Касаткина Татьяна. Пед. Образование. 4 курс
Конспект урока по учебному предмету композиция на тему «Ритм как средство композиционного строя» 1 класс, художественное отделение
Тема. «Ритм как средство композиционного строя»
Цель урока. Научить детей составлять ритмическую закономерность в композиции; формирование умения использовать приемы, средства композиции.
Задачи урока:
-познакомить учащихся с понятием ритма в композиции.
- научить находить и видеть в работах известных художников разных эпох, как применяются средства выразительности для передачи художественного замысла;
Оборудование: презентация, проигрыватель.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Организационный момент.
Определение отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.
Объявление темы урока
Учитель: Добрый день, ребята! Прежде чем начать тему урока, я хочу обратить ваше внимание на изображения (архитектурная постройка, скульптура А. Канова "Три грации", картина Ходлера "Души". Звучит музыка - Бах "Сюита № 3".) Посмотрите внимательно на изображения, вслушайтесь в музыку и ответьте, пожалуйста, что общего между видами искусства, которые вы видите на доске, и музыкой? Что их объединяет? Какая характерная черта присуща для всех видов? (если дети не догадываются, предложить им хлопать в такт музыке) Каким образом вы хлопаете? Рандомно или ссылайтесь на что-то? На что?
Ученики: Мы хлопаем в такт музыки.
Учитель: Верно. А есть ли такт в изобразительных видах искусства?
Ученики: Да, только в изобразительном искусстве это называется ритм.
Учитель: Да. Все верно. Ритм - это одно из выразительных средств, используемых во всех видах искусства. Сегодня на уроке мы познакомимся с важным понятием в композиции - «ритм» и научимся составлять ритмическую закономерность в композиции.
Объяснение нового материала
Учитель: Перед вами две фотографии (натюрморты с фруктами на столе). Что общего в этих изображениях? В чем разница? Какой рисунок вам нравится больше? Почему?
Ученики: 1я, потому что в нем все более понятно.
Учитель: Правильно, во втором рисунке элементы расположены в определенном порядке, равномерно.
Ритм - равномерное чередование каких-либо элементов. Всю жизнь нас сопровождает ритм. Ритм является, прежде всего, одним из основных композиционных начал в природе, он присутствует во многих сферах действительности: в космических явлениях, в органической и неорганической природе (грани кристалла, морской прибой), в повторяемости циклов времен года, в растительном мире, в человеческом организме (ритмы обмена веществ, дыхания, сердцебиения и т. д.).Приведите еще примеры ритма, которые встречаются в природе.
Ритмически построенные композиции бывают очень выразительны. Ритм присутствует практически в любой станковой композиции более или менее явно. Ритмические закономерности характерны не только для изобразительного искусства. На них построены музыка, архитектура, важны они и в других видах искусства.
Метр - Порядок в композиции, при котором её элементы строго повторяются. Метр организует чередование равных по величине элементов через равные промежутки.
Выразительность и, соответственно, сложность ритма повышаются, если интервалы между элементами постоянно изменяются.
В таком случае возможны варианты: закономерный ритм - чередование, повтор элементов закономерно ускоряется или замедляется;
Свободный ритм - расстояния между элементами не носят закономерно-регулярного характера, а растягиваются или сужаются без явной метрики.
Закрепление изученного материала.
Учитель: Итак, ребята. Вы немного ближе познакомились с ритмом. А сейчас приступает к практической части. Вашей сегодняшней задачей будет - изобразить музыку. Это будет абстрактное изображение при помощи акварели или гуаши. Будут по очереди звучать 3 музыкальных произведения, вы выбираете одно из них и изображайте его, в первую очередь акцентируя внимание на ритм. (Звучит "5 Симфония " Бетховена, "Вальс цветов" Чайковского, "Утро" Грига)
Подведение итогов.
Учитель: А сейчас ребята обменяйте работами. Изучите работы ваших одноклассников и попытайтесь понять, какую из 3 мелодий они изобразили. Расскажите, каким образом вы это определили? Что вам помогло в этом? Согласны ли вы с тем, что изображено?
Просмотр готовых работ, обсуждение общих ошибок.
6. Домашнее задание.
Подберите в интернете фотографии живой природы, архитектуры, как примеры ритма и метра.
Приложение:
Конспект урока по учебному предмету композиция на тему «Симметрия»