Индустриализация СССР в цифрах

 

    Сразу хочу отметить один важный фактологический результат и коротко резюмировать, что, в целом, индустриализация в Советском Союзе удалась. Страна действительно встала на мощные промышленные рельсы, превратившись из отсталой аграрной империи в довольно техническую мощную державу. Как ни крути.

    Ресурсы и инструментарий, задействованные для достижения этой цели, мы рассмотрим в следующей главе, в которой постараемся дать общую и максимально объективную оценку Сталинской реформе. Сейчас же я предлагаю взглянуть исключительно на цифры и некоторые статистические выкладки, которые, большей частью, как ни странно, но заслуживают доверия.

    Но перед тем, как мы начнем, я хочу кое-что пояснить. Поскольку в качестве магистральных направлений Сталин выбрал тяжелую промышленность (машиностроение, металлургия и т.д.), стране в экстренном порядке понадобились три фундаментальные основы, без которых всерьез говорить о какой-то там индустриализации было бы просто невозможно.

    Эти основы просты – кадры, логистика и электрификация. Про такие очевидные вещи, как урбанизация, развитие инфраструктуры и прочее, я думаю объяснять не надо. Эти вещи являются логичными производными трех вышеперечисленных аспектов.

    Говоря о кадрах, я, конечно же, не имею в виду «строительные руки». Поскольку СССР был де-факто превращен в один большой трудовой лагерь с бесконечным потоком бесплатной рабочей силы – кандидатов толкать тачку и мешать раствор хватало с избытком.

    Я говорю о профессиональном сегменте, который, для обобщения, мы назовем «инженеры». Так вот, эта проблема была решена быстро и, надо признать, довольно эффективно. Количество специалистов инженерно-технического профиля буквально за одну пятилетку выросло более, чем в восемь раз и цифра перевалила за полмиллиона человек.

К слову, именно этот образовательный задел спустя 25 лет дал возможность Юрию Алексеевичу Гагарину, пролетая над США, помахать рукой американскому президенту Джону Кеннеди с высоты более 300 километров.

    Касаемо логистики, в целом ситуация была решена ещё проще, ибо здесь превалировал именно обычный неквалифицированный труд. Приведу пример решения сложной задачи методом «по Сталину».

    В связи с тяжелыми погодными условиями, сложным рельефом местности и недостаточным уровнем заработной платы, на строительство БАМа (Байкало-Амурская магистраль) удалось привлечь немногим более полутора тысяч наемных рабочих, что было, мягко говоря, недостаточно.

Для ускорения данного процесса, контроль над стратегической союзной стройкой передали в ведение НКВД. Через несколько лет на участке работали 150 тысяч заключенных, что значительно педалировало сроки строительства. БАМ был построен вовремя!

С помощью такого же нехитрого, но весьма эффективного алгоритма была выполнена задача по электрификации страны. Практически синхронно заработали десятки гидро/теплоэлектростанций. За первую пятилетку выработка электроэнергии была увеличена более, чем в пять раз!

Был построен целый ряд промышленных объектов, начиная от огромной ДнепроГЭС и заканчивая широким спектром крупных машиностроительных гигантов и металлургических заводов.

Говоря об этой теме, ничего не могу с собой поделать и не вспомнить о знаменитой Союзной сказке под названием «Лампочка Ильича». Именно Ленина тогда рисовали этаким советским Эдисоном в кепке. Именно вождь революции, согласно социалистической теории (истории), обеспечил страну не только своей безграничной любовью, теплом и заботой, но ещё и светом.

На самом деле, касаемо отрезка «правления» Ильича все было совсем наоборот. Помните бессмертный фильм «Собачье сердце» и перманентные перебои с электричеством? А ведь именно так и было. Страна «зажглась», причем во всех смыслах, уже после 30-х годов. Причем, зажглась снова. Почему снова?

Да потому, что ещё в конце 19 века талантливейший русский инженер с еврейскими корнями по фамилии Ратнер, с подачи властей начал электрифицировать тот самый Санкт-Петербург и уже к 1900 году количество ламп на улицах города перевалило… Внимание! Более, чем за 1 500 000 штук! Ну, да ладно. Это я так. К слову. Вернемся к нашей индустриализации…

Справедливости ради, стоит отметить тот факт, что сам по себе Сталин не был таким уж ненавистником Запада, как его ортодоксальные революционные коллеги Ленин и Троцкий, а потому многие объекты промышленности, не говоря уже про выпускаемую продукцию, получали жизнь под контролем европейских и американских специалистов, практически во всех отраслевых секторах.

Что уже само по себе, особенно на начальном этапе, обеспечило соблюдение хотя бы базовых качественных характеристик среднестатистического конечного фабриката.

Для того, чтобы наглядно осознать уровень промышленного развития СССР, я предлагаю ознакомится с тремя репрезентативными, на мой взгляд, показателями, проекционно наложив эти данные на производные и смежные отрасли.

Коль уж мы говорим про индустриализацию, то первое место в моем рейтинге без сомнения занимает выплавка стали. Почему именно сталь? Да потому, что именно эта смесь железа с углеродом уже более трех тысяч лет служит одним из самых важных помощников всего рода человеческого.

Для справки замечу, что на сегодняшний день (2019 год) более половины всего мирового производства стали приходится на одну единственную страну, имя которой – Китай. Есть о чем подумать, согласись…

Так вот, по итогу двух первых пятилеток, производство стали в СССР увеличилось (примерно) в 4.5 раза, то есть почти на 450% и ты мне уж поверь, мой друг, это просто невероятный показатель!

Поскольку мы уже затрагивали тему электрификации, коротко отмечу, что и по итогу второй пятилетки произошёл примерно такой же рост, по сумме увеличив выработку до 38 млрд. киловатт, те есть более, чем в восемь раз!

А вот третья статистическая выкладка будет, на мой взгляд, не менее интересна, нежели первая. И уж точно она будет гораздо более понятней и наглядней. Речь сейчас пойдет про автомобилестроение.

С одной стороны, частично здесь сказался органический фактор, поскольку в той же Америке Генри Форд выдавал свои невероятные показатели. И кстати, именно он стал проводником запуска советского флагмана отрасли под названием ГАЗ.

Однако, даже не смотря на этот аспект, который, без сомнения, имеет право быть, цифры СССР действительно поражают. За вторую пятилетку было произведено почти 200 000 автомобилей и прирост составил 3 000 процентов. Согласись, мой дорогой друг, это внушительный показатель.

Думаю, что нет никакого смысла гонять тонны статистики тем более, что общая картинка, я надеюсь, тебе уже понятна. Подводя итог статистическим показателям, можно с уверенностью отметить, что (в целом) идея Сталина поставить СССР на промышленные рельсы обрела жизнь. Индустриализация Советского Союза удалась!

По крайне мере, в границах первых двух пятилеток, которые и являются основной отправной точкой. Далее, как ты знаешь, началась Великая Отечественная война и общая картинка промышленного развития была кардинально смазана. Однако, повторюсь, страна, так или иначе превратилась из аграрной в промышленную.

Что это значит в контексте эффективности? К чему это привело? Можно ли было сделать по-другому? Что было бы, если бы Сталин не пришел к власти? И, в конце концов, является ли он, все-таки, действительно великим советским реформатором и экономистом?

Вот именно на эти вопросы мы и ответим в следующей главе. А пока что, извини за паузу – надо сходить за кофе, а то скоро закроется последний витебский магазин. Ну, а что?

Моя операция «Багратион» – как хочу, так и пишу! Зато, согласись, в отличие от выборов тупого шкловского гавна, по крайне мере, тут все честно…

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: