Сущность дидактических принципов и особенности их реализации

 

Принципы обучения и их реализация

 

Принципы обучения – это руководящие идеи и положения, включающие в себя требования к содержанию и методике педагогического процесса. Функции принципов обучения:

 

во-первых, они отражают основные закономерности процесса обучения;

 

во-вторых, они отражают совместные действия обучающих и обучаемых;

 

в-третьих, они содержат основные требования к подготовке обучаемых;

 

в-четвертых, они выступают фундаментом успешной профессиональной деятельности педагогов.

 

 

Принципы, выработанные многовековой педагогической практикой и закрепленные современной наукой, составляют такую систему:

 

принцип научности (идейности) преподавания;

принцип практической направленности учебного процесса;

принцип сознательного и активного усвоения знаний;

принцип систематичности и последовательности изложения учебного материала;

принцип доступности обучения;

принцип наглядности обучения;

принцип коллективизма и индивидуального подхода в обучении;

принцип единства обучения и воспитания.

 

Однако одного знания системы принципов совершенно недостаточно – важнее их реализовывать в повседневной педагогической практике. Рассмотрим основные пути реализации принципов обучения.

 

Путями реализации принципа научности (идейности) являются:

четкое определение личных позиций педагога и неукоснительное следование им;

убедительное изложение идейного смысла и практического предназначения учебной дисциплины, темы, занятия;

постоянное внимание к мировоззренческой и интеллектуальной сторонам обучения;

научное изложение материала с учетом последних достижений и взглядов;

смелый, но аргументированный отказ от устаревших концепций;

научная организация обучения.

 

Принцип практической направленности обучения предполагает:

раскрытие особенностей, динамики и тенденций развития тех или иных процессов в современных условиях;

показ роли и места данной профессии в жизни общества;

использование последних практических наработок в содержании данного учебного курса;

постоянное внесение в теоретический материал элементов будущей профессиональной деятельности.

 

Для реализации принципа сознательности и активности обучения необходимо:

 

 акцентировать внимание как на общественной значимости обучения, так и учебы по данной специальности;

 

разъяснять теоретическую и практическую значимость каждого учебного занятия;

постоянно поощрять инициативу и активность обучаемых на всем протяжении обучения.

 

Принцип систематичности, последовательности изложения материала требует от педагога:

 

глубоко знать свой курс;

постоянно ставить перед собой конкретные учебно-воспитательные цели на каждое занятие;

новый материал давать в опоре на прежние знания;

изложением текущего материала подготавливать обучаемых к восприятию последующего;

сокращать паузы между разделами, темами, занятиями.

 

Принцип доступности (посильности) обучения обязывает педагога еще до проведения занятия тщательно разобраться с уровнем общей и специальной грамотности обучаемых, учитывать это в ходе занятия, не подходить к оценке знаний обучаемых по своему уровню. Вместе с тем педагог должен помнить: облегченные требования к обучению - расхолаживают обучаемых, чрезмерные требования – отбивают интерес и желание учиться.

Реализация принципа наглядности предполагает использование всего арсенала наглядных средств для воздействия на различные ощущения и органы чувств обучаемых.

 

Несмотря на кажущуюся противоречивость реализация принципа коллективизма и индивидуального подхода в обучении осуществляется комплексно. Для этого необходимо:

учитывать индивидуальные особенности обучаемых, но не подстраиваться под них;

изучая всех, не забывать и о лидерах, и об отстающих;

быть одинаково доступным и понятным для всех обучаемых.

 

Наконец, говоря о реализации принципа сочетания воспитания и обучения следует иметь в виду, что педагогический процесс не только обогащает обучаемых знаниями, но и активно формирует их мировоззрение, что является отражением продуманной, глубокой, но деликатной работы педагога-воспитателя.

 

Вместе с тем воспитательный аспект обучения решает и сугубо специфические задачи:

воспитание бережного и уважительного отношения к собственности;

формирование добросовестного, творческого отношения к труду;

выработка правильного сочетания личных и общественных интересов в жизни и деятельности;

формирование культуры потребностей

 

Составьте таблицу:

Принцип обучения | Правила реализации принципа

Принцип сознательности и активности. Четкое понимание целей и задач педагогической работы, которую предстоит выполнить педагогу. Данное условие является одним из основных, так как понимание педагогом целей и задач способствует тому, что педагог сможет их донести до учащихся, объяснит их важность, значение и перспективы. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы учащиеся понимали, зачем и для чего они это изучают. Понимание будет способствовать тому, что процесс усвоения учебного материала будет не механический, а осознанный. Обеспечить учащимся понимание всего учебного материала в общем, каждого слова, понятия, формулы и т.д. Использовать в процессе обучения силу взаимообучения – создание условий для групповых и коллективных форм поиска и усвоения новой учебной информации, ответа на проблемный вопрос или решения проблемной ситуации. Довольно часто информация, которая исходит от сверстников, воспринимается намного лучше, чем информация, переданная педагогом. Учащиеся должны видеть и понимать логику подачи учебного материала. В том случае, если они не видят логики, то в процессе обучения не присутствует сознательность получения знаний и умений. Процесс обучения будет более продуктивным, если каждое новое правило, аксиома или постулат будут сопровождаться необходимым количеством примеров, для того чтобы учащиеся имели представление о его применение на практике и в повседневной жизни. Необходимо учить, опираясь не только на собственный педагогический авторитет, но и с опорой на доказательствах, основанных на разуме и чувствах.  Педагог должен как можно чаще задавать учащимся вопрос «почему?», это научит их мыслить и понимать причинно-следственные связи, которые являются одним из основных условий развивающего обучения. Учебный материал необходимо не просто пересказывать учащимся, а приводить примеры его применения на практике.  Процесс обучения должен соответствовать индивидуальным интересам учащихся, их необходимо развивать и направлять так, чтобы личные интересы каждого учащегося были согласованы с общественными потребностями. Необходимо приучать детей мыслить и действовать самостоятельно, не допускать механического пересказывания и копирования учебного материала в собственных работах, а также не допускать подсказывания. Делать упор на развитие творческого мышления посредством всестороннего анализа различных проблем, решения познавательных и логических задач с использованием нескольких способов и методов, вводить в процесс обучения разнообразные творческие работы.  Обучать детей правильно задавать вопросы и выслушивать на них ответы. Это является одним из важнейших условий стимулирования и поддержания активности.  
Принцип систематичности и последовательности Обязательное планирование учебной работы, с целью соблюдения условия преемственности и установления ассоциаций во время усвоения учебного материала. Например, после проведения теоретических занятий и ознакомления с новым учебным материалом проводить практические занятия, направленные на закрепление пройденного и получение навыков применения знаний в практической и повседневной деятельности. Не допустимо переходить к изучению нового учебного материала, если педагог не уверен в том, что предыдущий материал достаточно хорошо усвоен. Данную проблему необходимо решать всеми возможными способами, даже если педагог ограничен рамками учебной программы и количеством часов, отведенных на изучение темы (раздела, дисциплины и т.д.). Допустимо и целесообразно использовать технологию «опережающего обучения». На каждом учебном занятии, при изучении любой учебной информации вводить понятия из предыдущей темы, тем самым осуществляя подготовку к изучению последующего материала. Для начинающего педагога соблюдение данного условия достигается посредством подготовки не только к текущему уроку, но и к следующему.  Постоянное повторение пройденного учебного материала. Под повторением подразумевается не только воспроизведение информации, но и использование разнообразных практических методов, позволяющих повторить и закрепить изученное ранее. Например, использование репродуктивного метода, который ориентирует на повторение услышанного от педагога или только что прочитанного учебного материала.
Принцип наглядности По возможности все, что можно представить в наглядном виде – представлять. Детям легче воспринимать новую информацию органами чувств. Не стоит использовать слишком много наглядных средств во время урока, так как можно отвлечь внимание ребенка от темы урока. При использовании наглядности, необходимо активизировать по возможности весь чувственный опыт детей. В случае, если педагог использует на уроке несколько наглядностей, то по возможности применять несколько разных форм в комплексе (например: плакат со схемой, макет и иллюстрацию). Наглядное средство должно полностью соответствовать изучаемому предмету, и не отводить внимание ребенка от темы. Наглядность должна содержать только предмет, его структуру, свойства, характерные черты и т.п. Прежде, чем выбрать вид наглядности продумать дидактические возможности каждого вида и подобрать оптимальный для темы занятия. При необходимости осуществить словесное сопровождение наглядности. Использовать наглядные средства как самостоятельный источник знаний для ребенка. Наглядное средство должно соответствовать возрасту учеников.  
Принцип связи теории с практикой Реализация этого принципа должна идти путем формирования у учащихся понимания того, что практика выступает как источник познания и абстрактного мышления и в то же время как критерий истинности получаемых результатов. Творческое соблюдение следующих дидактических правил позволит на практике реализовать этот принцип.   практикой доказывайте учащимся необходимость научных знаний;   показывайте, что наука развивается под влиянием потребностей практики;   рассказывайте учащимся о научных открытиях и новых технологиях;   приучайте применять знания на практике;   связывайте обучение с перспективой получения профессии;   связывайте обучение с перспективами развития своего села, города, области, страны;   внедряйте научную организацию труда в учебный процесс;   активно включайте учащихся в общественно полезный и производительный труд и правильно его организуйте;   используйте экскурсии на современные производственные предприятия;
Принцип научности Весь учебный материал, включаемый педагогом в содержание обучения должен соответствовать современным достижениям науки. При необходимости упрощения сложного учебного материала или определенных научных положений, необходимо следить за тем, чтобы он не искажалась научная сущность. Научные элементарные знания об окружающем мире, полученные учащимися в младшем возрасте не должны отвергаться в процессе дальнейшего обучения, а напротив должны расширяться и обогащаться. Основная терминология должна быть единой на протяжении всего учебного процесса. Во время обучения педагог должен знакомить учащихся с новейшими достижениями в области науки и техники, происходящими дискуссиями в научной области, выдвинутыми и разрабатываемыми теориями и гипотезами. Ознакомление должно осуществляться в доступной и понятной форме. С этой целью педагогу следует включать учащихся в самостоятельные исследования, такие как научные наблюдения, экспериментирование, работа с учебной и научной литературой, самостоятельное выдвижение научных проблем и возможные пути их разрешения.  При знакомстве учащихся с отдельными явлениями в области науки, необходимо не только их правдивое и истинное толкование, но и знакомство с различными точками зрения на данные научные явления. Проведение дискуссий по обсуждения рассматриваемых точек зрения, высказывание собственных идей и мнений по рассматриваемому вопросу.  Изучение закономерностей развития объективности окружающего мира у учащихся должно формировать у них научное мировоззрение и общее видение действительности. Ознакомление учащихся не только с действительными научными фактами и явлениями, но и разоблачение разнообразных лженаучных и ошибочных теорий, взглядов, идей и представлений. Необходимо осуществлять их обсуждение, выдвижение собственных мыслей и идей по поводу их появления и возможной значимости в тех или иных научных открытиях.  
Принцип учета индивидуальных особенностей ребенка в условиях коллективной деятельности. Для каждого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учётом возрастных особенностей детей применяются соответствующие методы и приемы воспитания и намечается его конкретное содержание. В процессе воспитания необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка, определяемые своеобразием его нервной деятельности, условиями жизни и воспитания в семье. Успех воспитания зависит от внимательного изучения педагогом поведения каждого ребенка к применения соответствующих методов и приемов его воспитания.  
Принцип прочности. Для эффективного запоминания и закрепления учебного материала, его необходимо разбирать на смысловые структурные части. Данные части должны иметь оглавление, а сам материал представлен в виде тезисов и вопросов. Каждый новый материал, который необходимо запомнить, должен быть связан с прежними знаниями, то есть опираться на полученную ранее информацию, которую уже прочно запомнил ребенок. Таким образом, вновь запоминаемая информация опирается на уже сложившиеся представления. Процесс запоминания необходимо сопровождать постоянным повторением вновь полученной информации. Повторение не должно быть механическим. Оптимальным является повторение путем ответов на наводящие вопросы, а также на вопросы, которые активизируют мыслительные процессы учащихся, заставляя их размышлять, сопоставлять, анализировать и обобщать учебный материал. В процессе изучения нового материала, а также подачи новой информации учащимся, для их прочного усвоения, необходимо использовать прием взаимосвязи информации с практической деятельностью ребенка. Например, при представлении нового учебного материала, педагог опирается на примере из жизни, то есть «связывает» информацию с жизненным опытом ребенка. Полученная таким образом, информация хорошо усваивается ребенком и запоминается на порядок лучше. Пройденный учебный материал, в процессе его повторения, необходимо воспроизводить путем выделения основных идей, выделения «стержня», а также путем наводящих вопросов. Все предоставляет учащимся возможность не просто вспомнить механически пройденное ранее, а выделить существенное (важное) в повторяемом материале. Повторение и закрепление требует разнообразия в подходах, методах, формах. Однообразие гасит интерес учащихся к учению, снижает эффект усвоения.  
Принцип доступности Учебный материал преподается детям с учетом их возрастных и психических особенностей, а также с учетом пройденного ранее учебного материала (поэтапно).  Изучение нового учебного материала преподносится детям в доступной форме, с учетом их жизненного опыта. Так же форма и методы представление материала опираются на интересы и особенности развития ребенка Процесс обучения предусматривает дифференцированный подход к каждому ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей развития. Учебный процесс организуют в оптимальном темпе, так чтобы при изучении учебного материала было интересно всем детям, и тем, кто быстро усваивает информацию, и тем, кто медленно. То есть он не должен быть слишком быстрым для «слабых» учеников и слишком медленным, вызывающим скуку для «сильных» и «средних» учеников.  Обучение должно быть интересно на протяжении всего процесса. Необходимо создать определенный уровень напряженности, который бы вызывал у детей заинтересованность в работе, а также задал нужный темп урока.  Принцип доступности обучения, основан на применение иных принципов обучения (наглядности, аналогии, сопоставления и т.д.), то есть необходимо комплексное использование всех принципов обучения и их дидактических возможностей.  Каждый новый учебный материала должен логически выходить из ранее пройденного. То есть весь предыдущий материал является фундаментов для последующего. Для реализации данного правила от педагога требуется тщательная подготовка учебного материала, его планирование на текущий учебный год. Большое значение для доступности обучения является то, как педагог излагает учебный материал. Речь педагог должна быть хорошо поставлена, он должен уметь преподнести материал интересно, логично, последовательно, с привлечением практических примеров. Доступность обучения предусматривает постепенное предоставление учебного материала от «простого» к «сложному». Необходимо для качественного изучения материала, начинать процесс обучения с общих основ, постепенно переходя к главному и основному. При необходимости проведение, помимо основных занятий, дополнительные. То есть обучение происходит последовательно.  Принцип доступности ориентирован на развитие у ребенка трудоспособности. Тренировка и развитие трудоспособности готовит ребенка в дальнейшей к мыслительной деятельности, которая ему будет необходима в обучении.    

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: