Стратегический финансовый контроллинг

ФИНАНСОВЫХ КОНТРОЛЛИНГ

Сущность, необходимость и задачи финансового контроллинга

Под финансовым контроллингом принято понимать функциональную систему планирования, контроля, анализа отклонений, координации, внутреннего консалтинга и общего информационного обеспечения руководства а предприятием. Службы финансового контроллинга на предприятии непосредственно не принимают решения, а осуществляют их подготовку, функциональную и информационную поддержку и контроль за реализацией. Информа цийне обеспечение менеджмента должно осуществляться в понятной для пользователей форме. С этой целью соответствующая информация сначала обрабатывается, обобщается, анализируется и представляется пользователям в форме рапортов, отчетов, докладных записок, резюме, рекомендаций, прогнозов.

Финансовый контроллинг является одним из направлений контроллинга, наряду с такими как контроллинг сбыта, контроллинг производства и закупок и т.д.. Одной из основных задач контроллинга является ориентация управл. Линского процесса на максимизацию прибыли и стоимости капитала владельцев при минимизации риска и сохранении ликвидности и платежеспособности предприятия. Для достижения этой цели финансовый контроле нг (контроллер) решает целый ряд функциональных задач. Система контроллинга усиливает стоимостные ориентиры руководства предприятием черезез:

• раздела сфер деятельности предприятия на центры ответственности в виде центров прибыльности, центров затрат и центров инвестиций;

• анализ отделом маркетинга конкурентоспособности и места предприятия на рынке, постоянного сбора рыночной информации;

• циклический завершен цикл планирования, который включает оперативное бюджетирование - помесячно, поквартально, годовое; инвестиционное, среднесрочное и стратегическое планирование;

• оперативный анализ отклонений от выполнения бюджетов;

• стандартную в пределах предприятия систему отчетности в разрезе центров ответственности;

• расчет и рассмотрение стоимостных показателей

. Таблица 26

Каталог функций и задач финансового контролера

Функции Задача
Финансовая стратегия Активное участие в разработке финансовой стратегии предприятия и координация работы по планированию финансово-хозяйственной деятельности"Продажа"целей и планов Выработка предложений по адаптации организац ной структуры предприятия выбранной стратегии развитияу
Планирование и бюджетирование Разработка и постоянное совершенствование внутренней методики прогнозирования и бюджетирования Обеспечение процесса бюджетирования Участие в разработке инвестиционных и других бюджетов
Бюджетный контроль Внутренний (управленческий) учет = managerial accounting Участие в составлении годовых, квартальных и месячных отчетов Анализ отклонений фактических показателей деятельности от запланированных Обеспечение постоянного анализа и контроля рисков в финансово-хозяйственной деятельности, а также разработка мероприятий по их нейтрализации Выявление и ликвидация узких мест на предприятии Своевременное е реагирования на появление новых возможностей (выявление и развитие сильных сторон) Подготовка отчета о выполнении бюджетов и разработка предложений по корректировке планов и Деятельности (рапортуванняня)
Внутренний консалтинг и методологическое обеспечение Разработка методического обеспечения деятельности отдельных структурных подразделений Предоставление консультаций и рекомендаций руководству предприятия и структурным подразделениям в процессе разработки финансовой стратегии, планирования, разработки и внедрения новых продуктов, процессов, систем
Внутренний аудит и ревизия Обеспечение постоянного контроля за соблюдением сотрудниками установленного документооборота, процедур проведения операций, функций и полномочий в соответствии с возложенными на них обязанностями Проведение в внутреннего аудита и координация своей деятельности с действиями независимых аудиторских фирм при проведении внешнего аудита предприятия Обеспечение сохранности имущества предприятийва

Важнейшими целевыми показателями концепции контроллинга е рентабельность капитала (ROI) и Cash-flow. В рамках системы контроллинга начиная с 1995 г на предприятии в разрезе

отдельных полей деятельности рассчитывается стоимость капитала (собственного и заемного). Сравнение стоимости капитала с рентабельностью отдельных полей бизнеса показывает, какие из них получили дополнительную стоимость а которые уменьшили. Центры доходности, является санационный несостоятельными, нецелесообразно поддерживатьти.

Реализация возложенных на финансовый контроллинг заданий достигается в ходе выполнения службами контроллинга своих функций и использования специфических методов зависимости от выполняемых функций и методологической ческой поддержки финансовый контроллинг разделяют на стратегический и оперативный.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЛИНГ

Финансовые проблемы, которые возникают у субъектов хозяйствования, зачастую обусловлены отсутствием у руководства четких стратегических целей развития, долгосрочных финансовых планов и непониманием миссии ее предприятия. Как следствие, у предприятия возникают сложности с определением потребности в капитале и других видах ресурсов, мощности не загружены, средства замораживаются в неликвидных запаса х, становится имеющейся дебиторская задолженность, отдельные сектора деятельности оказываются убыточными т.п.. Для избегания (или нейтрализации) проблем стратегического характера на предприятии следует ввести меха низмы стратегического контроллингагу.

Под стратегическим финансовым контроллингом понимают комплекс функциональных задач, инструментов и методов долгосрочного (три и более лет) управление финансами, стоимостью и рисками. Считается, щ что временной горизонт стратегического контроллинга неограниченной.

В рамках стратегического контроллинга усилия финансовых служб предприятий концентрируются на выполнении следующих основных задач:

• определение стратегических направлений деятельности предприятия;

• определение стратегических факторов успеха;

• определение стратегических целей и разработка финансовой стратегии предприятия;

• внедрение действенной системы раннего предупреждения и реагирования (перманентный анализ шансов и рисков, сильных и слабых сторон);

• определение горизонтов планирования;

• долгосрочное финансовое планирование: планирование прибылей и убытков, Cash-flow, баланса, основных финансовых показателей;

• долгосрочное управление стоимостью предприятия и доходами его владельцев;

• обеспечение интеграции долгосрочных стратегических целей и оперативных задач, которые ставятся перед отдельными сотрудниками и структурными подразделениями

Важнейшей задачей стратегического контроллинга обеспечения жизнеспособности предприятия в долгосрочном периоде на основе управления существующим потенциалом и создания дополнительных факторов успеха

наличии у предприятия потенциал развития определяется следующими основными факторами:

финансовое обеспечение и возможности привлечения дополнительного капитала;

• наличие квалифицированного персонала;

• наличие надежных и дешевых источников сырья и материалов;

• наличие рынков сбыта продукции,"производственный потенциал;

• эффективная организационная структура;

• высокое качество менеджмента

К основным инструментов стратегического контроллинга относятся анализ сильных и слабых сторон, построение стратегического баланса, портфельный анализ, организационный анализ, функционально-вартис сний анализ, модель жизненного цикла, система раннего предупреждения и реагирования, дискриминантный анализ, анализ shareholder-value, Balanced-Scorecard, бенчмаркинг и ряд дру.

Основными составляющими финансового анализа деятельности предприятия являются:

1) горизонтальный финансовый анализ, который проводится с целью изучения динамики отдельных финансовых показателей, рассчитанных по данным финансовой отчетности за определенный период времени. Рассчитываются абсолютных нет и относительные изменения, темпы роста (прироста) отдельных показателей (доходов, расходов, активов и т.п.) за ряд периодов и определяются общие тенденции их изменения;

2) вертикальный финансовый анализ, основанный на сравнении удельного веса отдельных структурных составляющих;

3) сравнительный финансовый анализ, который проводится для сопоставления плановых и фактических показателей, фактических и нормативных (отраслевых, общих) показателей. Сравниваются такие показатели, как: объем реализации продукции, себестоимость продукции,

4) цены на готовую продукцию и т.д.;

5) анализ финансовых коэффициентов, который заключается в сопоставлении показателей отчетности и / или финансового плана с целью расчета коэффициентов: коэффициент платежеспособности (ликвидности), оценки оборотно ости активов, финансовой стабильности предприятия и т.д.

6) факторный финансовый анализ, который проводится для оценки влияния отдельных факторов на уровень соответствующих результативных показателей

Источниками информации для анализа являются:

1). Бизнес-план деятельности предприятия на отчетный период;

2). Баланс (далее - форма 1), предусмотренный. Положением (стандартом) бухгалтерского учета 2"Баланс", утвержденным приказом. Министерства финансов Украины от 310399 г. № 87, зарегистрировано в. Министер тви юстиции Украины 210699 р за № 396/3689/3689;

3). Отчет о финансовых результатах (далее - форма 2), предусмотренный. Положением (стандартом) бухгалтерского учета 3"Отчет о финансовых результатах", утвержденного приказом. Министерства финансов Украины и от 310399 г. № 87, зарегистрированным в. Министерстве юстиции Украины 210699 р за № 397/3690/3690;

4). Отчет о движении денежных средств (далее - форма 3), предусмотренный. Положением (стандартом) бухгалтерского учета 4"Отчет о движении денежных средств", утвержденного приказом. Министерства финансов Украины в от 310399 г. № 87, зарегистрированным в. Министерстве юстиции Украины 210699 р за № 398/3691/3691;

5). Отчет о собственном капитале (далее - форма 4), предусмотренный. Положением (стандартом) бухгалтерского учета 5"Отчет о собственном капитале", утвержденного приказом. Министерства финансов Украины от 31039 99 г № 87, зарегистрировано в. Министерстве юстиции Украины 210699 р № 399/3692/3692;

6). Декларация по налогу на прибыль предприятия или. Расчет уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом;

7) другая информация, за исключением сведений, которые в соответствии с законодательством составляют государственную тайну

В аналитических таблицах качестве источника информации указываются формы финансовой отчетности предприятий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: