3. Культура — это форма, в которой исторически сбывшийся мир открывается как только возможность быть миром, как замысел, почин, допущение — среди других возможных начинаний. Как начинание быть культура всегда уже есть форма одновременногосо-бытия (со-временности) и общения (со-присутствия) людей различных — прошлых, настоящих и будущих— культур. Историческая «культура» обретает смысл обще- и вечнозначимой культуры только в этой одновременности общения разных культур. Событие Д. к. и есть, стало быть, то, в чем соучаствующие в нем культуры впервые обретают смысл культуры. Культура как персонаж Д. к. обретает свое бытие (уже не только историческое, но вечное) как бытие для себя перед лицом других возможных бытий. В Д. к. каждая культура обретает свой собственный смысл в качестве особого, но бесконечно растущего, неисчерпаемого источника смысла.
4. Культура как бытие, устремленное к Д. к. и обретающее в нем собственное смысловое бытие, воплощается в сфере произведений(не продуктов или орудий). Только сосредоточенная, воплощенная в произведение культура может быть местом и формой возможного диалога. Любое произведение есть форма, формирующая (а не информирующая) своего зрителя (слушателя, читателя...). Культура зрения, слуха, мысли не просто их «развитость», но внутренняя многосубъектность и диалогичность. Произведение культуры есть всегда бытие-начинание, бытие-возможность, оно требует исполнения,не просто воспроизведения, но соавторского восполнения, сотворчества. Произведению культуры отвечает только производящее, отвечающее восприятие.
|
|
5. Каждая культура в Д. к. понимается как одно целостное произведение. Как если бы все произведения этой эпохи были «актами» или «фрагментами» единого произведения, как если бы можно было предположить единого автора культуры как единого произведения (мира). Быть произведением целостной исторической культуры — значит находиться в сфере притяжения некоего первообраза, изначального понятия. Хотя каждое философское, художественное, религиозное, теоретическое произведение культуры является своеобразным средоточием, центром всей культурной полифонии эпохи, тем не менее целостность культуры как произведения произведений предполагает существование одного — доминантного — произведения, которое и позволяет понять многообразие произведений как архитектоническое целое. Предполагается, что для античной культуры таким культурным микрокосмом является трагедия. Для Средневековья «микросоциум (и микрокосм) культуры это — «бытие-в(о)круге-храма». В Новое время таким микромиром культуры можно счесть то, что на заре этой эпохи, в XVII в. было названо 1а republique des lettres — сообщество ученых, обменивающихся письмами, сообщество литераторов, литература вообще. Значимо само это расщепление на мир ученых и мир «гуманитариев».
|
|
6. В Д. к. культура существует как запрос к будущему и бывшему на грани бытия и небытия. Если нет этого предельного беспокойства, ощущения бытия на грани небытия,Д. к. невозможен. Д. к., ведущийся на грани с небытием, есть диалог культур-замыслов, начинаний, возможностей. Античная культура, средневековая культура, восточная культура исторически наличны, но в момент выхода в сферу последних вопросов бытия, они осмысливаются не в статусе действительности, но в статусе возможностибытия. Идея Д. к. необходимо предполагает некое «ничейное поле», через которое идет перекличка культур. Так, с культурой Античности диалог осуществляется Возрождением как бы через голову Средневековья. Культурный (бытийный) смысл древних европейских или восточных культур для культуры XX в. более внятен, чем культурный смысл Нового времени, которое испытывается как нечто, подлежащее преодолению.
7. Смысл, содержание Д. к. как события со-бытия разных возможностей бытия мира в человеке и человека в мире, со-бытия на пределе последних вопросов, на границе с небытием состоит в диалогическом росте, развертывании возможных разнокультурных (разнобытийных) смыслов. Возможное бытие культуры XXI в. вырисовывается в образе полифонической и диалогической целостности общения целостных (неделимых) смысловых персонажей — культур — сущих, бывших и возможных. Диалогическая культура мыслится поэтому как открытие современного звучания собственногосмысла исторических культур, их смысловое продолжение, новое Возрождение или даже впервые рождение в качестве настоящих соучастников бытия по-настоящему. Вступая в диалог культуры впервые становятся собою, выходят из исторического (частного и преходящего) существования, возрождаются, обретают непреходящее бытие уникального смысла, способного к бесконечному росту, развертыванию, раскрытию в общении с невозможными в географическом пространстве и историческом времени собеседниками, в ответах на неслыханные вопросы [Теоретическая культурология. С.354-355].
ДИАСПОРА – часть народа, этнической группы, живущая вне пределов государственных границ на положении национально-культурного меньшинства в силу исторических, культурных, религиозных причин [Словарь-справочник по культуре речи для школьников. С.220].
ДИДАКТИКА (греч. didaktikos ─ поучающий, относящийся к обучению), теория образования и обучения, отрасль педагогики. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся. Научно-теоретическая функция Д. заключается в изучении реальных процессов обучения, в установлении фактов и закономерных связей между различными сторонами обучения, в раскрытии их сущности, выявлении тенденций и перспектив развития. Разрабатывая проблемы отбора содержания образования, устанавливая принципы обучения,нормативы применения методов и средств обучения, Д. выполняет нормативно-прикладную, конструктивно-техническую функцию. В единстве этих функций Д. - понимание сущности процесса обучения, реализация его образовательной, воспитательной и развивающей функций [Педагогический энциклопедический словарь. С.69].
ДИЗАЙН (англ. – определять назначение, обозначать) – художественная проектировочная деятельность, имеющая целью нахождение наиболее удобной, рациональной формы для предметной среды, трудовых процессов, приспособлений, инструментов и т. п. В современном искусствознании и эстетике под «дизайном» понимают творческую деятельность художников-проектировщиков, архитекторов, прикладников, декораторов, целью которой является придание утилитарно-практическим вещам и предметам эстетическо-привлекательной формы [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.167-168]
|
|
ДИЛЕТАНТ (ит. dilettante от лат. delectare ─ услаждать, забавлять) ─ любитель, занимающийся каким-либо искусством или наукой без специальной подготовки, обладающий лишь поверхностным знанием предмета [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 86].
ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ — срез или угол зрения, под которым рассматривается культура. Она описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. К Д.к. относятся средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз. Первокирпичиками Д.к. выступают культура открытия и изобретения. В 30-х гг. Сорокин назвал свой четырехтомный труд об истории культуры с древнейших времен и о переходе от одной культурной системы к другой (или от одного культурного стиля к другому) «Социальная и культурная динамика». Широкое использование понятия «Д.к.» приходится на 2-ю пол. 20 в., когда в область научных исследования активно вторгаются проблемы развития, изменения и распространения культурных институтов, культурных конфликтов и инноваций, деградации, застоя и кризиса культуры, типологии культурного развития (линейно-поступательные, фазовые, циклические и этапные, волновые, инверсионные, маятниковые и другие модели), дифференциации и диффузии культуры, взаимодействия разных культур. Специалисты говорят об интеграционной или дезинтеграционной, восходящей или нисходящей Д.к., об эволюционном или революционном характере ее изменений. Динамические процессы в культуре различают по месту и длительности. Так, крупномасштабными изменениями в культуре считают интервалы времени в 100-1000 лет (цивилизационные сдвиги), микромасштабными — периоды от 25—30 лет (время активной жизни в культуре одного поколения) до 100 лет), быстропреходящими — от одного месяца до нескольких лет (например, сезонные изменения моды, жаргон молодежной культуры), они не способны закрепиться в глубоких пластах культурной жизни [Культура и культурология: Словарь. С.296-297].
|
|
ДИОНИСИИ - в Древней Греции празднества в честь бога виноградорства и виноделия Дионисия, включающие торжественные процессии, состязания драматургов, поэтов, хоров; постановку трагедий (с 6 в. до н.э.) и комедий (с 5 в. до н.э.) [Культурология: учебно-методический комплекс. С.36].
ДИСКРИМИНАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ -ограничение или лишение прав определенной категории граждан на полноценное образование с учетом склонностей и способностей человека. В современном обществе, не признающем расовой или сословной дискриминации, действуют скрытые формы ограничения доступа к желаемому образованию, такие как высокая стоимость обучения, родительский протекционизм при поступлении в престижные учебные заведения, узкий спектр предлагаемых на той или иной территории образовательных услуг [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 91].
ДИСКУРСИВНЫЙ (позднелат. discursus — рассуждение, довод) — рассудочный, опосредованный, логический, демонстративный (в отличие от чувственного, непосредственного, созерцательного, интуитивного). Проблема дискурсивного была впервые поставлена в древнегреческой философии при разделении истинна непосредственные («интуитивные») и опосредованные (принимаемые на основе доказательства). Большое внимание проблеме дискурсивного уделяли Кант, который отрицал возможность интеллектуальной интуиции и считал, что достоверное научное знание достигается в синтезе чувственной интуиции с рассудочными формами, и Гегель, отличавший дискурсивное (рассудочное, формальное) мышление от содержательного. Дискурсивное знание предполагает четкую классификацию, систематизацию фактов, рассматривая их как нечто устойчивое и неизменное. Признавая важную роль дискурсивного в познании, рационалистические теории познания мира тем не менее не сводят процесс познания к дискурсивному, утверждая значение и других его форм [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.24].
ДИСКУССИЯ (лат. diskussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Д. является разновидностью спора,близкой к полемике,и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относиться к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Сама тема Д. обычно формулируется до ее начала. Д. отличается от полемики как своей направленностью, так и используемыми средствами. Если цель Д.— достижение определенной степени согласия ее участников относительно дискутируемого тезиса, то цель полемики — не само по себе согласие, а скорее победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. В Д. всегда есть известные элементы компромисса. Тем не менее она, как правило, в большей мере, чем полемика, ориентирована на отыскание и утверждение истины. Используемые в Д. средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней участие. Употребление других средств недопустимо и ведет к прекращению Д. Употребляемые в полемике средства не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы. Это различие целей и средств Д. и полемики лежит в основе терминологии: противоположная сторона в Д. именуется обычно «оппонентом», а в полемике — «противником». У каждого из участников Д. должны иметься определенные представления относительно обсуждаемого предмета. Однако итог Д. — не сумма имеющихся представлений, а нечто общее для разных представлений. Но это общее выступает уже не как чье-то частное мнение, а как более объективное суждение, поддерживаемое всеми участниками обсуждения или их большинством. В обычных спорах элементы Д. и полемики чаще всего переплетаются, и чистая Д. является столь же редкой, как и чистая полемика. Тем не менее, начиная спор, полезно уже в самом начале решить, будет он Д. или же полемикой, и в дальнейшем придерживаться принятого решения. Выбор формы спора — Д. или полемика — определяется конкретными обстоятельствами. Каждая из этих форм может быть полезной в свое время и на своем месте. И даже случающееся в ходе спора смешение Д. и полемики оказывается иногда полезным. Д.— одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В Д. снимается момент субъективности, убеждения одного человека или группы людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность. К Д. близка такая форма прояснения представлений, как диалог. Он также связан не только с сопоставлением, но и с определенным противопоставлением точек зрения или позиций, хотя и не является спором, борьбой мнений [Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. С.46-47].
ДИССИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СССР нравственное, политическое и творческое сопротивление советскому режиму в 1956-85, в различных слоях советского общества, в первую очередь интеллигенции. Толчок Д.Д. дал 20 съезд КПСС и частичная реабилитация жертв сталинизма, начавшийся период «оттепели» в общественной жизни. Недоверие молодежи к официальным источникам породило массу конспиративных групп и кружков по изучению работ В. Ленина, К. Маркса, Г. Плехановаи др. Участники этих кружков составили первый контингент советских политзаключенных после 1956, осужденных еще по 58 ст. УК (Л. Краснопевцев, Л. Рендель, М. Молоствов и др.). Бреши в «железном занавесе» привели к распространению в СССР западной и эмигрантской литературы; журнал «Грани» в ФРГ положил начало «тамиздату», отвергаемая в СССР литература распространялась в «самиздате» частным образом. Нарушение Советской властью и КПСС прав и свобод, декларированных в Конституции СССР, породило правозащитное движение, борьбу за права человека в СССР, а впоследствии — за соблюдение Хельсинкских соглашений и других документов. Одним из его основателей был А.С. Есенин-Вольпин. Значительную роль в правозащитной борьбе сыграли В. Буковский, А. Гинзбург, «Комитет» А. Сахарова, «Хроника текущих событий», Ю. Орлов, В. Чалидзе, Хельсинкские группы, И. Габай, П. Якир, М. Джемилев, П. Григоренко и др. По некоторым данным, в 1967 в стране насчитывалось около 400 оппозиционных режиму молодежных групп. Травля А. Солженицына и процесс А. Синявского — Ю. Даниэля в февр. 1966 увеличили распространение литературных произведений в «самиздате» и «тамиздате». В республиках СССР, особенно в Прибалтике и на Украине, помимо политикоинформбюллетеней («Украинские вести», «Хроника Литовской Католической Церкви» и пр.) имелись политические организации («Балтийская федерация» и пр.), военные (ВСХСОН, «Союз офицеров Балтийского флота») и др., которые за исключением ВСХСОН быстро ликвидировались КГБ. Продолжало действовать подполье НТС, которое сохранилось до 1985, несмотря на ряд процессов. (1958 — группа Е. Дивнича, 1967 — дело Ю. Галанскова и др.). Под давлением властей были вынуждены эмигрировать многие деятели культуры, писатели (А. Галич, Г. Владимов, А. Кузнецов, Н. Горбаневская и др.). Советская власть использовала практику обмена диссидентов на видных коммунистов или советских разведчиков, арестованных за рубежом (В. Буковский на Л. Корваланав 1977 и др.). Некоторые из антисоветски настроенных граждан СССР решались на политический террор, который не прекращался до середины 80-х гг. (покушение на Брежнева в 1968, убийство министра внутренних дел Азербайджана в 1977 и др.). С 20-х гг. в СССР велась кампания в защиту советских политзаключенных и заключенных в Ленинграде, однако их освобождение началось лишь в 1987 [Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Т.1. С.589-590.].
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ («образование на расстоянии») ─ комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующихся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Д.о. является одной из форм непрерывного образования. которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации [Беков Х.А., Широбоков С.М., Курьянов И.И., Кондратьев С.С., Валентинов В.В., Бурштейн П.В. Терминология в системе дополнительного профессионального образования: Словарь. – Изд. 2-е, перераб. и допол. –М,: ИПКгосслужбы, 2001. С. 18].
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ (лат. differentia — разность, различие) — качественные изменения в культуре, связанные с вычленением, разделением, отделением частей от целого. Дифференциация культурная связана с наличием в культуре специализированных областей, уровней, ступеней, единиц культурной активности. Культурная дифференциация предполагает и сам процесс вычлененния чего-либо в культуре, и его результаты. Можно говорить о постепенном вычленении из синкретического единства архаической культуруры таких специализированных областей культурной активности, как хозяйственная культура, религия, художественная практика, политика, право и т. п. В свою очередь, в рамках хозяйственной культуры выделяются сначала охотничья культура, потом — земледельческая, в рамках последней — подсечное, потом пашенное земледелие, животноводство, огородничество, садоводство и т. п., т. е. используется принцип логической классификации. В трактовку культурной дифференциации значительный вклад внесли представители эволюционного подхода, позже — исследователи структурно-функционального подхода. Последние связывали культурную дифференциацию с ростом плотности населения, интенсивностью межкультурных контактов, межгрупповых и межличностных связей в современной культуре [Лихвар В.Д., Погорелый В.Д., Подольская Е.А. Культурология. С.104.].
Дифференциация образования — ориентация образовательных учреждений на достижение учащимися (студентами) соответствующего уровня сформированности знаний, умений и навыков на основе учета их развития, склонностей, способностей и интересов [Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования: учебное пособие. С.403].
ДИФИРАМБ (греч. dithyrambos) - первоначально хоровая культовая песнь в честь бога Диониса; преувеличенная похвала [Культурология: учебно-методический комплекс. С.37].
ДОГМА – положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах [Словарь-справочник по культуре речи для школьников. С.223].
ДОГМАТИЗМ (от греч. dogma – мнение, учение) — форма метафизического мышления и действия, которая характеризуется застылостью, косностью, окостенелостью, «мертвостью» и неподвижностью, стремлением к авторитарности. Догматизм игнорирует реальные изменения, не учитывает конкретных условий места и времени. Его мышление схематично, статично, преувеличивает значение абсолютного моментав истине, выдает этот момент за всю истину в целом, монополизирует ее. Догматизм представляет собой специфическое отношение субъектак некоторому содержанию познанияили иных форм деятельности, в котором данное содержание устанавливается в качестве абсолютно абсолютного. Фактическое «замещение» действительности абсолютным конструктом неизбежно приводит к заблуждениям в познании и к деформациям методов деятельности [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.24].
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО – вид киноискусства, материалом для которого являются съемки реальных событий и лиц. Первые фильмы собственно и были документальными. Родоначальники кино братья Люмьер (Франция) в 1895 г. снимали свои картины с натуры. А уже в следующем году они явились авторами первых хроникальных кинофильмов. В 1920-е гг. многие мастера кино занимались съемкой именно документальных фильмов, внося в их создание элементы высокого художественного творчества и новаторства. Так, Д.Вертов и Л.Кулешов опробовали в своих картинах многие методы и приемы, оказавшие огромное влияние на мировой кинематограф. Кулешов, в частности, создал новую теорию монтажа картины. Он доказал, что соединяя один и тот же кадр с различными сюжетами можно добиться определенного эффекта. Например, в зависимости от монтажа один и тот же кадр лица актера может выражать голод, горе, умиление и т. п. Эта зависимость получила наименование «эффект Кулешова». Картины этих, а также других режиссеров (Р.Флаэрти (США), Й.Ивенса (Голландия), Дж.Грирсона (Великобритания), Э.И.Шуба (СССР) отличали динамизм действий, применение крупных планов, собственная авторская позиция по отношению к хроникально-документальному действию, активизировавшие зрительское впечатление от сюжета. В последующие годы документальное кино постоянно являлось предметом экспериментов, в особенности операторского и монтажного искусства. Скрытая синхронная киносъемка и подчеркнутая хроникальность эпизодов фильма, использование интервью как основы картины – все это рождено документальным кино. Зачастую эксперименты приводили к созданию различных направлений и групп в киноискусстве, причем не только документальном. К ним можно, например, отнести группу «Свободное кино» (Великобритания, 1950-е гг.), «синема-верите» и «новую волну» (Франция, 1950-1960-е гг.) [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.171-172].
ДОМИНАНТА КУЛЬТУРНАЯ (лат. dominans — господствующий) — в культурологии термин употребляется для обозначения главенствующей идеи, основного признака или важнейшей составной части культуры. Например, доминанты римской культуры — гражданственность и государство, понимаемые как включённость в дела государства, психологическое ощущение себя гражданином, приверженность интересам государства и готовность идти ради него на жертвы и т.п. [Лихвар В.Д., Погорелый В.Д., Подольская Е.А. Культурология. С.104-105.].
ДОНАТОР (лат. donator - даритель) - заказчик, иногда строитель храма, заказчик произведения живописи, скульптуры или декоративно-прикладного искусства, изображавшийся в западноевропейском искусстве средних веков и Возрождения предстоящим перед Христом, Богоматерью или святыми [Культурология: учебно-методический комплекс. С.37].
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ─тип профессиональной переподготовки специалистов, обучение которых проводится по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации, устанавливаемыми Министерством образования РоссийскойФедерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, и реализуется для специалистов, освоивших одну из основных образовательных программ высшего или среднего профессионального образования, для которых предназначена данная дополнительная квалификация [Беков Х.А., Широбоков С.М., Курьянов И.И., Кондратьев С.С., Валентинов В.В., Бурштейн П.В. Терминология в системе дополнительного профессионального образования: Словарь. – Изд. 2-е, перераб. и допол. –М,: ИПКгосслужбы, 2001. С.20].
ДОСУГ - совокупность занятий в свободное время, с помощью которых люди удовлетворяют свои непосредственные физические и духовные потребности [Культурология: учебно-методический комплекс. С.37].
«ДРЕВО ЖИЗНИ» (древо мировое) – характерный образ мифологического сознания, который воплощает универсальное единство мира. Присутствует практически во всех мифологиях и религиях мира. Его изображение тесно связано с символикой креста. Значимость образа Древа жизни такова, что сакральными (см. Сакральное) считались все фазы его роста – от семени до взрослого растения. Цветок и его части (пестик, тычинки, пыльца), семена, прорастающая почка, саженец, молодой побег, укрепившееся дерево, а также дерево сухое (окончившее жизненный срок) составляют сюжетные композиции самых разных эпох мирового искусства. На древнерусских украшениях, в иконной и книжной орнаментике (см. Орнамент) семь стадий роста встречаются как по отдельности, так и вместе, образуя «Древо животное». Схематично их выражает знак «Ж», встречающийся на браслетах и в белокаменной резьбе (Дмитровский собор во Владимире). Символ Древа возник на севере Европы в доисторическое время, откуда распространился на Восток до Китая. В большинстве традиций «Ж» воплощает две основные части священного Древа – корни и крону. В кириллице «Ж» соответствует понятиям «живъте» («живите») и «плодородие». Библия в рассказе о грехопадении представляет Мировое Древо в двух ипостасях: Древо познания добра и зла и Древо жизни. Если снова обратиться к иероглифу, то в нем Древо жизни – это центральная ось (единство с создателем), а Древо познания разделяется на правую и левую ветви (двойственность человеческого понимания вселенной: несогласованность разумного и сверхразумного начал). В верованиях славян Древо жизни смыкалось с образом Великой Богини. Ритуальный костюм замужней женщины подчеркивал это слияние образов в орнаменте декора. У каждого народа символом Древа жизни выступала определенная порода дерева: в Индии – смоковница, в Иране – орех, в Мексике – агава, в Скандинавии – ясень, в Германии – ель, позднее липа. Пальма символизировала Древо жизни в Вавилоне, Финикии, Халдее; виноградная лоза – в Ассирии; персик – у даосов Китая. Славянские племена почитали как одиноко стоящие деревья (березу, дуб, сосну, тополь, можжевельник), так и священные рощи, окруженные магической изгородью. Там запрещалась рубка леса и проходили языческие празднества. Рождение детей и материнство гармонировали с идеей бесконечного воспроизводства, заложенного в жизненном цикле дерева [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.174-175].
ДУАЛИЗМ – философские учения, сторонники которых основой всего сущего считают две равноправно существующие и несводимые друг к другу субстанции – материю и сознание (дух), материальное и идеальное. Наиболее известным представителем такой позиции был французский ученый XVII в. Р.Декарт, выделявший «мыслящую» и «телесную» (вещественную) субстанции, каждая из которых обладает специфическими свойствами. Дуализм художественной культуры означает, в частности, ее внутреннюю неоднородность (культура Востока и Запада, массовая и элитарная культура и т. д.). Культура дуалистична еще и в том смысле, что сам отражаемый в ней человек тоже противоречив, разорван: в нем есть телесное и духовное начала, которые в том или ином объеме находят свое отражение в формах культуры (в живописи, поэзии и т. д.), в ее ориентациях и идейном содержании [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.175].
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА - совокупность нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Д.к.— важнейшая, если не главная, часть человеческой культуры в целом. Д.к. по своему объему шире, чем художественная культура. Например, философия, наука,мифология, религия входят в широкую область Д.к., но не входят в более узкую область художественной культуры. Их называют сферами общественного сознания. Действительно, в основе художественной культуры лежит образное, чувственно-эстетическое восприятие реальности, а философия или наука твердо стоят на почве абстрактно-рассудочных категорий. Некоторые виды человеческой деятельности трудно отнести к какому-либо виду культуры. Так, очерк, ритуальный обряд, научно-популярный фильм, философский диспут несут на себе определенные черты художественности и духовности, т. к. отвечают на «последние вопросы бытия» (а это служит признаком духовной сферы) [Культура и культурология: Словарь. С.311].
ДУХОВНО-ОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ — это функция духовного оберега, иммунная система человека и общества. Если в обществе надежно защищены нравственные ценности общечеловеческого значения, то в подобном случае и человек, и общество в целом способны избежать глубоких кризисов в области нравственности. В подобных обстоятельствах не будет почвы для существования двойной морали, пустых деклараций, раздвоения сознания, которые из сферы морально-нравственной незамедлительно экстраполируются в область искусства, науки, религии, права и политики. Нарушение иммунной системы влечет за собой тяжелые духовные последствия для человека и общества [Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. С.376].