Исторические сведения

 

У телевидения не было конкретного изобретателя. Его создание было результатом длительного процесса исследований и открытий в области электричества, развития фотографии, теории электромагнитных волн и т. д. В конце 19 века начались целенаправленные исследования эффекта телевидения, т. е. «видения на расстоянии», в нескольких странах Европы. Первоначально телевидение было «механическим» — элементы изображения передавались с помощью специальных механических и электрических устройств или подвижных зеркал. В 1907 г. профессор Петербургского Технологического института Борис Львович Розинг выдвинул идею электронного телевидения, запатентовал использование электронно-лучевой трубки для преобразования электронных колебаний в световые.

В 1920-х годах первые публичные опыты в области телевидения были проведены в Германии, Англии, Италии и Франции, в США. Регулярное публичное вещание первой начала Великобритания в 1936 году.

В нашей стране опытные телепередачи проводились в Москве в 1931 г., а экспериментальное вещание для телезрителей началось в Ленинграде в 1937 г., в 1938 г. — в Москве.

Вторая Мировая война прервала вещание телевидения, с 1946 г. регулярное ТВ-вещание возобновилось в Англии, Франции, США и СССР. С 1967 г. Телевидение в нашей стране стало цветным.

Особенности телевидения объясняются его физической природой. Сообщение передается в форме движущихся изображений, которые сопровождаются звуком. Эта особенность телевидения называется экранностью. Благодаря экранности ТВ-сообщение доступно для восприятия самой широкой аудитории.

Вездесущность телевидения — это способность электромагнитных колебаний, несущих ТВ-сигнал, проникать в точку, где установлен приемник. Этим определяются огромные размеры потенциальной аудитории ТВ.

Во время телепередачи реализуется одновременность наблюдения и показа. Причем есть возможность сообщить о событии в тот момент, когда оно происходит, без фиксации («живой эфир», «прямой эфир»), это качество называют непосредственностью телевидения.

КАДР

Экранность и непосредственность телевидения обусловливают особую достоверность, объективность телеинформации в восприятии аудиторий: создается представление о том, что зрители видели события «собственными глазами». Однако нередко это лишь иллюзия: в арсенале телевизионного журналиста есть немало приемов для передачи своей точки зрения на события, воздействия на восприятие зрителей.

Рассмотрим пример. В зарубежных новостях показывается сюжет о столкновении полиции с толпой молодежи. Полицейские в защитных костюмах пускают в ход дубинки. Молодые люди бросают в полицейских булыжники, бутылки с зажигательной смесью, переворачивают легковые автомобили, устраивая баррикады. Зритель видит это, но как оценить события? Журналист сообщит ему, что происходит: «это полиция разгоняет демонстрацию студентов, протестующих против ограничения их гражданских прав», или это может быть «выступление экстремистской организации, требующей освобождения своего лидера, осужденного за организацию террористического акта». Итак, просто «увидеть собственными глазами» недостаточно, чтобы оценить событие. Нужен комментарий, а всегда ли он объективен? Монтаж, акцентирование отдельных деталей, устранение других и тому подобное способны придать показанному на экране нужное авторам значение.

При создании телевизионной информации используются различные средства: движущееся изображение, речь, музыка, шумы, печатный текст (титры, бегущая строка), цветовое оформление и т. д., то есть телевизионный информационный продукт является синтетическим. Благодаря синтетичности телевидение производит глубокое воздействие на зрителя, большее, нежели материалы прессы.

Однако для ТВ-вещания необходимо сложное дорогое оборудование, подготовленные технические кадры, большие финансовые затраты.

Думается, по глубине исследования вопросов телевизионные материалы уступают публикациям прессы.

КАДР

При возможности выбора из нескольких программ зритель может одновременно смотреть лишь одну, упуская другие. Причем при восприятии передач отсутствует возможность возврата к пропущенному, повтора. В настоящее время телезритель может, в принципе, сделать видеозапись передачи. Идея видео, т.е. записи видеосигнала на носителе, который может быть повторно использован, появилась в середине 1930-х гг. Аппарат для магнитной записи на видеопленке был создан фирмой Ампекс в 1957 году. До конца 1970-х гг. видеозапись была доступна только профессионалам. Однако и сегодня не все население обеспечено такой техникой, да и записывают в основном музыкальные или развлекательные передачи. Сегодня есть возможность просмотра программ в Интернете в режиме отложенного времени.

Аудиовизуальные сообщения, которые получает телеаудитория. Определенным образом организованы. Совокупность аудиовизуальных сообщений, подобранных в соответствии с определенной концепцией и организованных в сетку вещания называется телевизионным каналом. Для характеристики канала важны и технические способы и средства доставки телепродукта зрителям. Таким образом, телевидении может быть представлено как совокупность телевизионных каналов, различных с позиций концепции и технических характеристик.

Модели организации вещания. В США телевидение является коммерческим, источник его доходов — реклама. Япония имеет государственную и коммерческую сеть телевидения. В нашей стране телевидение было полностью государственным.

С 1992 г. идет процесс акционирования телевизионных российских СМИ, создание независимых компаний. Первым у нас был независимый коммерческий канал ТВ-6, созданный Э. Сагалаевым. Государство сохраняет лидирующее положение в эфирном вещании. Так, государственным структурам принадлежит более 50 процентов акций «Первого канала» (остальные — в частных руках.), четыре телевизионных канала принадлежат Всероссийской Государственной Телерадиокомпании.

Развивается эфирное и неэфирное коммерческое телевидение.

Рис. 27. Каналы ВГТРК

КАДР


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: