Виды газет в отечественной журналистике

Газеты могут быть охарактеризованы по разным признакам:

1)по административно-территориальному.

Выделяют газеты общенациональные: распространяются по всей территории России: «Известия», «Российские вести», «Комсомольская правда», «Русь святая» и др.; областные: «Московская правда», «Красное знамя» (Томская обл.) и т д.: городские: «Вечерняя Москва» и т. д.; районные: в Томской области выходят «Сельская правда» (Зырянский район), «Томское предместье» (Томский район), «Земля Чаинская» (Чаинский район) и др.; многотиражные — газеты предприятий, учреждений, вузов: «Альма-матер» (Томский госуниверситет), «Лампочка» (Томский электроламповый завод). Как отмечалось выше, развивается экспансия центральной прессы регионы: создаются региональные выпуски «АиФ», «Комсомольской правды», «Московского комсомольца».

Выходят и международные газеты — для читателей России, стран СНГ и других стран: «Медицинская газета», «Общеписательская литературная газета» (публикует лучшие произведения прозы, поэзии и публицистики авторов России и других государств) «Судьба» (газета международного союза бывших узников концлагерей), «Голос Родины» и др.

«Российская газета» развивает международный проект «Россия поверх газетных заголовков»: ежемесячные приложения на иностранных языках издаются внутри влиятельных мировых изданий. Такие вкладки «РГ» выпускаются в 6 странах: США, Великобритании, Индии, Болгарии, Франции и Бразилии, Италии и Аргентине. Таким образом, общефедеральная газета приобретает международный статус, расширяет информационное присутствие России в других странах.

Дайджесты «Комсомольской правды» можно купить в 45 странах Европы, Азии, Америки и Азии. ИД «Московский комсомолец» также развивает не только региональные, но и зарубежные проекты, выпуская свои иностранные издания разовым тиражом до 200 тыс. экземпляров.

2) по характеру представленной информации выделяют общественно-политические газеты («Известия», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» и т. п.), которые помещают информацию обо всех сферах общественной жизни, и специализированные («Адвокат», «Лесная газета», «Водный транспорт» и др.), которые содержат только или преимущественно специальную информацию о какой-либо сфере жизни, деятельности.

3) по социально-профессиональной характеристике аудитории:

а) издание может быть предназначено для людей, работающих в какой-либо сфере промышленности («Инженерная газета», «Труд»), для занимающихся сельскохозяйственным трудом («Сельская жизнь», «Российская земля», и др.); для читателей делового круга («Деловой мир», «Коммерсантъ» и др.); для служащих в Вооруженных Силах страны («Красная звезда», «Граница России», «Независимое военное обозрение» и др.) и т. д.;

б) учитываются возрастные признаки аудитории. Выходят газеты детские («Детская газета», «Пионерская правда», «Мир детей и подростков«, «Глагол», «Жили-были», «Юный предприниматель», «Школьник» и т. д.); молодежные («Собеседник», «Молодежь Алтая», «Школьник постарше», «Сабантуй»); для пожилых («Ветеран», «Достоинство»);

Рис.8.. Газеты для подростков.

Кадр

в) для женщин предназначены газеты «Натали», «Женская газета», «Советчица», «Дамские секреты», «Деловая женщина», «Прекрасная маркиза», «Сударушка» и т. д.;

г) для семейного чтения — «Семья», «Семейный эконом», «Он плюс она», «Ваш домашний консультант», «Я люблю», «Детский сад со всех сторон», «Дюймовочка».

4) по языковому признаку. В России газеты издаются более чем на 40 языках: аварском, башкирском, бурятском, русском, татарском, чувашском, марийском, якутском, немецком, французском, английском, болгарском и др. Выходят двуязычные газеты: они имеют варианты на русском и другом языке, распространенном в данном районе (например, «Кинеш» — на русском и татарском), или содержат статьи, напечатанные одни — на русском, другие — на втором языке.

Рис.9. Издания на русском и других языках.

5)В последние два десятилетия формируются группы изданий, не свойственные отечественной журналистике прежде. Это качественная и массовая пресса, а также «бульварная».

Качественная пресса (к ней относят газеты «Коммерсантъ», «Известия», «Новая газета» и т.п.) ориентирована на сообщения документальной, общественно-значимой информации, ее анализ; отличается взвешенностью оценок, аргументированностью мнений, и предназначает свои публикации аудитории, имеющей более высокий уровень образования, заинтересованной в получении такого рода социальной информации.

Рис 10.. Лидеры по индексу цитируемости. Источник отраслевой отчет.

Массовая пресса («Комсомольская правда», «Аргументы и факты» с приложениями и т.п.) предназначает свои публикации для информирования самого широкого круга читателей, не столько углубляется в анализ событий, сколько предлагает разнообразные сведения, размещает большой объем «социально интересной», «популярной» информации.

Бульварные издания публикуют скандальные, нередко непроверенные материалы, слухи, сплетни («Желтая газета», «Жизнь», «Очень страшная газета», «Клюква»), используют сенсационную подачу заурядных событий, сообщают сведения о частной жизни известных людей и т.п. Подобные издания не столько информируют, сколько развлекают аудиторию.

Эти виды прессы - в стадии становления. Причем есть издания, которые предлагают читателям и серьезные аналитические статьи, и материалы, рассчитанные на массового читателя («Московский комсомолец»), тем самым расширяя читательскую аудиторию.

КАДР

В начале 1990-х годов появляются или начинают бурное развитие следующие виды отечественной газетной прессы.

Деловая пресса. В 1989-1990 гг. появились «Коммерсантъ», «Деловой мир», «Рынок», «Бизнес и банки», «Карьера» и др. Задача деловой прессы — не просто рассказывать о рынке, а обслуживать рынок, поставлять достоверную информацию, которую можно применить практически. Выходят солидные специализированные издания («Экономика и жизнь», «РБК-daily», «Деловой мир»), были созданы издания для начинающих свое дело, для мелких бизнесменов («Бизнес-практикум», «Деловая женщина»), выпускаются газеты акционеров («Газета вкладчика»), и т. д.

Рис.11. Деловая пресса.

Партийная пресса отстаивает интересы различных политических организации. После перестройки в стране выпускались издания различных партий. Так, выходили газеты: «Господин народ» (учредитель — Республиканская партия РФ), «Молния» (Российская коммунистическая партия), «Христианская политика» (Российская христианско-демократическая партия), «Левая газета» (Социалистическая партия трудящихся), «Срочно в номер» (Партия экономической свободы), «Московский трактир» (Русское национально-освободительное движение), «Демократическая Россия» (партия «Демократическая Россия») и т. д. Постепенно шло сокращение количества политических организаций. Однако и сегодня печатные ресурсы политических партий оцениваются как весьма значительные. Так, КПРФ, помимо газеты "Правда" издает большое количество региональных изданий, общим еженедельным тиражом около 2 млн. экземпляров; еженедельный тираж газеты «Единая Россия» -90 тыс экз.; ежемесячный тираж газеты «ЛДПР» составляет 500 тыс. экземпляров.(Романов И., Мошкин М. Партийная пресса чистит перышки «Независимая газета» 11.01.2007). Значительно возрастают тиражи в предвыборное время, когда в партийных изданиях публикуются агитационные материалы кандидатов от данной партии. В целом, этот вид прессы является «коллективным пропагандистом и организатором», публикуя документы партийных организаций, отражая внутрипартийную деятельность.

Рис.12. Партийная пресса

По данным на 2011 г. в Министерстве юстиции РФ зарегистрировано семь российских партий. Они имеют свои печатные органы (например, «Томская правда», КПРФ, г.Томск), а также официальные сайты в Интернете, что сегодня менее затратно и более эффективно для функционирования организации.

КАДР

Религиозная (клерикальная) пресса. В 1990 г.в нашей стране был принят закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Религиозные организации получили возможность самостоятельно заниматься издательской деятельностью. Сейчас в стране распространяются христианские, мусульманские, буддистские, иудейские и другие газеты и журналы.

Рис.13. Религиозные издания

Выходит большое количество христианских изданий. Их основное содержание — рассказ о деятельности религиозных организаций, об обрядах, праздниках, выдержки из Библии, Евангелия, сообщения о религиозной литературе и т. п.

Выделяют непосредственно церковную печать, принадлежащую разным церковным организациям. Так, создан Издательский Дом «Хроника» Московской Патриархии, он выпускает общецерковную газету «Московский церковный вестник», официальный орган русской православной церкви — «Журнал Московской Патриархии», журнал «Официальная хроника».

Религиозно-общественная печать издается общественными организациями, фирмами, частными лицами, политическими партиями, действующими под христианскими лозунгами. Например, «Татьянин день» (православная газета МГУ), «Путь» (издание Российского христианско-демократического движения), «Православный Санкт-Петербург», «Православная Москва», «Град Китеж» (частные издания) и др.

Активно пополняется группа рекламной прессы: «Контакт», «Призма», «По всей стране», «Туринформ», «Бизнес-реклама», «Услуги и цены», «Коммерческий вестник» и др. Газеты представляют разнообразную рекламную информацию и частные объявления. Многие издания распространяются на бесплатной основе. Стремясь привлечь читателя, который может быть не заинтересован только рекламными сообщениями, такие газеты предлагают и новостную информацию, а рекламно-имиджевые статьи предприятий и организаций маскируют под журналистские сообщения.

Выпускаются развлекательные газеты: «Игра», «КВН-газета», «Клады и сокровища», «Развлекательная газета», «Снип-снап-снуре», «Загадочная газета». Они размещают досуговые материалы, кроссворды, загадки и т.п.

 

КАДР

Газеты учитывают разнообразие интересов читателей:

«Астролог», «Российская музыкальная газета», «Футбол», «Пасека», «Московская охотничья газета», «Опасная ставка», «Русская рулетка» (досье на преступный мир), «Ваши шесть соток», «Мир неизведанного», «Между кошкой и собакой», «Приключения. Тайны. Чудеса» и т.д.

Появились эротические издания («Мистер Икс», «Икс-пресса», «Тутси»).

В последние годы у многих бумажных газет имеются электронные версии: с их материалами можно познакомиться, используя глобальную сеть Интернет. Выпускаются и собственно электронные издания, не имеющие бумажных аналогов.

 

КАДР

ЖУРНАЛ

 

«Журнал — это периодическое издание, содержащее текстовые материалы и иллюстрации, посвященные общественно-политическим, социально-экономическим, научным, производственным, техническим, культурно-эстетическим и другим вопросам». Процитированное «Типовое положение о жур­нале» (М., 1984) выделяет и основные черты этого вида прессы:

журнал состоит из сброшюрованных печатных листов и обложки;

имеет постоянное название,

профиль (научный журнал, литературно-художественный и др.);

периодичность (от 1 номера в неделю до 2-х в год);

определенный объем (как правило, превышающий объем газеты);

обладает определенной тематической направленностью (например, «Балет» или «Физика»);

имеет соответствующее художественно-графическое оформление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: