Объявление новой темы

Учитель: Ребята, у каждого вас на партах лежат вырезки из цветной бумаги разных размеров и разной формы(геометрические и абстрактные фигуры), кроме этого, у вас есть белые листы формата А5. Попробуйте расположить данные фрагменты на листе так, как считайте нужным.

(Некоторые вырезки гораздо больше формата, поэтому при прикладывании на лист, будут выхолить за его пределы, некоторые - наоборот, непропорционально маленькие)

Теперь посмотрите на то, что у вас получилось. Как вы считаете, все ли гармонично и правильно расположено на листе? Почему? Что бы вы хотели исправить?

Ученики: Фигура выходит за пределы листа. Вырезка очень мала по отношению к листу, поэтому осталось много пустого пространства на листе.

Учитель: Да! Я не озвучила того, что вы могли бы обменятся этими вырезками для того, чтобы дополнить свои работы, но вы решили воспользоваться лишь тем, что было у вас. Поэтому большинство работ с не совсем гармоничной компоновкой. Как вы думайте, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Ученики: О том, как правильно компоновать?

Учитель: Верно. Мы чуть подробнее изучим, знакомую вам, композицию. Рассмотрим основные законы композиции.

Основой любого произведения искусства является композиция, придающая ему единство и цельность. Кроме того, с ее помощью нравственно-художественные взгляды автора получают гармоничное воплощение. У композиции есть свои законы, правила, признаки. Этот вопрос очень обширен, поэтому ограничимся обсуждением лишь малой его части. Речь пойдет об отдельных приемах, с помощью которых достигается наибольшая выразительность картины.

Изучение нового материала

Композиция — это расположение предметов в листе: какие предметы будут в работе, каких размеров, как они расположены друг относительно друга, и на каком формате. «Форматом» в живописи называют размеры и пропорции сторон того листа, холста и другой основы, на которой вы будете писать.

 

Композиция далеко не всегда символический, литературный рассказ. Она и не должна обязательно быть таковым. Часто композиция создана просто для удовольствия. Художнику может приносить удовольствие смотреть на ту композицию, что он создал. Он может создавать композицию только ради этого. Это похоже на музыку: иногда голосом пропевают слова, стараясь донести какой-то смысл, идею, а иногда — просто поют без слов, ради музыки. Если Вы научитесь чувствовать «музыку» картины, не ища в ней литературу, Вы откроете для себя живопись с новой стороны.

Умение составлять композиции- это тоже искусство. И также для овладения искусством компоновки- как способа создавать композицию, потребуется развитие композиционного видения, чутья, развитие чувства прекрасного. А основа прекрасного- это как вы думаете что? Конечно, вы уже поняли, это - гармония.

 

Законы композиции.

Закон целостности.

Целостность как явление, объединяющее элементы, части в единое целое, проявляется везде в природе и обществе и выступает как диалектический закон. Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.

Сущность закона можно раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.

 

Закон контрастов.

Закон контрастов — один из основных законов композиции. Термин «контраст» обозначает резкую разницу, противоположность сторон.

Если не будет противоположностей, не будет контрастов, то не будет их борьбы и единства. Таким образом, без контрастов не может быть борьбы, а стало быть, и движения, изменения, развития. Значит, контрасты в глобальном значении этого понятия — это одно из главных, неотъемлемых условий зарождения, существования, развития материи, а значит, самой жизни.

Поскольку действие контрастов проявляется в законах и природы, и общества, то, безусловно, и во всех областях общественного сознания. В искусстве (в том числе и изобразительном), как одной из форм общественного сознания, также находит свое отражение действие контрастов.

Основными контрастами в изобразительном искусстве являются тоновой (светлотный) и цветовой природные контрасты. На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты, связанные с идеями (контрасты идей, положений), контрасты в построении сюжета (контрасты в нахождении конструктивной идеи) и т. д. Контрасты являются законом композиции, они выражают собой борьбу противоположностей. Без контрастов нельзя создать не только произведения искусства, но даже простое. изображение. Без контрастов изображение сольется с фоном. Контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции. Контрасты в композиции выступают как композиционная сила не только с точки зрения «механики» построения, т. е. построения композиции как какой-то структуры, но и с точки зрения творческого процесса создания художественных образов: большая часть творческого процесса создания художником произведения связана с определением характера контрастов.

 

Закон подчинённости

Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать свое произведение цельным по замыслу и воздействию на зрителя. В работе над произведением художник через композицию выражает то, что его заинтересовало, увлекло, показывает свое отношение к изображаемому, его понимание, т. е. дает нравственную и эстетическую оценку. Таким образом, все, что изображает художник, в особенности по воображению, становится художественным явлением лишь тогда, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию. В противном случае это будет ремесленное, фотографическое копирование объектов реальной действительности. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, движения или состояния относительного покоя, симметрии или асимметрии.

 

Закон воздействия

Полностью закон формулируется как закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости. Предмет, изображенный на однородном поле близко к «раме», в результате привычки у зрителя к ощущению глубины картины (антиципации), вызванной наличием «рамы», воспринимается лежащим близко к плоскости «рамы» или даже частично слитым с ней. Предмет, расположенный не близко к «раме», и особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине. Ровное плоское поле благодаря наличию «рамы» становится пространством, перспективно и метрически еще совершенно неопределенной.

 

 

Как создать композицию?

  1. Определить задачи и цели
  2. Изучить натурную постановку и определить точку зрения
  3. Определить масштаб и характер предмета и правильно расположить лист бумаги
  4. Разместить и уравновесить предметы на плоскости листа
  5. Определить центр композиции. Вводим два понятия в рисунке- композиционный центр и зрительный центр: Зрительный центр — центр картинной плоскости. Композиционный центр это какой- либо основной главный предмет, вокруг которого располагаются второстепенные или вспомогательные предметы. В зависимости от характера объекта изображения композиционный и зрительный центры должны быть или на незначительном расстоянии друг от друга, или совмещаться. Так достигается композиционная целостность. Именно по этому нужно выбирать правильно точку зрения, потому как главный предмет будет перемещаться относительно второстепенных при обзоре. Что касается предметов с падающими тенями, то композиционный центр в этом случае располагается примерно посередине, между предметом и тенью, в зависимости от освещенности предмета, контраста, и направления самой тени. При компоновке отдельных предметов с незначительными падающими тенями композиционный центр попадает на середину предмета.
  6. Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передача характера
  7. Выявление объема предметов

 

 

Практическая работа

 

Задание:   Составление небольших композиций в 6-ти квадратах размеров 10*10 см. Создать правильно построенную композицию по теме "Состояние" из простых геометрических форм или форм, приближенных к ним. Используется при этом фигуры трех цветов (штриховка).

Учитель: Ребята, сейчас приступаем к практической работе. На доске вы видите список чувств, испытываемых человеком. Ваша задача выбрать 6 чувств, состояний(эмоций), которые вы испытали за последние несколько дней и абстрактно изобразить их при помощи геометрических и абстрактных фигур, при этом используя законы композиции.

Список чувств: искренность, живость, восторг, радость, смущение, расстройство, бодрость, лень, неловкость, спокойствие, тепло, покой, ожидание, обида, недоверие, меланхоличность, энергичность, счастье, беспокойство, любопытство.

Итоги урока

Выставка работ учащихся.

 

Учитель: Расскажите, о своих работах, что вы изобразили на них? Какие состояния вы выбрали? С помощью чего вам удалось иго изобразить? Кроме того, я хотела бы услышать вашу оценку своей работы.

 

Рефлексия

С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?

Что было труднее всего?

Что самое важное нужно знать о композиции?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: