Современное телевидении России может быть систематизировано на различных основаниях. Отраслевой доклад «Российское телевидение в 2011 году» выделяет целый ряд таких характеристик

По способу доставки телевизионного сигнала: выделяется эфирное (наземные сети), неэфирное (кабельное, спутниковое), широкополосное интернет-ТВ и мобильное ТВ;

Доставка продукции телеканала зрителю сегодня может производиться на различных технологических основах. Передача сигнала из вещательного центра может происходить по эфиру, по кабелю, посредством спутниковой связи, с помощью Интернета, мобильной телефонии.

Эфирные каналы, как правило, являются общедоступными. Система эфирного телевидения стала активно формироваться в 1990 гг., сейчас эфирные частоты делит около 20 каналов. В пятерку лидеров эфирного вещания входят«Первый канал», «Россия 1», НТВ, СТС, ТНТ, затем идут РенТВ, «Россия К» («Культура»), «Россия 2», ТВЦ, «Домашний», «Муз ТВ», «ТВ 3», МТV и др.

Рис. 28. Пятерка ведущих эфирных каналов России.

На ведение эфирного вещания нужно получить лицензию, которая может выдаваться на конкурсной основе, т.к. ресурс частот для вещания ограничен. Выдачей лицензий на вещание ведает Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) при Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ.

Возможности кабельного телевидения, которое в нашей стране использовалось ранее для технических целей, с 1990-х годов активно используются для вещания на массовую аудиторию. Кабельные каналы обеспечивают более качественное изображение, зрителю предлагаются на выбор пакеты программ, например, определенной тематики (спорт, путешествия, о животных и т.д.), за ежемесячную плату. Вещание ведут более 250 кабельных каналов. Так, популярны киноканалы «Дом кино 2», «Детский», «Детский мир», «Охота и рыбалка», «Ru.TV»(музыкальный), а также зарубежные каналы «Discovery Channel», «National Geographic», «Eurosport». Однако услуги кабельного телевидения предлагаются практически только городскому населению России.Крупнейшие операторы кабельного телевидения: «Национальные кабельные сети» (НКС), «Комстар», «Акадо», «Эр-телеком», «Мультинекс». В регионах действует много мелких операторов.

Рис.29. Операторы кабельного телевидения в России.

Передача и прием ТВ-сигнала могут вестись через искусственные спутники Земли. В СССР с 1967 г. начала действовать первая в мире спутниковая система «Орбита», обеспечившая передачу единой ТВ-программы по всей территории страны. Затем появились системы «Экран», «Москва». Сейчас используется орбитальная группировка из 11 спутников связи, причем часть из них введена в эксплуатацию в 2000-е годы. Зоны обслуживания охватывают территорию России, стран СНГ, Европы, Ближнего Востока, Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной и Южной Америки, Австралии.

Пятерка крупнейших операторов спутникового телевидения: «Триколор ТВ», «НТВ-Плюс», «Орион Экспресс», «Платформа НD», «Радуга ТВ».

Рис. 30. Операторы прямого спутникового вещания.

Традиционное разделение телевидения на «эфирное» и «неэфирное» сейчас достаточно условно, т.к. при «транспортировке» канала могут быть задействованы различные способы. Так как Россия расположена в 9-ти часовых поясах, территория страны разделена на пять вещательных зон. При доставке сигналов телевизионных программ в регионы страны используется возможности эфирного вещания, спутниковая связь и сотни тысяч километров наземных радиорелейных линий связи.

Рис.31. Обеспечение приема спутниковых каналов

На декабрь 2010 г. в России зарегистрировано действующих лицензий эфирного вещания – более 1200, кабельного - около 250, спутникового –18, эфирно-кабельного –20.

 

КАДР

 

Интернет-телевидение (онлайн-телевидение)– это вещание телевизионного канала или телевизионной программы через всемирную сеть в форме потокового видео. Пользователь, подключенный к Интернету, при наличии специальных программ может смотреть передачу на своем компьютере. Интернет-трансляцию телеканалов осуществляют российские сайты On TV (www.on-tv.ru); Corbina TVkom (www.corbina.tv); WEB TELEK (www.webtelek.com) и др. Транслируются передачи эфирных и неэфирных каналов, в данное время, по оценке экспертов. эти сайты не заключают договоров о ретрансляции и не имеют прав на подобную детальность.

Рис. 32. Интернет-телевидение.

Официальные сайты телеканалов представляют в Интернете анонс и программы передач, а теперь уже и их просмотр. Так, начал вещание в Интернете «Первый канал»: доступны основные передачи, видеоархив.

 

Цифровое и IP-телевидение (IPTV) осуществляет распространение аудиовизуальных материалов через сети передачи данных по интернет-протоколу. Осуществляется эта услуга телефонными компаниями, которые включают ее в пакет других услуг (голосовая связь, доступ в Интернет и др.).

Рис.33.Услуги предоставляет телефонная компания.

По типу сигнала: аналоговое и цифровое.

Россия пока еще является страной аналогового эфирного телевещания, используется система цветопередачи SECAM. Переход на цифровое эфирное вещание на государственном уровне запланирован в нашей стране к 2015 г., что позволит более широко использовать спектр частот для вещания, повысить качество телепродуктции.

Кабельные каналы самостоятельно осваивают цифровое телевидение.

Рис.34. Переход на цифровое вещание в России.

По типу организации вещания: централизованное и сетевое ТВ.

«Первый канал» - пример централизованной организации вещания, располагает собственными лицензиями на вещание и не имеет дочерних предприятий и сетевых партнеров. К централизованным относят каналы «Россия К» («Культура»), НТВ, «Россия 2» («Спорт»).

При сетевом вещании головной вещатель получает доступ к региональной аудитории через посредников - региональных вещателей. Так, по сетевому принципу работают каналы «Россия 1», СТС, ТНТ, «РЕН ТВ», «Петербург - 5 канал» и др. ВГТРК объединяет ГТРК всех субъектов Российской Федерации и их территориальные отделения, всего 80 организаций. Другие каналы могут не иметь дочерних предприятий, а заключать договоры с предприятиями-партнерами для организации сетевого вещания. Так, канал ТВЦ имеет более 100 таких партнеров, «Петербург- 5 канал» более 300. Сеть СТС представлена филиалами (более 20) и партнерами (более 300), ТВ 6 имеет 32 филиала и свыше 600 партнеров.

Рис.35. Схема взаимодействия централизованных (федеральных) и сетевых каналов ТВ.

КАДР

 

По доступности для абонентов: бесплатное / общедоступное и платное ТВ.

Доступ аудитории страны к телеинформации обеспечивается в первую очередь эфирными каналами, около 20 каналов работают в данном сегменте. Однако большую часть аудитории охватывают «Первый канал»,. «Россия 1», НТВ (96-98 процентов).

Рис.36.Развлекательные общедоступные каналы

Кабельные и спутниковые каналы предоставляются аудитории за плату. Однако и среди неэфирных каналов есть бесплатные. Так, в 2009 г. на бесплатной основе распространялось около 50 неэфирных телеканалов. Это в основном музыкальные, религиозные, этнические телеканалы, каналы-телемагазины, а также познавательные («Мать и дитя»), информационные каналы, каналы на экономическую и бизнес-тематику (РБК, «Эксперт ТВ», «Про деньги») и др.

Рис.37. Познавательно-развлекательные каналы

На сегодняшний день около 40 проц. населения использует платные каналы ТВ. Однако особенностью России, по замечанию аналитиков, является то, что обращение к платным формам не является следствием «информационного любопытства» телезрителей, готовых платить за доступ ко все большему количеству каналов. Большая часть зрителей вынужденно обращается к платному телевидению, т.к. не имеет возможности качественного просмотра эфирных каналов и получает доступ к ним через услуги «кабеля». А также «принуждается» к платному просмотру компаниями, которые обеспечивают население услугами телекоммуникации и фиксированным набором платных каналов, просто уведомляя об этом жильцов и включая оплату в единый платежный документ.

Рис.38. Охват платным ТВ населения России.

В 2009 г. Указом Президента Российской Федерации «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» и другими правительственными документами был определен перечень обязательных общедоступных телеканалов. Это «Первый канал», «Россия 1», НТВ, «Россия К» (Культура), «Россия 2» (Спорт), «Петербург-5 канал», «Вести», а также детско-юношеский канал «Карусель», который создан на базе каналов «Бибигон» и «ТелеНяня». Планируется при вводе цифрового вещания создать возможность бесплатного приема для населения страны.

По охвату / географическому рынку: общенациональное / федеральное и региональное (местное) ТВ.

В современных условиях под федеральным телеканалом подразумевается организация, которая осуществляет эфирное вещание на территориях более пяти субъектов Российской федерации. Сейчас статус федеральных имеют 19 каналов: «Первый канал» «Россия!», «Россия2», «Россия К», «Россия 24», Пятый канал», НТВ, ТВ Центр, СТС, Домашний, ДТВ, МузТВ, 7ТВ, ТВ03, МТУ, РенТВ, ТНТ, «Звезда», «Мир».

Рис. 39.Количество каналов, доступных городскому населению

Кадр

 

По природе программных стратегий: универсальное и специализированное.

К универсальным относятся «Первый канал», «Россия», НТВ, «Рен ТВ». Большая часть каналов рассматривается как специализированные «Россия К» («Культура»), «Россия 2» («Спорт»), «МУЗ ТВ», «Euronews», «Домашний», «Звезда».

Рис 40.Специализация неэфирных каналов России.

Неэфирные специализированные каналы предлагают разнообразную тематику для различных аудиторий – познавательно-развлекательные («Discovery Channel», «National Geographic» и др.), детские («Детский» и др.), музыкальные («Ru.TV» и др.), о моде, спорте («Eurosport»), охоте («Охота и рыбалка»). Источник Доклад 2011, с.78.

Рис.41. Неэфирные детские каналы.

По типу собственности: частные, государственные и смешанные предприятия.

Среди общедоступных каналов представлены государственные, коммерческие и смешанные структуры, приблизительно 20 процентов представляют собой государственные структуры, остальные – негосударственные. Однако лидирующее место по охвату аудитории занимает государственное телевидение.

...

Кадр

ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА РОССИИ

Литература:

От кремня до кремния. М.,1991.

Система средств массовой информации России. М.. 2001, 2006.

Вартанова Л. и др. От государства – к рынку России//Вестник МГУ. Серия Журналистика, 1994, №1.

Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. Л.,1971.

 

Информационные агентства – специальные службы по сбору, обработке и передаче информации по различным каналам, они обслуживают другие СМИ. Редакции газет, радио- и телевизионные компании могут подписаться на пресс-релизы – информационные материалы агентств, а также на другие их услуги.

Исторические сведения. Появляются агентства в 19 веке, Первое их них было основано в 1835 году в Париже Шарлем Гава и называлось «Гавас». Затем появились агентства в других странах Европы и в США. В России полуофициальное Российское телеграфное агентство (РТА) было создано в 1894 г., в Санкт-Петербурге.

Возникновение агентств связано с возрастанием в обществе потребности в актуальной информации различного характера – политической, научной, экономической, культурной и др. Отдельное издание (газета, журнал) не всегда может позволить себе иметь собственных корреспондентов в других городах страны, за границей, содержать штат экспертов, поставляющих материалы по различным аспектам общественной жизни. Агентства же могут предоставить такую информацию, как массовую, так и специализированную. Например, агентство «Ассошиэйтед Пресс» (США) возникло в 1848 г. как кооперативное объединение. Газеты Нью-Йорка конкурировали из-за того, кто быстрее опубликует новости, поступающие из Европы. Создав агентство, поставляющее европейские новости, они отказались от этого соперничества, сократили расходы.

Информацию, собираемую многочисленными корреспондентами и внештатными сотрудниками, агентства предоставляют потребителям в виде подборок новостей с фотоиллюстрациями. По заказам редакций готовятся статьи, поставляются архивные материалы и фотографии, осуществляются и многие другие информационные услуги.

Агентства различаются:

1)по целям - сообщают всю массовую информацию или только специализированную – экономическую, политическую, спортивную и т.д.;

2)по адресатам – готовят информацию для газет, для радио или телевидения;

3)по предоставляемой информационной продукции – распространяют тексты или фото-, видеоматериалы, или и то, и другое.

Агентства взаимодействуют друг с другом, делят сферы активности, обмениваются информацией.

Кадр

Многие страны имеют собственные агентства: немецкое DPA, Общенидерландское бюро печати, Финское телеграфное бюро, Информационное агентство Мозамбика и т.д. Во всемирном масштабе. Работают английское «Рейтер» (основано Паулем Рейтером в 1851 г.), французское «Франс Пресс» (создано в 1944 г. на базе агентства «Гавас»), два американских – «Ассошиэйтед Пресс» и «Юнайтед Пресс Интернэшнл» (США) и ИТАР-ТАСС (Россия).

Агентства используют все технические достижения для того, чтобы ускорить обработку и доставку сведений потребителям. Когда-то Шарль Гава применял даже голубиную почту: голубь с запиской летел из Лондона в Париж 6-7 часов. Сейчас новости передаются почтой, телеграфом, телефоном; по радио, по кабельным сетям, через спутниковую связь. В 1968 г. агентство «Рейтер» было оснащено компьютерной техникой, в 70-х годах этому примеру последовали остальные мировые агентства. Потребители могут обратиться в компьютерные центры хранения информации, которые имеются у агентств, в них сберегаются самые разные сведения, накопленные за последние десятилетия.

Кадр

Агентства в России.

ТАСС – Телеграфное Агентство Советского Союза - было организовано в 1925 г. ТАСС стало одним из пяти мировых агентств: поставляло новости в 125 стран мира, имело 20 тысяч подписчиков по стране и более 1 тысячи за рубежом, включало 14 республиканских агентств и 70 корреспондентских пунктов по РСФСР (данные на 1989 г.). Использовались высокоскоростные телетайпы, фототелеграф и т.п. В 1987 г. был создан электронный банк данных.

Рис. 42.Логотип агентства ИТАР-ТАСС.

Второе советское агентство - Агентство печати «Новости» - было основано в 1961 г. на кооперативных началах рядом организаций: Союзом Журналистов, Союзом Писателей, Союзом советских обществ дружбы и культурных связей, Всесоюзным обществом «Знание», Всесоюзным Центральным Советом Профсоюзов. Поэтому оно рассматривалось как общественное и государство не несло ответственности за распространяемые сведения.

В начале 1990-х гг. агентства были реорганизованы и переименованы. АПН стало именоваться РИА – Российское информационное агентство «Новости». ТАСС теперь называется ИТАР-ТАСС: Информационное Телеграфное Агентство России. Сохранилась и аббревиатура «ТАСС» как имя агентства, известное в мире.

Рис.43. Логотип агентства РИА.

В 1989 г. разрушается «монополия» ТАСС и АПН на информационные услуги, существовавшая в стране. Появляются негосударственные, независимые агентства. Первыми были Постфактум и Интерфакс. Постфактум сначала поставлял общественно-политические новости, затем и экономические сведения, ориентировался на советские СМИ. Интерфакс был основан группой журналистов Гостелерадио, работавших на иновещание. Первыми его потребителями стали иностранные посольства в Москве, западные журналисты и предприниматели.

Сейчас в стране действует множество независимых агентств, собирающих информацию в масштабе России или отдельных регионов:«Урал-пресс-информ», Челябинская служба информации, «Диалог» - интервью-агентство (Санкт-Петербург) и др... Всего на декабрь 2010 г. в России было зарегистрировано 1567 агентств. Появились специализированные агентства, например, Пал-Информ, FinNews – финансовое информационное агентство (Санкт-Петербург), Агентство экономических новостей поставляют экономические сведения.

Обобщая причины появления независимых агентств, отметим:

1) рост спроса средств массовой информации и их аудитории на непредвзятую или не комментированную информацию. Этот спрос могли удовлетворить именно независимые агентства, которые нередко полемизировали с «официальными», «контролируемыми» ТАСС и АПН;

2) развитие новых технологий, благодаря которым эффективные средства передачи и хранения информации стали доступны мелкому и среднему бизнесу;

3) в 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации», позволивший коллективу граждан и даже отдельному гражданину стать учредителем средства массовой информации.

Сейчас газета, журнал, другие СМИ могут пользоваться информацией десятков отечественных и зарубежных агентств, отбирая наиболее интересные и достоверные новости. Читатель, зритель, слушатель, сопоставляя сведения, полученные из разных источников, имеют возможность составить собственное представление о положении в стране и мире.

Информационные агентства – важнейшее звено в функционировании СМИ.

 

Кадр

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: