Принципы построения образовательных систем

Философия образования, она влияет ещё и на принципы построения образовательных систем. Именно эти принципы, они и формируют тот каркас современного образования, который наблюдается во всём мире, который лежит в основе реформирования образования. Итак, каковы же эти принципы.

• Итак – непрерывность. Непрерывность образования, это термин, который давно используется, но понимается как возможность взрослых людей чему-то доучиться или переучиться, получение дополнительного образования, или приобретение новой профессии. Но сегодня под непрерывностью понимается нечто иное. Это более глубокое понятие, которое подразумевает под собой постоянное, пожизненное образование, включая саморазвитие и самообразование. И это очень важный момент – понимание того, что образование не заканчивается школой, вузом, и не ограничивается только этим возрастным периодом. Человек должен расти, развиваться и образовываться, по сути, всю свою жизнь. И непрерывность именно в этом смысле понимается сегодня.

• Ещё один принцип – это свобода выбора при работе с информацией. Мы уже говорили, что информация сегодня, это то, что окружает нас повсеместно, мы живём просто в океане информации, и вопрос, как нам не растеряться, как нам не утонуть в этом океане. И здесь важный такой момент – можно пойти по пути ограничения. Понимание и умение анализировать источники информации, это очень важный момент. Кроме того, надо понимать, что работа с информацией, она пронизывает всю деятельность человека на протяжении всей его жизни. И поэтому это умение является ключевым фактором.

• Следующий момент, очень важный — это критическое мышление. Критическое мышление в восприятии обычного человека, это связано со словом «критика», и под критикой понимают, когда что-то не принимают, что-то ругают, что-то отрицают. Это абсолютно неверное понимание слова «критика». Критическое мышление — это высший вид мышления. И надо признать, что в школе у нас чаще всего какие мы задачки то решаем, нам предлагаю задачки, имеющие один правильный ответ, а в жизни таких задачек не существует. В жизни задачки, которые нам попадаются, они скорее напоминают, знаете, как правило у сказочного героя: налево пойдёшь – коня потеряешь, направо пойдёшь – ещё что-то с тобой случится. И наши задачки, которые нам жизнь предлагает, они всегда вот такие. И нет единственного правильного решения. И появляется необходимость взвесить альтернативные решения и понять, что я потеряю, если так поступлю, что я приобрету, если так поступлю.

И соответственно вот это умение взвешивать, критически анализировать варианты решения, это и есть проявление критического мышления. Это очень важный принцип развития критического мышления, и современное образование, безусловно, должно базироваться на этом.

• Ещё один важный фактор — это индивидуализация. У нас сегодня эта задача стоит перед нашим образованием точно так же, как и перед образованием во всём мире. Необходимость учитывать и развивать индивидуальные способности. Когда говорят о едином для всех учебнике, единой для всех программе, я вспоминаю такой анекдот: человек приходит в патентное бюро, и говорит: «Я изобрёл автомат для бритья», его спрашивают, как это так? «Ну, как, да вот такой автомат стоит, там дырка такая, человек засовывает туда лицо и бритвы с разных сторон начинают его брить». Но как же, у вех же лица разные? «Ну так это только поначалу!».

Понимаете, вот когда мы пытаемся создать некий такой универсальный образ и всех учим одинаково, то мы фактически пытаемся вот это и сделать – подогнать всех под один шаблон лица. И этот принцип индивидуализации, индивидуального подхода, индивидуального понимания каждого ребёнка, это сегодня один из ключевых факторов.

• Ну и ещё один принцип, о котором я хочу сказать, это важный принцип – академическая честность. Это надо воспитывать, чтобы не было плагиата, чтобы не было пиратства, чтобы было уважение к интеллектуальной собственности. Вот те принципы, о которых я сейчас сказала, это то, что лежит в основе построения современных образовательных систем с точки зрения философии образования.

 

Современные образовательные технологии: новые медиа в классе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: