Гуманистическое начало в романе Ф.Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”

Литература эпохи Возрождения:специфика и тенденции развития, основные авторы.

Можно говорить о том, что начало эпохи Возрождения началось в Италии. Связано это с тем, что именно в этом государстве впервые в мире начался отход от феодального строя к капиталистическому (из-за этого многие города Италии становились в огромной степени независимыми).

Освобождение от феодализма - освобождение от церковного гнёта, который останавливал развитие человека. Связано это с тем, что в христианском миропонимании человек - жалкая тварь, которая в процессе жизни должна искупать свои грехи перед богом. Людям надоела эта идеология, они начали понимать, что вокруг них огромный мир, в котором они могут многое исследовать, поэтому многие учёные отказываются от богословия в пользу изучения естественных наук. В это время зарождается радостное мировидение, где очень много площади для исследования природы и себя. Более того, знания становятся доступны широкому кругу лиц, поэтому учёные творят труды понятные всем. Так можно охарактеризовать период раннего Ренессанса, который был в 13-15 веках.

Второй этап Р. характеризуется тем. что знания начинают служить людям высших сословий, всё таки феодальное неравенство сохраняется в связи с чем и знания всё же сохраняют некую элитарность. Однако существовал и прогресс, так система образования была изменена, человек изучал не все науки, как дочерние от богословия (отчего они становились ограниченными), но каждая наука становится самостоятельной, отчего падают аскетические церковные рамки. Также в это время выдвигаются идеи того, что к каждому ученику нужен индивидуальный подход, и от каждого нужно требовать по его способностям. Этот этап длился с 15 по 16 век.

Третий этап Р. характеризуется тем, что человек начинает понимать многообразие мира, отчего ему становится сложно воспринимать действительность, да и в себе он начинает видеть пороки, которые вполне могли образоваться из-за классового неравенства. В это время писатели созидают произведения, в которых описываются нехорошие качества человека (Шекспир “Макбет”) и трудности создания хорошего общества (Свифт “Путешествия Гулливера”).

 


 


Данте “Божественная комедия”: между средневековьем и Возрождением.

Действительно можно согласиться с Энгельсом и сказать, что Данте - последний поэт Средневековья и первый поэт Ренссанса, можно сделать этот вывод из сочетания этих двух стихий в “Божественной комедии”.

Так как “Комедия” стоит на границе этих двух эпох, она взяла в себя и то и другое, являясь наследницей Средневековья и родоначальницей Возрождения.

К чертам Средневековья можно отнести саму композицию произведения. ио она напоминает такой Средневековый жанр, как описание мучений человека в жизни (кстати, нечто подобное можно найти и русской литературе, это церковные жития), да и саму атмосферу произведения, ведь Ад, Чистилище и Рай являются местами, куда люди, по богословию,, попадают после смерти. Здесь можно говорить о том, что после смерти существует другая жизнь, её благополучие зависит лишь от действий человека. От Р. же здесь то, что (это очень ярко в Аду) Данте по ходу всего произведения делает выводы о действиях других людей. Их грехи сделали с ними то, что они сейчас есть, они нарушали законы благого существования, нарушали законы, по которым человек совершенствуется, нарушили гуманизм (взять хотя бы графа Уголино).


 

Ф.Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” в контексте народной смеховой культуры.

Может показаться, что “ГиП” - юмористическое произведение. в котором великаны совершают безумные вещи. Но если вспомнить про гуманизм и прибавить к этому народную культуру, то всё становится шире.

Вкратце суть народной культуры (которая могла развиваться в различных ярмарках, которые становились местами, где всё незаконное, становилось смешным и приятным [вспоминаются Великие Дионисии в Древней Греции]) заключалась в том, что при помощи смеха человек изобличал всё ему неприятное, можно сказать уничтожал, при этом создавался перегной для чего-то нового и светлого.

Что же до “ГиП”, то если вспомнить некоторые сюжеты, то можно сказать, что Рабле как раз-таки и описал всю эту амбивалентность, в которой смех является разрушающим и рождающим началом. Вспомним обучение Гаргантюа, сначала он обучался средневековыми методами, при которых всё сводилось к зубрёжке, молодой великан в своём разуме всё переиначивал, и получалась белиберда. Когда же Пантагрюэля начали обучать при помощи контакта с природой, взаимодействия с ней всё пошло как по маслу (для тебя, тупой Володя на экзамене, осмеяна здесь сама система обучения).

Также можно вспомнить сюжет об одержании победы над Пикрхолом, который олицетворял старый феодальный устрой. Этот феодал пошёл войной на разумных великанов, и потерпел позорное поражение, после которого он был раздет и побит. Сами же великаны представляют собой разумное начало, в котором учитывается равенство людей (взять хотя бы Телемское аббатство), затем эти великаны разумно правили на землях Пикрохола.

Сами же образы великанов гиперболизированы, наверняка это сделано для того, чтобы показать что созидательное начало, которое они вершат, должно быть великим и действительно созидающим. Так во рту одного из великанов находится целая страна, а друго при акте дефекации породил очередную расу людей (здесь, кстати, маячит идея телесного низа, так из переваренной/умершей пищи рождаются люди). Также телесно начало заставляет Пантагрюэля развиваться, когда он переворачивает люльку, дабы попросить еды. А все эти телесные низы и высмеивались в смеховой культуре.


 



Гуманистическое начало в романе Ф.Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”.

Помимо того, что “ГиП” высмеиваются отрицательные черты Средневековья, они ещё и исправляются. При воспоминании Понократа, приходит в голову идея, которая была довольно-таки популярна среди учёных-гуманистов - идея создания идеального человека, которого при помощи постоянных и разносторонних занятий Понократ пытается сделать такого человека из Пантагрюэля.

Также хорошим примером может быть Телемское аббатство, в котором как раз-таки и собраны эти идеальные и благовоспитанные люди, причём в это общество не попадает никто недостойный, просто потому что ему туда не надо. В этом месте люди ведут размеренное идеальное существование, особенности которого Рабле не раскрывает, наверняка это связано с тем, что на тот момент развития ещё не было таких ментальных технологий для создания/описания этого общества. Так в Телемском аббатстве была свобода, но свобода была не у индивидов, но у целого общества, оно было независимо от внешних факторов, от феодального гнёта, этакая утопия.

В произведении Рабле показывает и положительные и отрицательные стороны персонажей, но он ими восхищается, из чего можно сделать вывод, что Рабле уважал в них то, что было присуще людям, которые склонны ошибаться.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: