Вместе с тем государства — члены Европейского Союза не так давно признали существование европейской культурной идентичности и соответственно европейской культурной политики — во всяком случае в пределах ЕС.
Не только писатели, но и многие художники традиционного склада в основном враждебно относятся к технологическим трансформациям мирового масштаба, делающим возможным и неизбежным свободное обращение информации и ценностей, не только материальных, но и духовных. Они боятся зарубежного влияния больше, чем местного протекционизма. С такой точки зрения экономический прогресс означает смерть «подлинной», или «высокой», культуры. Названная тенденция более очевидна в Восточной и Центральной Европе (а также в России), однако она существует и на Западе.
С другой стороны, постмодернистский мир создает новые разновидности космополитического творческого профессионализма, в меньшей степени скованного национальными рамками и более ориентированного на мировые достижения. В первую очередь в области культурной индустрии, аудиовизуального творчества, шоу-бизнеса и других форм и разновидностей массовой культуры.
В наследство от старого капитализма (индустриального общества) и коммунистической системы мы получили политико-идеологическую дихотомию Запад — Восток. Разъединенные океаном Западная Европа и Северная Америка (США и Канада) заложили фундамент определенной экономико-политико-культурной организации, включающей (по крайней мере в теории) такие ключевые компоненты, как рыночная экономика, демократия и гражданское общество. Западный мир имплицитно присоединял к себе основные промышленно развитые страны и регионы, от бывших британских колоний Австралии и Новой Зеландии до Японии и Южной Африки, вне зависимости от их историко-культурной самобытности.
Положило ли конец Западу падение Берлинской стены? Не в военно-политическом смысле — НАТО по-прежнему главенствующая сила. В этом контексте грядущее расширение ЕС может рассматриваться как дальнейшая экспансия Запада. В сфере культуры ситуация далеко не так проста. Американизация в глазах многих европейцев становится чуть ли не главной опасностью.
Вместе с тем именно она обеспечивает жизнеспособность западной культуры. Ведь столь привлекательная для масс американская культура создана в первую очередь европейцами, выходцами со Старого континента, а не американскими индейцами или (в начальной стадии в наименьшей степени) афро-американцами. Популярная культура США была специфической разновидностью европейской культуры, той ее части, которая не могла свободно развиваться «дома» под давлением аристократии и интеллектуальных элит. Нет ничего удивительного в том, что именно она отвоевала территорию массовой культуры в Европе, где простые люди, а не элиты в силу упрочившейся рыночной экономики обрели свободу от диктата специалистов. Вот почему капиталистический Запад стал полигоном для коммерциализации культурной индустрии. По аналогичным причинам переход к свободному рынку в Центральной и Восточной Европе (включая Россию) принес с собой культуру «Макдональдса и кока-колы», и лишь позднее — Жака Деррида и Умберто Эко.
Поиски общего в современной культуре Старого континента привели к плачевным результатам: пан-европейская культура оказалась... американской. Или, точнее, глобальной массовой культурой, в развитие которой европейцы вносили и вносят весьма весомый вклад (к примеру, ограничивая только Голливудом, голландец Паул Верхувен, австриец Арнольд Шварценеггер, болгарин Тед Кочефф или чех Милош Форман).
Решительное влияние Общего рынка на культурную продукцию и распределение культурных благ и услуг (в том числе произведений искусства) переместило центр мировой культуры из Парижа (в 20-е гг.) в Нью-Йорк (в 50-е) и затем в Лос-Анджелес (в 70-е), что привело к финальному триумфу индустрии шоу-бизнеса.
Глобальные перемены в мировой торговой и таможенной практике, как и трансформации внутри культурной индустрии, внесли новые направления в культурные перспективы. В Европе и в общемировом масштабе различные культурные проблемы внутреннего характера были подвержены влиянию извне. Иммиграция из бывших колоний привнесла свои обычаи и системы ценностей (будь то мусульманство, буддизм или индуизм) в западный контекст. «Враг изнутри» разрушал фундаментализм европейских наций, обогащая культурную жизнь не только экс-метрополий, но и всего континента.
В 80-е гг. XX в. на глобальный уровень формирования и распространения культуры повсеместно оказывала влияние Юго-Восточная Азия, в первую очередь японские автомобили и компьютеры, затем видеоигры. За Японией последовал Китай, сначала в ресторанном бизнесе, а затем и Корея. Парадоксальными примерами глобальной волны ориентализации могут служить у нас популярность Виктора Цоя и фильм Никиты Михалкова «Урга, территория любви».
Именно в этот период в американском штате Калифорния, по-прежнему претендующем на функции центра мировой культуры (именно здесь расположен Голливуд, элитарный анклав Сан-Франциско и «мозговой центр» компьютерных технологий Силиконовая долина), белые англосаксы перестали составлять большинство населения, а доля этнических азиатов перешла рубеж 30 процентов.
За первой недолгой волной показа гонконгских боевиков в западных кинотеатрах в начале 70-х гг. последовала вторая и третья, окончательно утвердившая их художественное и цивилизационное значение вплоть до уникального присуждения американской премии «Оскар» неанглоязычному фильму китайца Ань Ли «Крадущийся тигр, затаившийся дракон».
В глобальной массовой культуре мирно сосуществуют или конкурируют между собой британская популярная музыка, алжирские частушки «рай», пуэрто-риканское рэгге и американский джаз, гонконгские боевики, исландские саги и японские видеоигры. Все они вместе и везде мешают национальной протекционной политике.
Приверженцы массовых коммуникаций и «информационных скоростных дорог» делают всемирное пространство еще более многоплановым, создавая технологическую основу для формирования культурных сообществ самого разного типа: от континентальных и национальных до региональных, социально-демографических, сексуальных и транслокальных (рассыпанные по всему миру поклонники Мадонны или коллекционеры марок могут находить друг друга благодаря Интернету).
В результате классическая и традиционная элитарная культура теряют свои монополистические позиции по отношению к культурной практике. По существу, художественная «элита» — это люди, годами сражающиеся с ветряными мельницами массовой художественной продукции. Сегодня они вынуждены публично и на равных правах с другими искать государственное или частное финансирование. Коммерческие компании и конгломераты ищут таланты, которые могут дать прибыль немедленно, пренебрегая более долгосрочной перспективой. Протекционисты имеют тенденцию недооценивать или даже игнорировать альтернативные формы творчества, воспринимая их как опасность для национального и местного культурного наследия и традиций.
При этом общая картина мировой культуры определяется не только и не столько рецидивами геополитического противостояния цивилизаций, мировых религий и специфических ценностей этнических групп, не борьбой «элит» против «масс», а непрерывным и в основе своей плодотворным взаимодействием самых разных субкультур с глобальной массовой культурой всего человечества [Теоретическая культурология. –М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005. С.447-450].
Герменевтика педагогическая — теория и практика (наука и искусство) истолкования и интерпретации педагогических знаний (зафиксированных и незафиксированных в разного рода письменных текстах), имеющая целью наиболее полное и глубокое понимание этих знаний с учетом социально-культурных традиций, рефлексивного осмысления эмоционально-духовного опыта человечества и личного духовного опыта субъекта понимания [Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. C. 134-135].
ГИЛЬДИЯ (от нем. gilde — корпорация), в широком смысле — ассоциация, в средние века — форма объединения ремесленников и торговцев. Впервые Г. упоминаются в источниках 8 в. Впоследствии Г. назывались в основном купеческие корпорации. Впервые в России термин Г. употребляется в регламенте Коммерц-коллегии (1719). Регламент Главного магистрата (1721) предписывал обязательное создание Г. во всех городах, при этом мелкие и крупные торговцы входили в состав двух Г. В 20-70-е гг. 18 в. сохранилось деление на три Г., различие между ними носило имущественный, а не сословный характер. В 70-80-х гг. 18 в. гильдейское купечество освобождалось от уплаты подушной подати и рекрутской повинности. В 1785 купцы 1-й Г. получили преимущественное право вести заграничную торговлю, 2-й и 3-й Г. — заниматься мелкой торговлей. С развитием капиталистических отношений роль гильдейского купечества падала. С 1873 существовали две Г., ас 1898 гильдейские свидетельства приобретались в основном лицами, желающими получить купеческие сословные права [Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Т.1. С.447.].
ГИМНАЗИЯ (греч. gumnasion) - общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования инновационного типа, в котором учащиеся могут получить комплексное гуманитарное образование высокого уровня.
В Греции гимназией сначала называли место научного общения, затем гражданское учебное заведение средней ступени, занимающее положение между низшими образовательными учреждениями и университетами. В российской образовательной традиции гимназия - школа, которая давала подрастающему поколению российских граждан целостное и гармоничное общее образование, готовя их для поступления в университеты и другие высшие учебные заведения. Вместе с общим образованием воспитанники гимназии получали и нравственное образование, т. е. добротное духовное и гражданское воспитание [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 48].
ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis — основание, основа, предположение) — форма знания, содержащая предположение, которое сформулировано на основе ряда фактов, а его истинное значение неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятностный,а не достоверный характер и требует проверки и обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией,другие — отбрасываются, превращаются в заблуждения(если проверка дает отрицательный результат). Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если полученные результаты были отрицательными. Например, стадию гипотезы прошли и открытый Д.И.Менделеевым периодический закон, и теория Дарвина, и др. [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.21].
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ - ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Термин «Г.к.» появился в кон. 80-х гг. в связи с проблемой сближения наций и расширением культурных контактов народов. Г.к. имеет позитивные и негативные стороны. Расширение культурных контактов в современном мире, общение и познание способствуют сближению народов. Однако чрезмерно активное заимствование опасно потерей культурной самобытности. Молодое поколение перенимает друг у друга моду, привычки, пристрастия, обычаи, в результате чего они становятся похожими, а часто просто безликими. Возможность утраты культурной самобытности кроется в нарастающей угрозе ассимиляции — поглощении малой культуры более крупной, растворении культурных особенностей национального меньшинства в культуре большой нации, забвении отеческой культуры при массовой эмиграции в другую страну и получении там гражданства. При этом утрата культурной самобытности и культурное растворение могут быть полными и частичными. Открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение могут привести, с одной стороны, к обмену положительным опытом, обогащению собственной культуры, подъему ее на более высокую ступень развития, с другой — к ее культурному истощению за счет унификации и стандартизации, распространения одинаковых культурных образцов по всему миру. Г.к следует отличать от культурного империализма, который представляет гегемонию развитых стран в различных сферах общественной жизни и принудительное распространение западных ценностей [Культура и культурология: Словарь. С.259].
ГЛОССАРИЙ (греч.-лат.g lossarium - толковый словарь) – 1) Собрание глосс (непонятных слов или выражений) обычно к отдельному произведению или произведениям одного автора, ныне нередко краткий словарь современных слов с дефинициями (толковый глоссарий) или переводами (переводной двуязычный глоссарий). 2) Толковый словарь старинных и малоупотребительных слов [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 48].
ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis ─ познание и logos ─ учение) ─ то же, что теория познания.
Гражданская социализация — форма включения в социально-экономические, политические процессы общества, средство самореализации и самоактуализации. Г. с. — это процесс становления личности как гражданина и субъекта права, освоение человеком правовой и политической культуры. Она предполагает включение в систему правовых отношений [Гревцева Г.Я. К уточнению понятия «гражданская социализация» // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: Сб. научн. тр. / Отв. ред. Г.Д.Бухарова. Вып. 3. –Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. С.172].
Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) — культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Единого для всех городских поселений типа культуры не существует. Города различаются не только географическим и геополитическим (ближе к Европе или Японии) положением, численностью населения и размерами, но также специализацией: текстильные города (Иваново), горной промышленности и шахтерские города (Кемерово), автомобильной промышленности (Тольятти), города науки или «наукограды» (Дубна), города-курорты (Сочи), «военные городки» — базы морского флота и сухопутных гарнизонов, религиозные центры (Сергиев Посад) и т. п. В каждом типе города свой уклад и тип культуры. Общими чертами Г.к., отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории, наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения. Культурное пространство города организовано совсем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистски и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танцевальные залы и т. п.); наличие огромного числа незнакомых людей (анонимность социальных отношений), благодаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам. Отличительной особенностью Г.к. выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься сомнительными и преступными делами. Характерная черта городской жизни и Г.к.— транспортная усталость, возникающая вследствие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные перегрузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоянием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахождением в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах). Длительная оторванность от живой природы также неблагоприятно воздействует на горожан. Отсюда массовое увлечение садово-огородническим движением, не свойственное сельчанам. Пригородный участок и дача сегодня — непременные атрибуты городской культуры. Если для сельской культуры характерно триединство: единство места работы, места жительства и места отдыха, — то для Г.к. характерна обратная тенденция. Большинство учреждений культуры и бизнеса сосредоточены в центре города, а большинство жителей обитает в так называемых спальных районах, на окраине [Культура и культурология: Словарь. С.267].
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ─ обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников [Дополнительное профессионально-техническое образование по охране труда и промышленной безопасности: Учебный терминологический словарь. С.37].
Гражданская социализация – форма включения в социально-экономические, политические процессы общества, средство самореализации и самоактуализации. Г. с. – это процесс становления личности как гражданина и субъекта права, освоение человеком правовой и политической культуры. Она предполагает включение в систему правовых отношений [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1.. С.134-135].
ГРАМОТНОСТЬ — определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения — один из базовых показателей его социокультурного развития. Конкретное содержание понятия «Г.» исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений читать, писать, считать — к владению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (так называемая функциональная Г.) [Культура и культурология: Словарь. С.273].
ГРУППА ФОРМАЛЬНАЯ (НЕФОРМАЛЬНАЯ) ─ категории групп (объединений, общностей), различающиеся по наличию или отсутствию особых фиксированных и социально-санкциоиированных целей, норм и правил их деятельности. Первую категорию отличает формализованный порядок функционирования групп, закрепленный в уставах, статутах, инструкциях и др. нормативных документах. Этот порядок строится на четко обозначенном разделении труда, статусов и ролевых функций, определенной процедуре избрания или назначения лидеров и остальных функционеров. Ко второй категории относятся, как правило, малые неинституциональные группы, обычно входящие в состав формальных (в т.ч. и в состав нескольких не связанных между собой групп). В отличие от Г.ф, они основываются на близости или сходстве личных склонностей, интересов, потребностей своих членов, а также прямых межперсональных контактах и отношениях [Политология: Энциклопедический словарь. С.82.]
ГРУППЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ─относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. Различают большие Г.с.: общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры); малые группы, специфический признак которых — непосредственные контакты ее членов: семья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании. [Культура и культурология: Словарь. С.279].
ГУМАНИЗАЦИЯ ─ процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческого труда, познания и общения [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 61].
Гуманизация образования — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения и воспитания, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место-в структуре общественных отношений; путь к очеловечиванию всей системы общественных отношений, совершенствованию культурного и духовного облика личности; формирование социальных способностей человека быть общественно значимым — жить в обществе по нравственным нормам, приумножать свои способности к творческой деятельности, совершенствованию своей личности; ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение здоровья, чувства собственного достоинства, развитие личностного потенциала; индивидуально-личностная, ценностно-смысловая, культурологическая и деятельностная ориентация субъектов учебного познания [Бухарова Г.Д., Арефьев О.Н., Старикова Л.Д. Системы образовыания. С.458-459].
ГУМАНИЗМ (лат. h umanus - человечный) мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 61].
ГУМАНИЗМ РЕНЕССАНСНЫЙ – идейное течение в среде мыслителей Итальянского и Северного Возрождения, утверждавшее новые представления о достоинстве человека. Оно основывалось на формировании и преподавании цикла гуманитарных дисциплин – studia humanitatis (изучение человеческого, относящегося к человеку) в противовес studia divinitatis – наукам о божественном, составлявшим основу средневековой схоластической системы знания. В отличие от современного значения термина «гуманизм» «ренессансный гуманизм» следует понимать как исторически конкретное и неповторимое явление духовной жизни Западной Европы XIV- XVI вв., родиной и центром которого была Италия, и в особенности Флоренция. В западных исследованиях культуры Ренессанса существуют различные трактовки содержания понятия «гуманизм». Так, вслед за американским историком философии П.Кристеллером ряд ученых понимает под гуманизмом профессиональную область деятельности между 1280–1600 гг., заключавшуюся в занятиях и преподавании определенного набора гуманитарных дисциплин на основе классической греко-латинской образованности. Итальянский исследователь Э.Гарен и его последователи рассматривают гуманистические занятия с содержательной стороны, как проявление нового типа миропонимания, философствования, которое привело к всестороннему изменению культуры. В центре этого философствования было Слово, являющееся своеобразным синонимом культуры, культ чистой и прекрасной классической речи, идея окультуривания, «возделывания души» посредством изучения античных (см. Античность) авторов и актуализации через studia humanitatis возможностей, заложенных природой в индивиде.
Сам термин «гуманизм» деятелями Возрождения не употреблялся и является результатом позднейшего осмысления культурного и интеллектуального наследия Ренессанса. Впервые его, предположительно, применил в 1808 г. педагог Ф.Нитхаммер, друг Ф.Шиллера и Г.Гегеля. Первоначальной латинской формой, от которой происходит понятие «гуманизм», является studia humanitatis. Ввели ее сами гуманисты, опираясь на ряд суждений Цицерона. По мнению современного отечественного исследователя эпохи Возрождения Л.М.Баткина, значила она в то время «ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа». Новый комплекс гуманитарных дисциплин studia humanitatis помимо грамматики и риторики включал филологию и поэтику, историю, этику и педагогику. Он базировался на отказе от «варварской» средневековой латыни, на изучении древнегреческого и классического латинского языков, причем деятельность, связанная с сопоставлением и выверкой текстов античных авторов, способствовала тому, что именно в эпоху Возрождения начала складываться классическая филология. Широкое развитие и применение в государственной практике, философской и общественной мысли получила риторика, основанная на принципах ораторского искусства Цицерона и Квинтилиана. В центр всей системы гуманитарных знаний была поставлена моральная философия, ориентированная на светскую этику. В ее рамках разрабатывались проблемы достоинства человека, основанного не на знатности происхождения, а на высоких нравственных качествах и способности самосовершенствования, давалась новая оценка творчества, волевой активности личности. Важное самостоятельное значение получили обновленные история и педагогика, служившие также морально-дидактическим целям, задачам воспитания нового человека, самостоятельно мыслящей, гармоничной личности. Одной из первых в систему нового комплекса гуманитарных наук была включена поэтика, основывавшаяся на осмыслении не только античной, но и современной поэзии. Гуманисты выдвинули критерии элитарности, подрывавшие прежнюю сословно-феодальную шкалу оценок, и провозгласили примат личных достоинств над родословной. При этом, по их представлениям, в иерархии таланта и образованности люди, читавшие античных авторов и размышлявшие над возвышенными (см. Возвышенное) предметами, оказывались лучшей частью человеческого общества; в то же время, независимо от принадлежности даже к высшему сословию, те, кто был не способен войти в культурную элиту, отбрасывался в ряды vulgus, multitudo. Так, Поджо Браччолини утверждал: «Люди ленивые, нерадивые, злокозненные и развратные, которые полагают, что они унаследовали благородство своих доблестных предков, заслуживают уважения еще меньше, чем другие, по мере того, как удаляются от сходства с предшественниками». Таким образом, специфическим критерием «благородства» (избранности, элитарности) стала причастность к культуре и культуротворчеству: «благородство» рассматривалось гуманистами как производное от овладения «словесностью» и «ученостью» [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.139-140].
Гуманитаризация образования ─ это идея, проект (концептуальное направление), процесс и результат формирования гуманитарной культуры личности обучающегося вне зависимости от специфики его подготовки или будущей специальности, а также личности обучающего, вне зависимости от его специализации и специфики преподавания, осуществляемого в таких (гуманистических) условиях образовательной среды, при которых обеспечивается формирование ценностных позиций личности, целостного гуманистического мировоззрения как потенциального и реального настроя на самоэффективность через продуктивную (культуротворческую) деятельность как творческую реализацию в ней;
- изменение характера преподавания естественно-научных, математических, а также гуманитарных дисциплин в сторону обнаружения в них личностных и культурных смыслов;
- наполнение, насыщение учебно-воспитательного процесса преподавания естественных, специальных и инженерно-технических дисциплин культурологической, человеческой, мировоззренческой проблематикой;
- такая гуманитарная подготовка самих преподавателей, достижение которой способствует значительному повышению уровня преподавания, где ведущим критерием оценки достижения этого нового уровня является формирование личностных гуманистических позиций и установок в профессиональной области как потенциальных способностей на творческую самореализацию в ней;
- культурологический характер переориентации целей обучения и воспитания, их «одухотворение»;
- система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т.о. на формирование личностной зрелости обучаемых. [Бабошина Е.Б., Ворошилов А.К., Шатных А.В. Гуманизация образовательной среды: культурологический подход. С. 108].
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых. Именно культура, а не общество и коллектив, определяет формирование личности, что подтверждается успешной практикой домашнего воспитания и, напротив, несостоятельностью значительной части образовательных заведений. Идея Г. п. о. заставляет обратиться к наиболее перспективным психолого-педагогическим теориям развития человека, на основе которых можно построить общую культурно-историческую (или социокультурную) концепцию образования, теорию педагогики и смежных дисциплин, практику воспитания. Одно из важнейших практических направлений Г. п. о. — пересмотр учебных программ по т. н. социально-экономическим дисциплинам с целью оказать существенную помощь учащимся в осмыслении истории и современности, мирового и отечественного культурного наследия.
В условиях рыночной экономики, чтобы обеспечить конкурентоспособность своих выпускников на рынке труда, профессиональные учебные заведения неизбежно должны будут перейти на подготовку специалистов широкого профиля, способных успешно трудиться на предприятиях разных типов и разных форм собственности. А для этого каждый учащийся, студент техникума, вуза по любой специальности должен получить еще и определенную «предпринимательскую» подготовку — основы маркетинга, финансов, бухгалтерского учета и т. п. У каждого студента необходимо воспитать позицию активного субъекта на рынке труда, чтобы человек активно искал место и условия приложения своего главного капитала — профессиональной квалификации [Непрерывное экономическое образование: Словарь базовых понятий. С.40-41].






