Современное радиовещание в России

 

    Современное радиовещание в России в основном состоит из коммерческих радиостанций, которые в первую очередь, отличаются от государственных тем, что не имеют постоянного государственного финансирования и функционируют (обеспечивают свою доходность) за счет продажи рекламного эфирного времени.

    Если государственная радиостанция имеет сетку радиовещания, не связанную одним конкретным форматом, то коммерческие радиостанции специализируются строго на одном конкретном жанровом направлении. Как правило, коммерческие радиостанции являются музыкальными и их основная функция – развлекательная. Музыкальная ротация на коммерческих радиостанциях ограничена и все музыкальные композиции перед тем, как попасть в эфир, проходят строгое музыкальное тестирование. Впервые подобная практика была применена в США в 40-х годах ХХ века. Первоначально во всем мире все радиостанции имели строгую программную политику, и не каждая была в состоянии выдержать конкуренцию. В этой связи владельцы одной из таких разорившихся радиостанций Тод Сторз и Билл Стюарт, размышляя о том, каким образом они могут изменить сложившуюся ситуацию, провели исследование музыкальных предпочтений. Для этого они в течение месяца отслеживали музыкальные композиции, которые чаще всего заказывались в музыкальных автоматах, расположенных в ресторанах и кафе. В результате исследования была выявлена закономерность, что люди заказывают в основном одни и те же песни, наиболее популярные в текущий период времени. Таким образом, был сделан вывод о том, что среднее количество песен, наиболее популярных в определенный промежуток времени (месяц), равно 40 музыкальным композициям. Суммировав эти композиции, был составлен плей-лист (первый ТОП-40) из сорока наиболее популярных песен, который и был запущен на радиостанции. В течении полугода подобной ротационной политики радиостанция смогла не только приобрести финансовую стабильность, но и занять лидирующие позиции на рынке.

    В настоящее время ротационная политика на коммерческих радиостанциях не изменилась и в эфир ставятся только самые популярные и востребованные музыкальные композиции. Для того, чтобы определить какие песни пользуются наибольшим спросом у радиослушателей, продюсеры радиостанций обязаны раз в полгода проводить музыкальное тестирование.

    Вещание коммерческих радиостанций разбивается на клоки (часы), каждый из которых имеет четкую структуру в зависимости от времени суток. Продюсеры должны постоянно отслеживать чтобы плей-лист не нарушался, то есть композиции не ставились в эфир в одно и тоже время в рамках одно дня и имели определенное число повторов на протяжении недели и месяца. Каждый музыкальный час (клок) на коммерческой радиостанции должен быть строго синхронизирован. Так как помимо музыкальной составляющей, каждая радиостанция имеет обязательные программные элементы, такие как новости, прогноз погоды, а также рекламные блоки, которые должны выходить в эфир в строго отведённое время часа, продюсер обязан отслеживать постановку музыкальных композиций в эфир так, чтобы их звучание не нарушало установленный порядок выхода этих программных элементов. В связи с тем, что на всех коммерческих радиостанциях планирование программного времени и запуск обязательных программных элементов осуществляется при помощи специализированного программного обеспечения, которое выводит в эфир все элементы в строго отведенное время, радиоведущий обязан отслеживать корректность воспроизведения музыкальных композиций и собственных выходов в прямой эфир таким образом, чтобы они не перекрывались и не обрывались автоматическим выходом в эфир новостей, специальных программ, а главное рекламных блоков.

    На коммерческих радиостанциях, в основные функциональные обязанности продюсера входит строгий контроль за работой всех подразделений радиостанции (программный отдел, коммерческий отдел, технический отдел, администрация, PR-отдел, информационные отдел). Руководство осуществляется в строгом иерархическом порядке. Сотрудники отделов подчиняются своим непосредственным руководителям:

- генеральный продюсер (зачастую владелец радиостанции) осуществляет общее и стратегическое руководство компанией через генерального директора;

- генеральный директор осуществляет текущее руководство компанией, взаимодействует с руководителями отделов и отчитывается перед генеральным продюсером;

- продюсеры (администраторы) входят в администрацию радиокомпании, осуществляют решение текущий организационных вопросов, контролируют работу всех отделов (в основном программного и информационного), отвечают за приглашение гостей в прямой эфир или для записи специальных программ;

- программный директор осуществляет руководство программным отделом через музыкального редактора, которому в свою очередь починяются диск-жокеи, ведущие специальных программ, а также саунд-продюсер (звукорежиссер);

- шеф-редактор осуществляет руководство информационным отделом, в который входят информационные редакторы (дикторы) и непосредственно отчитывается перед программным директором;

- коммерческий директор осуществляет руководство коммерческим отделом, в который входят старшие менеджеры, менеджеры по продажам (sale-менеджеры), трафик менеджер (распределяет промо ролики и рекламные ролики в рекламных блоках и в спонсированных программах);

- технический директор осуществляет руководство техническим отделом, в который входят системные администраторы, водители, автопарк и др. обслуживающий персонал;

- промоушен менеджер осуществляет внешнюю рекламную политику и способствует продвижению радиостанции на рынке.

На рисунке 1 представлена организационная структура коммерческой радиостанции.

Для обеспечения конкурентоспособности на рынке, любая коммерческая радиостанция обязана занимать определенную музыкальную нишу, которая будет характеризоваться конкретным жанром и стилем подачи музыкального и программного материала. В этой связи возникает необходимость в четком позиционировании радиостанции на рынке. Среди наиболее популярных жанров можно выделить, рок, русский рок, современная танцевальная музыка, зарубежная поп-музыка, русская поп-музыка, музыка прошлых лет. В зависимости от выбранного жанра строиться музыкальная политика и специальные программы, которые не должны конфликтовать с общим звучанием станции. Радиослушатель, в процессе переключения FM волн, должен иметь возможность сразу узнать и определить какая радиостанция в данный момент звучит. В связи с этим, строиться определенная политика позиционирования и продвижения радиостанции на рынок.

 

 

 


Рис. 1. Организационная структура коммерческой радиостанции

Позиционированием и продвижением радиостанции занимается PR-менеджеры, под руководством директора по маркетингу, программного директора и генерального директора. Основными методами продвижения радиостанции являются:

- публикация и размещение рекламных материалов в СМИ (газеты, журналы, ТВ, Интернет);

- инициация и проведение информационных поводов (генеральное и информационное спонсорство проведения спектаклей, концертов звезд и других мероприятий, соответствующих формату радиостанции);

- расширение целевой аудитории радиостанции при помощи проведения различных акций, конкурсов, розыгрышей, викторин среди радиослушателей.

Основными примерами политики продвижения радиостанций при помощи мероприятий являются следующие радиостанции: Русское радио – Золотой граммофон; Ретро FM – Звезды ретро FM; Авто радио – дискотека 80-х и др. Данные мероприятия проводятся на стадионах, во дворцах спорта и на центральных концертных площадках, что способствует привлечению большого количества зрителей и представителей СМИ.

На коммерческих радиостанциях основу эфира составляет музыкальные блоки, составленные в строгом соответствии с форматом той или иной радиостанции. Важно отметить, что сетка вещания в будние и выходные дни имеют значительные отличия.

    В будние дни сетка вещания может быть представлена в виде таблицы 1.

Таблица 1



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: