Тема 5. Организационно-правовые основы страхового дела

5.1. Юридические основы страховой деятельности в РФ

Нормативно-правовая база страховой деятельности включает:

I уровень. Общие правовые акты.

Общее законодательство охватывает правовые акты, регулирую­щие деятельность всех субъектов права, включая страховщиков. Ими устанавливаются организационно-пра­вовые формы и порядок создания предприятий, договорные право­отношения, правила налогообложения и т.д.

1. Гражданский кодекс РФ, гл. 48 «Страхование» специально посвящена вопросам организации стра­хового дела;

2. Налоговый кодекс РФ (часть 2);

3. Трудовой кодекс РФ;

II уровень. Специальное страховое законодательство: Законы, положения, указы Прези­дента РФ, постановления Правительства РФ, распоря­жения по вопросам страховой, финансовой и инвестиционной политики страховых организаций; профессиональные кодексы, правила страхования, формирования и размещения страховых резервов и др.

III уровень. Подзаконные акты - разъяснения к актам I и II уровней, инструкции, методические рекомендации, указания, нормативы.

IV уровень. Ведомственные нормативные документы - внутренние документы, регламентирующие страховую, финансовую и инвестиционную деятельность страховых организаций - представлены указа­ниями и рекомендациями Федеральной службы по страховому надзору (ФССН).

5.2. Предпосылки и принципы страхования

Главными предпосылками страхования являются:

1) наличие рискового сообщества;

2) осуществление страховой выплаты только при условии насту­пления страхового случая;

3) страхование только определенных рисков, ущерб от наступления которых подлежит денежной оценке.

Принципы страховой деятельности:

1. Принцип эквивалентности выражает требование равновесия ме­жду доходами страховой организации и ее расходами. Риск угрожа­ет многим лицам, но лишь немногие из них действительно затраги­ваются страховыми случаями. Выплаты по страховым случаям по­крываются за счет взносов многих страхователей, избежавших данного риска. Доходы от страховой деятельности складываются из страховых взносов, уплачиваемых страхователями. Расходы представлены стра­ховыми выплатами и затратами на содержание страхового предпри­ятия. При превышении доходов над расходами страховая компания имеет прибыль от страховой деятельности. Если возникают убытки, то это приводит к невозможности выполнения обязательств перед страхователями.

2. Принцип случайности состоит в том, что страховаться могут только события, обладающие признаками вероятности и случайно­сти их наступления. Понятие «случайность» означает, что хотя с возможностью на­ступления данного события приходится считаться исходя из жиз­ненного опыта, однако в каждом отдельном случае неизвестно, бу­дет ли вообще иметь место данное событие или в какой момент времени оно наступит.

5.3. Страхование как часть системы финансовых отношений

Страхование представляет собой часть системы финансовых отно­шений общества, так как оно связано с формированием и использова­нием страховых денежных фондов, обеспечивающих потребности об­щественного воспроизводства. Предоставление страховой защиты — это вид финансовых услуг, которые производят и продают страховые организации. Вместе с тем страхование имеет ряд особенностей, отли­чающих его от других элементов финансовой системы, а именно:

а) страховые фонды образуются в основном на базе перераспре­деления денежных доходов и накоплений, образующихся в процессе первичного распределения национального дохода. Поэтому страхование зависит от тенденций экономического развития и состояния экономической конъюнктуры;

б) для страхования характерна замкнутая раскладка ущерба и рамках создаваемого страхового фонда. Средства данного страхового фонда расходуются для компенсации ущерба только его участников.

Страхование основано на предпосыл­ке, что число страхователей, попавших в страховой случай, существенно меньше, чем общее число участников фонда. При этом страхователь имеет право на страховую выплату только при условии наступления страхового случая;

в) страхование предусматривает перераспределение или вырав­нивание ущербов по территории и во времени. Для успешного выравнивания рисков страховые организации значи­тельное внимание уделяют обоснованию размеров страховых взносов, называемых страховыми премиями, уплачиваемых страхователями. Раз­мер страховой премии определяется с учетом вероятности наступления ущерба и его предполагаемого размера. Используются такие инструмен­ты выравнивания рисков, как страховые надбавки, скидки, схемы совместного страхования и перестрахования.

Специфика страхования как экономической категории определя­ется следующими признаками:

• случайным характером наступления страховых событий;

• выражением ущерба в натуральной или денежной форме;

• объективной потребностью в возмещении ущерба;

• реализацией мер по предупреждению и преодолению послед­ствий конкретного события.

Страхование включается в экономическую категорию финансов, однако имеет ряд отличий от категорий «финансы» и «кредит»:

1) финансам всегда присущи денежные отношения, формирова­ние денежных средств, а страхование может быть и натуральным;

2) страхование всегда привязано к возможности наступления страхового случая, т.е. страховые отношения носят вероятностный характер. Использование средств страхового фонда связано с насту­плением и последствиями страховых случаев;

3) если доходы государственного бюджета формируются за счет взносов (платежей) физических и юридических лиц, то использова­ние этих средств выходит далеко за рамки плательщиков данных взносов, при страховании происходит перераспределение ущерба как между территориальными единицами, так и во времени. Страхование пре­дусматривает замкнутое перераспределение ущерба с помощью спе­циализированного денежного страхового фонда, образуемого за счет страховых взносов;

4) движение денежной формы стоимости в страховании подчи­нено степени вероятности нанесения ущерба в результате наступле­ния страхового случая.

Вместе с тем, имеются определенные схожие черты страхования:

- с финансами — при страховании возникают перераспредели­тельные отношения по формированию и использованию специали­зированного страхового фонда;

- с кредитом — средства страхового фонда подлежат возврату (это относится, прежде всего, к страхованию жизни); при имущест­венном страховании и других видах страхования выплаты страхового возмещения про­изводятся только при наступлении страхового случая и в разме­рах, обусловленных соответствующими документами. Экономи­ческое содержание этих выплат отлично от возврата страховых платежей.

5.4. Государственный надзор за страховой деятельностью                                         

Государственная политика по организации и регулированию деятельности страхового рынка реализуется через Департамент Рос­страхнадзора и Федеральную службу страхового надзора (ФССН).

Основные функции ФССН:

• выдача лицензий страховщикам на осуществление страховой деятельности;

• аттестация страховых актуариев;

• ведение единого Государственного реестра субъектов страхового дела и их объединений, реестра страховых брокеров;

• контроль платежеспособности страховщиков;

• установление правил формирования и размещения страховых резервов;

• контроль за обоснованностью страховых тарифов;

• установление показателей и форм учета страховых операций, отчетности о страховой деятельности;

• осуществление расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций.

5.5. Лицензирование страховой деятельности

Лицензия - это документ, удостоверяющий право ее владельца на занятие определенной деятельностью на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных в лицензии.

Лицензирование страховой деятельности осуществляется орга­нами страхового надзора.

Страховщики должны иметь лицензию на каждый вид страховой деятельности.

Под лицензируемой страховой деятельностью понимается деятельность страховых организаций, связанная с формированием специальных денежных фондов (стра­ховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.

Другие виды деятельности в страховании — оценка рисков, опреде­ление размеров ущерба, посредническая деятельность, консульти­рование — в лицензиях не нуждаются.

Как правило, лицензия не имеет ограничений по срокам действия. Исключение составляют новые виды страхования, на которые выдаются временные лицен­зии на срок, указанный в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на один год. Лицензия действует на определенной тер­ритории, заявленной страховщиком.

Лицензия выдается отдельно на добровольное и обязательное страхование. В лицензии, выдаваемой страховщику, указываются предусмотренные классификацией виды страхования в соответствии со ст. 32.9 ФЗ РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 172-ФЗ).

Все документы страховые организации и страховые брокеры подают в службу страхового надзора и в срок, не превышающий 60 дней, выдаются лицензии или дается отказ в получении лицензии. При отказе соискателю в выдаче лицензии, он может повторно подать документы в органы страхового надзора не ранее чем через два года.

При выявлении нарушений со стороны страховщиков ФССН может:

1) давать предписания по устранению недостатков;

2) ограничивать или приостанавливать действие лицензии;

3) принимать решение об отзыве лицензии.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте четырехуровневую нормативно-правовую базу регулирования национальной системы страхования.

2. Расскажите о предпосылках развития страхования.

3.  Какие принципы страхования вам известны?

4. Каковы особенности страхования, отличающие его от других элементов финансовой системы?

5.  Каковы общие черты и отличия категории «страхование» в сравнении с категориями «финансы» и «кредит»?

6.  Какие основные функции выполняет Федеральная служба страхового надзора (ФССН)?

7.   Каков порядок лицензирования страховой деятельности?

8.   Какие санкции применяет ФССН к страховым организациям?

Тесты

1. К принципам страховой деятельности относятся следующие:

а) риска;

б) случайности;         

в) гласности;

г) все ответы верны.

2. К функциям ФСН не относится:

а) контроль за обоснованностью страховых тарифов;

б) проведение экспертизы страхового случая;

в) ведение единого государственного реестра страховщиков

3. Страховая компания подала в ФССН документы на получение лицензии для осуществления нового вида деятельности. Временная лицензия выдается на срок, указанный в заявлении, но:

а) не более, чем на 1 год;

б) не более, чем на полгода;

в) не менее, чем на 2 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: