double arrow

Принципы обучения как дидактические категории. Соотношение закономерностей, принципов и правил обучения

 

Обучение – это сложный, многокомпонентный процесс, организация которого требует наличия большого количества специализированных знаний. Для упрощения этой организации были созданы основные принципы обучения – положения, в которых отражены теоретические подходы к построению учебного процесса. Эти принципы определяют направленность обучения, его цели и способы и многое другое, а также позволяют оптимизировать весь процесс обучения, сделав его максимально продуктивным.

 

Принципы обучения вырабатывались на протяжении всего исторического опыта образовательной деятельности.

 

Все принципы обучения связаны друг с другом, эффективным будет только их одновременное применение.

 

Иначе говоря, принципы обучения – это некие общие руководящие идеи, от которых следует отталкиваться при построении учебного процесса.

 

Все принципы обучения можно разделить на дидактические, то есть применимые ко всем предметам, и методические – применимые к данному конкретному предмету.

 

Дидактическими считаются следующие принципы: научность, последовательность, системность, преемственность, связь теории с практикой, сознательность, активность, доступность, индивидуальный подход к учащимся, прочность, наглядность.

 

По мнению К. Д. Ушинского, великого русского педагога XIX века, в дидактике используются следующие принципы:

Систематичность, доступность и посильность обучения.

Сознательность и активность обучения;

Прочность знаний;

Наглядность обучения;

Народность обучения;

Воспитывающий характер обучения;

Научность обучения.

 

Принцип научности, он же принцип объективности, предполагает соответствие содержания образовательных программ достижениям современной науки. Эти положения официально зафиксированы в стандартах (например, ФГОС) и учебниках. Согласно этому принципу обучающиеся должны обладать умением различать истинное и ложное. При этом учитывается, что предлагаемые обучающимся знания не абсолютны, а относительны, то есть содержат в себе не только объективную информацию, но и субъективные представления учёных

 

Принцип объективности также рассматривает на равных все формы постижения мира – научную, художественную и религиозную, тем самым показывая свою общедемократическую, толерантную структуру.

 

Принцип последовательности обучения призван обеспечить систематическое, последовательное, логичное и рациональное получение обучающимися знаний. Это означает, что образовательный материал должен быть чётко структурирован и должен предлагаться для изучения в строго заведённом порядке: от более простых задач к более сложным, от общих знаний к более конкретным. Например, история изучается в хронологическом порядке, чтобы у обучающихся могло формироваться корректное представление о развитии человеческой цивилизации.

 

Принцип прикладной направленности обучения предполагает получение учащимися одновременно и практических, и теоретических знаний, идущих неотрывно друг от друга. Все гипотезы должны быть проверены на практике, а все предлагаемые ученикам знания не должны быть оторваны от реальности. Согласно данному принципу обучающиеся должны чётко представлять цели своего обучения. В идеале все элементы образовательного процесса должны проходить проверку требованиями жизни, однако в современной системе образования так случается далеко не всегда.

 

Принцип сознательной активности обучаемых требует непосредственной вовлечённости в образовательный процесс не только учителя, но и ученика. Обучение – это активное действие, полная мобилизация интеллектуальных и духовных ресурсов обучающегося. Педагогической практике известны попытки обучения, не включающего в себя участия обучаемых и не являющегося успешным. Для качественного усвоения материала обучающиеся должны быть заинтересованы знанием и вовлечены в процесс его получения. Активность может быть репродуктивной (запоминание и воспроизведение информации) и творческой. Преподаватели для увеличения активности своих учеников могут использовать такие средства, как игры, экскурсии, соревнования и др.

 

Принцип гражданственности, напрямую связанный с формированием гражданского самосознания, отражает суть гуманистической направленности образования. Это значит, что современная система обучения стремится удовлетворить социальные и личностные потребности учеников, учитывая их психологические и индивидуальные особенности при подборе методов обучения. Образовательный процесс должен проходить на оптимальном уровне трудности с учетом интересов и жизненного опыта обучаемых. Подпунктом данного принципа можно назвать принцип доступности – создание равных для всех учеников условий обучения, отказ от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и инклюзия обучающихся с особенностями.

 

Принцип индивидуального подхода к учащимся обеспечивает учёт особенностей данного конкретного ученика. Подобный подход позволяет максимально активизировать интеллектуальные и духовные силы ребёнка, а также создать для него комфортные условия для обучения. Индивидуальный подход, как правило, повышает успеваемость обучающегося, поскольку задания и требования полностью соответствуют его возможностям.

 

 Согласно принципу прочности усвоения знаний содержание образовательного курса должно надолго закрепляться в сознании обучаемых. Этот результат достигается только при условии соблюдения всех выше перечисленных принципов: активности обучаемого, систематичности обучения и т.д. Повышению прочности усвоения знаний способствует контроль за знаниями: проверочные работы, тесты и др.

 

  Принцип наглядности, «золотое правило обучения», предполагает задействование в обучении всех органов чувств человека. Знания должны подаваться через разные каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание. Для успешного обучения необходимо комбинировать разные типы подачи информации.

 

Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные. Закономерности, охватывающие своим действием всю дидактическую систему, называются общими. Те же, действие которых распространяется на отдельный компонент (аспект) системы, — частными (конкретными).

 

Дидактическая система - среда, в которой по определенной технологии реализуется процесс обучения. Д.с. включает в себя преподавателей, учащихся, цели, содержание, методы, средства и формы обучения.

 

Дидактика стремится открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учителям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по обучению закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации. Система дидактических принципов выражает закономерности процесса обучения и определяется целями воспитания

 

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в конкретно историческом виде. Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

 

Правила — это основанные на общих принципах описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения намеченной цели. Чаще всего это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

 

Правила — переходное звено от теории к практике. Они предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Действуя по правилам, учитель не должен задумываться над тем, какие научные положения лежат в их основе. Правила автоматически обеспечивают выполнение принципов обучения. Принципы реализуются через правила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: