Международно-правовые стандарты в социальной сфере

 

Социальная сфера находится в орбите международно-правового регулирования на универсальном и региональном уровнях. Причем если для универсального уровня характерна международно-правовая регламентация посредством классических международно-правовых и международных актов, то на региональном уровне, в частности под эгидой межгосударственных интеграционных объединений, а также в рамках двусторонних отношений, государства используют более широкий арсенал средств, в который входят международные договоры, решения международных организаций и их органов, концепции, рекомендации, программы и т.д[20].

Международно-правовое регулирование на универсальном уровне представлено в первую очередь международными договорами (например, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.). Также нельзя не сказать и о Всеобщей декларации прав человека 1948 г., которая сама по себе носит рекомендательный характер, но ее положения в силу всеобщего признания большинством государств приобрели характер международно-правовых обычаев. Следует также указать на важнейшие региональные международные акты, которые содержат европейские стандарты в социальной сфере, среди них: Европейский кодекс социального обеспечения 1964 г., Европейская конвенция о социальном обеспечении 1972 г., Европейская социальная хартия 1996 г.

Таким образом, важнейшей новеллой XX в. стало появление международных правовых актов, содержащих международно-правовые стандарты в социальной сфере. Роль международно-правовых стандартов в социальной сфере трудно переоценить.

1. Являясь в большинстве случаев международно-правовыми нормами, вытекающими из международных договоров Российской Федерации, международно-правовые стандарты в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ становятся частью российской правовой системы. Это, в свою очередь, означает, что закрепленные в международных договорах международно-правовые стандарты в социальной сфере должны внедриться в российскую правовую систему с помощью определенных имплементационных каналов либо, если этого не требуется, действовать напрямую как самоисполнимые международно-правовые нормы[21].

2. Имплементация международно-правовых стандартов в социальной сфере, а также их непосредственное применение предопределяют их реализацию в правовой системе государства. О том, насколько эффективна подобная реализация международно-правовых стандартов социальной направленности в государстве, непосредственно свидетельствует уровень жизни населения, поскольку один из ключевых международно-правовых стандартов в социальной сфере - право на достойное вознаграждение за труд, закрепленный в Пакте о социальных, экономических и культурных правах 1966 г., своего рода золотой стандарт трудового права, не только олицетворяет собой справедливое отношение к труду работника, но и создает правовую нагрузку для государства, частных работодателей, бизнеса, при этом запрещая принудительный труд и эксплуатацию[22].

3. Не менее важны международно-правовые стандарты в сфере медицины, пенсионного обеспечения, защиты детства и молодежи, в сфере культуры и образования. Причем важно иметь в виду, что соблюдение и внедрение таких стандартов должно быть максимально инклюзивным, т.е. рассчитанным на как можно более широкий охват слоев населения.

4. В демократическом правовом государстве, которым является Российская Федерация, отдельные наиболее значимые международно-правовые стандарты в социальной сфере закреплены в Конституции РФ 1993 г. (ст. 37, 38, 39, 41, 43 и т.д.). Это свидетельствует о социальной направленности государства на активное развитие, что особо важно ввиду перманентных экономических кризисов, политической напряженности в мире, общеэкономического спада.

5. Международно-правовые стандарты в социальной сфере все чаще находят свое отражение в деятельности международных организаций и интеграционных объединений. Несмотря на то что пока они еще детально не проработаны в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., на евразийском пространстве в рамках СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства России и Беларуси имеется разветвленный набор международно-правовых и международных средств регламентации отношений регионального характера в социальной сфере. Широкий арсенал международных правовых и рекомендательных средств, которым располагают государства постсоветского пространства, обусловлен тесными взаимосвязями этих государств, близостью законодательных решений, общими правовыми традициями и юридическими школами.

В связи с этим следует отметить такой международный акт, как Концепция согласованной социальной политики государств - членов Евразийского экономического сообщества, принятая решением N 335 Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 18 апреля 2007 г.

Рассматриваемый международный документ исходит из того, что основными целями согласованной социальной политики являются:

- разрешение актуальных социально-экономических проблем и расширение возможностей для человеческого развития посредством координации стратегических направлений социального развития государств - членов ЕврАзЭС;

- создание методологической основы укрепления сотрудничества и углубления интеграции в социально-гуманитарной сфере;

- мониторинг реализации социальной политики и прогнозирования последствий социальных реформ.

Необходимо учитывать, что при формировании согласованной социальной политики государств евразийского пространства наиболее оправданной является реализация принципа гибкой интеграции, заключающегося в определении стратегических целей, социальных стандартов и индикаторов, уровня поэтапного формирования социальной политики Евразийского экономического сообщества. По нашему мнению, принцип гибкой интеграции должен получить свое развитие и в деятельности Евразийского экономического союза после вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе.

При этом каждая сторона может определить свой план действий по достижению общих задач, принимая во внимание национальные интересы и финансово-экономические возможности.

Таким образом, реализация международно-правовых стандартов в социальной сфере на уровне межгосударственных объединений, исходя из членства государств в международных организациях, свидетельствует о том, что социальная интеграция в современных условиях играет все более активную роль в развитии государства и общества. В связи с этим процесс социальной интеграции направлен на решение следующих основных задач:

- обеспечение достойного уровня и качества жизни населения в государстве;

- преодоление бедности;

- содействие продуктивной занятости;

- усиление социальной защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения;

- использование возможностей институтов гражданского общества и повышение социальной ответственности бизнеса.

С учетом вышеизложенного нельзя не отметить, что, несмотря на свой рекомендательный характер, Концепция согласованной социальной политики государств - членов Евразийского экономического сообщества имеет огромное значение для скоординированного международного сотрудничества государств на евразийском пространстве, так как определяет общий вектор международного и внутригосударственного развития в социальной сфере. Вместе с тем нельзя не учитывать то обстоятельство, что рекомендательный характер рассматриваемого документа предполагает его добровольное выполнение с учетом тех средств, включая финансовые, которые сочтет необходимыми соответствующее государство. Однако принятие подобного документа уже говорит о стремлении государств - участников ЕврАзЭС к проведению согласованной социальной политики, что является важнейшим условием построения региональной интеграции, так как в ее процессы вовлекаются не только государства, бизнес-объединения и иные экономические факторы, но и человек с его социальными интересами и устремлениями.

Следует отметить и такой международный акт, действующий под эгидой Содружества Независимых Государств, как Концепция формирования правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах Содружества, принятая 31 мая 2007 г.

В рассматриваемой Концепции СНГ отмечается: к приоритетным задачам в социальной сфере относится ратификация ряда документов, в которых содержатся международные стандарты защиты социально-экономических прав и свобод, позволяющая закрепить эти стандарты в национальном законодательстве и устранить возможные противоречия с действующей системой права. Так, к числу не ратифицированных некоторыми государствами Содружества относится программная Конвенция МОТ N 117 "Об основных целях и нормах социальной политики". В ней содержится положение, исключительно важное для законодательства государств Содружества: определение прожиточного минимума с учетом таких основных потребностей семей трудящихся, как продукты питания и их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование.

В связи с этим следует указать, что Российская Федерация не является участником Конвенции МОТ N 117. Кроме того, большинство государств-участников Конвенции - развивающиеся государства, что отчасти демонстрирует подход экономически развитых государств к участию в международных договорах, регламентирующих важнейшие социальные вопросы на унифицированной международно-правовой основе, включая прожиточный минимум.

По нашему мнению, для эффективного функционирования механизма реализации согласованной социальной политики на международном и государственном уровнях с учетом формирования Евразийского экономического союза необходимо осуществление ряда мероприятий, включая следующие:

- гармонизация и унификация законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в ключевых сферах: медицина, здравоохранение, образование, трудовая политика, занятость и миграция;

- разработка системы унифицированных социальных гарантий и индикаторов, приемлемых для апробации и внедрения на уровне государств - членов Евразийского экономического союза, в первую очередь Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан;

- укрепление социального партнерства и социальной ответственности;

- институциональное развитие органов социальной сферы, в том числе на международном уровне;

- стабильное и достаточное финансовое обеспечение проводимых мероприятий;

- поэтапный мониторинг и контроль за реализацией осуществляемых мероприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: