double arrow

Люди должны сами рассчитывать и платить налоги 2 страница

В. Уход дееспособных людей из бизнеса. Предприниматели говорили о двух вариантах ухода, которые можно назвать внутренней и внешней эмиграцией.

Внутренняя эмиграция:

· Есть люди, которые просто плюнули на все это и ловят рыбу. Я знаю людей, которые отошли от дел потому, что им надоело. А они действительно могли бы очень много создать.

· Встречаю коллегу из другого банка, он уволился. Говорит: «Поспрашивай, не нужен ли кому-то финансовый директор. Но только не в банк». Я говорю: «Что это ты?! У тебя опыт двадцать пять лет работы в банке». Он говорит: «Не могу больше отбиваться от проверок». Люди этого не выдерживают.

Внешняя эмиграция:

· Кто-то говорит «гуд-бай». И создает добавленную стоимость в другой стране.

· Один человек махнул на все это рукой и уехал. Казалось бы, невелика потеря. Но ведь он мог сделать очень многое.

· Вот могу пример привести. Богатый человек, миллиардер, у него большая строительная компания, автодороги он строил. В Майами у него была куплена какая-то недвижимость. Он там проводил много времени. И подумал: попробую-ка дорогами в Майами заниматься. Он через год фирму вырастил в два раза больше, чем имел здесь. Там оказалось настолько все это просто и легко после нашей реальности! Сейчас он сидит у себя в Майами. Тут у него, конечно, что-то осталось, он занимается понемногу. Очередной иск ему предъявили – прилетел. При этом он русский человек. Он жил бы здесь, на самом деле. Но ему надоело бороться вот с этим бредом.

· Мы раз десять натрахались, прошу прощения, с вывозом образцов на международные выставки нашей продукции. И когда мы везем продукцию, мы не можем ее задекларировать и оформить таможенную декларацию. Или мы не можем поставить нашу российскую продукцию в Китай, потому что у таможенников происходит какой-то когнитивный диссонанс: они не понимают, как возможен экспорт из России в Китай. В их представлении бывает только наоборот. Говорят: а у нас формы такой нет. Мы сейчас серьезно думаем вообще сняться и уехать в Китай. Хотя мы его не любим, дышать там нечем, но там есть для нас рынок.

Г. Государство очень много теряет от плохого состояния бизнес-среды. Предприниматели имеют в виду, что налоговые потери от недостаточного развития бизнеса и отсутствия экономического роста очень велики. Население тоже страдает от низких зарплат и высоких цен.

· На самом деле несет ущерб несет государство, потому что оно очень много недополучает. Бизнес мог бы работать раза в два быстрее и эффективнее, но государство теряет в десятки раз.

· Все, что мы дополнительно тратим, все вкладывается в цену продукта. В целом цена такова, что мы, как страна, неконкурентоспособна. Там, где нет прямой конкуренции с импортом, например, стройки или еще что-то, издержки вкладываются в цену для потребителя. А там, где мы конкурируем, где свободный рынок, продукция наша неконкурентоспособна. Там мы просто отдаем этот рынок.

Нужна экономическая амнистия. Предприниматели говорят о том, что хотя формально срок давности по налоговым правонарушениям составляет три года, фактически он намного больше. Это вынуждает их хранить документацию больше положенного срока. Но главное – никто не может быть уверен, что и через 10 лет против них не будет возбуждено уголовное дело.

· Срок давности по налоговым правонарушениям составляет три года. Но это не работает. Мы храним бухгалтерские документы пять лет. Но срок, в течение которого правоохранительные органы могут возбуждать уголовные дела без справки из налоговой, составляет десять лет. Т.е. я через пять лет радостно уничтожила бумаги – они занимают пятьсот квадратных метров, я же не могу их в тысячу превратить! А ко мне – тьфу-тьфу-тьфу – через семь придут, и оправдаться будет нечем.

· Мне кажется, мы далеко не двинемся, если у нас не будет всеобщей экономической амнистии и установления четких сроков давности.

· Опять же, буду говорить про экономическую амнистию. Мне не очень нравится, когда моих друзей сажают за какие-то вещи, которые они делали пятнадцать лет назад. И неизвестно, делали они их вообще. Уже документов нет. Государству начинать с себя надо.

Политическая конкуренция. Все участники обсуждения согласны с тем, что перечисленные выше проблемы важные, но не главные. Фундаментальной проблемой они считают отсутствие в стране политической конкуренции, которая, по их мнению, только и может создать систему обратной связи, позволяющую корректировать неадекватные законы и правоприменительные практики.

· Все, что мы обсуждаем, это следствие. А причины, как мне кажется, они кроются несколько в другом. У государства нет мотивации улучшить жизнь людей. Вот, например, назначается какой-то губернатор. Он же фактически назначается, не выбирается. Соответственно, у него мотивация какая? У него мотивация усидеть. А дальше мы переходим к выборности, политической конкуренции, социальным лифтам.

· Невозможно работу огромной системы стабилизировать разовым впрыском каких-то хороших идей. Пока не будет изменено целеполагание, мы можем здесь накидать очень много прекрасных мыслей. Может быть, нас однажды даже услышат и что-то изменят. Но жизнь же, она течет, меняется. Пройдет год-два и это устареет. А должна работать система, замотивированная на результат, которая в ежедневном режиме должна что-то менять и подстраивать.

· Мне хочется вернуться в ту точку, где мы были только что. О чем мы говорим: контроль, контроль контроля, контроль контроля контроля. Все это сегодня есть, все эти механизмы выстроены. Мы знаем организации, которые призваны контролировать друг друга. Мы смотрим в новостях, как они успешно контролируют друг друга. Это история про государство, которое не является конкурентным по устройству своего управляющего механизма. Контроль самого себя, который государство способно создать над самим собой, не соотносится с целями, собственно говоря, своих граждан. Поэтому в качестве последнего комментария, наверное, надо произнести главное слово, которое только и имеет смысл – политическая конкуренция.

· Мне кажется, надо начинать с политических реформ, добавить вещи, которые просто очевидны любому здравомыслящему человеку. Не сделав это, мы никуда не двинемся. Значит, политическая конкуренция, экономическая амнистия и примат неприкосновенности частной собственности.

· Но действительность возвращает нас в ту же точку: нет конкуренции, нет политической конкуренции, нет здравого целеполагания, нет целеполагания государства.

Идеологические проблемы. Хотя предприниматели в массовом порядке выступают за развитие политической конкуренции, они понимают связанные с этим проблемы и опасности. Одна из них – проблема популизма, питаемая популистскими настроениями российского электората. Некоторые участники фокус-группы пришли к пессимистическому выводу, что сложившаяся популистская идеология абсолютно доминирует и, возможно, не поддается исправлению.

Опасность этой идеологии состоит не только в возможном принятии неадекватных законов, регулирующих экономику, но и в потенциальной опасности утраты целостности страны.

· Мы придем к реальной политической конкуренции в стране, где единственной идеологической платформой, которая сегодня есть, является популизм. Я просто не знаю других политических платформ.

· Не существует у нас сегодня ни одной политической партии, которая скажет, что на молоко будет хватать всем, а что-то другое давайте создадим, построим. Я, честно говоря, не знаю, как выходить из этого положения. В моем понимании это был связано с тем, что мы не выдержали в свое время шоковой терапии – реального перехода к реальному рыночному капитализму. И ради того, чтобы сохранить государственную целостность, мы сползли в капитализм государственный – якобы-де в капитализм с человеческим лицом, последствия которого сейчас все дружно расхлебываем.

· Мы же помним, как в 90-е годы страна расползалась на субъекты федерации. Парад суверенитетов и прочее. Причем, происходило это под популистскими лозунгами.

Вместе с тем, другая часть участников фокус-группы настроена в этом вопросе более оптимистично. Они считают, что политические реформы следует проводить постепенно, начиная с низового – муниципального – уровня (звучало даже предложение выбирать управдомов). Кроме того, они выдвигают аргумент, что хотя на начальных выборных циклах неизбежно будет преобладать популизм и политическая безответственность, с течением времени ответственная политика возобладает, и это будет способствовать осуществлению положительных сторон демократии, в частности, возникновению обратной связи между бизнесом, законодателями и правоприменителями.

· Как приучить к финансовой ответственности губернаторов? Есть книги зарубежных авторов, где пишут, что либо три-четыре, либо четыре-пять политических циклов должно пройти для того, чтобы адекватно схема выборов заработала. Сначала на волне демократических настроений придут к власти какие-то лозунговщики, которые все разворуют. Их население сместит, потом придут лица, которые тоже ничем управлять не могут, потом придет еще кто-то и, наконец, придут те самые управленцы, которых мы все так ждем.

· Снизу, потихоньку, шаг за шагом. А то, что будет сложный процесс обучения, то, что люди, которые получат свободу, они не сразу станут эффективными, это, конечно, сто процентов будет. Но благодаря процессу на каждом этапе будут отсеиваться неэффективные люди и появляться все более и более эффективные. На протяжении, не знаю, пяти, десяти, двадцати лет они появятся.

· Хотя бы города, хотя бы регионы. Мне кажется, что это путь, по которому нам необходимо пройти, если мы хотим попасть хоть куда-нибудь. И путь этот будет длинным и точно болезненным, и точно мало кого обрадует самим своим процессом, но никто, кажется, не предлагает практик, отличных от конкуренции по пути к успеху и улучшению.

· Разрешить демократию на муниципальном уровне. Начать с нижнего уровня, т.е. обеспечить выборность на каких-то маленьких территориях. Реплика: Моя идея была начать вообще с управдомов, чтобы начинать обучение с управдома.

Сторонники политической конкуренции указывают, что проблемы в стране не решаются, а накапливаются, и в долгосрочном плане альтернативы политической конкуренции нет, поэтому лучше начинать преобразования сейчас, не дожидаясь, что ситуация дойдет до крайности.

· У любых изменений есть шанс получиться, и есть шанс не получиться. Но при отсутствии хоть каких-то попыток есть стопроцентный шанс, что не получится. Мы это уже проходили один раз в Советском Союзе, когда проблемы копились-копились, а потом разом стали менять всю систему целиком. Не получилось, и она развалилась. Поэтому лучше это делать планово, пока чайник не закипел.

· Вот у меня вот сложилось впечатление, что власть не хочет рисковать. Но ведь в жизни все меняется, возникают вызовы. Конечно, есть риск – менять что-то в нашем сложном, непростом обществе. Конечно, любые изменения, которые затронут наших людей, они рискованные. Безусловно. Но игнорирование вызовов – это проигрыш сразу, на месте. И либо мы что-то меняем и рискуем, но надеемся и выигрываем, либо мы однозначно проигрываем.

СМИ формируют негативный образ предпринимателя. В российском обществе сложился очень негативный образ предпринимателей. Этот стереотип сформировался еще в 90-е годы. Тогда он, возможно, имел под собой основания. Но с тех пор очень многое изменилось. Однако СМИ, по мнению участников фокус-группы, стихийно продолжают формировать в общественном сознании негативный образ предпринимателя.

· Никто не работает над имиджем бизнеса. Посмотрите, что идет по телевизору: гастарбайтер на кого-то напал и следом бизнесмен на кого-то напал. Бизнесмен застрелил адвоката, бизнесмен ударил женщину. Я посмотрела «Дежурную часть», мне плохо стало.

· Проблема в том, что в средства массовой информации – это гигантское оружие. Это мощнейшее оружие воздействия на головы людей: молодежи, детей, стариков, кого угодно. И там создается имидж бизнесмена как взяточника, вора или бандита.

· Никто не пытается сказать, что предприниматели – это люди, которые создали, к примеру, три тысячи рабочих мест. Об этом речи нет вообще.

· Нужно начать со средств массовой информации, с образования. Нужен минимум уважения к предпринимателям и внимания к их нуждам.

· Негативный имидж культивируется средствами массовой информации. Бизнесмены воспринимаются, как такие исчадия ада. Это очень плохо – ухудшающийся, системно ухудшающийся образ.

Сравнение со странами Запада. Почти все участники фокус-группы имели опыт работы в странах Запада и могли сравнить институциональную среду «здесь» и «там». Многие претензии предпринимателей к российской институциональной среде подкрепляются в рамках такого сравнения. В странах Запада есть политическая конкуренция и работающая демократия, благодаря которой, согласно высказываниям предпринимателей, законы достаточно стабильны и прозрачны, приемлемы для бизнеса. Это позволяет развивать бизнес и планировать развитие на долгий срок. Правда, многие отмечали, что законодательные системы в этих странах часто достаточно сложны, но при этом они лишены неопределенности и имеют ясную логику. По общему мнению предпринимателей, в такой системе работать гораздо комфортнее. Государственная власть и ее представители на местах озабочены привлечением инвестиций и созданием рабочих мест, что мотивирует их к конструктивному и неконфликтному стилю работы с бизнесом.

· Вот у меня есть бизнес здесь, и есть бизнес там (в Германии). Могу сравнить. Там вот комфортно делать очень бизнес с точки зрения того, что ты понимаешь: там есть стабильность некая. Т.е. ты можешь долгосрочно планировать. Далее, ты понимаешь, что если к тебе придет кто-то из государственной власти, то его задача будет не поставить тебе палку в колеса, закошмарить или снять с тебя эти деньги, а есть какая-то реальная проблема, которую надо решить.

· У нас иногда можно пользоваться какой-то нечеткостью, необязательностью исполнения законов. Но, с другой стороны, это порождает неопределенность. Но мне больше по душе та система, в которой есть определенность.

· С точки зрения бизнеса та система выглядят более осмысленной: там есть какая-то логика и понимание. Иногда это против твоих интересов, но ты понимаешь, что таковы общие правила игры. А у нас складывается ощущение при взаимодействии с государством, что преобладает какая-то общая бессмыслица, отсутствие адекватных целей. Законы могут быть несовершенны везде, но там есть система их улучшения. Обратная связь, о которой мы говорили.

· Есть цикл Деминга. Это абсолютно классическая вещь: планирование-действие-проверка-корректировка. А у нас нет цикла Деминга в отношении экономических действий, экономических законов, подзаконных актов и прочего. Поэтому хаос.

· В Швейцарии нас курирует начальник агентства экономического развития кантона Граубюнден. Когда нам нужен был офис, он сам лично всех обзванивал, нам был найден офис. Когда нам нужна была секретарша швейцарская, которая говорит на трёх языках, он сам поднял всех на уши, нам нашли нужную секретаршу. Когда нам понадобились какие-то деньги на научные разработки, он пробил в Берне субсидии. Мы с ним дружим, ходим периодически обедать. Я спрашиваю: в чем твой интерес? Отвечает: мой интерес, чтобы вы к две тысячи двадцатому году обеспечили триста рабочих мест у меня в кантоне. Еще мой интерес, чтобы был налогоплательщик. Человек сидит в кабинете, мы совершенно свободно мы к нему попадаем, свободно звоним. И видно, что он глубоко заинтересован в развитии своего кантона.

· Там сложная система, но она понятная и логичная, она абсолютно логичная. Это большой плюс, потому что она сложная, но ты все понимаешь. Есть налог на богатство, но есть и вычет на одного ребенка, на двух и на трех. Есть сложная социальная система.

· У них там вполне нормально мышление на горизонт сорок, пятьдесят, шестьдесят лет. И там настолько по-другому построена система, у руководителей на это есть время. Это у нас, когда ты занимаешься бизнесом, пятьдесят процентов времени отбиваешься от всего вокруг, вторые пятьдесят процентов времени делаешь какой-то бизнес, пытаешься.

· У меня был опыт в Америке. Там система действительно настроена на поддержку бизнеса. Как минимум, стараются ему не мешать. Никаких согласований, во всем – уведомительный порядок. Кроме ситуации с лицензиями, но там всего существует пятнадцать лицензий или семнадцать. А у нас лицензируется несколько сотен видов деятельности.

· Там уведомительный порядок. Уведомил и занимайся своими делами. Наверное, это лучше, чем здесь, когда ты по каждому поводу вынужден обращаться, как бесправный человек, и что-то просить, что-то ждать и т.д.

