Конспект урока по учебному предмету композиция на тему «Симметрия»

Касаткина Татьяна. Пед. Образование. 4 курс

Конспект урока по учебному предмету композиция на тему «Ритм как средство композиционного строя» 1 класс, художественное отделение

Тема. «Ритм как средство композиционного строя»

Цель урока. Научить детей составлять ритмическую закономерность в композиции; формирование умения использовать приемы, средства композиции.

Задачи урока:

-познакомить учащихся с понятием ритма в композиции.

- научить находить и видеть в работах известных художников разных эпох, как применяются средства выразительности для передачи художественного замысла;

Оборудование: презентация, проигрыватель.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

Организационный момент.

Определение отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.

Объявление темы урока

Учитель: Добрый день, ребята! Прежде чем начать тему урока, я хочу обратить ваше внимание на изображения (архитектурная постройка, скульптура А. Канова "Три грации", картина Ходлера "Души". Звучит музыка - Бах "Сюита № 3".) Посмотрите внимательно на изображения, вслушайтесь в музыку и ответьте, пожалуйста, что общего между видами искусства, которые вы видите на доске, и музыкой? Что их объединяет? Какая характерная черта присуща для всех видов? (если дети не догадываются, предложить им хлопать в такт музыке) Каким образом вы хлопаете? Рандомно или ссылайтесь на что-то? На что?

Ученики: Мы хлопаем в такт музыки.

Учитель: Верно. А есть ли такт в изобразительных видах искусства?

Ученики: Да, только в изобразительном искусстве это называется ритм.

Учитель: Да. Все верно. Ритм - это одно из выразительных средств, используемых во всех видах искусства. Сегодня на уроке мы познакомимся с важным понятием в композиции - «ритм» и научимся составлять ритмическую закономерность в композиции.

Объяснение нового материала

Учитель: Перед вами две фотографии (натюрморты с фруктами на столе). Что общего в этих изображениях? В чем разница? Какой рисунок вам нравится больше? Почему?

Ученики: 1я, потому что в нем все более понятно.

Учитель: Правильно, во втором рисунке элементы расположены в определенном порядке, равномерно.

Ритм - равномерное чередование каких-либо элементов. Всю жизнь нас сопровождает ритм. Ритм является, прежде всего, одним из основных композиционных начал в природе, он присутствует во многих сферах действительности: в космических явлениях, в органической и неорганической природе (грани кристалла, морской прибой), в повторяемости циклов времен года, в растительном мире, в человеческом организме (ритмы обмена веществ, дыхания, сердцебиения и т. д.).Приведите еще примеры ритма, которые встречаются в природе.

Ритмически построенные композиции бывают очень выразительны. Ритм присутствует практически в любой станковой композиции более или менее явно. Ритмические закономерности характерны не только для изобразительного искусства. На них построены музыка, архитектура, важны они и в других видах искусства.

Метр - Порядок в композиции, при котором её элементы строго повторяются. Метр организует чередование равных по величине элементов через равные промежутки.

Выразительность и, соответственно, сложность ритма повышаются, если интервалы между элементами постоянно изменяются.
В таком случае возможны варианты: закономерный ритм - чередование, повтор элементов закономерно ускоряется или замедляется;
Свободный ритм - расстояния между элементами не носят закономерно-регулярного характера, а растягиваются или сужаются без явной метрики.



Закрепление изученного материала.

Учитель: Итак, ребята. Вы немного ближе познакомились с ритмом. А сейчас приступает к практической части. Вашей сегодняшней задачей будет - изобразить музыку. Это будет абстрактное изображение при помощи акварели или гуаши. Будут по очереди звучать 3 музыкальных произведения, вы выбираете одно из них и изображайте его, в первую очередь акцентируя внимание на ритм. (Звучит "5 Симфония " Бетховена, "Вальс цветов" Чайковского, "Утро" Грига)

Подведение итогов.

Учитель: А сейчас ребята обменяйте работами. Изучите работы ваших одноклассников и попытайтесь понять, какую из 3 мелодий они изобразили. Расскажите, каким образом вы это определили? Что вам помогло в этом? Согласны ли вы с тем, что изображено?

Просмотр готовых работ, обсуждение общих ошибок.

6. Домашнее задание.

 Подберите в интернете фотографии живой природы, архитектуры, как примеры ритма и метра.

Приложение:

 



Конспект урока по учебному предмету композиция на тему «Симметрия»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: