Исторические сведения

Изобретение радио было подготовлено исследованиями в области теории электромагнитных волн. Первоначально радио рассматривалось не как СМИ, а только как средство связи между источником информации и получателем, причем передача должна была вестись в обоих направлениях. Планировалась передача военных, политических, экономических сведений, поэтому исследования в области радио в разных странах велись изолированно. В конце 19 века опыты проводились в Италии, России, Франции и Германии.

В России 7 мая 1895 г. Александр Степанович Попов (1857—1905) продемонстрировал действие радиоприемника (тогда его называли «радиотелеграф»). Передача велась на 250 м, использовалась азбука Морзе. В 1896 г. Гульельмо Маркони (1874—1937), итальянский эмигрант, запатентовал свое изобретение радио в Великобритании. Он основал компанию «Маркони Компани» для коммерческой эксплуатации своих патентов, открыл филиал компании и в США.

Во время I Мировой Войны расширилось производство радиоаппаратуры по военным заказам. После войны возникла идея развития радио как СМИ. Был открыт и способ получать постоянные доходы от радиопередач — использование радио для рекламы. Компания АТТ (США) стала сдавать свою студию и передатчики в аренду тем фирмам, которые нуждались в рекламе. В 1922 г. фирма по торговле недвижимостью предложила по радио квартиры для продажи — они немедленно были раскуплены. В дальнейшем радиокомпания сама стала готовить рекламные программы по заказам. Таким образом, выделилась частная коммерческая американская модель организации радиовещания.

В Великобритании монополией на радиовещание владела независимая от правительства Британская Радиовещательная Корпорация (Би-Би-Си), т.е. была представлена модель организации вещания – общественная монополия. Реклама в ее передачах не использовалась, со слушателей взималась абонентская плата. Лишь в 1954 г. в Великобритании появилось коммерческое радио и телевидение.

В Германии, СССР был представлен другой вид монополии — монополия государства. Радио развивалось при поддержке правительства. У нас в стране впервые передача речи по радио была осуществлена 1919 г., первая вещательная станция начала работу в 1922 году.

Радиотехника совершенствовалась. В 1927 г. появилось коротковолновое радио, и создалась возможность для ведения межконтинентальных передач. В 1948 г. был создан транзистор — маленький полупроводник, заменивший в приемнике громоздкие вакуумные лампы. При отсутствии постоянного электроснабжения транзисторный приемник мог работать на батарейках. В результате в 60-е годы радио охватило слаборазвитые страны Африки, Латинской Америки, значительно расширило свою аудиторию.

Пережив в 1950-60-е годы кризис, связанный с распространением телевидения, радио проявило гибкость, приобрело новую аудиторию, приспособилось к изменившимся условиям.

Рис.20.Современная радиостудия.

В современных условиях ставиться задача перевода радио в цифровой формат, что обеспечит качественно новые возможности для вещания и приема.

КАДР

Особенности радио

Радио — это аудиосредство: информация воспринимается аудиторией на слух. Отсюда — специфические выразительные средства — интонация, ритм, логические ударения в речи, паузы, а также музыка, шумы и т. п.

Радио максимально оперативно, и сообщение о событии может быть синхронно самому событию — когда ведется прямой репортаж. Нередко именно радио принадлежит первое сообщение новости, а оно всегда запоминается лучше последующих.

Благодаря своей физической природе, радио вездесуще, однако для приема радиосигнала необходимо радиоприемное устройство Опрос ВЦИОМ 2010 г. выявил,. что в нашей стране наиболее распространенными источниками радиоинформации являются автомобильный приемник (26 проц. опрошенных) и стационарный музыкальный радиоцентр (22 проц.). Уходит в прошлое проводное радио, столь привычное для пожилых людей: однопрограммный приемник имеют 11 проц, опрошенных, трехпрограммный – 6 проц,. Средние позиции имеет переносной приемник (17 проц.), входят в употребление радиоприемник с цифровым дисплеем (5 проц.) и цифровой телевизора, через который можно слушать радио (15 проц.). Имеются и дополнительные возможности прослушивания радио у населения России - через мобильный телефон, через Интернет, в системах приема кабельного телевидения.

Расширяет аудиторию радио и то, что восприятие его информации не требует особой подготовленности от слушателя (например, грамотности).

Слушание радио может быть второстепенным делом: его можно слушать, например, выполняя домашнюю работу, управляя автомобилем и т. п. Причем радио способно дать слушателю ощущение человеческого присутствия, так как радиоинформация сообщается «индивидуально окрашенным» голосом диктора, журналиста.

Рис.21.Радиоприемники

Являясь достаточно гибким каналом, радио имеет возможность подстраиваться к ритму и стилю жизни своей целевой аудитории, учитывать при программировании периоды ее занятости в течение дня, время досуга, возможности прослушивания радиопередач и т.п.

Однако в акустической природе радио заложена и его некоторая «ограниченность». Радиослово живет лишь в момент звучания. Если оно упущено слушателем, фрагмент сообщения, а может, и все сообщение может остаться непонятым. Если слушатель включил приемник не с начала передачи или отвлекся — пробел компенсировать невозможно. Передачу нельзя остановить, отложить, нельзя вернуться к ее началу. Чтобы восполнить возникшие пробелы, радиослушателю надо поискать в программе повтор передачи, однако не все они повторяются, или повтор идет в неудобное для данного слушателя время. Чтобы зафиксировать радиоинформацию, можно записать передачу на магнитофон, но обычный слушатель, как правило, этого не делает (исключая, может быть, музыкальные программы). Сегодня Интернет предлагает познакомиться с содержанием передач, даже прослушать их в отложенном режиме.

______________________________________________________________________

Журналисты, работающие на радио, учитывают эти особенности: существуют особые приемы построения радиотекстов, неоднократно повторяются основные новости и т. п. Акустическая природа радио предъявляет специфические требования и к самому журналисту: правильное произношение слов, четкая дикция, артистизм в использовании акустических и лингвистических средств.

 

КАДР

 

Российское радио сегодня. В России по данным на декабрь 2010 г. вещание в основном идет в диапазоне УКВ ЧМ / FM- 62,5 процента выданных лицензий, УКВ -32,1 проц., оставшиеся 5,4 процента лицензий предоставляют возможность работы на средних, длинных и коротких волнах. Именно прием ЧМ/FM-диапазона наиболее доступен для большинства приемников.

Рис.22.Логотип радиостанции «Маяк»

В России сегодня сложились разнообразные бизнес-модели радиостанций, основанные на различных источниках доходов.

Так, основным источником государственных (федеральных, региональных и муниципальных) радиостанций являются дотации. Государственные субсидии получают Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания, которая включает в себя телеканалы и 5 радиостанций: «Радио России», «Маяк», «Культура» «Вести ФМ» и «Юность»-ЮФМ. Государственные станции получают дотации из бюджета, однако также могут получать доход от рекламы, используется и сеть проводного вещания за абонентскую плату.

Также субсидиями пользуется Российская государственная радиовещательная компания «Голос России», которая ведет вещание на русском и иностранных языках на зарубежную аудиторию, и радио «Орфей». Бюджетное финансирование имеют радиостанция «Звезда» и «Милицейская волна».

Рис. 23 Логотип радиостанции «Голос России»

Иная форма дотационной модели - поддержка за счет пожертвований граждан, например, религиозных радиостанций. Так, на сайте православной радиостанции «Радио «Радонеж» заявлено, что оно не транслирует рекламу и существует исключительно на пожертвования своих слушателей.

Большая часть радиостанций зарабатывает за счет размещения рекламы, информационного обслуживания организаций, желающих пользоваться возможностями канала в своих пиар-интересах, а также предоставляя услуги по аудиозаписи и другими коммерческими способами (проведение праздников, концертов, распространение сувениров с символикой станции и др.).

При характеристике содержательного наполнения вещания существенным является понятие формата. Формат может быть рассмотрен как определенный тип составления и верстки программ по жанровым, тематическим и другим признакам, рассчитанный на соответствующую аудиторию.

Как отмечается в отраслевом докладе «Радиовещание в России. Состояние, тенденции и перспективы развития». (М., 2011 г.), «российский радиорынок развивается сообразно с американской теорией форматов. В основе типологии лежит преобладание того или иного типа контента. Музыкальные форматы – музыка. Информационные форматы – новости. Разговорные форматы – разговорный контент» (С.36-37). На современном радиорынке представлено три основных типа форматов: Music, News и Talk, а также их многочисленные разновидности (Music&Talk, News&Talk, All Music, All news, All sport и пр).

КАДР

Наиболее распространены музыкальные станции. Это «Европа Плюс», «Love Radio», «NRJ», «Хит FM», «DFM», «Next», «Первое Популярное радио», «Свежее радио», «Русское Радио» и др. Радиостанции представляют различные музыкальные направления: «Наше радио» - русскоязычный рок, «MAXIMUM»- смесь русскоязычного и западного рока, «ROCK FM»- западный рок. «Nostalgia » - ретро музыка. Русскоязычный музыкальный материал используют «Милицейская волна», «Дорожное радио», «Авторадио», «Радио Дача», «Добрые песни», «Радио Алла».

Рис.24. Логотип радиостанции «Русское радио» и «Авторадио»

В формате Music&Talk (музыкально-разговорное) работают радиостанции: «Серебряный дождь», «Маяк», «Радио Комсомольская правда», «Финам FM».

Информационно-разговорное радио (News&Talk) представлено станциями «Эхо Москвы», «Сити FM», «Коммерсант FM», «Business FM», «Вести FM», «РСН».

Спортивное радио – радиостанции «Спорт» и «Зенит» (Санкт-Петербург).

Радиостанции, работающие по дотационной модели, представляют иные форматы. Так. станции «Культура» и «Орфей» рассматриваются как просветительское радио, т.к. ставят задачи духовного развития аудитории, предлагают с этой целью и лучшие образцы классической музыки, литературных произведений.

К формату «общественное радио». (который понимается как тип программирования, а не форма собственности) относит себя «Радио России», т.к. удовлетворяет самые различные потребности массовой аудитории в сфере информирования, развлечения и пр.

Рис. 25. Логотип радиостанции «Радио России»

В 1990-е годы в нашей стране перестали глушить зарубежные радиоголоса, и на территорию России ведут вещание многие зарубежные радиостанции, в том числе и на русском языке: ВВС, «Свобода», «Deutche Welle» и др.

С 1997 года многие станции ведут вещание в Интернете.

Радиовещание – важнейший стратегический ресурс информационной политики государства, поэтому не ослабевает внимание к радиовещанию внутри страны и возможности вещать на зарубежную аудиторию

 

КАДР

ТЕЛЕВИДЕНИЕ РОССИИ

Литература:

Телевизионная журналистика. М., 2000 –х гг. и здания.

Юровский А. Я. История советской телевизионной журналистики. М., 1982.

Егоров В. В. Телевидение: теория и практика. М., 1993.

От кремня до кремния. М., 1991.

Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития Отраслевой доклад. М, 2010. http://www.fapmc.ru/magnoliaPublic/rospechat/activities/reports/2010.html

Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития Отраслевой доклад. М, 2011.

Рис.26. ТВ-таблица

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: