Красавица Аддис-Абеба

 

Не могу не посвятить несколько строк этому замечательному и красивому городу. В переводе с амхарского название столицы Эфиопии переводится как «новый цветок». Город действительно новый, столица находится здесь около века. Аддис-Абеба расположена в небольшой долине между горами, на территории с очень изрезанным рельефом. Центр – почти европейский. Высотные дома, офисы, банки, представительства иностранных компаний, посольства зарубежных стран. Есть европейские магазины, где торгуют «белые люди». Особенно меня поразил магазин итальянской фурнитуры. Там предлагали такой выбор всяческих приспособлений для шитья, вязания, плетения, вышивки и другого рукоделия, что просто захватывало дух. Было много ювелирных магазинов с довольно приличными украшениями из золота, серебра, горного хрусталя, кораллов, жемчуга, слоновой кости, бирюзы и лазурита. Имелся и свой маркат, который считался крупнейшим в Африке. По сути – отдельный город с улицами и переулками, на которых располагались магазины и кафешки. Наш советский человеку, выросший в условиях тотального дефицита и уродства продукции советского легпрома, мог просто потерять голову.

В Аддис-Абебе можно было купить приличные европейские продукты: колбасу и сыр, курятину и печень, всевозможные цитрусовые, бананы и ананасы, огурцы и помидоры, папайю и манго, виноград и клубнику, баклажаны и сладкий перец, сухое и сгущённое молоко, всевозможные мясные и молочные консервы, топлённое и растительное масло различных стран мира. Причём варёная и сырокопчёная колбаса практически не различались по цене. Качество продуктов было отменное. В Аддис-Абебе было множество церквей, как православных, так и католических. Кроме того встречались всяческие современные протестантские церкви и молельные дома, мусульманские мечети. Очень неудобно было попадать на маркат в пятницу. Мусульмане несколько раз в день бросают любой дело, стелют коврик, становятся на колени лицом к Мекке и начинают свой намаз. Ничто и никто им помешать не может, они никого не слышат и не видят, даже если сидят на проезжей части.

В Аддис-Абебе находилось несколько высших учебных заведений. Мы попали однажды в город в день выпуска: весь центр был усеян счастливыми молодыми людьми в чудных чёрных мантиях и квадратных головных уборах с кисточкой, которые прогуливались по городу в окружении своих родственников.

Также в Аддис-Абебе был довольно большой стадион, на котором проводились международные футбольные матчи.

Наши специалисты жили в Аддис-Абебе в четырёх домах: белом (однокомнатные квартиры для переводчиков), зелёном (двухкомнатные квартиры), голубом и розовом (трёхкомнатные квартиры). Белый дом располагался в одном дворе с зелёным, а розовый и голубой стояли в другом дворе. Генералы и их референты жили на виллах, рядышком с офисом ГВС, располагавшимся на юго-западе столицы, в районе, где были посольские апартаменты разных стран. На территории офиса стояло несколько щитовых домов, подобных холлеттским, только с восемью однокомнатными квартирами, в которых жили прапорщики, руководившими солдатами-срочниками.

Там же находился наш кооперативный магазин. Кооперативный потому, что все желающие в нём отовариваться советские специалисты вносили вступительный взнос в местной валюте, а перед отъездом в Союз свой взнос забирали. Этот магазин был аналогом «Совиспано» в Луанде. В нём продавались эксклюзивные советские и импортные консервы, крупы и мука, конфеты, водка, чай, предметы гигиены и прочее. Обычно после зарплаты все затоваривались в нем централизовано, а в остальное время можно было докупать товары по мере необходимости.

В Аддис-Абебе стоял памятник В.И.Ленину: в день рождения Ильича 22 апреля делегация из нашего гарнизона, как впрочем и делегации из других мест, приезжала к этому памятнику и возлагала цветы. Если убрать идеологию, то этот памятник действительно служил какой-то нитью, связывающей нас с далёким домом. Уже дома в Союзе я видела по ТВ как после свержения режима Менгисту Хайле Мариама этот памятник разрушили, дети пинали ногами обломки скульптуры. Не могу сказать, что было жалко или больно – просто немного неприятно.

Уже после свержения режима Менгисту и полного распада Союза в Аддис-Абебе открыли памятник А.С.Пушкину: его предок Ганнибал был вывезен в Россию из северных провинций Эфиопии.

Не могу не описать своих впечатлений от прогулок по столице, да и другим городам Эфиопии. Каждый раз я чувствовала себя, как на сцене: молодая 25-тилетняя белая женщина со светлыми волосами и серо-зелёными глазами была объектом особого внимания. Идёшь по улице и понимаешь, что все мужчины и женщины, дети и старики, все, кто находится от тебя на расстоянии 500 м и видит тебя, смотрят только на тебя. На тебя показывают пальцами, окрикивают, что-то предлагают купить, просят милостыню, показывая свои ужасные раны и увечья. Само собой, начинаешь больше внимания уделять тому, как ты себя ведешь, как идёшь, каково выражение твоего лица, что делает твой ребенок, что ты говоришь, как и что отвечаешь толпе. Если же заходишь в магазин, то какой бы ни была очередь, она расступается сразу и полностью, толпа даёт тебе возможность первой подойти к прилавку. Иными словами, спрятаться от внимания было невозможно, и это ощущение постоянного самоконтроля осталось со мною до сих пор.

МЕСТНЫЙ ОБЩЕПИТ

 

Нельзя писать о стране без рассказа о местной кухне. В выходные в Холлетте мы часто ходили в местные бары, хотя формально нам это было запрещено. Просто заходили выпить хорошего пива, сока или кофе и поесть свежего хорошо приготовленного мяса. Качество еды было великолепным. Все блюда готовились прямо на глазах. Мяса в порции было очень много (новички из советских с такой порцией обычно сразу не справлялись, а эфиопы такую порцию брали на целую компанию из 4-5 человек). К мясу подавалось совсем немного овощей: картофель, морковь, свекла и шпинат. Местные брали ещё и особую лепешку – инджеру, внешне похожую на видавшую виды кухонную тряпку, а по вкусу немного напоминавшую наш чёрный хлеб. Это основа национальной кухни, так называемый эфиопский хлеб. Лепешку эту пекли из тэфа, растения из семейства сорго. Мы же чаще брали пшеничные плюшки, которые выпекались специально для иностранцев. Правда, мука в них была не чисто пшеничная, а с добавлением ещё каких-то злаков, в частности, кукурузы.

Несколько лет назад в интернете я нашла записки российского путешественника по фамилии Волков, который посещал Эфиопию уже в 21 веке. В своем личном журнале он очень подробно описал приключения, сопутствовавшие его двухнедельной поездке по стране. Так вот ему пришлось на эти 2 недели стать вегетарианцем. Он питался только хлебом и салатом из помидор и лука, так как из-за отсутствия у населения холодильников боялся употреблять в пищу мясные блюда местной кухни. Не знаю, возможно он путешествовал совсем в других местах, возможно со временем что-то поменялось, а может, человек он слишком мнительный. Но во времена моего пребывания всё было наоборот: мясо в местном общепите из-за отсутствия холодильников было только парное. Вы могли показать повару, от какой части висящей туши нужно отрезать кусок на заказанное Вами блюдо.

Не могу не вспомнить о кофе. Эфиопия – родина кофе, там есть провинция Каффа, которая считается местом, где впервые стали употреблять этот напиток. Кофе продавался везде, даже на самых бедных базарах. Можно было купить как дикий зелёный кофе, так и сортовой жаренный в зёрнах, и молотый. В местных барах и кафе женщины брали зелёный кофе, жарили его на древесных углях, потом разбивали молотком в порошок. Заваривали в круглых с узким горлом глиняных кувшинах. Кофе у них получался очень крепким, горячим и сладким. Вкуснее кофе я нигде и никогда не пробовала. У меня создалось такое впечатление, что во время его приготовления совершались какие-то магические действия. Мы пробовали делать так же, даже кувшин купили, но так вкусно у нас не получалось никогда. То же самое могу сказать и о чае. Чай там был кенийского происхождения, очень хорошего качества. Готовили его с добавлением различных пряностей: гвоздики, корицы, кардамона и др. Кстати, все эти и многие другие пряности свободно продавались на любом рынке и стоили сущие копейки. И чай был всегда крепким, горячим и сладким. Чай и кофе подавались в маленьких керамических или стеклянных стаканчиках. В культуре эфиопов нет привычки пить чай или кофе с бутербродами, печеньем, пирожными или конфетами. И вообще, там нет ни булок, ни печенья, ни пирожных - очень этого не хватает. Поэтому приходилось всё печь самим, кто как умеет. Очень плохое качество у эфиопских конфет и мороженого. Ещё очень не хватало банальных яблок, они снились по ночам.

Меня поразило, как эфиопские мужчины на Пасху после длительного поста едят сырое мясо. Для этого они используют такие маленькие серпообразные обоюдоострые ножички, которыми они очень ловко срезают с костей и кладут прямо в рот свежую сырую баранину. И глаза у них становятся пьяными от мяса!

Не могу не вспомнить, как в один выходной день мы ездили в соседний с Холлеттой городок Аддис-Алем, который находится еще в 20-ти километрах на запад от нас. Там в центре было несколько удивительных православных церквей, которые мы могли посмотреть только снаружи. Мы же делали вид, что атеисты! Зашли в местный бар, заказали что-то поесть. Каждому из нас принесли по огромному керамическому подносу с высокими бортиками. На этом подносе стояло интересное двухъярусное керамическое изделие, такая посуда на ножках. На нижнем ярусе лежали горящие древесные угли, а на верхнем – мясо и овощи. Хочешь, ешь их сразу полусырыми, хочешь – помешивай и жди, пока пожарится до полной готовности.

 

ПТИЦЫ

 

Побывав в Эфиопии, невозможно не написать о разнообразии и обилии птиц в этой стране. Их можно увидеть везде. Они очень яркие и разные. В горах по ночам постоянно слышались завывания сычиков, они порхали с ветки на ветку, как наши голуби. Садились на деревья низко, рассматривали нас, а мы – их. Ещё в лесах встречались птицы с двумя длинными, полуметровыми белыми перьями в хвосте, вроде райских птиц.

По всей стране водились ярко-зелёные перламутровые птицы среднего размера, которых мы называли «скворцами». Если бы не их цвет, то они действительно были бы очень похожи на скворцов. Однажды в нашем городке в Холлетте мы нашли большую раненую хищную птицу – грифа или стервятника – с очень страшными и опасными когтями и клювом. Несколько дней он сидел на детской площадке, на скамейках возле домов. Его подкармливали сырым мясом несколько дней, пока он не пропал куда-то. А о пеликанах и фламинго я уже писала раньше.

 

ПРИРОДНЫЕ АНОМАЛИИ

Вспоминаются несколько природных явлений, которые меня удивили. Во-первых, снег. Однажды во время возвращения из Аддис-Абебы в Холлетту нас в дороге накрыла туча и пошёл снег. Состоял он не из снежинок, а из очень мелкой ледяной крупы. Но земля очень быстро стала белой. Правда, длился «снегопад» минут 15-20, и уже через полчаса всё растаяло.

Во-вторых, град. Как-то раз в середине дня в горах резко потемнело и стало удивительно тихо. Не было слышно ни птиц, ни животных, ни ветра. И вдруг резко и очень сильно что-то загремело по крышам. Напомню, что крыши наши были из шифера. И по силе звука тот грохот можно было сравнить с артиллерийским обстрелом. Оказалось, что без дождя, «всухую» пошёл град. Градины были огромными по нашим меркам, как мелкое куриное яйцо. Длилось всё это минут 5-10, градом покрылась вся земля. Наша дочка даже успела насобирать градины в свое пластиковое ведерко и заморозить в морозильнике. Потом она доставала их по несколько штук и играла с ними. Не знаю, были ли пострадавшие от этого града в деревне, нам повезло. Град пошёл как раз тогда, когда наши мужчины приехали из училища на перерыв. Все были в своих домах, обедали.

В-третьих, ураганный ночной ветер в пустыне. Однажды в пустыне мы проснулись от того, что ветер просто сдувал нас с кровати и рвал москитную сетку. Стекол в окнах там не было, только сетка. Пришлось выходить ночью в кладовку, которая была в домике для прислуги, искать подходящий фанерный щиток, а потом приваливать его к сетке тяжелыми вещами. И всё равно, несколько раз его срывало, и все приходилось городить заново.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: