Краткий терминологический словарь

Вели́кая францу́зская револю́ция (фр. Révolution française) — крупнейшая трансформация социальной и политической систем Франции, произошедшая в конце XVIII века, в результате которой был уничтожен Старый порядок, и Франция из монархии стала республикой свободных и равных граждан. Началом революции стало взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а её окончанием разные историки считают 27 июля 1794 (Термидорианский переворот) или 9 ноября 1799 года

Война за независимость - война 1775-1783 гг., которую американские колонии вели против Англии.

Государственный переворот 2 декабря 1851 года — переворот, приведший к ликвидации Второй республики и установлению Второй империи во Франции.

Гражданская война - Война 1861-1865 гг. между северными штатами США, оставшимися в Союзе, и южными штатами, вышедшими из него и образовавшими Конфедерацию. Победа северян положила конец рабству и позволила сохранить Союз.

Гротеск. Вид художественной образности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Издревле присущ художественному мышлению (произведения Аристофана, Лукиана, Ф. Рабле, Л. Стерна, Э.Т.А. Гофмана, Н. В. Гоголя, М. Твена, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, М. Е.Салтыкова-Щедрина).

Идеал эстетический – художественное представление о желаемом или должном, точнее изображение прекрасного как должного. Применительно к литературе – это тот художественный мир, который возникает в произведении из соотнесения жизни, как она есть и какой она должна быть в представлении писателя.

Ирония – скрытый (часто противоположный) смысл очевидного значения слова или фразы.

Июльская революция известно так же как Три славных дня — восстание в июле 1830 года во Франции, приведшее к свержению Карла Х11 и возведению на престол его «кузена» (фактически дальнего родственника) Луи-Филиппа, герцога Орлеанского. Она ознаменовала переход от одной конституционной монархии — реставрации Бурбонов к другой — Июльской монархии, переход власти от дома Бурбонов к его младшей ветви, Орлеанскому дому, торжеством принципа народного суверенитета над принципом божественного права короля, а также установление либерального режима и окончательное торжество буржуазии над земельной аристократией.

Лейтмотив (от нем. Leitmotiv – руководящий, ведущий мотив) – конкретный образ, проходящий сквозь творчество писателя или отдельное произведение, настойчиво повторяемый, многократно упоминаемая отдельная деталь или даже слово, служащее ключевым для раскрытия замысла писателя.

Лирический герой – условное литературоведческое понятие, охватывающее весь круг произведений, созданных поэтом; на его основе создается целостное представление о творчестве поэта. Внутренний мир лирического героя раскрывается не через поступки и события, а через конкретное душевное состояние, переживание определенной жизненной ситуации в данный момент.

Маньеризм (от итал. maniera – манера, стиль) – течение в европейском искусстве XVI века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения Основным эстетическим критерием М. становится субъективная «внутренняя идея» художественного образа, рождающаяся в душе художника. Творчество ранних маньеристов (Понтормо, Россо Фьорентино, Беккафуми, Пармиджанино), выступивших в 20-х годах XVI века, проникнуто трагизмом и мистической экзальтацией. С 1540-х годов М. превращается в господствующее направление в придворном искусстве; живопись этого периода отмечена холодной, «академичной» официальностью, педантичным аллегоризмом и принципиальным эклектизмом художественной манеры (Дж. Вазари, Ф. Цуккари, Дж. П. Ломаццо).

О́да – жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою, или отдельное произведение такого жанра.

Предромантизм – течение в литературе XVIII в., отдельными чертами подготавливающее романтизм. Наиболее ярко предромантизм проявился Англии. Для английского предромантизма характерен отказ от просветительской гармонии, от веры в прогресс, интерес к национальной старине, к эпохе средневековья, ко всему «готическому» (что для просветителей было синонимом варварского и неразумного).

Реализм (позднелат: realis – вещественный, действительный) – один из основных художественно-творческих принципов (методов) литературы и искусства ХХ вв, осознававшийся как воспроизведение подлинной сущности первичной реальности, общества и человеческой личности. <… >///реализм предполагает художественный историзм (воплощенное в образах представление о действительности как закономерно, поступательно развивающейся и о связи времен в их качественных различиях) и художественный детерминизм (обоснование того, что происходит в произведении, выводимое из социально-исторических обстоятельств, непосредственно показанных, так или иначе затронутых либо подразумеваемых) Художественный детерминизм – это не просто наличие типических характеров и обстоятельств, а их типическая связь <…>. (С.И.Кормилов. Реализм //Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. редактор и сост. А.Н. Николюкин.- М.: Интелвак, 2001. С.858-863)

Революция 1848 года во Франции (фр. Révolution française de 1848) — буржуазно-демократическая революция во Франции, одна из европейских революций 1848—1849 гг. Задачами революции было установление гражданских прав и свобод. Вылилась 24 февраля 1848 в отречение от престола некогда либерального короля Луи-Филиппа I и провозглашение Второй республики. В президенты нового государства был избран в дальнейшем ходе революции, после подавления социал-революционного восстания в июне 1848, племянник Наполеона Бонапарта Луи-Наполеон Бонапарт.

Реставрация Бурбонов – восстановление власти монархов – представителей династии Бурбонов во Франции на период с 1814 по1830 годы.

Романтизм – (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. XVII – 1-й пол. XIX вв. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и "бесконечному", жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности – основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков – героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами "мировой скорби", "мирового зла", "ночной" стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска поэтику двоемирия. Интерес к национальному прошлому (нередко – его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма. Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. XIX в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности). Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному, что определило главенство музыки и лирики в романтизме. В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо – в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Главные представители романтизма в литературе – Новалис, Жан Поль, Э. Т. А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев; в музыке – Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен; в изобразительном искусстве – живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России – О. А. Кипренский, А. О. Орловский. Теоретические основы романтизма сформировали Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг.

Романтическая ирония – прием, требующий изображения реального мира в сопоставлении с идеальным, так, чтобы пороки и недостатки реального мира были очевидны. Одновременно происходит и сопоставление идеального мира с реальным, идеальный мир как бы «проверяется» с целью показа его недостижимости. Романтическая ирония – это попытка в парадоксальной форме установить единство и борьбу противоположностей, найти их диалектическую связь.

Романтический герой – герой романтического произведения, который чаще всего не был обобщением типических черт современника, а создавался как бы наоборот – по контрасту с современником. Если буржуа мелок, корыстен, не способен на большие чувства, то романтический герой масштабен, великодушен, охвачен неистовой страстью. Романтический герой по самой сути своего мироощущения не приемлет окружающего мира.

Романтическое двоемирие – романтическое представление о двуединой неразрывной сущности действительности и человека, противопоставление несовершенному реальному миру идеального мира фантазии писателя.

Сонет – (итал. sonetto, – твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия - терцета (на 2 или 3 рифмы),

Тип  (греч. –typos – образец) – в произведениях литературы и искусства образ, в индивидуальных чертах которого воплощены наиболее характерные признаки лиц определенной категории (Литературная энциклопедия терминов и понятий. /Гл. редактор и сост. А.Н. Николюкин.- М.: Интелвак, 2001. С 1074)

Хронотоп (от греч. chronos – время и topos – место, пространство) – отражение в художественных произведениях реальной действительности, естественными формами существования которой являются пространство и время, составляющие некое единство (Бахтин). Ввиду знаковой, символической природы литературы художественное пространство и время не вполне конкретизированы,условны, прерывны и фрагментарны, что обусловлено неравномерным ходом сюжетного времени, его задержкой в точках описаний, отступлениями вспять, параллельным течением в разных сюжетных линиях и т.д.

Художественный метод – определенная совокупность (системы) принципов идейно-художественного познания и образного воссоздания действительности.

Элегия  ( греч. Elegia от elegos - жалобная песня ) – лирический жанр, стихотворение с характером задумчивой грусти.

Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, перипетия, развязка; пролог и эпилог. Перипетиярезкая, неожиданная перемена в течение действия и судьбе персонажа. Она часто встречается в произведениях с ярко выраженной интригой, в сюжетах авантюрного характера.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: