Глава 9. Реабилитация больных с заболеваниями центральной и периферической нервной системы

 

/

 

 

Значительная распространенность заболеваний нервной системы, сложность и стойкость нарушений функций, сопровождающихся длительной и зачастую стойкой утратой трудоспособности, ставят проблему реабилитации в неврологии и нейрохирургии в ранг важнейших медико-социальных проблем здравоохранения.

9.1. СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА РЕАБИЛИТАЦИИ В НЕЙРОХИРУРГИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ

Специфика нейрохирургической клиники во многом определяет особенности реабилитации больных с нарушением двигательных функций. Очаговые поражения нервной системы, вызывающие необходимость оперативного вмешательства, и сама нейрохирургическая операция представляются для организма больного серьезным испытанием. Это испытание, являясь угрозой гомеостазу, требует активного компенсаторно-защитного включения и мобилизации всех жизненно важных систем, которые на некоторых этапах болезни вынуждены функционировать с предельным напряжением.

Локализация, характер и объем очага поражения, гнездные и вторичные общемозговые симптомы, измененная психика больных и поражение высших корковых функций, нарушения общесоматического статуса - все это предъявляет к послеоперационной восстановительно-компенсаторной терапии (в том числе и двигательных расстройств) повышенные требования.

Восстановление двигательных функций, нарушенных в результате очагового поражения нервной системы, - один из важнейших разделов общей проблемы реабилитации нейрохирургических больных.

Основные методы реабилитации двигательных функций при заболеваниях нервной системы - средства ЛФК, медикаментозная терапия и физиотерапия, специальное протезирование и ортопедические изделия, ТТ. Только комплексное и поэтапное применение указанных средств может способствовать наиболее полной и эффективной реабилитации больных с нарушением двигательных функций.

9.1.1. СИСТЕМА ПОЭТАПНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ

 

 

9.1.3. ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА

По характеру воздействия на организм больного условно выделяют общеукрепляющую и специальную ЛГ.

Общеукрепляющая лечебная гимнастика

В зависимости от конкретной ситуации общеукрепляющая ЛГ может преследовать две цели:

— создание функционального двигательного базиса в случаях клинического проявления двигательных нарушений;

— общее укрепляющее воздействие на важнейшие системы организма.

Общеукрепляющая ЛГ создает основу для лечения парезов и атаксий и, с другой стороны, способствует общему оздоровлению больного. К общеукрепляющей ЛГ помимо пассивных, активных, активных с дозированным сопротивлением следует отнести и применение дыхательных упражнений, которые играют особую роль в послеоперационном периоде.

Дыхательные упражнения. Особенность проведения дыхательных упражнений у больных в раннем послеоперационном периоде - стремление к достаточной вентиляции, но не к гипервентиляции. Это вызвано предрасположением ряда больных (например, с повреждениями головного мозга, опухолевым процессом височных долей и др.) к эпилептическим припадкам, которые могут быть спровоцированы серией глубоких вдохов.

Рекомендованы следующие приемы дыхательных упражнений по мере восстановления активности сознания и других функций больного.

— На 1-2-е сутки после операции применяют пассивные и пассивно-активные дыхательные упражнения. При этом основное внимание уделяют стимуляции выдоха, что способствует более равномерной вентиляции при последующем вдохе (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Дыхательные упражнения. Вибрирующие сдавления грудной клетки во время выдоха

Рис. 9.2. Обучение диафрагмальному дыханию. Движение брюшной стенки вперед с преодолением сопротивления во время вдоха

 

Усиление проприоцепции. Большую роль в восстановлении двигательных функций отводят направленному усилению проприоцепции, которое проводится на всех этапах реабилитации. Такое усиление осуществляют преимущественно двумя путями.

— Первый путь - применение метода «проприоцептивного мышечного облегчения». Автор метода (H. Kabat) строит целую концепцию усиления проприоцепции для восстановления и укрепления двигательных функций у больных. Активные движения с преодолением сопротивления в различных точках двигательного пути, изометрическое напряжение мышц в различных ИП (точки прикрепления мышц сближены или максимально отдалены), чередование напряжения и расслабления в мышцах-агонистах и антагонистах, а также сочетание перечисленных методических приемов - все это в значительной степени усиливает проприоцептивную импульсацию, обогащает центральные органы управления дополнительной информацией и тем самым позволяет нормализовать многие расстройства двигательных функций: спастические и вялые парезы и параличи, атаксии, экстрапирамидные нарушения (рис. 9.5).

Рис. 9.5. Один из многих примеров движения по методу H. Kabat: схема от отведения к приведению. ИП - нога выпрямлена, отведена и ротирована внутрь, коленный сустав согнут (около 90°), пальцы и стопа согнуты, стопа пронирована. Движение - выпрямление пальцев и стопы, супинация стопы, разгибание в коленном суставе, сгибание, приведение и наружная ротация в тазобедренном суставе

— Второй путь - использование рефлекторных механизмов движения, т.е. использование рефлексов, исходящих из рецепторов на периферии (Стары О. и др.). Применяют специальные (рефлекторные) упражнения, которые состоят в получении движений или изометрических напряжений в мышечных группах туловища и конечностей, локализационно отстоящих паретичных мышц. Такие «дистантные» упражнения вызывают достаточное напряжение в определенных мышечных группах, усиливая их и повышая точность управления этими мышцами при многих сложных движениях.

Использование врожденных шейно-тонических рефлексов (метод B. et K. Bobath) с применением дозированных поворотов и наклонов головы не только улучшает качество действия одной паретичной конечности, но и нормализует синергические связи этой конечности с другой, повышая степень согласованности их действий. При этом особенно повышается качество ходьбы.

Дополнительно в занятиях ЛГ используют синергические упражнения. Различают следующие виды синергизма - безусловный, условный, ипсилатеральный, контралатеральный.

— Безусловный синергизм - врожденная, закрепленная в процессе филогенеза нервно-мышечная реакция, проявляющаяся в большей или меньшей степени у каждого человека. Используют с целью активизации мышечных групп частей тела, находящихся в состоянии обездвижения.

— Условный синергизм:

■ для четырехглавой мышцы бедра (сгибание в тазобедренном суставе, отведение и приведение прямой ноги, сгибание-разгибание голеностопного сустава, переход из ИП сидя в положение лежа и наоборот);

■ для ягодичных мышц (сгибание в коленном суставе, разгибание туловища в ИП лежа на животе и др.).

— Ипсилатеральный синергизм используют в упражнениях, выполняемых в соседних суставах конечности, с целью вызвать мышечное напряжение в одноименной конечности.

— Контралатеральный синергизм положен в основу упражнений, в которых для возбуждения мышцы используют движение в противоположной конечности.

Все перечисленные методы (табл. 9.1) тесно связаны между собой, дополняют друг друга, применяются в разных сочетаниях и пропорциях в зависимости от индивидуального плана лечения больного.

Табл. 9.1. Восстановительный лечебный комплекс (В.Л. Найдин)

Этапы восстановительного лечения Виды лечебных упражнений
Восстановление отдельных компонентов двигательного акта (I) 1. Приемы активного расслабления мышц. 2. Обучение дозированным и дифференцированным напряжениям мышечных групп. 3. Дифференцировка амплитуды движения. 4. Обучение относительно минимальному и изолированному мышечному напряжению. 5. Тренировка в овладении оптимальной скоростью движений. 6. Увеличение мышечной силы
Усиление проприоцепции (II) Восстановление простых содружественных движений Восстановление двигательных навыков 1. Преодоление дозированного сопротивления совершаемому движению. 2. Использование рефлекторных механизмов движения, т.е. применение рефлекторных упражнений. Тренировка различных вариантов межсуставного взаимодействия: а) с помощью тензометрических и потенциометрических гоннометров; б) с обычным визуальным и кинематическим контролем. Восстановление отдельных звеньев двигательного акта (навыка). Обучение переходам («связкам») от одного двигательного звена к другому. Восстановление двигательного акта в целом. Автоматизация восстановленного двигательного акта

Примечание. На всех этапах ведется повышение устойчивости качества движений к различным «сбивающим» влияниям.

Компенсаторный лечебный комплекс

Все мероприятия этого лечебного комплекса направлены на то, чтобы с максимальной эффективностью заместить полностью утраченные функции, найти наиболее рациональные пути использования и реадаптации направленных и спонтанных викарных компенсаций, возникших у больного в процессе восстановления.

Компенсаторный лечебный комплекс состоит из:

— развития и усиления сохранных видов чувствительности - поверхностной, кинестезии кожи, зрения и слуха;

— функциональной иммобилизации одного из суставов пораженной конечности;

— переучивания двигательного навыка.

9.1.4. МАССАЖ

Важные задачи, которые решают с помощью массажа:

— общетонизирующее воздействие (лечебный, точечный и рефлекторно-сегментарный массаж);

— регионарно-тоническое воздействие на вялопаретичные мышцы (лечебный массаж по стимулирующей методике и приемы массажа типа реедукации) с экстероцептивным облегчением (приемы растирания и разминания брюшка мышцы);

— расслабляющее воздействие на ригидные спастические и локально-спазмированные мышцы (лечебный, точечный массаж по седативной методике);

— противоболевое воздействие достигается рефлекторным влиянием (акупрессура) сегментарно-рефлекторного и лечебного массажа (седативная методика).

Внимание! Все приемы массажа должны сочетаться с различными физическими упражнениями.

Массаж при общем ослаблении функции внешнего дыхания. Показан тонизирующий массаж грудной клетки с акцентом на межреберные мышцы при помощи приемов лечебного массажа. Добавляют прием поколачивания в области грудины для вызывания кашлевого рефлекса и усиления откашливания.

9.1.5. ЛЕЧЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЕМ

 

9.2. РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ СПАСТИЧЕСКОМ ГЕМИПАРЕЗЕ

9.2.1. ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ

Самый частый вид двигательных нарушений - гемипарезы, т.е. одностороннее нарушение движений руки и ноги. По степени их выраженности выделяют:

— паралич - полное отсутствие движений;

— парез (выраженный, умеренный) - ограничение движений в суставах паретичной конечности;

— легкий парез - движения не ограничены, но снижена мышечная сила.

Основной признак центрального паралича как главного фактора, препятствующего восстановлению двигательных функций и значительно ограничивающего жизнедеятельность больного, - спастичность. Спастичность - это двигательное нарушение, являющееся одним из компонентов синдрома верхнего мотонейрона и характеризующееся повышением тонических рефлексов на растяжение (или мышечного тонуса) в сочетании с повышением сухожильных рефлексов (Lance J.).

Клинически наблюдают следующие симптомы:

— спастическое неравномерное повышение мышечного тонуса;

— парез мышц;

— патологические содружественные движения в паретичных конечностях.

Восстановительные мероприятия направлены на:

— уменьшение спастичности и слабости мышц, порочных содружественных движений;

— воссоздание утерянных бытовых и трудовых двигательных навыков.

В программу реабилитации включают следующие методики.

— Назначение миорелаксантов для снижения мышечного тонуса (например, баклофен, диазепам и др.).

— Лечение положением. Спастичные конечности (рука и нога) с помощью лонгеток или других приспособлений приводят в соответствующее корригирующее положение (рис. 9.7).

Рис. 9.7. Варианты лечения положением: а - лежа на спине; б - лежа на здоровом боку; в - лежа на больной стороне; г - лежа на здоровой стороне

 

Разнообразное и динамическое сочетание различных приемов восстановления и компенсации способствует эффективной реабилитации больных со спастическими парезами (табл. 9.3).

Таблица 9.3. Основные движения, положения и упражнения лечебной гимнастики при спастических гемипарезах (Найдин В.Л.)

Степень

пареза

Упражнения и эффекты движений, положений и упражнений

снижение спастичности мышц прирост мышечной силы устранение патологических синергий восстановление двигательных навыков общеукрепляющее воздействие
Легкая (I-II) Дозированное и дифференцированное расслабление мышц. Усиление мышц-антагонистов Изометрические упражнения. Движения в затрудненных условиях Сознательное подавление синкинезий. Сочетание силовых, антиспастических и противосодружественных движений Спортивные элементы - диблинг, броски мяча, фигурная ходьба. Ходьба по лестнице в усложненных условиях. Пользование транспортом. Восстановление профессиональных навыков Разминочные упражнения со снарядом-палкой, медицинболом, мячом
Средняя (III) Напряжение мышц-антагонистов. Дозированное расслабление мышц Движение в облегченных условиях, адекватных сохранной силе мышц Противосодружественное движение. Фиксация суставов. Активное расслабление. Сознательное подавление синкинезий Вставание и стояние с различной степенью поддержки (брусья, манеж, козелки). Обучение ходьбе. Туалет, одевание. Бытовые навыки Дыхательные упражнения. Упражнения разминочного характера - повороты, наклоны корпуса, вращение в крупных суставах здоровых конечностей
Тяжелая (IV-V) Пассивные движения во всех суставах паретичных конечностей. Дозированное напряжение и расслабление мышц Полуактивные движения с минимальным напряжением и амплитудой. Импульсивно-фантомные упражнения Рефлекторные шейно-тонические упражнения (повороты головы, шеи) Ортостатическая гимнастика. Обучение поворотам в постели. Переход в положение сидя и сидение в постели Общие дыхательные специальные упражнения

Приемы ухода за больным с гемипарезом представлены в табл. 9.4.

Таблица 9.4. Приемы ухода за больным с гемипарезом (Vantieghem J. et al.)

Прием Методика выполнения
Перемещение больного на постели Больной лежит на спине, ноги согнуты в коленных суставах и опираются на стопы. Помощник вначале приподнимает таз больного и перемещает его в сторону, затем при помощи подушки перемещает плечи больного
Перекатывание через здоровую сторону • Пассивное: парализованная нога согнута в коленном суставе, руки больного соединены вместе. При перекатывании больного придерживают за плечо и бедро. • Активное: больной держит руки сведенными вместе, переносит парализованную ногу через здоровую, начиная от бедра
Перекатывание через парализованную сторону Помощник придерживает плечо и колено на парализованной стороне, больной переносит здоровую руку и ногу на другую сторону
Переход из положения лежа в положение сидя • Пассивный: больного в положении с согнутыми коленями перекатывают через парализованную сторону, при переходе в положение сидя больной здоровой рукой опирается о край кровати. • Активный: больной лежит на парализованной стороне. Для того чтобы сесть, он опирается на край кровати своей здоровой рукой, в это время помощник поддерживает бедро пациента и направляет плечо на здоровой стороне кверху
Вставание из положения сидя Перед больным устанавливают табуретку. Пациент вытягивает парализованную руку вперед, поддерживая ее здоровой рукой, наклоняется вперед так, чтобы голова оказалась кпереди от стоп, и приподнимается. Помощник стоит со стороны гемипареза, придерживая больного, при этом одна рука помощника расположена на области здорового тазобедренного сустава, другая - на колене парализованной ноги
Перемещение со стула в постель или с постели на стул • Пассивное: помощник стоит перед больным, обхватывает больного за плечи, удерживая выпрямленную парализованную руку между своим плечом и туловищем, колено парализованной ноги зажато между коленями помощника. Вес тела больного переносится на его стопы, затем помощник направляет плечи больного вперед и вниз, добиваясь того, чтобы стопы больного оторвались от пола. Затем перемещается туловище больного. • Активное: больной спускает ноги на пол, стопы находятся на одной вертикали с коленями, сцепленные руки вытягивает вперед. Стопы отрываются от пола, и вес тела переносится вперед, больной перемещается к стулу или постели. Помощник удерживает больного за бедра и направляет движения, обеспечивая их плавность. Для облегчения наклона больного впереди него можно поставить табуретку, на которую пациент сможет при вставании опереться вытянутыми руками

Окончание табл. 9.4

 

 

— Первый этап:

■ пассивные упражнения в постели;

■ активные упражнения, имитирующие ходьбу;

■ обучение стоянию (с поддержкой, частично с поддержкой, самостоятельно);

■ ходьба на месте.

При отсутствии положительной динамики в занятия ЛГ рекомендовано введение метода проприокоррекции с использованием лечебного комплекса «Адели». «Адели» (костюм космонавтов) - система эластичных шин-амортизаторов, расположенных между опорными элементами; эта система по своему расположению напоминает топографическое расположение мышц.

— Второй этап:

■ ходьба с помощью методиста;

■ ходьба с помощью специальных ходилок;

■ ходьба с помощью четырехили трехопорной трости;

■ ходьба с помощью трости;

■ ходьба по следовой дорожке;

■ ходьба с перешагиванием различных по размерам и объему предметов;

■ ходьба по лестнице (вверх-вниз).

— Третий этап - тренировка ходьбы на тренажерах в виде бегущей дорожки, велоэргометре, на компьютеризированных робото-ортезах типа «Lokomat». В результате такой тренировки увеличивается скорость ходьбы, улучшаются биомеханические показатели шага, уменьшается асимметрия шага (Barbeau H., Visintin M.).

К концу уже первого месяца после инсульта в клинической картине, помимо пареза, наблюдается повышение мышечного тонуса (спастичность) в определенных мышечных группах: сгибателях кисти и пальцев, предплечья, икроножной мышце. Помимо медикаментозной терапии, направленной на коррекцию мышечного тонуса, назначают следующие реабилитационные средства:

— лечение положением;

— расслабляющий, в том числе точечный и подводный, массаж;

— методики ЛФК с использованием пассивных движений, упражнения на преодоление синкинезий;

— аутогенную тренировку на активное расслабление мышц;

— рефлексотерапию;

— тепловые процедуры (парафин, озокерит, грязь и др.);

— электрофорез с диадинамическими или синусоидально-модулированными токами;

— биологическую обратную связь по сигналу амплитуды электромиографии со зрительной и звуковой обратной связью на уменьшение амплитуды в покое (со знаком минус).

Как в позднем восстановительном периоде, так и в резидуальном периоде инсульта по-прежнему большую роль в реабилитационном процессе играют методы физической реабилитации. В то же время, как правило, у больного уже формируется стойкий неврологический дефект, поэтому все усилия специалистов направлены на приспособление больного к окружающим обстоятельствам. Много внимания уделяют совершенствованию функции ходьбы и обучению навыкам самообслуживания. Важный этап в обучении самообслуживанию - возвращение больного в дом, в семью и приспособление его к жизни в своем доме, где продолжают вырабатываться и закрепляться навыки, необходимые ему для новых условий жизни (Кадыков А.С. и др., Grotta J.C. et al., Liepert J.).

9.3. РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ ВЯЛЫХ ПАРЕЗАХ И ПАРАЛИЧАХ

 

При показаниях прибегают к хирургическому вмешательству. Все перечисленные мероприятия являются важнейшими элементами реабилитации, однако их эффективность будет максимальной при соблюдении двух условий.

— Во-первых, проведение медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию развития мозга в целом, стимуляцию процессов миелинизации нервных волокон, подавление патологической активности структур, контролирующих тонические стволовые рефлексы, усиление активности компенсаторных процессов в нервной системе.

— Во-вторых, всю работу по становлению двигательных функций следует проводить на фоне постоянной и систематической работы по коррекции психических и речевых функций.

В связи с тем, что у больных двигательные нарушения представлены в основном спастическими параличами и парезами, средства ЛФК, как и при спастическом гемипарезе, работают на три направления:

— на параличи и парезы;

— на повышенный мышечный тонус;

— на непроизвольные содружественные движения (синкинезии) и на укрепление показателей отдельных физических компонентов двигательного акта.

В острый период заболевания необходимо прежде всего проводить мероприятия, направленные на восстановление функции дыхания и сердечно-сосудистой деятельности, ликвидацию отека мозга, восстановление нормального ликворо- и кровообращения, повышение оксигенизации тканей мозга. Параллельно с этим активным вмешательством проводят интенсивную стимуляцию процессов репарации и компенсации. Для этого широко используют ЛС, улучшающие метаболические процессы в мозге, противосудорожную терапию.

Основное условие эффективности средств ЛФК - работа в плане последовательного онтогенетического развития моторики, своевременность, полноценность и рациональность коррекции дефектов моторики при всех формах заболевания.

Характерная черта подавляющего большинства методик ЛФК - их направленность против поражений головного мозга у детей. И в настоящее время в качестве образца движений принимают движения ребенка, причем стремятся по возможности к правильному их воспроизведению. Такие методики называют нейрофизиологическими. Кроме двух названных выше методик (с дозированным сопротивлением; K. et B. Bobath), наиболее распространены:

— методика V. Vojta (большая группа упражнений состоит из разных способов стимуляции ползания и переворотов вокруг продольной оси тела);

— разработанные D. Phelps комплексы технических вспомогательных средств, облегчающих ребенку выполнение основных видов бытовых действий в условиях снижения из-за болезни функциональных возможностей.

У детей с ранней стадией ДЦП ведущую роль в комплексе реабилитационных мероприятий играют общий и точечный массаж и ортопедические укладки. Физические упражнения, направленные на становление врожденных двигательных рефлексов, проводят с помощью пассивных движений в сочетании с дыхательными упражнениями. Основные задачи метода K. et. B. Bobath:

— нормализация мышечного тонуса, нарушения которого присутствуют у детей с ДЦП и варьируют в зависимости от поз и движений ребенка;

— подавление активности ненормальных примитивных рефлексов;

— облегчение автоматических реакций выпрямления, равновесия и защитной экстензии, чему способствуют предшествующее снижение мышечного тонуса и коррекция ненормальных примитивных рефлексов.

Проявление задержанных или ненормальных примитивных рефлексов гасится путем использования

 

 

Проводят и ортопедические мероприятия - лечение гипсовыми лонгетками, ортезами, корсетами и др.

В конечной резидуальной стадии второй степени, т.е. когда развиваются множественные контрактуры, неисправимые массивные деформации, приводящие к полной или почти полной обездвиженности ребенка, терапевтические мероприятия, направленные на становление моторики, практически бесполезны. Как правило, у этих детей глубоко задержано психическое и речевое развитие.

Общие принципы ЛФК для детей в любой стадии заболевания.

— Стимуляцию к мотивации и отсюда - активной деятельности следует положить в основу работы методиста с детьми, особенно имеющими позднюю резидуальную стадию 1-й степени.

— В основе методик ЛФК лежит стремление стимулировать, воспроизвести ход двигательного развития в том же порядке, в каком это развитие происходит в постнатальном онтогенезе. Независимо от стадии заболевания методист ЛФК начинает свою работу с того уровня двигательного развития, на котором оно прекратилось. К примеру, он начинает развивать установочный лабиринтный рефлекс с головы на шею, если отсутствует у 5-месячного ребенка, у которого еще нет контрактур, и у 5-летнего, у которого имеются уже сгибательно-приводящие контрактуры в тазобедренных и голеностопных суставах.

— Обязательное расслабление всех мышц тела, проводимое перед началом проведения пассивных, пассивно-активных и активных упражнений.

— Все упражнения, направленные на становление того или иного движения, должны чередоваться с дыхательными упражнениями, учитывая постоянную хроническую гипоксию у детей с ДЦП.

— Методист должен каждое упражнение сопровождать словами, указывающими ребенку на характер выполняемого движения (например, «поднимаем руку, опускаем голову, поднимаем голову» при соответствующих движениях).

— Целесообразно проведение упражнений перед зеркалом. Это необходимо для освоения и закрепления чувства схемы тела и чувства позы, а затем и «схемы движения» (один из приемов системы с дозированным сопротивлением).

— После каждого курса реабилитационного лечения необходимо дать оценку эффективности проводимой терапии.

Учитывая патогенез речевых нарушений, замедленное развитие речи у детей с ДЦП, необходимо, наряду с проведением логопедической коррекции центральных нарушений анализа речевых сигналов, целенаправленно повышать функциональные возможности артикуляционного аппарата. Нарушение координации мышц речевого аппарата проявляется нарушением моторики рта, языка и губ. Назначают массаж мышц артикуляционного аппарата и специальные упражнения для мышц лицевой области.

— В зависимости от тонуса губной мускулатуры массажные приемы проводят от периферии к центру (при гипертонусе - с целью расслабления) и от центра к периферии (при гипотонии - с целью стимуляции мышечного тонуса).Дифференцированный подход также необходим при массаже языка.

— Процедуру массажа вместе с расслаблением тонуса в артикулярной мускулатуре проводят 5-10 мин и завершают артикуляционной гимнастикой.

Примерные специальные упражнения для тренировки мимической мускулатуры, мышц мягкого нёба, верхней губы и языка

— Оттягивание углов рта кверху и в стороны (активные и с помощью пальцев).

— Выпячивание губы (постараться достать до перегородки носа во время энергичного носового вдоха).

— Надувание воздуха под верхнюю губу.

— Собирание губ в трубочку.

— Поднимание нижней губы вверх (достать верхнюю губу).

— Круговое движение губ.

— Вдох через рот с произношением звука «хр-хр-хр» - вибрация нёба (ноздри прижаты пальцами).

— Глотание воды (20-30 маленьких глотков).

— Пальцевой массаж твердого и мягкого нёба (поглаживание в направлении спереди назад).

— Высунуть язык и облизать губы при открытом рте.

— Приподнять кончик языка к верхним резцам и провести им по твердому и частично мягкому нёбу и др.

Рис. 9.11. Распределение зон воздействия на затылке: 1 - сенсомоторная зона ноги; 2 - речевая зона; 3 - зрительная зона; 4 - зона равновесия; 5 - зона психических расстройств

В комплексе реабилитационных мероприятий широко используют краниоакупунктуру, основанную на анатомо-физиологических особенностях развития ребенка. Краниоакупунктура - это метод рефлексотерапии с использованием проекции зон коры головного мозга на поверхность черепа (рис. 9.11); воздействие проводят не по точкам, а по линиям.

Наиболее важное звено в лечебно-коррекционных мероприятиях с ребенком, больным ДЦП, - семья. Нельзя успокаиваться до тех пор, пока ребенок по развитию не догонит свой календарный возраст. Любовь к ребенку родители должны понимать не просто как созерцательную, но и как созидательную, требующую усердного, даже каторжного труда.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Система поэтапной реабилитации больных, проходящих лечение в нейрохирургических клиниках.

2. Задачи и принципы лечения больных с заболеваниями ЦНС и периферической нервной системы.

3. Методические приемы, способствующие истинному восстановлению нарушенных двигательных функций.

4. Задачи и методические приемы компенсаторного лечебного комплекса.

5. Методики ЛГ, направленные на снижение мышечного тонуса.

6. Какие методики, положения и упражнения ЛГ показаны при спастических гемипарезах?

7. Этапы реабилитации больных, перенесших инсульт; задачи и средства реабилитации.

8. Реабилитационные мероприятия при вялых парезах и параличах.

9. Какие методики, положения и упражнения ЛГ показаны при вялых парезах и параличах?

10. Задачи и принципы лечения больных с ДЦП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: