Осознание национальной культуры

И ещё одна ценность, которая является очень важной — это осознание и понимание того, что национальная культура, та, к которой я принадлежу, с которой я себя самоидентифицирую, является частью, составной частью богатства всей мировой культуры, и это очень важно. Надо обращать большое внимание на развитие собственной национальной культуры, но при этом понимать, что мы работаем и на формирование общей мировой культуры.

Цели образования

Теперь давайте поговорим о целях образования, о тех изменениях философии образования, которые касаются целевых установок. Образование по сути своей довольно консервативно. Одна из ключевых целей – это передача того культурного опыта, который человечество накопило. И не зря про учителей говорят, что они сеют разумное, доброе, вечное. Но те изменения, которые в обществе происходят, они меняют и цели образования. В 1972 году под эгидой ЮНЕСКО было проведено большое исследование образования. Это была первая, очень объёмная работа. Комиссию ЮНЕСКО возглавлял Эдгар Фор. И в своём докладе, который он назвал «Learning to be» — учиться существовать, учиться быть, учиться жить — можно по-разному перевести это слово на русский язык, он впервые сформулировал очень интересную идею, что человечество впервые вовлечено в процесс подготовки молодых людей к жизни в обществе, которого ещё нет.

Цели образования

И действительно, кто сегодня может сказать, какие конкретно знания, умения, навыки понадобятся молодым людям через 10–15 лет. Кто из наших родителей, да и мы сами, могли бы сказать, в каком обществе будем мы жить вот сейчас? Мы не можем сейчас готовить молодых людей к обществу, которое мы знаем, как устроено – оно очень сильно меняется. Эти идеи были потом развиты в следующем исследовании, проведённом ЮНЕСКО, которое проходило уже в конце прошлого века. В 1996 году Жак Делор публикует доклад, объёмное исследование о ситуации с образованием в 140 странах, и своё исследование, доклад по этому исследованию Жак Делор озаглавил так: «Learning: The Treasure Within» — «Образование: скрытое сокровище». И вот здесь он впервые сформулировал следующую идею, что современное образование зиждется на четырёх столпах.

Цели образования

И он эти столпы обозначил так: • Учиться познавать • Учиться действовать • Учиться жить • Учиться жить вместе с другими Здесь впервые мощный акцент делается на то, что личность нужно формировать как целостную личность. Не только оснащать её знаниями, не только заботиться о доступе к какой-то информации, к каким-то знаниям, а нужно понимать, что человек, он состоит из множества всяких аспектов, и образовывать нужно каждый из них. Вот эти четыре столпа, по сути, отражают когнитивную, познавательную сферу деятельности человека и его эмоциональную сферу.

Эмоциональное и интеллектуальное развитие

Мы с вами все давно знаем о таком термине как IQ — коэффициент интеллектуального развития. Но существует ещё и такое понятие, отражающее эмоциональное развитие, ту сферу, которая выходит за рамки просто знаний — EQ — коэффициент эмоционального развития. В современном мире есть такая поговорка: «IQ помогает нам получить работу, а EQ помогает нам получить продвижение по службе». И это очень важное и существенное понимание того, что жизненные достижения человека складываются не только из достижения какихто амбициозных целей, связанных с познанием, связанных с приобретением каких-то знаний, умений и навыков, но также и развитие его как личности.

Четыре столпа образования

И это всё отражается в тех реформах образования, которые происходят во всём мире, в том числе и у нас. И вот эти четыре столпа, они очень существенны.

• Познавать – имеется ввиду не только умение находить какую-то информацию, но и это в первую очередь умение учиться. С тем, чтобы затем познавать на протяжении всей жизни.

 • Научиться действовать – это значит научиться работать в команде со всеми, достигать каких-то целей, уметь проектировать свою деятельность.

 • Учиться жить вместе с другими – это умение работать в команде, прислушиваться к мнению других, уметь быть и лидером, и исполнителем, обладать целым рядом социальных навыков, это тоже очень важные факторы.

• Очень важно научиться понимать себя, и научиться понимать и действовать самостоятельно, независимо, опираться на своё внутреннее представление о мире, и брать на себя ответственность за те решения, которые ты принимаешь. Вот эти основные четыре целевые установки, это сегодня то, что во всём мире обсуждается и является базой для построения образовательных систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: