стали выписывать иностранные газеты и по ним составлять «Куранты». Они стали подаваться царю регулярно – в определенные сроки, после доставки почты из Риги и Вильно, на нескольких листах склеенной бумаги в виде свитков.

При Алексее Михайловиче выписывалось до 20 иностранных газет и журналов. Для их получения была введена постоянная почта.

В 1703 году по указу Петра 1 и при его участии стала выпускаться печатная газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных значения и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах».

Тираж ее был до 1 тысячи экземпляров (от 200 до 4 тыс. экземпляров), в год выходило до 50 номеров. Стоила газета 2 деньги (деньга – полкопейки). Специальных сотрудников поначалу не было. Печатались сообщения дипломатов и послов, Петр 1 сам редактировал Ведомости. За выпуск отвечал начальник Печатного двора Федор Поликарпов. В 1719 году появились постоянные сотрудники. Переводчик Борис Волков вел иностранный отдел, а Яков Синявич стал первым русским репортером и фельетонистом. Газета была переведена из Москвы в Санкт-Петербург и стала называться «Санкт-Петербургские ведомости. В 1756 г. после открытия Московского университета стала выходить вторая российская газета «Московские ведомости».

Рис.3. Обложка журнала «Журналист» за 2003 год- юбилейный год для российской печати.

Кадр

Особенности газеты

1. Задача газеты — оперативно информировать общество о событиях. Не случайно, русский журналист Николай Полевой писал: «Девиз газеты есть новость, девиз журнала — основательность известий».

2. Объем газеты (меньший, по сравнению с объемом книги, брошюры, журнала) обусловливает краткость помещаемых материалов, определяет их стиль, разнообразие жанров.

3. Регулярность, периодичность выхода газет (особенно у ежедневных изданий) определяет особую свежесть, актуальность информации. Газета сообщает о том, что важно сегодня. Ее называют «секундной стрелкой истории». Ограниченность времени на обработку сведений влияет на качество материалов, возможны их меньшая аналитичность, а также хроникальность или фрагментарность описаний, т. к. сведения подаются по мере их поступления, день за днем. Однако аудитория учитывает эту особенность и ожидает нового номера, развития темы.

4. Газета передает информацию в печатной форме. Текст требует чтения, т.е. грамотности, умения анализировать прочитанное. Это ограничивает аудиторию газет по сравнению с аудиторией радио или телевидения.

5. Информация в газете зафиксирована и может храниться у читателя. Есть возможность отложить чтение статей, возвратиться к прочитанному.

6. Газета уступает в оперативности радио, телевидению и Интернету которые могут вести синхронные репортажи, т. е. рассказывать о событии в то время, когда оно происходит. Из-за сложности доставки в отдаленные пункты газетные новости могут доходить до читателя с опозданием.

Однако в определенных условиях газета может получить преимущество перед другими каналами информирования: ее можно выпускать даже на достаточно простом оборудовании, дешевой бумаге, в экстремальных обстоятельствах, когда прервано вещание радио и телевидения, нет возможности выйти в Интернет.

Рис.4. Газета отпечатана на оберточной бумаге

7. Газета — гибкая, демократичная форма сообщения информации. Газетные издания многообразны, отражают различные аспекты жизни, представляют целый спектр мнений. Кроме того, они относительно дешевы. Не случайно, при бурном развитии радио, телевидения, Интернета газеты не исчезли.

Рис.5.Газеты разной тематики, для разных читателей.

___________________________________________________________________

Редактор литературно-критического журнала «Московский телеграф» (1825—1835 гг.).

Кадр

Читательская аудитория газеты ограничена тиражом (учитывая, что 1 экземпляр могут прочитать 3—5 человек). Тиражи газет разнообразны. До 1 тыс. экземпляров — у многотиражек предприятий, вузов, учреждений; а тираж издания «Российская газета. Неделя» - 3.391.469 экземпляров (указан объявленный тираж). Тиражи могут меняться. Не весь тираж может быть разобран читателями, судить об аудитории и популярности издания по тиражу можно лишь приблизительно. Как показывают исследования, лидерами аудитории одного номера в 2009 являлись ежедневные газеты «Из рук в руки» (3 192,4 тыс. человек), «Комсомольская правда»(1 627,2 тыс. человек). «Российская газета» (1 390,7 тыс. человек), затем следуют «Московский комсомолец», «Спорт-Экспресс», «Советский спорт», «Известия», «Коммерсантъ», «Труд», «Ведомости».

Рис.6.Лидеры по объему аудитории газет

Периодичность выхода газет различна. Ежедневные газеты: «Известия», «Коммерсантъ»», «Независимая газета», «Российская газета», «Труд», «Ведомости», «Советский спорт» и др. (фактически выходит от 16 до 23 номеров в месяц). Еженедельники газетного типа: «Аргументы и факты», «Аргументы недели», «Собеседник» и др.; ежедекадники — «Литературные новости» и др. Два раза в месяц выходят «Ваше право», «Экран и сцена», «Ваши шесть соток», «Вузовский вестник», и др. Издания могут варьировать свою периодичность, например, предлагая ежедневный вариант, а также еженедельник («Комсомольская правда»).

Учредителями газет являются коллективы редакций, органы государственной власти, политические партии, религиозные объединения, творческие союзы, предприятия, фирмы, частные лица и т. д. В последнее время созданы издательские дома, выпускающие несколько газет и журналов. Издательский дом «Экономическая газета»: газеты «Экономика и жизнь», «Воздушный транспорт», «Деловые ведомости», «Хо­зяин» и др.; журналы «Банковский бюллетень», «Иностранный капитал в России», «Ценовой курьер», «Чудеса и приключения» и др.

В современных условиях большинство газет (как и других СМИ) в Российской Федерации являются коммерческими предприятиями, их задача – зарабатывать деньги, окупая расходы по производству и обеспечивая дальнейший выпуск издания, а также приносить прибыль. Стратегии выживания на рынке также влияют на основные характеристики изданий. Так, газета может создавать различные приложения, стремясь охватить аудитории. ИД «Аргументы и факты» выпускает тематические приложения, а также более 60 региональных приложений, которые содержат общероссийский раздел и местную вкладку. Расширяет свое присутствие в регионах страны ИД «Комсомольская правда», «ИД «Московский комсомолец».

Рис.7.»АиФ» с региональной вкладкой.

Растет число бесплатных информационных газет, которые окупаются за счет размещения рекламы. Они распространяются в крупных магазинах, в офисах, на АЗС, в метро, раскладываются в почтовые ящики собственной курьерской службой. В Москве часть тиража газеты «Metro» распространяется в автомобильных пробках, а «Вечерний трамвай» в Калининграде можно получить и в трамвае. Такие газеты распространяются не только в черте одного года, например, бесплатный еженедельник новостей «ProГород» выпускается в 6-ти провинциальных городах: Кирове, Казани, Сыктывкаре и др. Бесплатные газеты могут предлагать не только новости и рекламу. В Санкт-Петербурге издается еженедельник «Подробно о здоровье», в Екатеринбурге выпускается бесплатная спортивная газета «Sport weekly».

Тираж, обозначаемый в номере издания, не всегда может соответствовать фактическому тиражу издания.

Кадр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: