Теоретическая справка

Основоположником теории черт считается Г. Олпорт.

Согласно теории черт, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт. При этом предполагается, что порядок субъекта на шкале выраженности личностных черт остается одним и тем же в разных ситуациях. В ходе тестирования при таком подходе личность соотносится с готовой системой координат, в рамках которой измеряется выраженность заранее заданных свойств.

 Мотивы научного поиска Г. Олпорта были связаны с категорическим неприятием того взгляда на личность, который предлагала психоаналитическая теория. Г. Олпорт считал, что завышение роли бессознательного часто приводит сторонников этой теории к ошибочным выводам о личности, и поэтому стремился найти способы диагностики личностных особенностей, основываясь исключительно на осознаваемых особенностях поведения. Поиск таких осознаваемых особенностей Г.Олпорт начал с составления каталога всех слов, которые, так или иначе, характеризуют человека. Исходил он при этом из того, что отчетливые особенности личности должны быть отражены в языке (то, что осознается людьми, то получает название).

В 1936 году Г.Олпорт и Х.Одберт на основе тщательного анализа английской лексики выделили 17953 определений, с помощью которых можно описать особенности поведения человека. Убрав из этого списка те слова, которые обозначали способности человека, его физические особенности («толстый», «рыжий»), преходящие состояния (отглагольные прилагательные типа «сконфуженный») и т.д., авторы оставили только те термины, которые относились к устойчивым особенностям человека, определяющим способы его адаптации к условиям жизни. К их числу относятся, например, «агрессивность», «настойчивость», «замкнутость», «мягкость» в общении с другими и т.д. Сокращенный на этих основаниях список слов оказался значительно меньше, но по-прежнему оставался необъятным для целей экспериментального анализа: в него входило 4504 слова (или, придерживаясь терминологии Г. Олпорта, 4504 черты).

Для использования в практических целях такая классификация черт была явно непригодна: она оставляла неизменным список из 4,5 тысяч черт, работать с которым было невозможно, не давала представления о взаимодействии разных черт, о причинно-следственных отношениях между разными чертами. Тем не менее, список черт, составленный Г.Олпортом и Х.Одбертом, можно было использовать как отправную точку для создания структуры личностных свойств.

Р. Кеттелл был первым, кто предложил применить для выявления основных свойств личности метод факторного анализа, который до этого использовался в качестве способа упорядочивания экспериментальных данных.

Известно, что факторный метод заключается в математическом анализе корреляций внутри некоторой группы данных. В факторных исследованиях обычно применяются три источника данных:

1."L"-данные ("Lift record data"), полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Чаще всего их получают путем формализации оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемых в определенных ситуациях и в течение некоторого периода времени. "L"-данные хороши для установления тех признаков поведения, которые нуждаются в измерении. Однако данный источник информации о личности имеет ряд недостатков. Во-первых, восприятие человека всегда несколько искажено, в связи с особенностями личности самого эксперта. Во-вторых, на оценку влияют отношения между испытуемым и экспертом (хорошие или плохие, отношения типа руководитель – подчиненный). В-третьих, требуется специально обучать экспертов и выделять им какое-то время для наблюдения за испытуемыми.

2. "Q"-данные ("Questionnaire data"), полученные с помощью опросников и других методов самооценок. Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации "Q"-данные занимают центральное место в личностных исследованиях. "Q"-данные также в довольно сильной степени подвержены искажению. Причины искажения носят познавательный и мотивационный характер и зависят от уровня самооценки испытуемого.

 3."T"-данные ("Objective test data"). Эти данные базируются на создании контролируемых экспериментальных ситуаций. Их получают в результате объективного измерения поведения без обращения к самооценкам или оценкам экспертов.

Р. Кеттелл первоначально исходил из "L"-данных, полученных Г. Олпортом и Х.Одбертом. В 1946 г. он предпринял попытку уменьшить список черт, разработанный этими авторами, до рациональной величины. Список был разделен на синонимические группы. Из каждой такой группы были отобраны по одному термину, выражающему, по мнению Р. Кеттелла, основное смысловое содержание соответствующей синонимической группы. Таким образом, список личностных черт был сокращен до 160. Чтобы придать списку законченный вид, Р. Кеттелл дополнил его 11 терминами из толкового словаря, получив, таким образом, 171 «описательную переменную».

Для дальнейшего сокращения Р. Кеттелл воспользовался услугами большой группы экспертов, которые оценивали степень своего знакомства с каждой из черт личности. Для выяснения группового мнения экспертов Р. Кеттелл провел взаимную корреляцию оценок и выделил 36 корреляционных плеяд, внутри которых находились высоко коррелирующие характеристики, которые, по-видимому, выражали одни и те же суждения. Как и ожидалось, все плеяды содержали пары характеристик, имеющие высокие отрицательные корреляции. Например, "разговорчивый – молчаливый", "доверчивый – подозрительный", "веселый – печальный" и т.д. Таким образом, Р. Кеттелл получил набор из 36 биполярных прилагательных, который он затем расширил до 46 пар путем включения специальных терминов, взятых из работ других исследователей.

Согласно Р. Кеттеллу, выделенные пары прилагательных соответствуют «поверхностным чертам» личности. «Исходные черты», составляющие основу поверхностного поведения, он определял путем дальнейшего факторного анализа экспертных данных, в результате которого удалось выделить основные личностные черты. К каждой черте были подобраны вопросы, ответы на которые показывали, в какой степени та или иная черта выражена у данного человека. В результате был создан опросник, позволяющий оценить 12 существенных характеристик личностной сферы. Но, как считает Р. Кеттелл, не все особенности личности могут быть видны экспертам, поэтому он добавил в опросник такие общие характеристики личности, которые может оценить только сам человек ("Q"-данные). На основе полученной модели личности Р. Кеттелл создал ряд личностных опросников, из которых наиболее известен 16-факторный личностный опросник (16 РF).

Методика содержит 187 вопросов и предназначена для тестирования лиц от 16 лет и старше, имеющих среднее образование. Для каждого вопроса предлагается три варианта ответа, из которых требуется выбрать один.

Необходимо подчеркнуть, что опросник 16 РF, в отличие от многих других личностных опросников, предназначен, в первую очередь, для оценивания нормальной личности. Он позволяет подробно описать личностную структуру, вскрыть взаимосвязь отдельных свойств личности, выявить внутриличностные проблемы, найти компенсаторные механизмы для поддержания психического здоровья.

Опросник довольно объемный и требует внимательного подхода со стороны обследуемых. Перед началом тестирования важно установить благожелательную атмосферу и создать у них мотивацию к сотрудничеству для того, чтобы снизить вероятность искажения результатов.

Затем психолог знакомит обследуемых с инструкцией, отвечает на возникшие вопросы, предупреждает, что исправлять ответы можно, но все исправления должны быть четко видны. Затем психолог просит ответить на первые два вопроса, проверяет пра­вильность занесения ответов в Бланк и предлагает обследуемым продолжить работу самостоятельно.

В ходе тестирования необходимо следить за тем, чтобы регистрационные бланки заполнялись строго последовательно, без пропусков. Если какой-то вопрос вызывает у обследуемого затруднение, психологу разрешается пояснить его смысл. При этом нельзя под­сказывать ответ, давать какую-либо дополнительную информацию, которая может спровоцировать выбор того или иного варианта ответа. Исключение составляют вопросы, направленные на выявление интеллектуальных функций. В них разрешается только повторное прочтение вопросов без объяснения смысла слов. В отношении этих вопросов обследуемым предлагается подумать еще.

Поведение обследуемых в процессе тестирования является важным диагностическим признаком. Наличие большого количе­ства вопросов может быть проявлением защитной реакции человека, свидетельствовать о повышенной тревожности, ригидности или конкретности мышления.

В конце тестирования психолог просит обследуемых еще раз просмотреть Бланки ответов и убедиться, что в них нет пропусков.

 

Инструкция: Вам предстоит ответить на ряд вопросов, цель которых – выяснить особенности Вашего поведения и характера. Каждый вопрос имеет три варианта ответов («а», «б», «в»). Ваша задача – прочесть вопрос и варианты ответа на него, затем выбрать один из трех предложенных вариантов ответа, отражающий Ваше мнение, и поставить крестик в соответствующей клетке регистрационного бланка. При этом помните, что левая клетка соответствует ответу «а», средняя – ответу «б», а правая клетка – ответу «в». Отвечая на вопросы, следите за тем, чтобы номер вопроса совпадал с номером в регистрационном бланке. В самом опроснике ничего не пишите и ничего не подчеркивайте.

Когда будете отвечать на вопросы, помните следующие особенности:

1. Давайте ответ на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Пропуски не допустимы.

2. Часто вопросы будут не так конкретны, как Вам, возможно, хотелось бы. В таком случае, отвечая, представляйте наиболее типичную ситуацию, не задумывайтесь над деталями и на основе этого выбирайте ответ. Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно.

3. Старайтесь избегать промежуточных ответов («не уверен», «верно нечто среднее» и т.п.). Выбирайте их только тогда, когда действительно не можете ответить иначе.

4. Опросник содержит несколько логических вопросов, в которых Вы должны выбрать единственный правильный ответ.

5. Не существует вопросов, на которые можно дать «правильный» или «неправильный» ответ, т.к. они отражают лишь особенности, присущие различным людям. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.

Ваши ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального ключа, который находится у психолога. При интерпретации, как правило, учитываются обобщённые показатели, а не ответы на каждый конкретный вопрос.

Пример на доске:

1      
2      
3      
4      
5      


Опросник

1. Я хорошо понял инструкцию к этому опроснику:

А – да;     Б – не уверен;     В – нет.

2. Я готов как можно искренней ответить на вопросы:

А – да;     Б – не уверен;     В – нет.

3. Я предпочел бы иметь дачу:

А – в оживленном дачном поселке;

Б – нечто среднее;

В – уединенную, в лесу.

4. Я могу найти в себе достаточно сил, чтобы справиться с жизненными трудностями:

А – всегда;     Б – обычно;     В – редко.

5. При виде диких животных мне становится несколько не по себе, даже если они надежно заперты в клетках:

А – да;     Б – не уверен;      В – нет.

6. Я воздерживаюсь от критики людей и их взглядов:

А – да;     Б – иногда;     В – нет.

7. Я делаю людям резкие, критические замечания, если мне кажется, что они этого заслуживают:

А – обычно;     Б – иногда;     В – никогда не делаю.

8. Я предпочитаю несложную классическую музыку современным популярным мелодиям:

А – верно;     Б – не уверен;     В – неверно.

9. Если бы я увидел ссорящихся не в шутку соседских детей:

А – я предоставил бы им самим выяснить свои отношения;

Б – не знаю, что предпринял бы;

В – я постарался бы разобраться в их ссоре.

10. На собраниях и в компаниях:

А – я легко выхожу вперед;

Б – верно нечто среднее;

В – я предпочитаю держаться в стороне.

11. По-моему, интереснее быть:

А – инженером – конструктором;

Б – не знаю, что предпочесть;

В – драматургом.

12. На улице я скорее остановлюсь, чтобы посмотреть, как работает художник, чем стану наблюдать за уличной ссорой:

    А – верно;     Б – не уверен;     В – неверно.

13. Обычно я спокойно переношу самодовольство людей, даже когда они хвастаются или другим образом показывают, что они высокого мнения о себе:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

14. Если человек обманывает, я почти всегда могу заметить это по выражению его лица:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

15. Я считаю, что самую скучную повседневную работу всегда нужно доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет особой необходимости:

    А – согласен;     Б – не уверен;      В – не согласен.

16. Я предпочел бы взяться за работу:

    А – где можно много зарабатывать, даже если заработки непостоянны;

    Б – не знаю, что выбрать;

    В – с постоянной, но относительно невысокой зарплатой.

17. Я говорю о своих чувствах:

    А – только в случае необходимости;

    Б – верно нечто среднее;

    В – охотно, когда предоставляется возможность.

18. Изредка я испытываю чувство внезапного страха или неопределенного беспокойства, сам не знаю отчего:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

19. Когда меня несправедливо критикуют за то, в чем я не виноват:

    А – никакого чувства вины у меня не возникает;

    Б – верно нечто среднее;

    В – я все же чувствую себя немного виноватым.

20. На работе у меня бывает больше затруднений с людьми, которые:

    А – отказываются пользоваться современными методами;

    Б – не знаю, что выбрать;

    В – постоянно пытаются что-то изменить в работе, которая и так идет нормально.

21. Принимая решение, я руководствуюсь больше:

    А – сердцем;

    Б – сердцем и рассудком в равной мере;

    В – рассудком.

22. Люди были бы счастливее, если бы они больше времени проводили в обществе своих друзей:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

23. Строя планы на будущее, я часто рассчитываю на удачу:

    А – да;     Б – затрудняюсь ответить;      В – нет.

24. Разговаривая, я склонен:

    А – высказывать свои мысли сразу, как только они приходят мне в голову;

    Б – верно нечто среднее;

    В – прежде хорошенько собраться с мыслями.

25. Даже если я чем-нибудь сильно взбешен, я успокаиваюсь довольно быстро:

    А – да;          Б – верно нечто среднее;     В – нет.

 

Конец 1-го столбика бланка ответов

 

26. При равной продолжительности рабочего дня и одинаковой зарплате мне было бы интереснее работать:

    А – столяром или поваром;

    Б – не знаю, что выбрать;

    В – официантом в хорошем ресторане.

27. У меня было:

    А – очень мало выборных должностей;

    Б – несколько;

    В – много выборных должностей.

28. Слово «лопата» так относится к слову «копать», как слово «нож» к слову:

    А – острый;

    Б – резать;

    В – точить.

29. Иногда какая-нибудь навязчивая мысль не дает мне заснуть:

    А – да, это верно;     Б – не уверен;     В – нет, это неверно.

30. В своей жизни я, как правило, достигаю тех целей, которые ставлю перед собой:

    А – да, это верно;     Б – не уверен;     В – нет, это неверно.

31. Устаревший закон должен быть изменен:

    А – только после основательного обсуждения;

    Б - верно нечто среднее;

    В – немедленно.

32. Мне становится не по себе, когда дело требует от меня быстрых действий, которые как-то влияют на других людей:

    А – да, это верно;     Б – верно нечто среднее;     В – нет, это неверно.

 

33. Большинство знакомых считают меня веселым собеседником:

    А – да;     Б – не уверен;     В – нет.

34. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей:

    А – меня это не волнует;

    Б – верно нечто среднее;

    В – они вызывают у меня неприязнь и отвращение.

35. Я слегка теряюсь, неожиданно оказавшись в центре внимания:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

36. Я всегда рад присоединиться к большой компании, например, встретиться вечером с друзьями, пойти на танцы, принять участие в интересном общественном мероприятии:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

37. В школе я предпочитал:

    А – уроки музыки (пения);

    Б – затрудняюсь сказать;

    В – занятия в мастерских, ручной труд.

38. Если меня назначают ответственным за что-либо, я настаиваю, чтобы мои распоряжения строго выполнялись, а иначе я отказываюсь от поручения:

    А – да;     Б – иногда;     В – нет.

39. Важнее, чтобы родители:

    А – способствовали тонкому развитию чувств у своих детей;

    Б – нечто среднее между А и В;

    В – учили детей управлять своими чувствами.

40. Участвуя в коллективной работе, я предпочел бы:

    А – попытаться внести улучшения в организацию работы;

    Б – верно нечто среднее;

    В – вести запись и следить за тем, чтобы соблюдались правила.

41. Время от времени я чувствую потребность заняться чем-нибудь, что требует значительных физических усилий:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

42. Я предпочел бы общаться с людьми вежливыми и деликатными, чем с прямолинейными и грубоватыми:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

43. Когда меня критикуют на людях, это меня крайне угнетает:

    А – да, это верно;     Б – верно нечто среднее;     В – это неверно.

44. Если меня вызывает к себе начальник, я:

    А – использую этот случай, чтобы попросить о том, что мне нужно;

    Б – верно нечто среднее;

    В – беспокоюсь, что сделал что-то не так.

45. Я считаю, что люди должны очень серьезно подумать, прежде чем отказываться от опыта прошлых веков:

    А – да;     Б – не уверен;     В – нет.

46. Читая что-либо, я всегда хорошо осознаю скрытое намерение автора убедить меня в чем-то:

    А – да;     Б – не уверен;     В – нет.

47. Когда я учился в 7 – 10 классах, я участвовал в спортивной жизни школы:

    А – очень редко;

    Б – от случая к случаю;

    В – довольно часто.

48. Я поддерживаю дома хороший порядок и почти всегда знаю, что где лежит:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

49. Когда я думаю о том, что произошло в течение дня, я не редко испытываю беспокойство:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

50. Иногда я сомневаюсь, действительно ли люди, с которыми я беседую, интересуются тем, что я говорю:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

 

Конец 2-го столбика бланка ответов

 

51. Если бы мне пришлось выбирать, я предпочел бы быть:

    А – лесничим;

    Б – трудно выбрать;

В – учителем старших классов.

52. Ко дню рождения, к праздникам:

    А – я люблю дарить подарки;

    Б – затрудняюсь ответить;

    В – считаю, что покупка подарков – несколько неприятная обязанность.

53. Слово «усталый» так относится к слову «работа», как слово «гордый» к слову:

    А – улыбка;

    Б – успех;

    В – счастливый.

54. Какое из данных слов не подходит к двум остальным:

    А – свеча;

    Б – луна;

    В – лампа.

55. Мои друзья:

    А – меня никогда не подводили;

    Б – изредка;

    В – подводили довольно часто.

56. У меня есть такие качества, по которым я определенно превосхожу других людей:

    А – да;     Б – не уверен;      В – нет.

57. Когда я расстроен, я всячески стараюсь скрыть свои чувства от других:

    А – да, это верно;     Б – верно нечто среднее;     В – нет, это неверно.

58. Мне хотелось бы ходить в кино, на разные представления и в другие места, где можно развлечься:

    А – чаще одного раза в неделю (чаще, чем большинство людей);

    Б – примерно раз в неделю (как большинство);

    В – реже одного раза в неделю (реже, чем большинство).

59. Я думаю, что личная свобода в поведении важнее хороших манер и соблюдения этикета:

    А – да;     Б – не уверен;      В – нет.

60. В присутствии людей, более значительных, чем я (людей старше меня, или с большим опытом, или с более высоким положением) я склонен держаться скромно:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

61. Мне трудно рассказать что-либо большой группе людей или выступить перед большой аудиторией:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

62. Я хорошо ориентируюсь в незнакомой местности – легко могу сказать, где север, где юг, где восток или запад:

    А – да;     Б – не уверен;     В – нет.

63. Если бы кто-то разозлился на меня, то:

    А – я постарался бы его успокоить;

    Б – не знаю, что бы я предпринял;

    В – это вызвало бы у меня раздражение.

64. Когда я вижу статью, которую считаю несправедливой, я скорее склонен забыть об этом, чем с возмущением ответить автору:

    А – да, это верно;     Б – не уверен;     В – нет, это неверно.

65. В моей памяти не задерживаются надолго несущественные мелочи, например, названия улиц, магазинов:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

66. Мне могла бы понравиться профессия ветеринара, который лечит и оперирует животных:

    А – да;     Б – трудно сказать;      В – нет.

67. Я ем с наслаждением и не всегда столь тщательно забочусь о своих манерах, как это делают другие люди:

    А – да, это верно;     Б – не уверен;     В – нет, это неверно.

68. Бывают периоды, когда мне ни с кем не хочется встречаться:

    А – очень редко;     Б –  среднее между А и В;     В – довольно часто.

69. Иногда мне говорят, что мой голос и вид слишком явно выдают мое волнение:

    А – да;     Б – среднее между А и В;      В – нет.

70. Когда я был подростком, и мое мнение расходилось с родительским, я обычно:

    А – оставался при своем мнении;

    Б – среднее между А и В;

    В – уступал, признавая их авторитет.

71. Мне бы хотелось работать в отдельной комнате, а не вместе с коллегами:

    А – да;     Б – не уверен;      В – нет.

72. Я предпочел бы жить тихо, так, как мне нравится, нежели быть предметом восхищения благодаря своим успехам:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;         В – нет.

73. Во многих отношениях я считаю себя вполне зрелым человеком:

    А – это верно;      Б – не уверен;     В – это неверно.

74. Критика в том виде, в каком ее осуществляют многие люди, скорее выбивает меня из колеи, чем помогает:

    А – часто;     Б – изредка;     В – никогда.

75. Я всегда в состоянии строго контролировать проявление своих чувств:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

 

Конец 3-го столбика бланка ответов

 

76. Если бы я сделал полезное изобретение, я предпочел бы:

    А – работать над ним в лаборатории дальше;

    Б – трудно выбрать;

    В – позаботиться о его практическом использовании.

77. Слово «удивление» так относится к слову «необычный», как слово «страх» к слову:

    А – храбрый;

    Б – беспокойный;

    В – ужасный.

78. Какая из следующих дробей не подходит к двум остальным:

    А – 3/7

    Б – 3/9;

    В – 3/11.

79. Мне кажется, что некоторые люди не замечают или избегают меня, хотя я и не знаю, почему:

    А – верно;     Б – не уверен;     В – неверно.

80. Люди относятся ко мне менее доброжелательно, чем я того заслуживаю своим добрым к ним отношением:

    А – очень часто;     Б – иногда;     В – никогда.

81. Употребление нецензурных выражений мне всегда противно (даже если при этом нет лиц другого пола):

    А – да;     Б – среднее между А и В;     В – нет.

 

82. У меня, безусловно, меньше друзей, чем у большинства людей:

    А – да;     Б – среднее между А и В;      В – нет.

83. Очень не люблю бывать там, где не с кем поговорить:

    А – верно;     Б – не уверен;     В – неверно.

84. Люди иногда называют меня легкомысленным, хотя и считают приятным человеком:

    А – да;     Б – среднее между А и В;      В – нет.

85. В различных ситуациях в обществе я испытывал волнение, похожее на то, которое испытывает человек перед выходом на сцену:

    А – довольно часто;

    Б – изредка;

    В – едва ли когда-нибудь.

86. Находясь в небольшой группе людей, я довольствуюсь тем, что держусь в стороне и по большей части предоставляю возможность говорить другим:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

87. Мне больше нравится читать:

    А – реалистические описания острых военных или политических конфликтов;

    Б – не знаю что выбрать;

    В – романы, возбуждающие воображения и чувства.

88. Когда мною пытаются командовать, я нарочно делаю все наоборот:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

89. Если начальство или члены семьи в чем-то меня упрекают, то, как правило, только за дело:

    А – верно;     Б – среднее между А и В;     В – неверно.

90. Мне не нравится манера некоторых людей «уставиться» и бесцеремонно смотреть на человека в магазине или на улице:

    А – верно;     Б – верно нечто среднее;     В – неверно.

91. Во время продолжительного путешествия я предпочел бы:

    А – читать что-нибудь сложное, но интересное;

    Б – не знаю, что выбрал бы;

    В – провести время, беседуя с попутчиком.

92. В шутках о смерти нет ничего дурного или противного хорошему вкусу:

    А – верно;     Б – верно нечто среднее;     В – неверно.

93. Если мои знакомые плохо обращаются со мной и не скрывают своей неприязни:

    А – это нисколько меня не угнетает;

    Б – верно нечто среднее;

    В – я падаю духом.

94. Мне становится не по себе, когда мне говорят комплименты и хвалят в лицо:

    А – верно;     Б – верно нечто среднее;      В – неверно.

95. Я бы предпочел иметь работу:

    А – с четко определенным и постоянным заработком;

    Б – верно нечто среднее;

    В – с более высокой зарплатой, которая бы зависела от моих усилий и продуктивности.

96. Мне легче решить трудный вопрос или проблему:

    А – если я обсуждаю их с другими;

    Б – верно нечто среднее;

    В – если я обдумываю их в одиночестве.

97. Я охотно участвую в общественной жизни, в работе разных комиссий и т.д.:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

98. Выполняя какую-либо работу, я не успокаиваюсь, пока не будут учтены даже самые незначительные детали:

    А – верно;     Б – среднее между А и В;     В – неверно.

 

99. Иногда совсем незначительные препятствия очень сильно раздражают меня:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

100. Я сплю крепко, никогда не разговариваю во сне:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

 

Конец 4-го столбика бланка ответов

 

101. Если бы я работал в хозяйственной сфере, мне было бы интереснее:

    А – работать с клиентами;

    Б – нечто среднее;

    В – работать с документацией.

102. Слово «размер» так относится к слову «длина», как слово «нечестный» к слову:

    А – тюрьма;

    Б – грешный;

    В – укравший.

103. АБ так относится к ГВ, как СР. к:

    А – ПО;

    Б – ОП;

    В – ТУ.

104. Когда люди ведут себя неблагоразумно и безрассудно:

    А – я отношусь к этому спокойно;

    Б – верно нечто среднее;

    В – испытываю к ним чувство презрения.

105. Когда я слушаю музыку, а рядом громко разговаривают:

    А – это мне не мешает, я могу сосредоточиться;

    Б – верно нечто среднее;

    В – это портит мне все удовольствие и злит меня.

106. Думаю, что обо мне правильнее сказать, что я:

    А – вежливый и спокойный;

    Б – верно нечто среднее;

    В – энергичный и напористый.

107. Я считаю, что:

    А – жить нужно по принципу: «Делу время – потехе час»;

    Б – нечто среднее между А и В;

    В – жить нужно весело, не особенно заботясь о завтрашнем дне.

108. Лучше быть осторожным и ожидать малого, чем заранее радоваться, в глубине души предвкушая успех:

    А – согласен;     Б – не уверен;      В – не согласен.

109. Если я задумываюсь о возможных затруднениях в своей работе:

    А – я стараюсь заранее придумать, как с ними справиться;

    Б – верно нечто среднее;

    В – думаю, что справлюсь с ними, когда они появятся.

110. Я легко осваиваюсь в любом обществе:

    А – да;     Б – не уверен;      В – нет.

111. Когда нужно немного дипломатии и умения убедить людей в чем-нибудь, обычно обращаются ко мне:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

112. Мне было бы интереснее:

    А – консультировать молодых людей, помогать им в выборе работы;

    Б – затрудняюсь ответить;

    В – работать инженером – экономистом.

113. Если я абсолютно уверен, что человек поступает несправедливо или эгоистично, я заявляю ему об этом, даже если это грозит мне некоторыми неприятностями:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

114. Иногда я в шутку делаю какое-нибудь дурашливое замечание только для того, чтобы удивить людей и посмотреть, что они на это скажут:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

115. Я бы с удовольствием работал в газете обозревателем театральных постановок, концертов и т.п.:

    А – да;     Б – не уверен;      В – нет.

116. Если мне приходится долго сидеть на собрании, не разговаривая и не двигаясь, я никогда не испытываю потребности рисовать что-либо или ерзать на стуле:

    А – согласен;     Б – не уверен;      В – не согласен.

117. Если мне кто-то говорит то, что, как мне известно, не соответствует действительности, я скорее подумаю:

    А – «Он – лжец»;

    Б – верно нечто среднее;

    В – «Видимо, его неверно информировали».

118. Предчувствие, что меня ожидает какое-то наказание, даже если я не сделал ничего дурного, возникает у меня:

    А – часто;     Б – иногда;     В – никогда.

119. Мнение, что болезни вызываются психическими причинами в той же мере, что и физическими (телесными), значительно преувеличено:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

120. Торжественность, красочность должны обязательно сохраняться в любой важной государственной церемонии:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

121. Мне неприятно, если люди считают, что я слишком невыдержан и пренебрегаю правилами приличия:

    А – очень;     Б – немного;     В – совсем не беспокоит.

122. Работая над чем-то, я бы предпочел это делать:

    А – в коллективе;

    Б – не знаю, что выбрал бы;

    В – самостоятельно.

123. Бывают периоды, когда мне трудно удержаться от чувства жалости к самому себе:

    А – часто;     Б – иногда;     В – никогда.

124. Зачастую люди слишком быстро выводят меня из себя:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

125. Я всегда могу без особых трудностей избавиться от старых привычек и не возвращаться к ним больше:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

 

Конец 5-го столбика бланка ответов

 

126. При одинаковой зарплате я бы предпочел быть:

    А – адвокатом;

    Б – затрудняюсь выбрать;

    В – штурманом или летчиком.

127. Слово «лучше» так относится к слову «наихудший», как слово «медленнее» к слову:

    А – скорый;

    Б – наилучший;

    В – быстрейший.

128. Какое из следующих сочетаний знаков должно продолжить этот ряд:

    ХООООХХОООХХХ:

    А – ОХХХ; Б – ООХХ; В – ХООО.

 

129. Когда приходит время для осуществления того, что я заранее планировал и ждал, я иногда чувствую себя не в состоянии это сделать:

    А – согласен;     Б – верно нечто среднее;     В – не согласен.

130. Обычно я могу сосредоточенно работать, не обращая внимания на то, что люди вокруг меня шумят:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

131. Бывает, что я говорю незнакомым людям о вещах, которые мне кажутся важными, независимо от того, спрашивают меня об этом или нет:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

132. Я провожу много свободного времени, беседуя с друзьями о тех приятных событиях, которые мы вместе пережили когда-то:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

133. Мне доставляет удовольствие совершать рискованные поступки только ради забавы:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

134. Меня очень раздражает вид неубранной комнаты:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

135. Я считаю себя очень общительным (открытым) человеком:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

136. В общении с людьми:

    А – я не стараюсь сдерживать свои чувства;

    Б – верно нечто среднее;

    В – я скрываю свои чувства.

137. Я люблю музыку:

    А – легкую, живую, холодноватую;

    Б – верно нечто среднее;

    В – эмоционально насыщенную и сентиментальную.

138. Меня больше восхищает красота стиха, чем красота и совершенство оружия:

    А – да;

    Б – не уверен;

    В – нет.

139. Если мое удачное замечание осталось незамеченным:

    А – я не повторяю его;

    Б – затрудняюсь ответить;

    В – повторяю свое замечание снова.

140. Мне бы хотелось вести работу среди несовершеннолетних правонарушителей, освобожденных на поруки:

    А – да;

    Б – не уверен;

    В – нет.

141. Для меня более важно:

    А – сохранять хорошие отношения с людьми;

    Б – верно нечто среднее;

    В – свободно выражать свои чувства.

142. В туристском путешествии я предпочел бы придерживаться программы, составленной специалистами, нежели самому планировать свой маршрут:

    А – да;     Б – не уверен;      В – нет.

143. Обо мне справедливо думают, что я упорный и трудолюбивый человек, но успехов добиваюсь редко:

    А – да;     Б – не уверен;      В – нет.

144. Если люди злоупотребляют моим расположением к ним, я не обижаюсь и быстро забываю об этом:

    А – согласен;     Б – не уверен;      В – не согласен.

 

145. Если бы в группе разгорелся жаркий спор:

    А – мне было бы любопытно, кто выйдет победителем;

    Б – верно нечто среднее;

    В – я бы очень хотел, чтобы все закончилось мирно.

146. Я предпочитаю планировать свои дела сам, без постороннего вмешательства и чужих советов:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;        В – нет.

147. Иногда чувство зависти влияет на мои поступки:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

148. Я твердо убежден, что начальник может быть не всегда прав, но он всегда имеет право настоять на своем:

    А – да;     Б – не уверен;      В – нет.

149. Я начинаю нервничать, когда задумываюсь обо всем, что меня ожидает:

    А – да;     Б – иногда;     В – нет.

150. Если я участвую в какой-нибудь игре, а окружающие громко высказывают свои соображения, меня это не выводит из равновесия:

    А – согласен;     Б – не уверен;     В – не согласен.

 

Конец 6-го столбика бланка ответов

 

151. Мне кажется, интереснее быть:

    А – художником;

    Б – не знаю, что выбрать;

    В – директором театра или киностудии.

152. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным:

    А – какой-либо;

    Б – несколько;

    В – большая часть.

153. Слово «пламя» так относится к слову «жар», как слово «роза» к слову:

    А – шипы;

    Б – красные лепестки;

    В – запах.

154. У меня бывают такие волнующие сны, что я просыпаюсь:

    А – часто;   Б – изредка;        В – практически никогда.

155. Даже если многое против успеха какого-либо начинания, я все-таки считаю, что стоит рискнуть:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

156. Мне нравятся ситуации, в которых я невольно оказываюсь в роли руководителя, потому что лучше всех знаю, что должен делать коллектив:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

157. Я предпочел бы одеваться скорее скромно так, как все, чем броско и оригинально:

    А – согласен;     Б – не уверен;      В – не согласен.

158. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка:

    А – согласен;        Б – не уверен;    В – не согласен.

159. Порой я пренебрегаю добрыми советами людей, хотя и знаю, что не должен бы этого делать:

    А – изредка;        Б – вряд ли когда-нибудь;      В – никогда.

160. Принимая решения, я считаю для себя обязательным учитывать основные нормы поведения – «что такое хорошо и что такое плохо»:

    А – да;        Б – нечто среднее;               В – нет.

161. Мне не нравится, когда люди смотрят, как я работаю:

    А – да;        Б – верно нечто среднее;       В – нет.

162. Не всегда можно осуществить что-либо постепенными, умеренными методами, иногда необходимо применить силу:

    А – согласен;        Б – верно нечто среднее;       В – не согласен.

163. В школе я предпочитал (предпочитаю):

    А – русский язык;

    Б – трудно сказать;

    В – математику и арифметику.

164. Иногда у меня бывали огорчения из-за того, что люди говорили обо мне дурно за глаза без всяких на то оснований:

    А – да;         Б – затрудняюсь ответить;     В - нет.

165. Разговоры с людьми заурядными, связанными условностями и своими привычками:

    А – часто бывают весьма интересны и содержательны;

    Б – верно нечто среднее;

    В – раздражают меня, так как беседа вертится вокруг пустяков и ей не достает глубины.

166. Некоторые вещи вызывают во мне такой гнев, что я предпочитаю вообще о них не говорить:

    А – да;        Б – нечто среднее;        В – нет.

167. В воспитании важнее:

    А – окружить ребенка любовью и заботой;

    Б – верно нечто среднее;

    В – выработать у ребенка желательные взгляды и навыки.

168. Люди считают меня спокойным и уравновешенным человеком, который остается невозмутимым при любых обстоятельствах:

    А – да;        Б – нечто среднее;        В – нет.

169. Я думаю, что наше общество, руководствуясь целесообразностью, должно создавать новые обычаи и отбрасывать в сторону старые привычки и традиции:

    А – да;        Б – верно нечто среднее;       В – нет.

170. У меня бывали неприятные случаи из-за того, что, задумавшись, я становился невнимательным:

    А – едва ли когда-нибудь;

    Б – верно нечто среднее;

    В – несколько раз.

171. Я лучше усваиваю материал:

    А – читая хорошо написанную книгу;

    Б – верно нечто среднее;

    В – участвуя в коллективном обсуждении.

172. Я предпочитаю действовать по-своему вместо того, чтобы придерживаться общепринятых правил:

    А – согласен;        Б – не уверен;    В – не согласен.

173. Прежде чем высказать свое мнение, я предпочитаю подождать, пока не буду полностью уверен в своей правоте:

    А – всегда;

    Б – обычно;

    В – только если это практически возможно.

174. Иногда мелочи нестерпимо действуют мне на нервы, хотя я и понимаю, что это пустяки:

    А – да;        Б – верно нечто среднее;       В - -нет.

175. Я нечасто говорю под влиянием момента такое, о чем мне позже приходится пожалеть:

    А – согласен;        Б – не уверен;    В – не согласен.

 

Конец 7-го столбика бланка ответов

 

176. Если бы меня попросили организовать сбор денег на подарок кому-нибудь или участвовать в организации юбилейного торжества:

    А – я согласился бы;

    Б – не знаю, что сделал бы;

    В – сказал бы, что, к сожалению, очень занят.

177. Какое из следующих слов не подходит к двум остальным:

    А – широкий;

    Б – зигзагообразный;

    В – прямой.

178. Слово «скоро» так относится к слову «никогда», как слово «близко» относится к слову:

    А – нигде;

    Б – далеко;

    В – прочь.

179. Если я совершил какой-то промах в обществе, я довольно быстро забываю об этом:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

180. Окружающим известно, что у меня много разных идей, и я почти всегда могу предложить какое-то решение проблемы:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

181. Пожалуй, для меня более характерна:

    А – нервозность при встрече с неожиданными трудностями;

    Б – не знаю, что выбрать;

    В – терпимость к желаниям (требованиям) других людей.

182. Меня считают очень восторженным человеком:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – нет.

183. Мне нравится работа разнообразная, связанная с частыми переменами и поездками, даже если она немного опасна:

    А – да;     Б – нечто среднее;     В – нет.

184. Я человек весьма пунктуальный и всегда настаиваю на том, чтобы все выполнялось как можно точнее:

    А – согласен;     Б – верно нечто среднее;     В – не согласен.

185. Мне доставляет удовольствие работа, которая требует особой добросовестности и тонкого мастерства:

    А – да;     Б – верно нечто среднее;     В – не согласен.

186. Я принадлежу к числу энергичных людей, которые всегда чем-то заняты:

    А – да;     Б – не уверен;     В – нет.

187. Я добросовестно ответил на все вопросы и ни одного не пропустил:

А – да;     Б – не уверен;     В – нет.

 

Конец

 



Регистрационный бланк

ФИО ________________________________________________________ Возраст _______ Пол ______ Дата обследования ______________

 

 

1

 

 

 

26

 

 

 

51

 

 

 

76

 

 

 

101

 

 

 

126

 

 

 

151

 

 

 

176

 

 

 

 

сб

стен

2

 

 

 

27

 

 

 

52

 

 

 

77

 

 

 

102

 

 

 

127

 

 

 

152

 

 

 

177

 

 

 

А

 

 

3

 

 

 

28

 

 

 

53

 

 

 

78

 

 

 

103

 

 

 

128

 

 

 

153

 

 

 

178

 

 

 

В

 

 

4

 

 

 

29

 

 

 

54

 

 

 

79

 

 

 

104

 

 

 

129

 

 

 

154

 

 

 

179

 

 

 

 

   

 

5

 

 

 

30

 

 

 

55

 

 

 

80

 

 

 

105

 

 

 

130

 

 

 

155

 

 

 

180

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

6

 

 

 

31

 

 

 

56

 

 

 

81

 

 

 

106

 

 

 

131

 

 

 

156

 

 

 

181

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

32

 

 

 

57

 

 

 

82

 

 

 

107

 

 

 

132

 

 

 

157

 

 

 

182

 

 

 

F

 

 

8

 

 

 

33

 

 

 

58

 

 

 

83

 

 

 

108

 

 

 

133

 

 

 

158

 

 

 

183

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

34

 

 

 

59

 

 

 

84

 

 

 

109

 

 

 

134

 

 

 

159

 

 

 

184

 

 

 

G

 

 

10

 

 

 

35

 

 

 

60

 

 

 

85

 

 

 

110

 

 

 

135

 

 

 

160

 

 

 

185

 

 

 

H

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

36

 

 

 

61

 

 

 

86

 

 

 

111

 

 

 

136

 

 

 

161

 

 

 

186

 

 

 

I

 

 

12

 

 

 

37

 

 

 

62

 

 

 

87

 

 

 

112

 

 

 

137

 

 

 

162

 

 

 

187

 

 

 

L

 

 

13

 

 

 

38

 

 

 

63

 

 

 

88

 

 

 

113

 

 

 

138

 

 

 

163

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

39

 

 

 

64

 

 

 

89

 

 

 

114

 

 

 

139

 

 

 

164

 

 

 

 

 

 

 

M

 

 

15

 

 

 

40

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: