ДЕКАДЕНТСТВО (фр. decadence, oт позднелат. dekadentia – упадок) — общее наименование кризисных явлений в духовной культуре, конца XIX — начале XX в., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом. Как характерное явление времени, Д. не может быть отнесено целиком к какому-либо определенному одному или нескольким направлениям в искусстве. Умонастроения Д. затронули значительную часть художников разных эстетических ориентации, в том числе многих крупных мастеров искусства, творчество которых в целом не может быть сведено к Д. Наиболее отчетливо мотивы Д. впервые проявились в поэзии французского символизма.В Великобритании чертами Д. было отмечено творчество прерафаэлитов. Влияние Д. сказалось в произведениях ряда видных западных художников. Среди них, например, английский писатель О. Уайльд, бельгийский драматург М. Метерлинк, австрийские писатели Г.Гофмансталь и Р.М. Рильке. Неприятие действительности, тоска по духовным идеалам у крупных художников, захваченных декадентскими настроениями, нередко принимали художественно-выразительные формы. В России на рубеже XIX—XX вв. Д. нашло отражение в творчестве так называемых старших символистов — Н. Минского, Д. С. Мережковского, 3. Н. Гиппиус, Ф. Сологуба, а также в ряде произведений Л. Н. Андреева и особенно в «неонатуралистической» прозе, получившей распространение после поражения революции 1905—07 гг. [Эстетика: Словарь. С.71].
ДЕМАГОГИЯ (греч. demagogia от demos ─ народ, аgo ─ веду) ─ 1) Использование лживых обещаний, преднамеренное извращение фактов для достижения той или иной цели, например для создания популярности, победы на выборах и т. п. 2) Высокопарные рассуждения, пустая болтовня, прикрывающие какие-либо корыстные цели [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 63].
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — всемирно-исторический процесс перехода от традиционного типа воспроизводства населения, основанного на равновесии высокой смертности и высокой рождаемости, к более прогрессивному современному типу, в основе которого лежит равновесие низкой смертности и низкой рождаемости. Д. р.:началась в Западной Европе в конце XVIII в., к середине XX в. распространилась на весь мир. В качестве пускового механизма Д. р. выступает снижение смертности, обусловленное общими социально-экономическими и культурными изменениями, связанными с преодолением докапиталистических способов производства. Первые шаги Д. р. были сделаны уже в эпоху промышленной революции конца XVIII ─ начала XX в., когда достижения науки и техники впервые позволили расширить контроль человека над неблагоприятными для его здоровья и жизни факторами среды, сделали возможной эффективную борьбу с голодом и эпидемиями. Постоянно усиливаясь благодаря техническим нововведениям, проникающим во все сферы человеческой жизни, успехам биологии и медицины, развитию медицинской промышленности и т. д., этот контроль привел к резкому ограничению действия большинства наиболее опасных для жизни человека факторов среды, что имело своим следствием стремительное снижение преждевременной, особенно детской, смертности и значительный рост средней продолжительности жизни. Если до начала Д. р. она практически никогда не превышала 35 лет, то сейчас во многих странах приближается к 75 годам и даже превосходит эту величину. Снижение смертности, нарушив длительно существовавшее равновесие смертности и рождаемости, потребовало соответствующего снижения последней. Научно-технический прогресс сделал возможным внедрение и массовое распространение эффективных методов предупреждения беременности, что резко упростило индивидуальное регулирование деторождения, сделало его доступным для каждой семьи и способствовало быстрому снижению рождаемости во всех экономически развитых странах. Однако опыт развивающихся стран показал, что применение методов внутрисемейного регулирования деторождения гораздо больше зависит от достигнутого уровня социально-экономического развития, чем от борьбы со смертностью. В этих странах распространение даже самых совершенных методов регулирования рождаемости тормозится социально-культурной неподготовленностью населения. В результате Д. р. здесь долгое время остается незавершенной. Относительно низкая смертность сочетается с прежней высокой рождаемостью, что приводит к небывало высоким темпам роста численности населения — явлению, получившему название демографического взрыва. Завершение Д. р. и прекращение демографического взрыва поэтому неотделимы от социально-экономического прогресса развивающихся стран. Ожидается, что в мировых масштабах Д. р. завершится в основном к середине XXI в., тогда же прекратится и мировой демографический взрыв. Население мира к этому времени составит 9— 10 млрд человек [Научно-технический прогресс: Словарь. С.59-60].
ДЕМОКРАТИЯ (греч. demokratia от demos ─народ, kratos ─ власть) ─форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии - власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную демократию (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами). Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (например, партийная демократия, производственная демократия) [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 68-69].
ДЕПРИВАЦИЯ (лат. deprivatio — потеря, лишение) — состояние, при котором люди испытывают недостаток того, в чем они нуждаются. Различают абсолютную и относительную Д. Абсолютная Д. — это отсутствие удовлетворения основных жизненных потребностей, например, в пище, сне, жилище и т.п. Относительная Д. основана на осознании различия между тем, что имеют одни люди, в сравнении с другими. Многое здесь зависит от того, что они выбирают для себя в качестве сравнения. Например, кто-то может считать себя лишенным того, что он должен иметь, в зависимости от занимаемого им статуса. Относительная Д. оказывает сильное влияние на перемены в обществе, реализуясь, например, в социальных движениях [Российская социологическая энциклопедия. С.117].
ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determino — определяю), учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие) [Философский энциклопедический словарь. С.149].
Детское объединение – сообщества, содружества детей, первичные образования, в которых основные участники – дети, ребенок – субъект жизнедеятельности группы, взрослый – активный ее участник, признанный детьми, Лидер – вожатый – личность. В основе детского объединения – добровольность, инициатива, самодеятельность детей, реализация их интересов, дружеское общение. Структура детского объединения – демократическая, без жестокого подчинения, иерархии. Существует множество различных форм детских объединений: клуб, союз, команда, отряд, дружина, студия, организация и т. д. Существуют также объединения детских организаций – ассоциации, союзы, содружества детских организаций и др.
Детским признается общественное объединение, насчитывающее в своем составе не менее 2/3 (70%) граждан до 18 лет от общего числа членов. Общественным считается объединение которое:
– создается на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в т.ч. материально-финансовой;
– осуществляет социально-творческую деятельность;
– не ставит своей (уставно) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.
Детское общественное объединение объективно решает следующие важнейшие задачи: включение детей в социальную жизнь, социальную практику общества на посильном для них уровне; адаптацию детей к социальной среде; удовлетворение их потребностей, интересов, запросов (в т.ч. тех, которые сложно удовлетворить в школе); защиту прав и достоинства в т. ч. и от негативных влияний окружающей детей социальной среды [Педагогика досуга: терминологический словарь. С.18-19].
ДЕФИНИЦИЯ (лат. definitio - определение) ─ 1) словарное или научное определение; 2) краткое объяснение (толкование) одного слова или понятия другим словом с более широким значением (понятием) и указанием на существенные различительные признаки объекта [Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. С.110].
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ─специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. В отличие от законов природы, законы общества обнаруживаются только через человеческую Д., которая создаёт новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт. Любая Д., осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Цель Д. возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Преобразующий и целеполагающий характер Д. позволяет её субъекту выйти за рамки конкретной ситуации, вписывая её в более широкий контекст общественно-исторического бытия. Д. Не ограничивается преобразованием наличной действительности по уже установившимся культурным нормам, Д. постоянно преодолевает лежащие в её основе «программы». В этом обнаруживается принципиальная открытость и универсальность Д.; она, таким образом, представляет собой форму историко-культурного творчества [Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В.Давыдов. –М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т.1. С.263].
диагностика педагогическая ─ 1) Как процесс, направлена на установление и изучение признаков, |характеризующих состояние различных элементов педагогической системы и условий ее реализации (на всех уровнях), для прогнозирования возможных отклонений и предотвращений (путем педагогической коррекции) нарушений нормальных тенденций ее функционирования и развития. Общими признаками любого диагностического педагогического обследования (процесса) являются: (1) включенность объекта диагностирования в педагогическую систему в качестве ее основного элемента или непосредственно воздействующего фактора; (2) наличие целей педагогического оценивания изучаемого объекта или педагогического прогнозирования его развития и коррекции; (3) систематичность и повторяемость диагностирования как вида профессионально-педагогической деятельности; (4) применение методик, специально разработанных и адаптированных к конкретным условиям педагогической практики; (5) доступность процедур диагностирования рядовым педагогам. 2) Как функция, включена в подсистему управления целостной педагогической деятельностью и направлена на исследование ее эффективности и управление ее качеством; технологически Д.п. включена в процессы анализа, проектирования, контроля и регуляции педагогического процесса с целью достижения положительного результата, заданного нормами образовательных или управляющих программ (Л.М. Кустов). 3) Аспекты педагогической диагностической деятельности (последовательность диагностических действий составляют: а) сравнение; б) анализ; в) прогнозирование; г) интерпретация; д) доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности; е) контроль за воздействием на учащихся различных диагностических методов [Дополнительное профессионально-техническое образование по охране труда и промышленной безопасности: Учебный терминологический словарь. С.44].
ДИАЛЕКТИКА (греч. dialektike ─искусство вести беседу) ─ логическая форма и всеобщий способ рефлексивного (на себя обращенного) теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия его мыслимого содержания.
Учитывая серьезные деформации, которые претерпело понятие о Д. при идеологических извращениях его философского смысла (не только в Советском Союзе) и эмпиристской, натуралистической ориентации большинства направлений науки о науке за первые три четверти XX века, необходимо обращением к его историко-философскому генезу раскрыть содержание смысловой последовательности шагов данного определения. Вообще говоря, любой акт мышления есть разрешение внутреннего противоречия мыслию. Ибо любой акт мысли рефлексивен: он прежде всего обращен на себя — на процесс содержательного движения и изменения мыслимого. Вне этого рефлексивного отношения мышление просто не существует. Нельзя мыслить ни о чем; мыслить — это и значит целесообразно, произвольной фиксированно изменять всеобщие смыслы представлений о том, о чем мыслишь, и уже тем самым рефлексивно относиться к тому, как это удается сделать и удается ли. Что и порождает три главные особенности мышления.
Мышление, по определению, аффективное смыслообразование. Как атрибутивная способность человека оно определяет себя интенциональным тождеством эмоций и смысла — единым смыслонесущим аффективным мотивом обращения людей к субъективности друг друга и к своей собственной. Оно существует только в акте творения себя. Так как мышление есть интенциональное, произвольное и целесообразное преобразование мыслимой реальности, то какими бы средствами оно ни осуществлялось: преимущественно ли вербальными, но вместе с тем эмоционально-образными, или преимущественно эмоционально-образными, или даже предметно-образными в процессе физического изменения предмета практического действия, — во всех вариантах своего осуществления оно есть поисковое, креативное преобразование себя — своих же способов и средств, а тем самым и себя как процесса. Чем оно и образует недостающие ей аффективные смыслы, а на их основе — смысловые образы плана будущего предметного действия. Уже потому — мышление, по определению, и изначально диалогично. Обращенность людей друг к другу (и к собственной способности мыслить и чувствовать) содержит в себе про-тиво- речие: образ цели обращения (образ ожидаемого отзвука словом и делом) неминуемо распадается внутри себя на исключающие друг друга, но одним смысловым основанием рожденные образ согласия и образ возражения (несогласия, неприятия)... Уже в мотиве обращения проявляет себя диалогичностъ любой речи как акта мыследействия (Л.С. Выготский, М.М. Бахтин, В.С. Библер, М. Фуко и мн. др.). Не говоря уже о внешней речи (т. е. об обращении к другим, рождающем саму мысль в ее всеобщей внешней форме, что и делает эту мысль внятной и для самого обращающегося), но и интрасубъективное мышление (внутренняя речь) — всегда не что иное, как диалог с самим собой.
Во всех друг друга порождающих формах мышления (вербальных, музыкальных, изобразительных, в частности — выразительно двигательных), овнешняющих субъективный мотив обращения человека к миру, ожидаемая в ответе смысловая бинарная оппозиция этому мотиву изначально закреплена в семантике средств живой речи их внутренне противоречивым смыслом. Мышление теоретическое не имеет своим предметом ни преобразуемые особенные явления и процессы физической реальности, ни даже лично тех, кто непосредственно осуществляет их преобразование. Образ будущего результата их общей деятельности, образ ее цели, мысленный поиск новых средств достижения таковой в пространстве-времени действия, образ плана общего действия — вот что издавна служило и служит непосредственным предметом деятельности управления.
Управление как планирование организации делового взаимодействия людей требует мысленного выделения для целесообразного совершенствования прежде всего пространственно-временных мер состава и динамики их деятельности. Таких, как меры объема и веса, как прямые и кривые линии, образуемые ими фигуры, такие, как числа— эмпирически выработанные за тысячелетия меры разности пространственно-временных величин. А также имена, вроде бы произвольно данные вещам и людям, но, как и деньги в структуре общественных отношений, обладающие таинственной способностью превращать их всеобщее (общее для всех) значение в фетиш, чуть ли не предопределяющий судьбу обладателя имени... А также всеобщие формы самого мышления (категории), организующие и определяющие логику осознанного отношения человека к явлениям мира, но отнюдь не «обобщающие» реально присущие всем им физические качества и признаки. Это — та же величина, та же мера, качество, количество, существенное и несущественное, целое и часть, отдельное и общее и т. д., и т. п.
Выявление и познающее преображение собственных свойстви возможностей всех этих фигур, чисел, категорий, понятий и имен стало предметом особой деятельности тех, кого в Античности называли мудрецами и философами независимо от их положения в обществе и предметно-практических функций в нем. Тех, кто на самом деле освоил, тем и творя его, предметное поле собственно теоретического, а не обыденного и эмпирического мышления.
Любая теория была изначально и во все времена оставалась внутренне рефлексивной на рефлексивное мышление нетеоретиков и на свое собственное: преобразуя для понимания их свойств всеобщие искусственные средства, способы и преображая формы полагания мыслимого, она совершенствовала имеющиеся, творила принципиально новые, уже тем самым перевооружала и преображала проблемное мышление не только свое, теоретическое, но и всех тех, кто эмпирически или практически осмысливал и физически изменял мыслимый и в конечном счете их общий с теорией внешний предмет. Если непредвзято приглядеться к зарождению, становлению и развитию основ философии, логики, математики, астрономии, богословия и мистических учений, основ этики и эстетики, основ всех разделов обществоведения и позитивной науки, то не трудно убедиться в том, что теоретическое мышление изначально и на всем протяжении истории имело своим непосредственным и первым предметом свойства и возможности, присущие искусственнымформам, средствам и способам мысленного полагания некоторой мнимой или объективной реальности. Однако целью (конечным предметом) теоретической деятельности всегда было, есть и будет использование всей системы постоянно ею совершенствуемых искусственных средств и мер, способов и форм полагания и преображения этой мнимой или объективной реальности для каждый раз еще более глубокого проникновения в реальную ее природу.
Тут же следует особо отметить, что наблюдение, опыт, эксперимент в науке, но не только в ней, есть прежде всего мысленное действие — наблюдение мыслью, мышление опытом и экспериментом. Мыслительный опыт с эмпирическим материалом «испытывает на прочность» прежде всего внутреннюю логику самого мышления. Когда логическое следованиеиз постулатов данной теории наталкивается на ими не объяснимый смысл наблюдаемых в опыте фактов, теоретик обращается к постулатам своей теории, нередко обнаруживая при этом противоречия в принятых стратегиях логических следований, допускаемых данными постулатами. В тех частых случаях, когда в этих (эмпирических) своих формах мышление сталкивается с неспособностью имеющихся у него в арсенале средств и способов преобразования мыслимой реальности получить ожидаемый, предсказанный теорией результат (классический пример из истории физики: опыт Майкелъсона —Морли), теоретик продолжает свое дело: строит новую теорию поисковыми преобразованиями этих средств или сменой самого основания старой (в случае с результатом названного опыта — произвольное принятие А. Эйнштейном новых постулатов, позволившее создать фундаментальную физическую теорию микромира). Ни философия, ни математика, ни логика, ни теоретическая физика, теоретическая химия, ни генетика не идут за опытом, обобщая события и факты. Напротив, возникнув как исследование всеобщих свойств искусственных мер, способов и средств мысленного (и для мысли) выделения, ограничения и преобразования опытных представлений, как общих для реальности, так и в тех или иных особенных проявлениях этой реальности (физической, химической, биологической), они, преуспев в этом, смогли представить ученым-эмпирикам и практикам ту же реальность, но совсем в ином свете, освободив их от иллюзий наличного бытия ее изучаемых проявлений. Но главное — они постоянно перевооружали мышление эмпириков и практиков все более глубокой всеобщностью теоретических понятий. Что и позволило в наше время эмпирически осмыслить и практически создать глобальную взаимозависимость самых разных сфер производства и функционирования постиндустриальной техники, выявить решающую роль обращения ее продукции и управления этим процессом, создать глобальную сеть электронных коммуникаций, перевести чуть ли не все виды и формы творчества на компьютерный виртуальный язык, взорвать над сотнями тысяч обывателей атомные бомбы и удостовериться в фантастической, все уничтожающей мощи водородных зарядов, дождаться трагедий Челябинска и Чернобыля, получить первые результаты генной инженерии и т. д. И все это достигнуто вполне практически, но на основе познающего преображения теорией ее собственных средств, определяемых априорными постулатами математики и символической логики, теоретической физики, химии и генетики.
Таким образом, теоретическая деятельность, во-первых, изначально и последовательно рефлексивна. Ее предмет — она сама, ее собственные формы, средства и способы мысленного полагания и познающего преобразования общих человеческих представлений о некоторой объективной реальности. Во-вторых, она интенциональна, то есть так же, как и любая мыслительная деятельность человека, мотивирована единством аффекта и смысла, образом цели и эмоциями искателя истины в пространстве смысловых и эмоциональных противоречий. Ибо и теоретическая деятельность обращена к другим теоретикам и к теоретику в себе с надеждой не только на сочувственное понимание и согласие, но и на резонные возражения. Уже тем самым она в каждом своем высказывании скрывает смысловую потенцию возможных и необходимых антитез, для которых в неформальной логике вопрошания и алчбы истины в общем поле неискоренимой теоретической «недоосмысленности» предмета всегда есть более чем достаточные основания.
Такие внутренние антитезы не замечаются и, более того, с необходимостью исключаются для текста дискурсивно построенного обоснования уже полученных выводов и при строго соблюденной форме их изложения. Сформулированная концепция, отданная на суд теоретиков, должна быть эксплицирована как истина в последней инстанции — это ведь теперь не что иное, как собственная жизнь текста, представляющего уже не процесс, а результат мышления. Процесс, говоря словами Гегеля, погашен в результате. Антитеза полученному результату в том случае, когда и она претендует на завершенность результата, также должна быть представлена без вопрошаний и сомнений. Формальная логика следит, строго отслеживая наличие чисто формальных сбоев в изложении того и другого готового текста, постоянно углубляя и расширяя и без того богатый арсенал средств и способов самой тщательной поверки. Хотя это, как оказалось в XX в., не главная ее забота и вообще не она решает вопрос о том, какой же текст ближе к реальному положению дел. Этот вопрос, при достаточной логической обоснованности того и другого, решает... нет, и не опыт, и не эксперимент: как правило, они дают множество подтверждений истинности и той и другой стороны. Но, как показала вся история теоретической деятельности, при равной логической и эмпирической обоснованности тезиса и антитезиса в теории одного предмета только радикальное преобразование условий решаемой ими задачи в результате преображения старых и на их основе придумывание новых искусственных средств и способов интеллигибельного полагания мыслимой проблемы, только такое их преобразование находит основание для той «третьей» концепции, что, снимая односторонность каждой из них, делает две первые «частными производными» от найденной. Поиск нового основания — дело страсти теоретика, а содержательный мотив ее — в самой проблеме, как и цель внутреннего диалога с самим собой и другими для тебя и в тебе инакомыслящими. Главной же заботой и главным успехом формальной логики стало радикальное изменение общего типа рациональности: то, что начиная с XVII в. считалось (и было, если говорить о научном мышлении) рациональной сутью человеческого мышления, почти полностью передано машинам как раз благодаря математизации формальной логики, давшей импульс к самопреображению основ самой математики и начало постулатам кибернетики. Но в канун нового тысячелетия получил стимул для своего возрождения тот тип рациональности мышления человека, который, проявляя себя интуицией, был присущ аффективному, творческому мышлению изначально. Но ведь и изначально поиск нового основания для определения тождества противоречий мыслимой реальности был мотивом, содержанием и целью теоретической деятельности как таковой.
Отсюда, в-третьих, теоретическая деятельность (теория), как и любая мыслительная деятельность, глубоко диалогична: в поверяющем себя обращении ее к предмету, в любой, даже самой вероятной и чуть ли не за абсолютную истину принятой гипотезе всегда есть вопрос: «А что если на самом деле все происходит иначе?», — а следовательно, и возможность утвердительного ответа на его каверзность. Не случайно же самые первые осуществления еще только строящей себя теоретической деятельности, погруженные в многоликое мифологическое пространство античной культуры, особенно контрастно и наглядно выявили все три атрибутивные для нее особенности. И, как показала история ее становления и развития в современное богатство многообразия ее предметных (содержательных) форм и методологических принципов так называемой неформальной логики,эти особенности лежат в основании их всех и каждой из них [Теоретическая культурология. С.341-343].
ДИАЛОГ (греч. dialogos от dia ─через, logos ─слово, речь) ─ 1) Разговор, беседа между двумя или несколькими лицами; основной способ изображения характеров и действия в драме, а также в прозе и поэзии. 2) Свободный обмен мнениями, переговоры между двумя сторонами, странами (политический диалог, социальный диалог и т.д.) [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 77].
Диалог культур — философская концепция, разработанная В.С. Библером и группой его учеников. Понятие Д. к. выдвигается в качестве основоположения возможной философии XXI в.
Понятие Д. к. и соответствующее ему понимание культуры возникли в попытке уяснить смысл глубинных сдвигов, происходивших во всех сферах культуры (и жизни) конца XX в. Уяснить смысл — значит усмотреть в этих тектонических потрясениях новые возможности культурного бытия, новый, подспудно складывающийся замысел возможной культуры. Этот замысел и определяется идеей Д. к. В горизонте идеи Д. к., в контексте возможной культуры XXI в., получают новое освещение и осмысление — даже новое бытие — как современные, так и исторические (бывшие) культуры. Понятие культуры, предполагаемое идеей Д.к. включает следующие аспекты.
1. Культура — это запечатленное в произведениях, исполнение каждый раз уникальной, предельной и потому общезначимой возможности быть человеком и миром. Формы культуры суть формы, в которых воплощается и совершается сущностная самоотнесенность человеческого бытия. В них человек возвращается, отбрасывается к изначальности собственного и мирового бытия. В формах искусства, философии, нравственности, богосознания человек отстраняет сложившиеся, слившиеся с его существованием, незримо господствующие в его жизненном мире фигуры и образы видения, слышания, понимания, переживания, — бытия: безличные схемы общения, очевидности, которые разумеются сами собой, нормативы этических решений, машинальности культа. Произведение культуры производит экзистенциальную, эстетическую, интеллектуальную изначальность человеческого бытия, где все определенности только еще возможны, где открывается возможность иных начинаний. Эти грани культуры сходятся в одной точке, в точке коренной бытийной озадаченности собой, миром, Богом, — бытием... Здесь сопрягаются две регулятивные идеи: экзистенциальная идея личности и онтологическая идея разума. Разума, потому что вопрос стоит о самом всеобщем, вечном, сверхличном бытии; личности, потому что вопрос стоит о моем бытии в горизонте бытия всеобщего.
2. Мир культуры — это мир впервые, в состоянии возникновения, первотворения. В произведениях культуры воплощено само событие произведения бытия (слова, образа, смысла...) из небытия, рождения мира — бытия предметов, людей, моего собственного бытия, бытия мысли, даже бытия Бога — из хаоса материала, плоскости полотна, смешения красок, из гула мировых ритмов, философских недоумений, сомнений и апорий, мгновений нравственного катарсиса, отчаяния и смятения веры на грани божественного Ничто. Вместе с тем в произведениях культуры этот впервые творящийся мир с особой несомненностью воспринимается в его извечной тайне, независимой от меня абсолютной самобытийности, трудно и искусно улавливаемый точной ловкостью художника или сосредоточенной строгостью мыслителя.






