Появление журнала связано с потребностью общества в основательной, комментированной информации. Первый журнал выходил в 1665 г. в Париже, он назывался «Журнал ученых», содержал обозрение книг по литературе, философии, естественным наукам. Первый русский журнал «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в «Ведомостях» датирован 1728 годом. Как видим, характер предоставляемых сведений, отразился и в названиях этих изданий.
Особенности журнала
Именно большей основательностью, углубленным анализом проблем журнал отличается от газеты. Кроме того, журнал выходит реже, имеет больший объем, поэтому, хотя и уступает газете в оперативности, отмечает наиболее важные проблемы, крупные события. Причем они становятся основой для широкого осмысления действительности. Для журнала характерна и более узкая тематическая направленность, большинство журналов — специализированны е.
Рис.14.Журналы о деятельности СМИ.
Периодичность журналов разнообразна: «Новое время» выходит 52 раза в год (еженедельник), «Мир Женщины», «Студенческий меридиан», «Законодательство и практика масс-медиа» — 12 раз (ежемесячники), «Приусадебное хозяйство» — 6, «Модели сезона» — 4, «Драматург» — 2 раза. Один раз в год выходят альманахи — периодические сборники литературных произведений или литературно-критических материалов, например, выходили альманахи «Шаги» — сборник лучших отечественных очерков за год, «Дядя Ваня» — посвященный творчеству А. П. Чехова.
|
|
КАДР
ВИДЫ ЖУРНАЛОВ
Мир журналов разнообразен, существуют их различные классификации. Приведем традиционную отечественную классификацию журналов (см.: Щербаков А. С. Организация работы редакции журнала, С. 24-54).
1. Общественно-политические журналы затрагивают любые сферы жизни, актуальные социальные проблемы: «Огонек», «Однако», «Новое время» и др.
2. Литературно-художественные и общественно-политические помещают на своих страницах литературные произведения, критические статьи, а также общественно-политическую информацию: «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Наш современник», «Москва», «Звезда» и др.
3. Научно-теоретические журналы предназначены для отражения развития науки, ее различных направлений, ведения дискуссий. Ученые могут публично зафиксировать полученные данные, открытия. С развитием науки возникают все новые журналы: «Алгебра и логика», «Физика элементарных частиц и атомного ядра», «Квантовая электроника», «Филологические науки», «Успехи химии», «Цитология и генетика» и т. д.
Выходят журналы обзоров или рефератов: они печатают не статьи, а их обзоры, сами же статьи хранятся (депонируются) в специальном архиве. Читатель, прочитавший обзор, может заказать для себя копию статьи.
|
|
4. Технические и производственные (отраслевые) журналы помещают сообщения о новых технологиях, рекомендации ученых и практиков, отражают производственные проблемы определенной сферы хозяйства: «Горная механика и машиностроение», «Техника кино и телевидения», «Цветные металлы», «Мясные технологии», «Технология машиностроения», «Полиграфия», «Книжное дело», «Кабели и провода» и т. д..
Рис.15.. Отраслевые издания.
5. Научно-популярные журналы предназначены для широкой читательской аудитории, несут ей научные знания: «Знание — сила», «Наука и жизнь», «Здоровье», «Русская речь», «Юный натуралист».
Журналы могут быть классифицированы и по другим признакам. По тематическому: например, общественные науки — «Вопросы философии», «Социологические исследования», «Отечественная история», «Российский экономический журнал» и т.п.; здравоохранение, медицина — «Анналы хирургии», «Аптекарь», «Будь здоров», «Здоровье», «Медицинский совет» и т. д.
Журналы могут быть предназначены для различной аудитории. Для детей различных возрастов: «Мы», «Веселый колобок», «Миша», «Клепа», «С нами Бог!», «Куча мала», «Светлячок», «Стригунок», «Теремок», «Фонарик», «Юнга», «Я сам», «Юный художник» и т. д. Для молодежи: «Лазурь», «Наша молодежь», «Странник», «Студенческий меридиан», «Техника — молодежи», «Абитуриент». Для женщин: «Мир женщины», «Крестьянка», «Сударыня», «Славянка», «Пассия», а также журналы рукодельные — «Ксюша», «Марианна», «Марья», «Журнал мод» и т. д. Для мужчин: «Обыватель», «Медведь». Для семейного чтения: «Очаг», «Он и она», «Муравейник», «Наш малыш», «Берегиня», «Про любовь и не только» и др.
Рис.16. Молодежные издания.
______________________________________________________________________-Смотрите «Библиографический указатель» Института Научной информации по общественным наукам (ИНИОН), «Реферативный журнал» Всероссийского института научной и технической информации (ВИНИТИ)).
КАДР
В последние десятилетия особенно бурно развивается несколько групп журнальных изданий. В 1990-е годы появляются деловые журналы: «Дело и право», «Деловая жизнь», «Деловая панорама», «Банковские технологии», «Директор», «Коммерсантъ. Деньги», «Эксперт».и др. Религиозные журналы отражают взгляды различных религиозных направлений: «Журнал Московской патриархии», «С нами Бог!» (детский православный журнал); «Баптист»; «Взаимопонимание» (адвентистский), «Диспут» (в редакции представлены, религиоведы и верующие), «Православная община», «Божий мир», «Страницы».
Пополняется группа рекреативных (развлекательных) изданий: «Империал», «Элита», «Абажур» (журнал интеллектуального досуга), «Вояж и отдых», «Ай Да!», «Праздник», «Отдохни!».
Велика группа рекламных журналов: «Зарубежные товары», «Степ», «Рекламный компас», «ТВ-парк», «Еврострой», «Оптовая торговля», «Оптовик», «Рекламные технологии», «Сельскохозяйственный оптовик» и т. д. Активно развиваются так называемые шопинг-гиды: сеть региональных изданий «Выбирай» ИГ «Paramon», «Жадность» (Ростов-на-Дону и т.п.)
Журналы удовлетворяют разнообразные интересы, информационные запросы читателей. Поэтому можно классифицировать журналы по этой характеристике.. Например: «Арион» (все о поэзии), «Цейхгауз» — военно-исторический журнал (униформа, исторический костюм, армейская символика), «Олимп» (о силовых видах спорта), «Пенсия» (все о пенсиях), «Робин Бобин» (для полных об их проблемах), «Восточный путь» (для любителей древней истории и культуры), «Знакомства», «Гороскоп» (прогнозы, звезды, судьбы), «Журнал любителей детективов», «Уют», «Доберман» (для собаководов), «Золотой мустанг» (для любителей лошадей), «Интер-бизнес» (бизнес скандалы, шоу и экзотика), «М-хобби» (для любителей стендового моделизма), «Мастерружье» (история огнестрельного оружия), «Модница. Я и моя кукла» (одежда для кукол), «Русский бильярд», «Свадьба» (все об этом обряде), «Своя дача» и так далее.
|
|
Рис. 17. Региональные журнальные издания.
Многие новые журналы не вписываются в традиционную классификацию, обладают своеобразными признаками.
КАДР
Выделим основные типологические признаки, по которым может быть охарактеризован журнал (см. Журнальная периодика России, М., 1996. С. 16-22).
1) Характер аудитории:
массовая,
специализированная (имеет некоторую подготовку, но не занимается деятельностью в данной сфере профессионально),
профессионально - производственная,
научная.
2 ) Предмет или отражаемая сфера деятельности
политика, культура, искусство, наука, техника, производство, коммерция, досуг, приватная жизнь. Журнал может вбирать несколько сфер, давать широкий спектр информации.
3) Целевое функциональное назначение журнала:
выражать общественное самосознание, воздействовать на социальные институты;
содействовать действию общественных, производственных структур (предпринимательство, наука, коммерция и т. д.);
удовлетворять духовные, профессиональные и приватные запросы личности, связанные с возрастом, увлечениями, занятиям). Рис.18.Каталоги подписных изданий
Характеризуя журнальный рынок России необходимо также отметить приход на него известных мировых издательских домов, предложивших русскоязычные версии своих изданий («Русский ньюсвик», «Форбс» и др.). Среди лидеров по суммарной аудитории журналов на первом месте издательские дома «Burda», «Independent Media». Опираясь на проверенные десятилетиями концепции, журналы адаптировались к запросам читательской аудитории России. Прежде всего это группа глянцевых изданий «стиля жизни», предлагающих рекомендации по устройств жизни в самых разных сферах. Это журналы для женщин: Cosmopolitan, Elle, Harper’s Bazaar, Vogue, L’Officiel, Life Style, Marie-Claire и др., для мужчин "Playboy», «Men`s Health», Esquire и др.
|
|
Рис. 19. Журнал Esquire
.
КАДР
РАДИО РОССИИ
Литература:
От кремня до кремния. М., 1991.
Васильева Т. В. и др. Теле- и радиоинформация. Л., 1987.
Радиожурналистика. М., 2000.
Богданов Н. Г., Вяземский В. А. Справочник журналиста. Л., 1971.
Радиовещание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. М., 2011. URL: http://www.fapmc.ru.