· Там с субсидиями все понятно. Обеспечил сколько-то рабочих мест – новый объект запущен, приди, попроси семь процентов, например. Обеспечил, допустим, инновационный проект, приди еще какой-то процент попроси. И тебе все это будет дано. Все четко, никакого произвола.

Сравнение с Китаем (фрагмент опроса российских экспертов в 2006 г.). В проведенной фокус-группе респонденты мало говорили о Китае, хотя из отдельных высказываний можно составить мнение о том, что институциональная среда в этой стране более дружественна по отношению к бизнесу, чем в России.

По контрасту с оценками состояния дел в России все эксперты высоко оценивали конкурентоспособность китайской экономики и качество ее институциональной среды.По мнению экспертов, Китай значительно опередил Россию в создании системы законов, благоприятных для развития бизнеса и инвестирования. Кроме того, в Китае существует эффективная практика правоприменения, законы соблюдаются, отсутствует практика вымогательства со стороны чиновников.

Ситуация в Китае в определенной мере противоречит мнению респондентов фокус-группы о том, что для создания эффективной институциональной среды необходима политическая конкуренция.

· Дело в том, что Китай в вопросах организации, в вопросах государственных структур, там, где должно действовать государственное регулирование, у Китая все прекрасно. Там достаточно жесткая власть, все следуют инструкциям, установки из центра соблюдаются. Понимаете, в Китае законы жесткие, но они более совершенные. Любой человек обязан их выполнять, будь он даже чиновник самого высокого ранга. За нарушением следует наказание, это неминуемо (Миняев Егор Юрьевич, ведущий эксперт экспертного центра «ChinaCom», г. Москва).

· В Китае разработано, с одной стороны, довольно, жесткое таможенное, налоговое законодательство, которого все стараются придерживаться. С другой стороны, это законодательство вполне реально для исполнения. Его проще выполнить без всяких проблем и убытка для себя, чем нарушить (Семенов Дмитрий Евгеньевич, директор международной компании транспортных перевозок ООО «СИЭЛ», г. Москва).

· В Китае есть абсолютно четкие правила, которые проще выполнить, чем нарушить, а потом иметь неприятности с законом, которые будут обязательно и для всех без исключения. Китайская система более гибкая, и она более реальна (Жебокритская Лариса Владиславовна, литературный редактор русскоязычного журнала «Партеры», г. Харбин).

Главные результаты и выводы. Конкретных предложений от участников фокус-группы прозвучало немного, а именно три.

· Быстрее уходить от бумажной архаики в работе государственных органов, опираясь на позитивный опыт налоговой службы. В необходимых случаях следует изменить законодательство и подзаконные правовые акты. Возможно, следует разработать и реализовать специальную целевую программу.

· Необходимо провести экономическую амнистию, установить четкие сроки давности по экономическим правонарушениям, закрыть возможности несоблюдения этой нормы.

· Следует проработать вопрос о возможности замены отдельных форм государственного контроля страхованием соответствующих рисков.

В какой-то мере конкретными можно считать также предложения о радикальном сокращении численности государственных служащих, о передаче функций налогообложения физических лиц самим физическим лицам и о введении реальной выборности на муниципальном уровне. Однако реализация этих предложений сложна и связана со значительными политическими рисками.

Что касается других проблем, поднятых участниками фокус-группы, то здесь, с нашей точки зрения, легких решений не просматривается. Респонденты тоже не смогли их обозначить.

По-видимому, один из ключевых вопросов состоит в создании адекватных мотиваций у чиновников, в широком смысле представляющих государственную власть. Формирование таких мотиваций зависит, с одной стороны, от системы политических, экономических и административных стимулов, а с другой – от состояния общественной психологии. Учитывая, что в понимании этого вопроса за весь постсоветский период не удалось далеко продвинуться, нужны более глубокие исследования этой проблемы.

Еще одна проблема состоит в том, что законотворческая деятельность в России, по мнению предпринимателей, во многом напоминает «взбесившийся принтер». Предприниматели видят решение этой проблемы в развитии политической конкуренции. В долгосрочном плане это, возможно, и так, хотя даже это не очевидно. Представляется, что ситуация в Китае опровергает этот тезис, хотя этот вопрос недостаточно ясен и требует серьезного изучения.

Отличия России как от стран Запада, так и от Китая (и других стран юго-восточной Азии) в первую очередь представляются культурными, а качества институциональной среды является производными от них. Конфуцианская государственная культура, которая не была до конца уничтожена в Китае, оказалась хорошим реципиентом для западной рыночной экономики. В России, как говорят сами предприниматели, такого идеологического реципиента нет. Отсюда идеологическое господство популизма, о котором сами предприниматели говорят, что не знают, что с ним делать.

2. ПРОБЛЕМЫ МИКРОБИЗНЕСА

В рамках исследования, посвященного взаимодействию малого бизнеса и таможни, был опрошен представитель микробизнеса, пытавшийся открыть шоу-рум. Выяснилось, что данный предприниматель работал с импортом, но не контактировал с таможней. Вместе с тем, в интервью, хотя оно было единичным, просматриваются проблемы, которые выглядят типичными для данного сегмента предпринимательства.

1. Бизнес не регистрировался. Как следствие, не было административных барьеров, проверок, официальной бухгалтерии и т.п. Хотя предприниматель признает, что со временем ему пришлось бы зарегистрироваться.

· Административных барьеров я никаких озвучить не могу, поскольку я этот бизнес никак не оформляла официально.

· Вопрос: А с проверками никто не приходил? Ответ: Нет. Видимо, не обнаружили. Но со временем, наверное, пришлось бы зарегистрироваться.

2. Микробизнес, основанный на импорте, не взаимодействует с таможней. В рассматриваемом случае первая партия товара были привезена предпринимателем из Тайланда в чемодане, как личный багаж, и проведена на таможне через «зеленый коридор». Последующие партии товара предприниматель заказывал по почте.

· Изначально ездила в Бангкок. Там познакомилась с интересной корейской модой. Всё это по очень низким ценам. Родилась такая идея – возить оттуда одежду. Закупила всё самостоятельно, не заказывала. Сама выбрала, закупила и привезла. Вопрос: Как Вы провели этот груз через таможню? Ответ: Вещи шли, как для личного потребления, поэтому я с таможней не имела дел никаких.

· Вопрос: Какое количество товара Вы ввезли? Ответ: Небольшое. Около 100 единиц одежды. Вопрос: Таможня не возражала? Ответ: Им совершенно не интересно, что я везу. По весу я не превысила лимитов. Прошла через зеленый коридор.

· Поездка была только одна. В дальнейшем я уже заказывала через Интернет. Приходило по почте. Есть интернет-портал. На нём представлен каталог одежды. Там есть раздел очень интересный, с большими скидками. То есть я выбирала именно скидочные товары. Там скидки до 90%. Допустим, по пять вещей за один раз заказывала. Два раза в неделю. Доставка бесплатная, если ты на определённую сумму заказываешь. И в течение месяца я получала. Мне каждую неделю приходили обновления по несколько вещей.

Вопрос: Таможня не вскрывала Ваши посылки? Ответ: Я не сталкивалась с этим. У меня все всегда нормально запакованное приходило.

3. Специализация бизнеса – торговля женской одеждой, точнее определенным ее видом (вечерние наряды). Формат бизнеса – шоу-рум.

· Я открыла шоу-рум в 14-ом году. Была примерочная, как в магазине, и такой столик с журналами, где можно посидеть, попить кофе, поговорить с девочками. Сделала сайт. Вот, в таком формате.

· У меня было довольно узкое направление, это были вечерние наряды, в основном платья. Зимние варианты меня не интересовали.

· В принципе, я отслеживаю вообще в целом женскую одежду, это направление.

4. Бизнес продержался около 5 месяцев, закрылся из-за нерентабельности. Основная причина нерентабельности – высокая стоимость аренды помещения. Причем, помещение было арендовано не в центре Москвы, а скорее ближе к окраине, на Волгоградском проспекте (правда, близко от метро). Арендная плата составляла около 30 тыс. руб. в месяц. Стартовые затраты на ремонт помещения – около 40 тыс. руб. Прибыль была незначительной: от 5 до 10 тыс. руб. в месяц.

· Я продержалась только пять месяцев. Была очень дорогая аренда. Вся выручка уходила на погашение аренды. Вопрос: Во сколько Вам обходилась аренда? Ответ: Если с коммуналкой, то 30 тыс. руб. в месяц.

· Вопрос: Большая площадь была? Ответ: 27 квадратов. Вопрос: В каком месте? Ответ: Волгоградский проспект, две минуты пешком от метро.

· Выручки хватало аренду платить, себестоимость товара вернуть. Может быть, была прибыль, но её даже сложно прибылью назвать. Пять-десять тысяч в месяц, не больше.

· Вопрос: В ремонт пришлось вложиться? Ответ: Да, пришлось. Я полностью все сама делала. Материалы покупала, естественно. Вышло 40 тыс. руб., наверное.

5. При этом предприниматель считает, что невзирая на трудности, он был близок к успеху.

· Первоначально ко мне шли знакомые, знакомые знакомых. Потом сарафанное радио. Под конец пошли и люди со стороны. Если бы в этот момент можно было немножко дофинансироваться, то мне кажется, что дело бы пошло.

· Окунувшись в эту тему, я поняла свои ошибки, знала, как нужно делать. Понимала, но уже не было средств. Реально более грамотно должно быть выстроено.

6. Многие предприниматели говорят, что им пришлось свернуть бизнес из-за изменения курса рубля. Но в данном случае этот фактор не был существенным. Правда, респондент отметил, что из-за изменения курса рубля товар в Тайланде подорожал в 1,5 раза, однако, по его мнению, это мало повлияло на структуру затрат.

· Вопрос: Многие предприниматели говорят, что их бизнес пострадал из-за изменения курса рубля. В Вашем случае это так? Ответ: Немного повлияло. Курс бата был один к одному, стал один к полутора. В принципе, это незначительно. Всё равно одежда очень дешёвая.

7. В числе главных причин неудачи попытки создания бизнеса респондент назвал неумение вести рекламу в интернете.

· Я занималась раскруткой самостоятельно, без каких-либо вложений финансовых.

· Социо-медиа маркетинг – это реклама через социальные сети. Нужна ставка на рекламу, от этого все идёт. В расходах нужно в первую очередь учитывать рекламу.

· Могу сказать, что, если бы я немного дофинансировалась, нужно было основные средства нужно вкладывать в рекламу, продавать через Интернет.

8. Предприниматель не оставляет намерений вернуться в бизнес и считает, что накопленный опыт поможет ему более успешно взять новый старт.

· В принципе, меня эта идея не покидает, в будущем я всё равно хочу что-то подобное сделать, когда будут средства.

9. Предприниматель не имел образования в области дизайна одежды или товароведения швейных изделий. Товар подбирался исключительно по интуиции предпринимателя с опорой на его личные вкусы. При этом респондент отметил, что он еще с детства хотел этим заниматься (по-видимому, имел к этому природные склонности).

По образованию данный предприниматель – рекламист. Тем интереснее, что это образование никак не способствовало становлению бизнеса. По словам предпринимателя, оно просто не пригодилось. Как можно понять, образование, полученное респондентом, вообще не затрагивало интернет-рекламу.

· Вопрос: У Вас интересная специализация – вечерние платья. Есть ли у Вас специальное образование – дизайнер, модельер? Ответ: По образованию я рекламщик. Вопрос: Вам это помогало при выборе товара, страны? Ответ: Нет, никак. Вопрос: То есть Вы опирались на Ваш личный вкус, предпочтения? Ответ: Да. Всегда с детства хотела этим заниматься.

· Уже после закрытия бизнеса респондент прошел месячное обучение методам интернет-рекламы на частных курсах, информацию о которых нашел в интернете. Обучение респондент оценивает, как очень эффективное.

Интересна бизнес-модель, используемая на этих курсах. Организатор курсов не берет денег от слушателей – курсы бесплатные. Заработок организатора формируется за счет последующего сотрудничества с теми из слушателей, которые пожелают такого сотрудничества. С слов респондента можно понять, что такое желание высказывают многие. По-видимому, они считают, что организатор курсов может вести эту деятельность эффективнее, чем они сами. Цены таких услуг в интервью названы не были, но очевидно, что они доступные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: