5.1. Юридические основы страховой деятельности в РФ
Нормативно-правовая база страховой деятельности включает:
I уровень. Общие правовые акты.
Общее законодательство охватывает правовые акты, регулирующие деятельность всех субъектов права, включая страховщиков. Ими устанавливаются организационно-правовые формы и порядок создания предприятий, договорные правоотношения, правила налогообложения и т.д.
1. Гражданский кодекс РФ, гл. 48 «Страхование» специально посвящена вопросам организации страхового дела;
2. Налоговый кодекс РФ (часть 2);
3. Трудовой кодекс РФ;
II уровень. Специальное страховое законодательство: Законы, положения, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, распоряжения по вопросам страховой, финансовой и инвестиционной политики страховых организаций; профессиональные кодексы, правила страхования, формирования и размещения страховых резервов и др.
III уровень. Подзаконные акты - разъяснения к актам I и II уровней, инструкции, методические рекомендации, указания, нормативы.
|
|
IV уровень. Ведомственные нормативные документы - внутренние документы, регламентирующие страховую, финансовую и инвестиционную деятельность страховых организаций - представлены указаниями и рекомендациями Федеральной службы по страховому надзору (ФССН).
5.2. Предпосылки и принципы страхования
Главными предпосылками страхования являются:
1) наличие рискового сообщества;
2) осуществление страховой выплаты только при условии наступления страхового случая;
3) страхование только определенных рисков, ущерб от наступления которых подлежит денежной оценке.
Принципы страховой деятельности:
1. Принцип эквивалентности выражает требование равновесия между доходами страховой организации и ее расходами. Риск угрожает многим лицам, но лишь немногие из них действительно затрагиваются страховыми случаями. Выплаты по страховым случаям покрываются за счет взносов многих страхователей, избежавших данного риска. Доходы от страховой деятельности складываются из страховых взносов, уплачиваемых страхователями. Расходы представлены страховыми выплатами и затратами на содержание страхового предприятия. При превышении доходов над расходами страховая компания имеет прибыль от страховой деятельности. Если возникают убытки, то это приводит к невозможности выполнения обязательств перед страхователями.
2. Принцип случайности состоит в том, что страховаться могут только события, обладающие признаками вероятности и случайности их наступления. Понятие «случайность» означает, что хотя с возможностью наступления данного события приходится считаться исходя из жизненного опыта, однако в каждом отдельном случае неизвестно, будет ли вообще иметь место данное событие или в какой момент времени оно наступит.
|
|
5.3. Страхование как часть системы финансовых отношений
Страхование представляет собой часть системы финансовых отношений общества, так как оно связано с формированием и использованием страховых денежных фондов, обеспечивающих потребности общественного воспроизводства. Предоставление страховой защиты — это вид финансовых услуг, которые производят и продают страховые организации. Вместе с тем страхование имеет ряд особенностей, отличающих его от других элементов финансовой системы, а именно:
а) страховые фонды образуются в основном на базе перераспределения денежных доходов и накоплений, образующихся в процессе первичного распределения национального дохода. Поэтому страхование зависит от тенденций экономического развития и состояния экономической конъюнктуры;
б) для страхования характерна замкнутая раскладка ущерба и рамках создаваемого страхового фонда. Средства данного страхового фонда расходуются для компенсации ущерба только его участников.
Страхование основано на предпосылке, что число страхователей, попавших в страховой случай, существенно меньше, чем общее число участников фонда. При этом страхователь имеет право на страховую выплату только при условии наступления страхового случая;
в) страхование предусматривает перераспределение или выравнивание ущербов по территории и во времени. Для успешного выравнивания рисков страховые организации значительное внимание уделяют обоснованию размеров страховых взносов, называемых страховыми премиями, уплачиваемых страхователями. Размер страховой премии определяется с учетом вероятности наступления ущерба и его предполагаемого размера. Используются такие инструменты выравнивания рисков, как страховые надбавки, скидки, схемы совместного страхования и перестрахования.
Специфика страхования как экономической категории определяется следующими признаками:
• случайным характером наступления страховых событий;
• выражением ущерба в натуральной или денежной форме;
• объективной потребностью в возмещении ущерба;
• реализацией мер по предупреждению и преодолению последствий конкретного события.
Страхование включается в экономическую категорию финансов, однако имеет ряд отличий от категорий «финансы» и «кредит»:
1) финансам всегда присущи денежные отношения, формирование денежных средств, а страхование может быть и натуральным;
2) страхование всегда привязано к возможности наступления страхового случая, т.е. страховые отношения носят вероятностный характер. Использование средств страхового фонда связано с наступлением и последствиями страховых случаев;
3) если доходы государственного бюджета формируются за счет взносов (платежей) физических и юридических лиц, то использование этих средств выходит далеко за рамки плательщиков данных взносов, при страховании происходит перераспределение ущерба как между территориальными единицами, так и во времени. Страхование предусматривает замкнутое перераспределение ущерба с помощью специализированного денежного страхового фонда, образуемого за счет страховых взносов;
4) движение денежной формы стоимости в страховании подчинено степени вероятности нанесения ущерба в результате наступления страхового случая.
Вместе с тем, имеются определенные схожие черты страхования:
- с финансами — при страховании возникают перераспределительные отношения по формированию и использованию специализированного страхового фонда;
|
|
- с кредитом — средства страхового фонда подлежат возврату (это относится, прежде всего, к страхованию жизни); при имущественном страховании и других видах страхования выплаты страхового возмещения производятся только при наступлении страхового случая и в размерах, обусловленных соответствующими документами. Экономическое содержание этих выплат отлично от возврата страховых платежей.
5.4. Государственный надзор за страховой деятельностью
Государственная политика по организации и регулированию деятельности страхового рынка реализуется через Департамент Росстрахнадзора и Федеральную службу страхового надзора (ФССН).
Основные функции ФССН:
• выдача лицензий страховщикам на осуществление страховой деятельности;
• аттестация страховых актуариев;
• ведение единого Государственного реестра субъектов страхового дела и их объединений, реестра страховых брокеров;
• контроль платежеспособности страховщиков;
• установление правил формирования и размещения страховых резервов;
• контроль за обоснованностью страховых тарифов;
• установление показателей и форм учета страховых операций, отчетности о страховой деятельности;
• осуществление расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций.
5.5. Лицензирование страховой деятельности
Лицензия - это документ, удостоверяющий право ее владельца на занятие определенной деятельностью на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных в лицензии.
Лицензирование страховой деятельности осуществляется органами страхового надзора.
Страховщики должны иметь лицензию на каждый вид страховой деятельности.
Под лицензируемой страховой деятельностью понимается деятельность страховых организаций, связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.
Другие виды деятельности в страховании — оценка рисков, определение размеров ущерба, посредническая деятельность, консультирование — в лицензиях не нуждаются.
|
|
Как правило, лицензия не имеет ограничений по срокам действия. Исключение составляют новые виды страхования, на которые выдаются временные лицензии на срок, указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на один год. Лицензия действует на определенной территории, заявленной страховщиком.
Лицензия выдается отдельно на добровольное и обязательное страхование. В лицензии, выдаваемой страховщику, указываются предусмотренные классификацией виды страхования в соответствии со ст. 32.9 ФЗ РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 172-ФЗ).
Все документы страховые организации и страховые брокеры подают в службу страхового надзора и в срок, не превышающий 60 дней, выдаются лицензии или дается отказ в получении лицензии. При отказе соискателю в выдаче лицензии, он может повторно подать документы в органы страхового надзора не ранее чем через два года.
При выявлении нарушений со стороны страховщиков ФССН может:
1) давать предписания по устранению недостатков;
2) ограничивать или приостанавливать действие лицензии;
3) принимать решение об отзыве лицензии.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте четырехуровневую нормативно-правовую базу регулирования национальной системы страхования.
2. Расскажите о предпосылках развития страхования.
3. Какие принципы страхования вам известны?
4. Каковы особенности страхования, отличающие его от других элементов финансовой системы?
5. Каковы общие черты и отличия категории «страхование» в сравнении с категориями «финансы» и «кредит»?
6. Какие основные функции выполняет Федеральная служба страхового надзора (ФССН)?
7. Каков порядок лицензирования страховой деятельности?
8. Какие санкции применяет ФССН к страховым организациям?
Тесты
1. К принципам страховой деятельности относятся следующие:
а) риска;
б) случайности;
в) гласности;
г) все ответы верны.
2. К функциям ФСН не относится:
а) контроль за обоснованностью страховых тарифов;
б) проведение экспертизы страхового случая;
в) ведение единого государственного реестра страховщиков
3. Страховая компания подала в ФССН документы на получение лицензии для осуществления нового вида деятельности. Временная лицензия выдается на срок, указанный в заявлении, но:
а) не более, чем на 1 год;
б) не более, чем на полгода;
в) не менее, чем на 2 года.