Анализ работы психологической службы МОУ «Школа № 144 г.Донецка»

 

Психологическая служба в образовательном учреждении является одним из звеньев образовательной системы. Целью деятельности психологической службы является психологическое обеспечение и повышение эффективности педагогического процесса, защита психологического здоровья и социального благополучия всех участников образовательного процесса, а также оказание психологической помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования.

     Работа психолога образовательного учреждения строилась в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» (ч.3,4 ст.17, 39), методическими рекомендациями профессиональной деятельности педагогов-психологов, основывается на соблюдении международных и республиканских актов и законов об обеспечении прав, защиты и развития детей. В своей деятельности руководствуется действующим законодательством Донецкой Народной Республики в области образования, нормативными документами и актами, приказами, инструкциями Министерства образования и науки, положениями и Уставами соответствующих звеньев Службы. Типовому положению о психологической службе в системе образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2015 №378, зарегистрированному в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 20.08.2015 №385, Типовому положению о городском центре психолого – педагогической и медико-социальной помощи, утвержденному приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 31.08.2015 №446, зарегистрированному в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 17.09.2015 №496, письму Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2018 № 2207/21-58 «Информационно-методические материалы по организации, планированию и ведению документации специалистов психологической службы системы образования в 2019-2020 учебном году», приказом Управления образования администрации города Донецка от 21.08.2018 № 393 «Об организации работы психологической службы системы образования города Донецка в 2019-2020 учебном году», приказа по учреждению от 27.06.2019 № 195«Об организации работы психологической службы в 2019-2020 учебном году».

 Проблема, над которой работал специалист за данный период: психологическое сопровождение детей социально незащищенных категорий, оказавшихся в сложных жизненных условиях, их адаптации к жизни в обществе, сопровождение процесса психологического развития обучающихся посредством создания определенных условий в образовательной среде образовательного учреждения.

Целью работы психологической службы образовательного учреждения 2018-2019 учебного года являлась психологическая помощь в организации и сопровождении учебно-воспитательного процесса.

Модель функционирования психологической службы образовательного учреждения основывается на нормативно-правовой базе, приказах, положениях, распоряжениях. Работа ведётся согласно плану педагога-психолога по различным направлениям деятельности. Она представляет собой последовательность организационных форм работы (с педагогами, родителями и обучающимися), обеспечивающая психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания ребенка в образовательном учреждении и координацию усилий всех участников образовательного процесса.

Результаты работы психологической службы образовательного учреждения свидетельствуют о том, что максимальная эффективность функционирования модели достигается посредством активного взаимодействия педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса. Путём активного сотрудничества педагога-психолога с учителями и администрацией образовательного учреждения решается ряд важных задач: выявление обучающихся, которым необходима психолого-педагогическая помощь и сопровождение, а также коррекция, организация мероприятий, направленных на коррекцию и восстановление эмоционального фона и благополучия детей, навыков социальной адаптации, коррекция и развитие психических функций и пр. Важно отметить, что больше значение имеет сотрудничество педагога-психолога с родителями обучающихся. Имеется проблема отсутствия обратной связи от родителей, пассивности со стороны некоторых родителей в решении проблемных ситуаций   относительно ребёнка, что снижает эффективность работы модели психологической службы.

Общая задача психологической службы состояла в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития обучающихся в условиях образовательного процесса, в коррекции возникающих проблем.

Соответственно, задачами психологической службы образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год являлись:

- выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу индивидуальной работы с ними с целью лучшей адаптации младших школьников к школьной среде;

- диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности обучающихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, и осуществлять их коррекцию;

- осуществлять диагностико-развивающую работу с обучающимся по различным тематикам;

- разрабатывать и осуществлять совместно с учителями или родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей школьников и задач их развития на каждом возрастном этапе;

- держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников;

- выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений обучающихся с учителем, со сверстниками, с родителями;

- консультировать учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, развития их внимания, памяти, мышления, характера и пр.;

- проводить индивидуальные и групповые консультирования обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;

- вести профориентационную работу;

- вести превентивную работу

- развитие психологической культуры обучающихся, родителей, педагогов

 

Данные задачи решались по направлениям:

         Консультативная деятельность. Оказание помощи участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения. Виды работ: индивидуальные и групповые консультации участников образовательного процесса. Проводились тематические индивидуальные консультации на тему курения, здорового образа жизни, отношений в семье и образовательной среде с обучающимися; с педагогами проводились консультации по вопросу школьной адаптации, мотивации к обучению, детской агрессивности, конфликтности, поведения детей в образовательном учреждении, по вопросу детской замкнутости и отстраненности; с родителями проводились консультации на тему поведения детей в учебном учреждении и на улице, отношения детей друг с другом, со взрослыми, о психологических и возрастных особенностях детей, беседы по профилактике зависимости от вредных привычек у подростков, о мотивации детей к школьному обучению и пр.

Большая часть работы с родителями сводилась к индивидуальным консультациям и личным беседам по вопросам воспитания и обучения детей, а также к выступлениям на родительских собраниях. Консультации с родителями происходили по результатам психодиагностических обследований, по проблемам межличностного взаимодействия, по вопросам кризиса подросткового возраста, низкой мотивации, повышенной тревожности и пр.

Консультирование проводилось по проблемам агрессивности, психотравмам, личностным проблемам, проблемам общения, воровства, школьной неуспеваемости, школьным прогулам, по вопросам развития, по конфликтам в семье и образовательном учреждении, профориентации. Обобщив результат, можно сделать вывод, что наиболее актуальными являются вопросы, связанные:

1) с конфликтными ситуациями и низким уровнем толерантности в окружающем социуме;

2) со школьной мотивацией обучающихся;

3) с детско-родительскими и межличностными отношениями в коллективе.

           Просветительская работа включала в себя проведение лекций-бесед с обучающимися на тему суицида (профилактика экстремизма: “Суицид – геройство или слабость?”), беседы о смысле жизни человека, о его ценностях, на тему здорового образа жизни, профилактика венерических заболеваний, в том числе ВИЧ/СПИД, сохранение репродуктивного здоровья, на тему вреда и последствий наркотических и психоактивных веществ, курения, употребления алкогольных напитков.

         С обучающимися 9, 11-х классов проводились лекции-беседы по профориентационному направлению, освещались типичные ошибки в выборе будущей профессии, давались рекомендации по выбору специальности при обучении в учебном заведении следующей ступени.

         Профилактическая работа включала в себя воспитательные тематические часы по проблеме наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа, суицидального поведения, размещение информации по данным темам на стенде психологической службы и общешкольном стенде, разработка и распространение для всех участников образовательного процесса тематических памяток, буклетов, рекомендаций, наглядных и иллюстрированных материалов, плакатов, а также размещение информации сайте МОУ в интернете.

         В образовательном учреждении была проведена акция “5 дней против жестокости и насилия в семье в отношении детей”. Психологической службой на стенде образовательного учреждения были размещены наглядные красочные иллюстрации о семейном счастье, на информационном стенде и в интернете размещена информация для родителей против жестокого обращения в отношении детей и крайних мер воспитания, на родительских собраниях освещались вопросы данной тематики, были даны соответствующие рекомендации родителям.

В связи с Международным днем борьбы со СПИДом психологической службой образовательного учреждения были проведены следующие мероприятия: на сайте МОУ, странице психолога в интернете и информационном стенде психологической службы была размещена информация относительно данной проблемы, которая приобретает глобальные масштабы (“1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом”, “Что надо знать о СПИДе”, “Как можно заразиться СПИДом?”, “Как предохранить себя от СПИДа?”. Информация включила в себя самые необходимые сведения о том, что же такое ВИЧ-инфекция, какие есть пути её передачи, каким способом она передается, а каким нет, в чем разница между ВИЧ и СПИД, как можно уберечь и защитить себя от опасной болезни, проникновенное стихотворение на тему СПИДа, заставляющее обучающихся задуматься. Также по данной тематике были разработаны памятки для обучающихся, в которых содержатся самые важные сведения о ВИЧ/СПИДе.

С обучающимися были проведены профилактически беседы по актуальной проблеме (индивидуальные и групповые консультации, воспитательные часы), а также анкетирование с целью определения общего уровня осведомленности о данном заболевании, выявления менее осведомленных лиц на данную тему.

В связи с Международным днем отказа от курения психологической службой образовательного учреждения были проведены мероприятия: на сайте МОУ была размещена информация для родителей, педагогов и обучающихся относительно важных фактов о вреде и последствиях табакокурения (“Всё ли мы знаем о курении?..”, “ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ”, “ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО КУРЕНИЯ”. Также информация была размещена на информационном стенде психологической службы. Она включила в себя текстовую информацию для всех участников образовательного процесса, а также наглядные иллюстрации. Были проведены индивидуальные консультации для обучающихся о вреде курения. Дети высказывали свое мнение и негативное отношение относительно курения и с интересом слушали информацию о его вреде и последствиях.

           Диагностическая работа: проведение диагностических исследований среди участников образовательного процесса.

Работа по данным направлениям велась со следующими категориями участников обучающего процесса: обучающиеся, родители, педагоги.

Работа по адаптации обучающихся 1 классов (проективная методика “Школа зверей”, методика для оценки уровня школьной мотивации Лускановой, схема наблюдения Александровской, анкета для родителей первоклассников).

На основании полученных данных были разработаны рекомендации родителям и учителям, а также проводились коррекционно-развивающие занятия.

В 5-х классах, в связи с переходом на новую ступень обучения, проводились диагностические работы по методике выявления тревожности Филипса, методика диагностики мотивации Лукьяновой, Социометрия.

В 10 классах также изучался уровень адаптации. Для этого были использованы методика определения уровня тревожности Прихожан, Социометрия и методика определения мотивации Лукьяновой.

В 7, 8-х классах проводилась диагностика депрессивных состояний и выявления суицидального риска.

В 9, 11-х классах проводились диагностические работы по профориентации: диагностирование по выявлению возможностей, интересов и склонностей в мире профессий, мониторинг самоопределения.

Среди обучающихся 7-11-х классов проводилось анонимное анкетирование по отношению к наркотическим веществам, ПАВ, курению, алкоголю, их употреблению. Также проводилось анкетирование по осведомленности о ВИЧ/СПИДе.

Также была проведена диагностическая работа для аттестации педагогических работников. Изучалась степень удовлетворенности обучающихся, родителей и педагогов аттестуемыми учителями, оценка их профессиональных и личностных качеств. В анкетировании приняли участие обучающиеся 1, 2, 3, 5, 10, 11-х классов, их родители и все члены педагогического коллектива.

Психологической службой проводилась диагностика детей для ПМПК, диагностическая работа с детьми по запросу для изучения определенных личностных сфер детей.

  Коррекционно-развивающая работа включала в себя проведение с обучающимися с низким уровнем адаптации развивающих занятий (развитие памяти, внимания, воображения, мышления, мелкой моторики, усидчивости, творческих способностей), занятия с элементами рефлексии и самопознания.

Практическим психологом в 2019-2020 учебном году проводилась работа по направлениям: понятия «толерантность», «терпимость», «понимание», «солидарность» и драдаптация, профориентация, профилактика девиантного поведения, превентивная работа, коррекционная работа, психологическое сопровождение аттестации педработников, а также работа с обучающимися, родителями и педагогами по запросу.

Особое внимание уделялось пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся.

Также педагогом-психологом была проведена комплексная диагностика обучающихся, которые находятся на индивидуальной форме обучения, осуществлялось их сопровождение на психолого-медико-педагогическую комиссию в целях обследования и определения формы и программы обучения.

В школе проводился всеобуч для родителей “Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению. Советы и рекомендации по подготовке”. В течение года проводились выступления на родительских собраниях по запросам классных руководителей.

По запросам родителей, педагогов и администрации образовательного учреждения проводилась индивидуальная коррекционно-развивающая и восстановительная работа с детьми с различными проблемами: психотравма, безнадзорность, пропуски уроков, низкий уровень мотивации к обучению и пр.

Педагогом-психологом деятельность осуществлялась согласно годовому плану работы психологической службы и по индивидуальным запросам всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов, администрации образовательного учреждения.

Вывод: в результате работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса 2019-2020 учебного года, основные задачи выполнены.

Проведенная работа позволила своевременно фиксировать психологические изменения в развитии обучающихся, исследовать их возрастные и индивидуальные особенности и помогать на основе полученных данных детям, родителям, педагогическому коллективу образовательного учреждения.

В 2020 - 2021 учебном году будет продолжена работа психологической службы по ключевым направлениям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: