Класс, художественное отделение

Тема урока: «Симметрия».

Цели - получение теоретических знаний о симметрии в природе и искусстве, умение применять полученные знания в ходе выполнения композиции.

Задачи:

- знакомство с одним из приемов композиции - симметрией;

 - формирование представления о применении симметрии в живописных работах художников;

- формирование у учащихся умения и навыки выполнения сюжетной композиции в использованием симметрии;

Тип урока: урок  получения новых знаний

Оборудования: презентация

Материалы для детей: простой карандаш, бумага формата А3, гуашь черного и белого цвета, вода, кисти.

Ход урока:

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Подготовьте, пожалуйста свое рабочее место. Нам понадобятся: простой карандаш, бумага формата А3, гуашь черного и белого цвета, вода, кисти.

Объявление темы урока

Учитель: Обратите внимание на изображения на слайде и скажите, что общего между картинами? А что отличает их друг от друга? Обратите внимание на композицию.

Ученики: Они отличаются по цвету, по сюжету, эпохе, стилю. В двух работах есть композиция, а в двух других ее нет.

Учитель: Мы уже касались понятий симметрии и асимметрии на уроках рисунка, строили симметричные фигуры, скажите своими словами, что такое симметричная фигура? Приведите примеры природных симметричных форм. Назовите симметричные предметы, которые окружают нас в мастерской.

Ученики: Симметричная фигура значит, у нее обе стороны, например, левая и правая одинаковые. симметричные листья, фрукты, ягоды... В кабинете симметричная доска, окно, парта...

Учитель: Все, верно. А сейчас мы с вами узнает поближе, что такое симметрия.

Изложение нового материала

Учитель: Слово «симметрия» в представлении людей это элемент чего-то правильного, совершенного, а значит, прекрасного. И это совершенство человек много веков назад уже стремился отразить в своих произведениях. Симметрия в широком смысле - это неизменность каких-либо преобразований музыке, поэзии, архитектуре. Так, двусторонняя симметрия означает, как вы уже говорили,  что левая и правая сторона относительно какой либо плоскости или линии выглядят одинаково. Если сферическое тело (шар) вращать в пространстве вокруг своей оси, то вид его не изменится.

Симметрия -значение слова по словарю Даля: ж. греч, соразмер, соразмерность, равно (или разно)подобие, равномерие, равнообразие, соответствие, сходность; одинаковость, либо соразмерное подобие расположенья частей целого, двух половин.

Вместе с учащимися посматриваем презентацию на тему «Симметрия».

Далее просматриваем с ребятами картинки, на которых изображены дома с отражением в воде.

Учитель: Какое впечатление создает симметричная композиция?

Ученики: покой, тишина, уравновешенность.

Учитель: Законами симметрии пользовались еще архитекторы и скульпторы Древней Греции. Ярким выражением его может служить западный фронтон храма Зевса в Олимпии, на котором многофигурная композиция “Борьба лапифов с кентаврами в присутствии бога Аполлона ”, росписи ваз, фресок.

Если симметричная, как вы уже говорили, композиция создает впечатление покоя, тишины, торжественности, передает чувство уравновешенности, то асимметричной композиции ближе ощущение движения, беспокойства. В такой композиции составляющие части относительно центральной оси неодинаковые.

В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины.

Используя закон симметрии, попробуем передать в эскизах состояние покоя, устойчивости форм одной или несколько фигур.

Но главная задача – сохранить равновесие путем подбора и расположения элементов в пространстве картины и в определениях пропорциях по форме, тону, цвету.

Самостоятельная работа учащихся

Учитель: А сейчас, ребята мы приступим к выполнению самостоятельной работе «Город на реке». Задание мы будем выполнять в технике «негативной симметрии», когда на темном фоне хорошо видны светлые элементы, и абсолютно симметрично расположена другая половина, но уже на светлом фоне - темные элементы.

Приступим к работе. Лист бумаги располагаем горизонтально, и проводим посередине листа горизонтальную линию. Наносим простым карандашом изображения домов разной формы с крышами, окнами, трубами, флюгерами. То же самое рисуем в зеркальном отображении в нижней части листа. В верхней части листа черным цветом мы рисуем дома, а в нижней части листа черный цвет - это фон, дома белые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: