Роль и функции группового консультанта

Должен ли ведущий группы быть фасилитатором? Терапевтом? Учителем? Катализатором? Инструктором? Гидом? Исследователем? Техником? Режиссером? Оценщиком? Или всем понемногу?

Ваш ответ на этот вопрос отчасти будет зависеть от ваших теоретических взглядов, но, в конечном счете, он должен быть основан на вашем собственном определении роли консультанта и вашей собственной оценки того, каковы наиболее важные функции консультанта. Существует несколько критериев, в которых пересекаются разнообразные теоретические подходы, например: тип группы и ее цели, обстановка, тип участников и требования к вашей работе.

Прежде чем обсуждать различные взгляды на роль и функции консультанта в групповом процессе, я сделаю краткий обзор некоторых задач, которые я считаю существенно важными для успешного ведения группы.

1. Групповой консультант инициирует и обеспечивает взаимодействие между членами группы в соответствии со способом структурирования группы и избранной моделью поведения.

2. Групповой консультант решает задачу ориентировки членов группы, обучения их тому, как получить максимальную пользу от участия в группе, и помогает им осознать групповую динамику. Эти цели достигаются через поощрение членов группы обратить внимание на направление движения группы и определить, что мешает им работать эффективно, а также Осознать скрытый список проблем, который долженбыть вынесен на обсуждение в группе.

3. Групповой консультант должен обладать способностями к сензитивному, активному слушанию. Только уделяя полное внимание вербальной и невербальной коммуникации членов группы, он может помочьучастникам группы перейти на более глубокий уровень самоисследования и самопонимания. Если эти навыки отсутствуют, подлинная эмпатия и понимание между членами группы и консультантом невозможны.

4. Групповой консультант ответственен за создание атмосферы, позволяющей исследовать личностно значимые трудности. Доверие должно быть установлено на ранних стадиях развития группы, и консультантиграет существенную роль в построении безопасной и поддерживающей атмосферы, в которой клиенты могут раскрыть себя, опробоватьновые способы поведения и переоценить свои ключевые убеждения и ценности.

5. Групповой консультант ответственен за установление ограничений, помощь в установлении групповых правил и защиту членов группы. Хотя консультант не готовит длинный перечень «должен» и «не должен», он должен установить основные правила поведения в группе. Он должен проинформировать членов группы об их правах и обязанностях, сделать акцент на сохранении конфиденциальности на протяжении всего существования группы и предпринять необходимые шаги, чтобы убедиться в физической и психологической безопасности членов группы.

6. Наконец, групповой консультант должен привлечь внимание к тем способам, посредством которых члены группы смогут получить максимальную пользу от группового опыта. Он делает это, используя разъяснение, подводя итоги и интегрируя то, что происходит и чему они научились. Он также помогает членам группы четче определить свои чувства и инсайты, а также поощряет их принять решение о программе действий, которая поможет применить им все то, чему они научились, к повседневной жизни.

Как мы уже видели, каждый терапевтический подход подчеркивает различные функции группового консультанта. Например, личностно-центрированный подход подчеркивает его роль в качестве фасилитатора. Согласно этой модели, группа рассматривается как достаточно сильная, для того чтобы найти правильное направление и раскрыть собственные ресурсы, поэтому консультант выступает в роли фасилитатора и не управляет групповым процессом. Другие подходы рассматривают консультанта как учителя. Рационально-эмотивная поведенческая терапия, терапия реальностью, адлерианская терапия, поведенческая терапия и транзактный анализ основываются на предположении о том, что групповое консультирование — это процесс научения и обучения, а ключевой функцией консультанта является обучение различным навыкам и обеспечение когнитивной схемы, которая позволит достичь переобучения и поведенческих изменений.

Другие модели, такие, как психоаналитический подход, рассматривают консультанта как технического эксперта, который интерпретирует интрапсихические и межличностные процессы, представленные в группе. Другие модели, такие, как экзистенциальный подход, личностно-центрированный подход и гештальттерапия, подчеркивают роль консультанта в том, чтобы помочь членам группы осознать конфликт через переживание значимых отношений с консультантом и членами группы. Как мы уже видели, ваши роли и функции как группового консультанта могут быть весьма разнообразны. То, что вы выберете из всего наличного разнообразия, отчасти зависит от вашей теоретической ориентации. Когда вы изучите различные взгляды на роль и функции группового консультанта, которые я кратко изложил в таблице 16-2, подумайте, какие элементы вы хотели бы использовать для определения вашей роли как группового консультанта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: