Тема 4. Методы управления рисками

4.1. Классификация методов управления

Современная теория и практика риск-менеджмента выделяет следующие методы управления рисками:

1) уклонение от риска;

2) снижение степени риска (предупреждение);

3) принятие (удержание) риска;

4) передача части или всего риска третьим лицам.

Уклонение   предполагает отказ от участия в рисковых мероприятиях и используется в случаях, если осуществление какой-либо деятельности содержит угрозу существованию бизнеса.

Сутью методов предупреждения является снижение вероятности риска и объемов возможных потерь. Этот метод приемлем для рисков, имеющих высокую вероятность и относительно небольшой объем потерь.

Принятие риска предполагает сохранение всего (или части) риска за компанией и покрытие возможных потерь собственными средствами. Наиболее часто данные методы применяются, если риски маловероятны и возможный ущерб невелик. Одной из проблем применения данного метода является определение размера резервного фонда, предназначенного для покрытия отрицательных последствий риска.

Методы управления подразделяются по признаку  минимизации негативного влияния неблагоприятных событий на методы трансформации риска (осуществляются заблаговременно и направлены на изменение существенных параметров риска) и методы финансирования риска (осуществляются после наступления ущерба и направлены на ликвидацию последствий, формирование финансовых источников, используемых для покрытия ущерба).

К методамтрансформации относятся методы, предполагающие воздействие на условия возникновения неблагоприятных последствий и возможный размер ущерба. Как правило, они нацелены на снижение подверженности риску, уменьшение уязвимости и усиление взаимного влияния рисков в портфеле, которое для носителя рисков будет более благоприятным.

Методы финансирования рисков предполагают создание специальных резервных фондов или обеспечение иных источников финансирования убытков. К ним отнесены: покрытие убытка из текущего дохода; покрытие убытка из резервов; покрытие убытка за счет использования займа; покрытие убытка на основе самострахования; покрытие убытка на основе страхования; покрытие убытка на основе нестрахового пула; покрытие убытка за счет передачи финансирования на основе договора какому-либо субъекту. Классификация методов управления представлена в табл. 15:

Таблица 15

Классификация методов управления рисками

Группа методов Действия в рамках метода Особенности и проблемы применения метода
Уклонение 1) исключение рисковых ситуаций из бизнеса; 2) отказ от ненадежных партнеров и клиентов; 3) отказ от инновационных и инвестиционных проектов при неуверенности в успешной реализации. - отсутствие на практике операций с гарантированным уровнем безрискового дохода; - отказ от прибыли; - снижение конкурентоспособности.
Предупреж-дение и контроль 1) стратегическое планирование; 2) мониторинг; 3) системы контроля качества; 4) обучение персонала; 5) конкурентная разведка. - высокие затраты на управление риском
Сохранение 1) создание резервных фондов;  2) локализация. - отсутствие обязательного роста доходов; - отказ от дополнительных доходов в результате появления риск - шансов; - сложность определения размера резервного фонда
Передача 1) страхование; 2) диверсификация; 3) хеджирование; 4) аутсорсинг. - ограниченное число рисков, поддающихся передаче

4.2. Характеристика методов управления

       Уклонение и лимитирование являются наиболее радикальным методом управления и заключается в попытке избежать любого возможного для компании риска. Решение об отказе от риска может быть принято как на предварительной стадии, то есть на стадии принятия решения, так и позднее, путем отказа от какого-то вида деятельности, в котором компания уже принимает участие, если риск оказался выше предполагаемого. Большинство решений об уклонении принимается на стадии принятия решения, так как отказ от деятельности, в которой фирма принимает участие, влечет значительные финансовые и иные потери для фирмы, а часто затруднителен в связи с контрактными обязательствами.

    Данное направление снижения риска является наиболее простым. Оно позволяет полностью избежать возможных потерь и неопределенности, но, с другой стороны, не позволяет получить тот объем прибыли, который связан с рискованной деятельностью. При использовании этого направления следует учитывать следующие моменты:

· избежание возможных рисков может быть просто невозможным, в частности это касается рисков гражданской ответственности;

· избежание одного вида риска может привести к возникновению других, например, отказ от риска, связанного с авиаперевозками грузов, ставит перед предпринимательской фирмой проблему перевозок авто- или железнодорожным транспортом;

· возможный объем прибыли от занятия определенной деятельностью может значительно превышать возможные потери в случае наступления рисковой ситуации, связанной с данным видом деятельности.

Уклонение от риска заключается в разработке таких мероприятий внутреннего характера, которые полностью исключают конкретный вид риска.

К основным из таких мер относятся:

·  отказ от осуществления операций, уровень риска, по которым чрезмерно высок. Несмотря на высокую эффективность этой меры, ее использование носит ограниченный характер, так как большинство финансовых операций связано с осуществлением основной производственно – коммерческой деятельности и обеспечивающий регулярное поступление доходов и формирование его прибыли;

·  отказ от использования в высоких объемах заемного капитала. Снижение доли заемных средств в хозяйственном обороте позволяет избежать одного из наиболее существенных рисков – потери финансовой устойчивости предприятия.        Вместе с тем, такое избежание риска влечет за собой снижение эффекта финансового левериджа, то есть возможности получения дополнительной суммы прибыли на вложенный капитал;

·  отказ от чрезмерного использования оборотных активов в низколиквидных формах. Повышение уровня ликвидности активов позволяет избежать риска неплатежеспособности предприятия в будущем периоде. Однако такое избежание риска лишает предприятие дополнительных доходов от расширения объемов продажи продукции в кредит и частично порождает новые риски, связанные с нарушением ритмичности операционного процесса из-за снижения размера резервных запасов сырья, материалов, готовой продукции;

·  отказ от использования временно свободных активов в краткосрочных финансовых вложениях. Эта мера позволяет избежать депозитного и процентного риска, однако порождает инфляционный риск, а также риск упущенной выгоды.

    Перечисленные и другие формы избежания риска лишает предприятие дополнительных источников формирования прибыли, а соответственно отрицательно влияет на темпы его экономического развития и эффективность использования собственного капитала. В системе внутренних механизмов нейтрализации рисков уклонение должно осуществляться очень взвешенно при следующих основных условиях:

·  если отказ от одного риска не влечет возникновения другого риска, более высокого уровня;

· если уровень риска несопоставим с уровнем доходности операции;

· если потери по данному риску превышают возможности их возмещения за счет собственных средств предприятия;

· если размер дохода по операции, генерирующей определенные виды риска, несущественен, то есть занимает неощутимый удельный вес в формируемом денежном потоке предприятия;

· если операции носят инновационный характер и по ним отсутствует информационная база, необходимая для определения уровня риска и принятия соответствующих управленческих решений.

В определенной степени, частичным уклонением от риска является лимитирование его концентрации. Этот механизм может использоваться применительно для тех рисков, которые выходят за пределы допустимого уровня. Такое лимитирование реализуется путем установления на предприятии соответствующих нормативов в процессе разработки политики осуществления различных аспектов деятельности предприятия.

Эта система нормативов, обеспечивающих лимитирование концентрации рисков, может включать:

·  предельный размер (удельный вес) заемных средств, используемых в деятельности. Этот лимит устанавливается раздельно для операционной и инвестиционной деятельности предприятия, а в ряде случаев – и для отдельных финансовых операций (финансирования реального инвестиционного проекта; финансирования формирования оборотных активов и т.п.);

·  минимальный размер (удельный вес) активов в высоколиквидной форме. Этот лимит обеспечивает формирование так называемой “ликвидной подушки”, характеризующей размер резервирования высоколиквидных активов с целью предстоящего погашения неотложных финансовых обязательств предприятия. В качестве “ликвидной подушки” в первую очередь выступают краткосрочные финансовые вложения предприятия, а также краткосрочные формы его дебиторской задолженности;

·  максимальный размер товарного (коммерческого) или потребительского кредита, предоставляемого одному покупателю. Размер кредитного лимита, направленный на снижение концентрации кредитного риска, устанавливается при формировании политики предоставления товарного кредита покупателям продукции;

·  максимальный размер депозитного вклада, размещаемого в одном банке;

· максимальный размер вложения средств ценные бумаги одного эмитента;

· максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженность.

 За счет этого финансового норматива обеспечивается лимитирование риска неплатежеспособности, инфляционного риска, а также кредитного риска.

Лимитирование концентрации финансовых рисков является одним из наиболее распространенных внутренних механизмов риск-менеджмента, реализующих финансовую идеологию предприятия в части принятия этих рисков и не требующих высоких затрат.

Рассмотренный метод управления рисками, является более эффективным по отношению к финансовым и коммерческим рискам и его применение при управлении другими рисками нецелесообразно.

В рамках методов предупреждения и контроля за рисками целесообразно применение стратегическое планирования, мониторинга, системы контроля качества и обучение персонала.

Учитывая, что предпринимательский риск подразумевает не только потери, но и наличие шансов, целесообразно внедрение в практику управления рисками инновационных направлений в риск - менеджменте, позволяющих не только минимизировать потери, но и получить дополнительные выгоды.

К таким методам, прежде всего, можно отнести конкурентную разведку (бизнес — разведку). Бизнес - разведка представляет собой сбор и обработку данных из разных источников для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации, снижения предпринимательского риска, проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм.

Сегодняшнее развитие связи и компьютерных технологий сделало полноценную бизнес - разведку технически и финансово доступной как для крупных, так и для средних и малых компаний. Всё это привело к осознанию необходимости её применения во всех отраслях и на всех уровнях экономики.

В настоящее время правильно организованная бизнес - разведка не ограничивается только изучением конкурентов, а проводит исследования в отношении всей среды, в которой функционирует предприятие. В частности, изучается политическая и законодательная обстановка, кадровые перемещения людей, чья деятельность может оказать влияние на компанию, эксперты, способные проконсультировать по тому или иному специальному вопросу, новые технологии, собственные клиенты и поставщики компании.

Конкурентная разведка позволяет решать следующие задачи:

· управление предпринимательскими рисками с целью обеспечения эффективного реагирования компании на быстрые изменения окружающей среды;

· информационное обеспечение процесса выработки управленческих решений, как на стратегическом, так и на тактическом уровне;

· выполнение функций «системы раннего предупреждения» о потенциальных угрозах бизнесу для лиц, принимающих управленческие решения;

· выявление благоприятных для бизнеса возможностей; выявление попыток конкурентов получить доступ к закрытой информации компании.

Применение конкурентной разведки может сыграть ключевую роль в жизни предприятия в следующих сферах: опережение конкурентов в тендерах, оценка потенциальных рисков и благоприятных возможностей при осуществлении коммерческой деятельности и инвестициях, опережение шагов конкурентов в рамках маркетинговых компаний с помощью продуманных упреждающих действий, снижение коммерческих рисков, получение выгод от слияний и поглощений.

 Важным фактором в пользу применения бизнес - разведки является то, что она не требует больших постоянных затрат, но при этом дает преимущества, которые не может обеспечить никакое другое структурное подразделение компании.

К методам передачи риска относятся диверсификация, хеджирование, аутсорсинг и страхование.

Диверсификация - это распределение усилий между разнообразными видами деятельности, непосредственно не связанными друг с другом. В этом случае, если в результате непредвиденных событий один вид деятельности будет убыточным, другой вид все же будет приносить доход.

    В своей деятельности предприниматель может использовать следующие типы диверсификации:

1) Концентрическая диверсификация – расширение номенклатуры, которые с технической или маркетинговой точки зрения схожи с выпускаемой предприятием продукцией. Например, для строительных фирм, наряду с промышленным и гражданским строительством – строительство коттеджей, гаражей, дачных домиков, торговых павильонов, капитальный и текущий ремонт помещений. Этот вид диверсификации не требует дополнительных значительных вложений в процесс деятельности, так как не будет изменен профиль производства.

2) Горизонтальная диверсификация – расширение своего ассортимента изделиями или услугами, которые не связаны с основной деятельностью предприятия, но могут вызвать интерес у потребителей.

3) Конгломерантная диверсификация – расширение своего ассортимента, изделиями, не имеющими никакого отношения ни к применяемой фирмой технологии, ни к ее нынешним товарам и сферам деятельности. На практике чаще всего встречается использование горизонтальной диверсификации.

Необходимо отметить, что метод диверсификации позволяет снижать производственные, коммерческие и инвестиционные риски. Именно конгломератная диверсификация используется основной массой предприятий в настоящее время. Этот механизм используется, прежде всего, для нейтрализации негативных финансовых последствий несистематических видов рисков. Вместе с тем, он позволяет минимизировать в определенной степени и отдельные виды систематических рисков. Принцип действия механизма диверсификации основан на разделении рисков, препятствующем их концентрации.

Характеризуя механизм диверсификации в целом, следует отметить, что он избирательно воздействует на снижение негативных последствий отдельных рисков. Обеспечивая несомненный эффект в нейтрализации комплексных рисков несистематической группы, он не дает эффекта в нейтрализации подавляющей части систематических рисков, в первую очередь инфляционного и налогового. Поэтому использование этого механизма носит на предприятии ограниченный характер. Кроме того, на практике диверсификация может не только уменьшить, но и увеличить риск. Увеличение риска происходит в случае, если предприниматель вкладывает средства в область деятельности, в которой его знания и управленческие способности ограничены. В этом случае необходимо удерживаться от соблазна, поддерживать неудачный бизнес за счет прибылей, получаемых в других областях деятельности, так как подобная практика может привести к тому, что вся прибыль будет потрачена на убыточную отрасль.

Таким образом, диверсификация – это метод управления рисками дающий возможность предприятиям получение дохода от вложения средств в определенные проекты не связанные с основной деятельностью. Использование диверсификации может предотвратить банкротство и создать условия для дальнейшего функционирования компании.

Распространенным методом управления финансовыми рисками является хеджирование путем осуществления соответствующих операций с производными цен­ными бумагами.

 Данный метод является высокоэффективным механизмом уменьшения возможных финансовых потерь при наступлении рискового случая. Однако он требует опре­деленных затрат на выплату комиссионного вознаграж­дения брокерам, премий по опционам и т.п. Тем не менее уровень этих затрат значительно ниже, чем уровень затрат по внешнему страхованию рисков. Разнообразные формы хеджирования рисков уже получили распространение в практике отечественного риск-менеджмента.

В зависимости от используемых видов производных ценных бумаг различают следующие механизмы хеджи­рования рисков:

· приобретения опционов на закупку товаров и услуг, цена на которые в будущем увеличится;

· заключение фьючерсных контрактов на закупку расту­щих и цене товаров.

Первый способ, то есть приобретение опционов на закуп­ку товаров и услуг, позволяет предпринимательской фирме получить уверенность в том, что интересующие ее товары или услуги по заранее известной цене ей гарантированы. надежности. Так как опцион является разновидностью ценной бумаги, по истечении срока действия он может иметь вторичное хождение, то есть может быть перепродан на бирже по своей текущей котировке.

Возможность перепродажи опциона несет в себе следую­щие преимущества для предпринимательской фирмы:

·  компания может приобрести опционы не только у самих по­ставщиков необходимого товара или услуги, но и у их временных держателей;

· компания может приобрести опционы на снабжение еще до получения заказов на продукцию, для производства которой обеспечивается снабжение. В том случае, если заказ на производимую продукцию не поступит, фирма имеет возможность продать опцион на излишке зака­занные товары и услуги. В данной ситуации компания избегает возможных потерь, свя­занных с риском неполучения заказа на производимую продукцию.

Второй способ — это заключение на бирже с поставщика­ми растущих в цене товаров и услуг фьючерсных контрактов на их закупку.

Зарегистрированные на бирже фьючерсные контракты, как и опционы, могут быть вторично проданы по особой цене, как поставщиком, так и заказчиком.

Заключая фьючерсный контракт на покупку товара или ус­луг, компания, с одной стороны, получает некоторую гарантию получения товара или услуги в нужный срок по оговоренной цене, снижая тем самым риск снабже­ния и инфляционный риск. С другой стороны, не лишается возможности отказаться от кон­тракта в том случае, если она найдет альтернативные каналы снабжения и сможет заключить другой, более выгодный контракт.

Снижение степени подверженности риску возможно за счет применения аутсорсинга. Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от англ. «outsourcing») и дословно переводится как использование чужих ресурсов. Иными словами, аутсорсинг – это передача на договорной основе непрофильных функций другим организациям, которые специализируются в конкретной области и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами. Таким образом, применение аутсорсинга – это стратегия управления, которая позволяет оптимизировать функционирование организации за счет сосредоточения деятельности на главном направлении.

Отдельным аспектом деятельности компании в направлении минимизации рисков является страхование. Так как страхуемые риски не включаются в программу риск-менеджмента они являются самостоятельной областью изучения.

Каждый из перечисленных методов риск - менеджмента имеет как определенные преимущества, так и недостатки. По­этому на практике целесообразно использование определенных комбинаций инструментов управления рисков, а оптимальная поли­тика управления риском должна быть такой, чтобы предельные затраты на её проведения не превышали результатов от её использования.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные методы управления рисками.

2. Охарактеризуйте ситуации в которых компании целесообразно уклонится от рисков?

3. Дайте определение диверсификации?

4. В каких ситуациях оправдано применение конгломератной диверсификации?

5. Поясните сущность хеджирования рисков и области его применения.

6. Какие преимущества дает применение конкурентной разведки?

7. Дайте определение аутсорсинга/

Тесты

1. Методы управления рисками, предполагающие исключение рисковых ситуаций из бизнеса, носят название:

а) методы диверсификации риска;

б) методы компенсации риска;

в) методы уклонения от риска;

г) методы локализации риска.

2. Методы управления рисками, основанные на четкой идентификации источников риска, носят название:

а) методы диверсификации риска;

б) методы компенсации риска;

в) методы уклонения от риска;

г) методы локализации риска.

3. Методы управления рисками, относящиеся к упреждающим методам управления, носят название:

а) методы трансформации риска;

б) методы уклонения от риска;

в) методы локализации риска.

4. Методы управления рисками, связанные с распределением риска между стратегическими партнерами, носят название:

а) методы конкурентной разведки;

б) методы компенсации риска;

в) методы диверсификации риска;

г) методы локализации риска.

5. Процесс снижение риска за счет увеличения разнообразия видов деятельности, рынков сбыта или каналов поставок носит название:

а) конвергенция;

б) фокусирование;

в) диверсификация;

г) дифференцирование.

6. Снижение риска за счет увеличения количества поставщиков, позволяющего ослабить зависимость предприятия от конкретного поставщика, – это:

а) диверсификация рынка сбыта (развитие рынка);

б) диверсификация видов хозяйственной деятельности;

в) диверсификация закупок;

г) диверсификация инвестиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: