Межнациональное и межкультурное общение

Философия образования включает в себя ценности, цели и принципы построения образования.

Есть три основные тенденции развития современного общества.

Тенденции развития современного общества

• Во-первых, это динамичность. Современное общество развивается настолько быстро, что практически единственной константой современного общества является его постоянное изменение.

• Во-вторых, очень резко возросла роль информации, и сегодня уже мы живём в совершенно другом мире, и если раньше задачей было найти нужную информацию, то сегодня, пожалуй, работа с информацией сводится к тому, чтобы отсечь ненужное, чтобы не утонуть в этом море.

• Ну и третий момент — это глобализация всех процессов, которые происходят в мире

Цифровое общество

Лет десять назад появился новый термин, который сейчас уже прочно вошел в современную жизнь, это термин, характеризующий разные поколения по отношению к цифровому миру — «цифровые аборигены» и «цифровые иммигранты».

Наши дети, которые родились в эпоху цифры, они являются «цифровыми аборигенами». Мы же, их учителя, мы «цифровые иммигранты».

Мы фактически этот цифровой мир усыновили, приняли его правила, знакомимся, учимся жить и существовать в этом мире, но мы при этом сохраняем то, что сложилось в нас за все предыдущие годы нашего существования.

Например, мы учимся за счет логики, мы привыкли фокусироваться на одной конкретной задаче, мы предпочитаем взаимодействовать лично с одним или несколькими людьми.

«Цифровые аборигены» — они всегда на связи, они учатся интуитивно. Это очень удивительно, но если вы посмотрите, как сегодня дети осваивают новые технологии, новые программы, они это делают совершенно легко и интуитивно, не заглядывая в инструкции. Очень важное качество «цифровых аборигенов» - они многозадачны, они умеют легко переключаться с одной задачи на другую.

Цифровое общество

Наше мышление, оно обычно строится, и мы привыкли так функционировать, в линейных структурах, в линейных текстах, потому что это то, как мы воспринимали всегда информацию, то, как мы её получали, и для нас это привычно, а дети наши, они мыслят гиперссылочно. Это именно то, как представлена информация в компьютерах, и это очень важные факторы. Современные дети, посмотрите, как они, например, списывают с доски домашнее задание. Вы им говорите: «Ребята, запишите домашнее задание». Что они делают? Они достают свои смартфоны и фотографируют то, что написано на доске, и это для них абсолютно нормально и привычно. Мы продолжаем пользоваться ручкой и тетрадкой и записываем куда-то, а они живут именно так. Особенность «иммигрантов» заключается в том, что они знают и эту нынешнюю современную культуру и доцифровую культуру. И мы ценим цифровую культуру, но нам более привычна та, что существовала раньше. «Аборигены» же, они не знают нашей культуры, они родились и живут здесь, в этой культуре, и любые наши попытки их учить с помощью линейно-организованных текстов, постараться их переделать под себя – это абсолютно нереальная задача. Поэтому давайте лучше и не будем этим заниматься.

Уважение к личности

Итак, те изменения, которые происходят в обществе, они волей-неволей приводят и к тем изменениям, которые происходят в философии образования. Ценности современного образования, они могут звучать так, как будто это всегда у нас было, например, уважение к личности.

Мы всегда декларируем, что ребёнка надо уважать, но если быть честным, то сколько раз можно услышать, что учитель говорит: «Я сделаю из тебя человека!». Как будто бы в класс пришел недочеловек, а учитель несёт такую благородную миссию – делает из него человека.

На самом деле, ребёнок, это личность со своим опытом, со своими сложившимися какимито представлениями, и надо уважать его. Он не является тем чистым листом, на котором учитель теперь будет ваять свои собственные скрижали.

Самоопределение и самоиденктификация

Второй, очень важный момент, это самоопределение и самоидентификация. У нас, в нашей стране, под самоопределением обычно подразумевалось просто выбор профессии – это самоопределение.

Но самоопределение – значительно более широкое понятие и оно подразумевает понимание своих собственных ценностей, своей позиции и того, что я хочу делать. Это очень важный момент.

Самоидентификация – это примерно то же самое, но немножко в другом аспекте. Кто я есть именно внутри некой общности социальной, это очень важный момент.

Толерантность

Очень важная сегодня ценность – толерантность. О толерантности говорят сегодня очень много, но понимают под этим несколько разные вещи. Лет десять назад было проведено исследование ЮНЕСКО, опрашивали молодых людей в разных странах. Нужно было ответить, толерантен я или нет.

Юноша двадцатилетний из Германии написал про себя: «Нет, я не толерантный, я встречался с девушкой, но не мог принять её представлений, её образ мыслей, и нам пришлось расстаться». А молодой человек из Красноярска написал: «Я очень толерантный. Я этого гада столько лет терплю!». И вот это именно такое, совершенно не правильное понимание толерантности.

Толерантность – это не терпимость в отношении «того гада», а признание права человека быть другим. Это очень важный момент. И толерантность, безусловно, надо воспитывать.

Сотрудничество

 Ещё один важный момент – сотрудничество. Это действительно сегодня ценность, которая сильно влияет на построение образовательного процесса в любой стране. Вместо соперничества – переход к сотрудничеству. И это очень важно, потому что сотрудничество даже, скажем, когда заключается сделка какаято в экономических вопросах, при заключении сделки, если оппоненты учитывают мнение друг друга, то сделка всегда более выгодная. Выгода получается именно тогда, когда люди сотрудничают друг с другом.

Межнациональное и межкультурное общение

Ещё одна важная ценность — это межнациональное и межкультурное общение. Не случайно, что эта проблема сейчас стоит во всём мире – идут огромные перемещения людей из одной части света в другую. Наша страна является многонациональной, многоконфессиональной. Безусловно, общение людей друг с другом должно происходить с учётом той разницы, которая есть. Такое межкультурное общение, оно подразумевает наличие межкультурной компетенции. Межкультурная компетенция – это возможность, готовность подняться над своей культурой и посмотреть с более высокого уровня на окружающий нас мир.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: