ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ —условное название направления в науке о культуре, по преимуществу занимающегося ценностно-смысловыми, «человековедческими» аспектами. Г.к. принципиально близка другим гуманитарным дисциплинам, смежным с нею, искусствознанию и литературоведению, лингвистике и семиотике, философии и исторической антропологии; она активно привлекает методы и принципы этих и иных гуманитарных наук, использует их достижения и результаты, интерпретируя и реинтерпретируя их, анализируя и обобщая, осмысляя и оценивая. Однако при этом Г.к. пребывая в смысловом пространстве гуманитаристики как таковой, не просто находится в одном ряду с перечисленными и иными гуманитарными дисциплинами как одна из них, но предстает как своеобразная «метанаука», обобщающая эмпирические данные и теоретические обобщения своих гуманитарных «контрагентов» и не сводимая к ним. Если культурология может быть квалифицирована как общенаучная дисциплина в системе культурологического знания, то филология или история в этой системе предстают как частнонаучные подходы к культуре, взятой в отдельных ее аспектах словесном, историческом или каком-либо ином.
|
|
Это определяется самой широтой предмета культурологии, по сравнению с предметами остальных гуманитарных наук едва ли не безграничного: искусство и литература, естественные и искусственные языки, различного рода знаковые системы и модели, философские и исторические концепции, теории, методологические штудии — все это включается в представление о культуре независимо от того, какая при этом имеется в виду историческая эпоха, в рамках какой философской или научной традиции трактуется понятие культуры, к каким дефинициям прибегает в саморефлексии. В любом случае культура — это и искусство, и наука, и философия, а также религия, мифология, эзотерика, бытовая повседневность, политические доктрины, житейское поведение людей и т.д. и т.п. до бесконечности. Фактически все, с чем имеет дело человек с тех пор, как он осознал себя человеком, это культура; это — освоенный человеком, в той или иной мере им «очеловеченный» (даже когда речь идет о самой жестокой, подчас демонстративной бесчеловечности, выработанной средствами культуры!), в тех или иных параметрах значимый для него ценностно-смысловой мир.
Не само человеческое поведение, бесконечно и непредсказуемо разнообразное, но его исторически и национально определенные нормы, идеалы, типологические модели; не сам по себе быт с его рутинными и неодухотворенными формами повседневного бытия, но типологические модели повседневности, образы бытийственности, ценности человеческого обихода; не политика как совокупность противоречивых действий классов и партий, правительств и государственных учреждений, отдельных политиков и человеческихъ масс, но виртуальная реальность политической топологии — вот что имеется в виду, когда мы включаем в культуру явления, относящиеся к социальной реальности: нас интересует не реальность социума как таковая, а его гуманитарное, ценностно-смысловое «измерение» и истолкование. В этом смысле нет существенных различий, например, между литературой пушкинской эпохи и поведением «декабриста в повседневной жизни», изученным Лотманом;между интеллигентским богоискательством в русской культуре серебряного века и символистским пониманием революции как грядущего Возмездия и Искупления (в творчестве Мережковского и Вяч. Иванова, Блока и А. Белого); между сталинской архитектурой и политической пирамидой тоталитарного общества и т.п., — во всех этих случаях мы имеем дело со смысловыми структурами, принадлежащими культуре, в данном случае не различающей в себе духовное и материальное начала (а не той или иной социальной реальности в ее материальном воплощении). И Г.к. изучает именно эти универсальные смысловые структуры: преодолевая дисциплинарные барьеры и методологические ограничения. В этом смысле Г.к. принципиально междисциплинарна и обобщенна, представляя собой сознательный теоретико-методологический синтез разных конкретнонаучных гуманитарных дисциплин.
|
|
Разумеется, не одна только Г.к. обладает междисциплинарным общенаучным статусом в современном гуманитарном знании. Вполне можно представить иную схему иерархии гуманитарных дисциплин: в роли «метазнания» может выступать, например, история, семиотика, философия, антропология: и в этом случае все иные науки, в том числе и культурология, могут быть подчинены соответствующему дискурсу и выполнять частнонаучную функцию по отношению к той или иной метанауке. Так, история культуры в системе исторических наук может выступать наряду с социальной и политической историей, исторической антропологией, методологией истории, историей исторической науки, археологией и археографией, источниковедением и др., в том числе вспомогательными историческими дисциплинами. В системе философского знания философия культуры может сосуществовать с философией познания, философия истории с историей философии, философия природы с социальной философией и философской антропологией.
В зависимости от того или иного дискурса сама система гуманитарного знания способна перестраиваться, поворачиваясь к исследователю или потребителю разными своими сторонами, аспектами, ракурсами — филосовским, историческим, психологическим, социологическим, политологическим, семиотическим. Один из таких «срезов» гуманитарного знания — культурологический, обретающий со временем все большую актуальность и значимость. В отличие от более прикладных социологического и политологического «срезов» гуманитарного знания, характеризующихся своей практической направленностью и реальным «выходом» в социальную реальность, культурология занимается ценностно-смысловым аспектом всех явлений действительности, коллективного или индивидуального сознания, творчества в любых сферах человеческой деятельности. В этом отношении культурологический подход принципиально близок философскому (в т.ч. эпистемологическому, онтологическому, философско-эстетическому, философско-этическому, историко-философскому и т.п.), психологическому и семиотическому.
Однако культурология, обращаясь к всеобщему, не абстрагируется, как философия, от конкретных форм культуры научных и художественных, философских и бытовых, но, напротив, связывает свои обобщения с их своеобразием национально-этническим, религиозно-конфессиональным и региональным, историческим, социально-групповым (реже индивидуально-личностным); не унифицирует любые знаковые системы в плане механизмов коммуникативных процессов, как семиотика; не рассматривает человека и его деятельность с точки зрения лежащих в их основании универсальных психических процессов, сознаваемых или неосознаваемых, как психология. Даже обращаясь к соответствующим гуманитарным подходам философскому, семиотическому, психологическому, культуролог в рамках философии культуры, семиотики культуры, психологии культуры изучает культуру с философской, семиотической или психологической точки зрения, тем самым ограничивая в определенном смысле предмет своего рассмотрения (в других отношениях весьма широкий, а подчас и безграничный).
|
|
В системе культурологических дисциплин Г.к. также занимает свое особое место. Она отличается, с одной стороны, от социальной культурологии; с другой, от исторической в содержательном плане; и от теории культуры, с одной стороны, и прикладной культурологии, с другой, в методологическом плане. Социальная культурология в системе культурологического знания аналогична социологии культуры в системе социологического знания с той разницей, что социальная культурология сосредоточена на социальном (социально-философском) объяснении явлений и процессов культуры, а социология культуры как разновидность социологии занимается приложением общесоциологических законов к области культурных феноменов. Историческая культурология в системе наук о культуре во многом аналогична истории культуры в системе исторических наук с той разницей, что историческая культурология — составная часть знания о культуре и ее историческом функционировании и развитии, а история культуры — часть исторического знания, специально посвященного сфере культуры, отечественной или мировой. По сравнению с названными дисциплинами Г.к. специализируется не на социальной или исторической проблематике культуры, но на общегуманитарных аспектах культуры, связанных с ее многообразным ценностно-смысловым содержанием (включая его социальные и исторические характеристики наряду с культурфилоскими, психолого-эвристическими, лингво-семиотическими, художественно-эстетическими и др.). Поэтому для нее характерен комплексный, принципиально многомерный подход к феноменам культуры, редко применяемый в социальной или исторической культурологии.
|
|
С методологической точки зрения, Г.к. тяготеет не столько к построению теоретических моделей культуры или рефлексии методов и принципов культурологического анализа, как теория культуры, не столько к приложению культурологических теорий и методологических положений к конкретной культурной практике современности (работе творческих организаций, музеев, выставок, культурно-просветительных учреждений, клубов и т.п.), как прикладная культурология, сколько к интерпретации и оценке самих текстов культуры. Тексты культуры, которыми оперирует Т.к., могут быть самыми разными: это и произведения литерары или искусства, и философские или публицистические сочинения, и социально-политические стратегии, проекты, исторические сценарии, модели поведения, механизмы порождения тех или иных культурных явлений, национальные образы и картины мира, город как текст и т.п. Интерпретация этих текстов может быть сравнительно-исторической и типологической, морфологической и структурно-семиотической; важно подчеркнуть, что все сопрягаемые здесь тексты культуры в принципе сопоставимы, а подчас и изоморфны как смысловые структуры и как компоненты гуманитарного знания. Г.к. рассматривает культуру вообще во всех ее аспектах и проявлениях как сложный, многомерный текст и применяет к его анализу и интерпретации методы и принципы, выработанные всеми гуманитарными науками, общими и частными, изучающими тексты. Однако при этом любые интерпретации текстов культуры, с точки зрения Т.к.,являются равноправными с ними текстами культуры; источники семантически сближаются или даже идентифицируются с их первичными, вторичными и прочими интерпретациями и оценками; массив материальных предметов культуры неотделим от их интерпретативной «оболочки», того ценностно-смыслового «ореола», который постепенно «окутывает» эти предметы в процессе их исторического бытования и функционирования.
С точки зрения Т.к., принципиально меняются представления о верифицируемости феноменов культуры. В самом деле, рассмотрение культуры как единого сложно организованного текста приводит к тому, что в одном смысловом пространстве соединяются тексты научные и художественные, политические и религиозные, философские и бытовые, представляющие в совокупности одну культурно-историческую эпоху или различные эпохи,одну национальную культуру или различные культуры, типологически близкие или контрастные, смежные или удаленные, одну философско-познавательную традицию или традиции разные, даже взаимоисключающие. Подобная пестрота, мозаичность, нередко сознательный эклектизм соединяемых при анализе и интерпретации текстов культуры делает проблему верификации культурных феноменов, как и соблюдение принципов научности культурологического анализа трудно решаемыми, а иногда и вообще лишает их смысла.
Это ставит Г.к. в особое положение среди других гуманитарных наук: фальсифицированные исторические источники и документы, ошибочные научные теории и вненаучные аргументы, утопичные доктрины и проекты, дискредитировавшие себя философские модели и концепции, мифологические и религиозно-мистические представления, предсказания, прогнозы, псевдо-художественные произведения и идеологические предписания официальной культуры, заблуждения и обман, нормативные или эпатирующие суждения культурных и общественных деятелей — все это является безусловными историческими фактами культуры, а значит, становится материалом для анализа и интерпретации Г.к. независимо от того, в какой степени они соответствуют критериям «истинного/ложного», «сущего/должного», «необходимого/возможного» и т.д. Любые оценочные суждения подобного рода в Г.к. оказываются релятивными и условными; их значимость определяется смысловым или историческим контекстом, вне которого дефиниции этого рода лишь выявляют мировоззренческую (философскую, политическую, религиозную, идеологическую и проч.) ограниченность или ангажированность исследователя.
Утрачивают смысл в Г.к. и различения современного и исторического: в сознании исследователя или его адресата могут совмещаться и сравниваться разновременные явления культуры, культурологические концепции и модели, далеко отстоящие друг от друга произведения искусства, науки, философии, общественной мысли; при этом они могут быть соотнесены между собой как звенья одной традиции или сходные между собой «узлы» циклического развития истории культуры, или типологически родственные феномены различных в национально-этническом, историческом и т.п. отношениях культур. Современность может осмысляться не только как следствие и результатт определенных исторических тенденций (как в исторической культурологии), но и как предпосылка «гуманитарно-археологического», ретроспективного анализа истории культуры. Аналогичным образом обстоит дело и с соотношением социального и культурного: если в социальной культурологии, как правило, социальное первично, а культурное вторично и последней объяснительной теорией культуры оказывается социология, то Г.к. объясняет социодинамику культуры двойственно: и социальные, и культурные факторы могут быть как первичными, так и вторичными; далее, социальные процессы и явления могут иметь культурологическое объяснение, в то время как культурные явления и процессы должны быть осмыслены прежде всего в русле имманентных, собственно культурологических закономерностей.
Рассмотрение культуры с позиций Г.к. предполагает выявление движущих ее общественных факторов, осмысление социокультурных механизмов и одновременно культурной семантики (значений, смыслов и мотивов) социальной деятельности, анализ ценностей, норм и традиций, регулирующих отношения и процессы в обществе и обеспечивающих его целостность. Если социальная культурология делает упор на социально-генетические аспекты культурных явлений и процессов, в Г.к. преобладающим оказывается акцент на значениях, ценностях и нормах, а социально-генетические аспекты исследования культуры уходят на второй план.
Современные гуманитарные исследования (особенно в области истории русской и мировой культуры) стимулировали развитие и распространение новых методологических подходов к изучению культуры. Сегодня стала очевидной относительность различения материальных и духовных, социальных и культурных, экономических и идеологических факторов исторического процесса, условность определения первичных (порождающих) и вторичных (производных) компонентов исторического развития. Сами исторические и теоретические концепции, как оказалось, находятся в зависимости от методологических установок и гипотез исследователей, будучи прежде всего результатом соответствующей культурной интерпретации (а значит, и верификации) событий, фактов, документальных и иных источников, а не их непосредственным следствием. В свою очередь, события и факты, а тем более источники предстали во многих случаях как уже интерпретированные, т.е. имплицитно включающие в себя оценочность, субъективные преобразования исходного материала (его домысливание, реконструкцию, деконструкцию, различные проекции теории в практику и наоборот, смещение соотносимых масштабов, внесение дополнительных смысловых акцентов и т.п.). Сама история предстала как феномен культуры.
Если взглянуть на социальную историю с точки зрения гуманитарной, становится очевидно, что во многих конкретных случаях не литературные или художественные произведения, не философские или религиозные идеи, не политико-идеологические доктрины или социальные теории следовали за событиями социально-политическими или экономическими, выражая их или иллюстрируя, но совсем напротив: культурные явления по своим идеям, пафосу, образным смыслам предшествовали экономике, социальным преобразованиям и политическим решениям, предвосхищали их, подготавливали общественное мнение к их практической реализации, к их осуществлению в материальной форме. В самом деле, освободительные или иные радикальные идеи, возникая в творческом воображении представителей культурной элиты в образной или теоретической форме, постепенно, через журналистику, книги, художественные или научные, философские или религиозные сообщества, политические партии и движения и т.п., проникают в более широкие слои реципиентов, материализуются в практической деятельности людей в политике и экономике, когда для этого складываются объективно-исторические условия или когда такие условия моделируются субъективно, например, средствами насилия или монополизированной государством пропаганды. Литература и философия, искусство и общественно-политическая мысль, научные теории и религиозные учения, как правило, интенционально опережают жизнь, а затем ведут ее в том или ином направлении, побуждают к развитию в духе порождаемых ими идеалов и теорий, стимулируют те или иные тенденции социально-исторического процесса. В свою очередь, произошедшие в обществе социальные изменения порождают соответствующий гуманитарный «ответ» культуры — созвучный, контрапунктирующий или перечащий. Показательны в этом отношении культурологические концепции Р. Вагнера, Ницше, Чернышевского, Вл. Соловьева, Плеханова, Бердяева, Богданова, Камю, Сартра, Адорно, Маркузе и др.
В не меньшей степени культурно и гуманитарно обусловлены охранительно-консервативные тенденции в общественной жизни, по определению связанные с традицией, с устоявшимися нормативами и системами ценностей, с искусственным «удержанием» социальной истории в рамках, освященных культурной историей. Характерны здесь фигуры Ж. де Местра, А. Хомякова, М. Каткова, К. Леонтьева, Н. Данилевского, К. Победоносцева, Шпенглера, В. Розанова, Н. Трубецкого, Сталина.
Показательна и апелляция в культурно-идеологических спорах к социальной действительности, к «правде жизни». В этом случае сама «социальная действительность» выступает гуманитарно преломленной как знак или совокупность культурных значений, как особая смысловая структура, отражающая эталонные представления актуальной культуры о действительности должной или желаемой, критически отвергаемой или апологетизируемой, нормативной, с точки зрения обыденного сознания, или чрезвычайной, т.е. сама является феноменом культуры культурно-исторически обусловленным, релятивным; она обладает, как правило, субъективно интерпретируемым, переменным смыслом и в то же время очевидной интерсубъективностью. Характерный пример — трактовка социальной действительности русской «реальной критикой», поздним Белинским, Чернышевским, Добролюбовым, Писаревым, чрезвычайно предвзятая и далекая от реальности.
Для того, чтобы в гуманитарном исследовании минимизировать последствия теоретико-методологической и ценностно-смысловой (шире вообще социокультурной) заданности, а также рефлективной экспансии, необходимо отрешиться от «монистического взгляда на историю» (во всевозможных его семантических вариантах материалистическом и идеалистическом, объективистском и субъективистском, марксистском и клерикальном, социоцентристском или культуроцентристском и т.д.). Однозначности и однолинейности исторического познания в этом случае будет противостоять заведомо плюралистическая, многомерная гуманитарная картина истории, складывающаяся из нескольких, а подчас и множества возможных интерпретаций исторического процесса (в том числе полярных по своему смыслу, взаимоисключающих по идейной направленности). Особенно важно и показательно столкновение именно противоположных интерпретаций одних и тех же фактов, событий, процессов, когда обостряется выраженный в их соотнесенности конфликт интерпретаций, который наглядно демонстрирует самый механизм динамики культуры, ведущее смысловое противоречие культурной эпохи (если противоречащие друг другу концепции порождены одним временем) или разных культурных эпох (если в конфликте интерпретаций заключено противоборство старого и нового в истории культуры).
Все многообразие концепций, интерпретаций и оценок, порожденных одной и той же культурной эпохой (или различными эпохами, встретившимися на историческом переломе), может быть объяснено культурно-исторически и феноменологически. Каждое социокультурное явление обретает свой внутренний смысл, будучи поставлено в тот или иной семантический контекст, который может быть произвольным, субъективным или объективным, подготовленным определенными социокультурными процессами. Культурно-исторический контекст объективно складывается как целое из таких ценностно-смысловых элементов (различных текстов), которые могли существовать прежде данного контекстуального синтеза, но не позже (в противном случае мы имеем дело с более или менее осознанной смысловой модернизацией культурного единства). Подобная субъективная модернизация культуры прошлого, демонстративно апеллирующая к обратимости культурного времени, может быть в процессе рефлексии культуры (и в художественном творчестве, и при научном изучении культуры) адекватно понятна и объяснена как разновидность гуманитарного (в том числе и художественного) мысленного эксперимента над конкретно-историческим культурным материалом, как творческое пересоздание реальности в воображении, как смысловая модификация культурного текста под влиянием изменчивой контекстуальности и т.п. Впрочем, в культуре постмодерна конфликт интерпретаций и нарочитая модернизация культуры прошлого, как любая игра с культурным материалом, могут вообще не нуждаться в объяснении или оправдании, являясь частью культурного замысла, творческой интенцией, конструктивным элементом противоречивого целого [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1. С.156-159].
Д
ДВОЕМИРИЕ – одна из центральных идей христианского вероучения, согласно которой есть две реальности: мир небесный, совершенный во всех отношениях, обитель Бога; мир земной – несовершенный, жалкая копия мира небесного, место пребывания смертных людей. С эпохи средневековья представители религиозного направления в искусстве стремились по-своему выразить идею двоемирия, противопоставляя мир небесный миру земному. Главная цель, которую они при этом преследовали, заключалась в воплощении божественного начала, в показе красоты и величия Бога, которого отделяет от простых смертных огромная, непреодолимая пропасть. Двоемирие является также одним из важнейших принципов романтизма. Известно, что романтики не принимали безоговорочно современную им действительность (настоящее) и обращались в поисках идеалов либо в прошлое (античность, средневековье), либо в предвосхищаемое ими будущее [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.149].
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — отклонение от общепринятых норм. В широком смысле оно подразумевает любые поступки либо действия, которые не соответствуют: а) неписаным нормам; б) писаным нормам. В узком смысле «девиация» относится только к первому типу несоответствия, а второй тип получил название делинквентного поведения. История социокультурологической разработки проблем Д.п. начинается с Э.Дюркгейма. После него исследование Д.п. разворачивалось в рамках трех основных направлений: 1) теоретико-методологического (М.Вебер, П.Сорокин, Т.Парсонс); 2) междисциплинарного: социологи и юристы М.Хальбвакс, У.Томас, Ф.Знанецкий, а также представители теории конфликта Л.Козер, Р.Дарендорф, психоанализа и социальной этологии; 3) специальной социологической теории, зародившейся в недрах структурного функционализма (Т.Парсонс, Р.Мертон). Основной координирующий центр исследований в области Д.п. сегодня — это Комитет социологии Д.п. и социального контроля, работающий в рамках Международной социологической ассоциации. В России с конца 20-х до середины 50-х гг. исследования по Д.п. не проводились. В 60-80-е этими вопросами занимались Я.И.Гилинский, В.С.Афанасьев, А.Габиани, Б.М.Левин, А.Лепс, Э.Раска, Ю.Саар и др. В научный обиход вошли термины «социология Д.п.» и «социология отклоняющегося поведения». Вслед за Р.Мертоном отечественные социологи признают наличие пяти типов поведенческих реакций: 1) подчинение, конформное поведение (принятие целей и средств); 2) инновация, реформизм (принятие целей, устранение средств); 3) ритуализм (неприятие целей, принятие средств); 4) ретритизм, уход (неприятие ни целей, ни средств); 5) мятеж (отказ от целей и средств с заменой их новыми целями и средствами). В строгом смысле отклоняющимися от нормы считаются второй, четвертый и пятый типы поведения. Социальные нормы бывают двух типов: 1) писаные — формально зафиксированные в конституции, уголовном праве и др. юридических законах, соблюдение которых гарантируется государством; 2) неписаные — неформальные нормы и правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми аспектами государства. Они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами, т. е. некоторыми конвенциями или молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным, приличествующим поведением. Нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением, а нарушение неформальных норм — Д.п. (отклоняющимся). Д.п. часто понимается в широком смысле и включает в себя делинквентное поведение. Поэтому изнасилование и убийство, наркомания и проституция включены в разряд Д.п. Его характерная черта — культурный релятивизм. Девиацию определяют как отклонение от групповых норм, которое влечет за собой осуждение, наказание (вплоть до тюремного заключения), изоляцию (вплоть до изгнания из страны) или лечение. Под группой следует понимать общество в целом либо большую социальную группу — политическую партию, правительство, религиозную общину, социальный класс или слой, молодежь, женщин, пенсионеров и национальные меньшинства. Д.п. с точки зрения одной группы может считаться нормальным с точки зрения другой. Непосещение церковной службы — девиация с позиций верующего человека. Д.п.— всякое поведение, которое не согласуется с некоторыми стандартами. Социальным стандартом является социальная норма, которая говорит людям, как они должны себя вести. Определенная степень неподчинения нормам существует в любой социальной группе. Если несогласие с нормами наносит личный ущерб, оно наказывается обществом в меньшей степени или не наказывается вовсе, чем нарушение, приносящее коллективный вред. Если отклонение от нормы угрожает жизни человека, оно наказывается сильнее, нежели ущерб имуществу или общественному порядку. Д. п., наносящее большор материальный ущерб, реально угрожающее человеческой жизни или чести, либо ставящее под угрозу государственную безопасность, переходит в другую категорию поведения и квалифицируется как преступление. Д.п. должно рассматриваться лишь с точки зрения степени выполнения и невыполнения установленных стандартов группы или сообщества. Одобряемое отклонение так или иначе вознаграждается, формы вознаграждения — денежные выплаты, наделение привилегиями, повышение статуса или престижа. Минимальные неодобряемые отклонения переносятся обществом спокойно, т. к. считаются случайным событием, которое может случиться со всяким человеком. Границы терпимости общества к отклонениям различны в разных культурах или в разных ситуациях в одной и той же культуре. Убийство человека в современном обществе расценивается как преступление, а в первобытном обществе оно являлось принесением жертвы богам. Нападение на человека и его убийство в современном обществе — преступление. Но защита от преступника, повлекшая смерть нападавшего, общественным мнением может быть расценена как героизм. Убийство соотечественника в мирное время жестоко карается, но убийство чужестранца, который в военное время считается врагом или захватчиком, вызывает почтение и приносит славу. Особенно часто Д.п. наблюдается у подростков. Оно встречается чаще, чем в других возрастных группах. Причины — социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать острые ощущения, любопытстве, в недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой ожидают от него окружающие. В свою очередь, он считает, что не получает от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества — с другой, служит реальным источником девиации. Д.п. нередко наносит серьезный ущерб культурной микрофлоре общества, поскольку ведет к разрушению сложившихся культ, норм, обычаев и традиций, приводит к разрушению культурных памятников и зданий, надругательству над общественными и религиозными святынями и т. п. [Культура и культурология: Словарь. С.284-285].
ДЕГРАДАЦИЯ (фр. degradation ─ упадок ) постепенное ухудшение, вырождение, упадок; снижение или утрата позитивных качеств, движение назад [(Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. С.103].
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ (лат. dе — от, приставка, обозначающая уничтожение, и лат. humanus — человеческий; человечный) — утрата человеческих черт, например, творческого начала или социальных установок (стремлений к контактам с другими людьми, к участию в общественных делах и т. п.), в результате нечеловеческих условий существования. Дегуманизация означает отрицание ценности человека как личности; игнорирование его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей; попрание принципов равенства, справедливости,человечности [Лихвар В.Д., Погорелый В.Д., Подольская Е.А. Культурология. –М.: Эксмо, 2008. С.99.].