Культура и образование: культурологический подход 13 страница

3. Культура — это форма, в которой исторически сбывшийся мир открывается как только возможность быть миром, как замысел, почин, допущение — среди других возможных начинаний. Как начинание быть культура всегда уже есть форма одновременногосо-бытия (со-временности) и общения (со-присутствия) людей различных — прошлых, настоящих и буду­щих— культур. Историческая «культура» обретает смысл обще- и вечнозначимой культуры только в этой одновременности общения разных культур. Событие Д. к. и есть, стало быть, то, в чем соучаствующие в нем культуры впервые обретают смысл культуры. Культура как персонаж Д. к. обретает свое бытие (уже не только исто­рическое, но вечное) как бытие для себя перед лицом других возможных бытий. В Д. к. каждая культура обре­тает свой собственный смысл в качестве особого, но бес­конечно растущего, неисчерпаемого источника смысла.

4. Культура как бытие, устремленное к Д. к. и обре­тающее в нем собственное смысловое бытие, воплощается в сфере произведений(не продуктов или ору­дий). Только сосредоточенная, воплощенная в произведение культура может быть мес­том и формой возможного диалога. Любое произ­ведение есть форма, формирующая (а не информирующая) своего зрителя (слушателя, читателя...). Культура зрения, слуха, мысли не просто их «развитость», но внутренняя многосубъектность и диалогичность. Произведение культуры есть всегда бытие-начина­ние, бытие-возможность, оно требует исполнения,не просто воспроизведения, но соавторского восполне­ния, сотворчества. Произведению культуры отвечает только производящее, отвечающее восприятие.

5. Каждая культура в Д. к. понимается как одно целостное произведение. Как если бы все произведения этой эпохи были «актами» или «фрагментами» еди­ного произведения, как если бы можно было предположить единого автора культуры как единого произведения (мира). Быть произведением целостной исторической культуры — значит находиться в сфере притя­жения некоего первообраза, изначального понятия. Хотя каждое философское, художественное, религиоз­ное, теоретическое произведение культуры является своеобразным средоточием, центром всей культурной полифонии эпохи, тем не менее целостность культуры как произведения произведений предполагает существование одного — доминантного — произведения, которое и позволяет понять многообразие произведений как архитектоническое целое. Предполагается, что для античной культуры таким культурным микрокосмом является трагедия. Для Средневековья «микросо­циум (и микрокосм) культуры это — «бытие-в(о)круге-храма». В Новое время таким микромиром культуры можно счесть то, что на заре этой эпохи, в XVII в. было названо 1а republique des lettres — сообщество ученых, обменивающихся письмами, сообщество литераторов, литература вообще. Значимо само это расщепление на мир ученых и мир «гуманитариев».

6. В Д. к. культура существует как запрос к будущему и бывшему на грани бытия и небытия. Если нет этого предельного беспокойства, ощущения бытия на грани небытия,Д. к. невозможен. Д. к., ведущийся на грани с небытием, есть диалог культур-замыслов, начинаний, возможностей. Античная культура, средневековая куль­тура, восточная культура исторически наличны, но в момент выхода в сферу последних вопросов бытия, они осмысливаются не в статусе действительности, но в ста­тусе возможностибытия. Идея Д. к. необходимо пред­полагает некое «ничейное поле», через которое идет пе­рекличка культур. Так, с культурой Античности диалог осуществляется Возрождением как бы через голову Средневековья. Культурный (бытийный) смысл древ­них европейских или восточных культур для культуры XX    в. более внятен, чем культурный смысл Нового вре­мени, которое испытывается как нечто, подлежащее преодолению.

7. Смысл, содержание Д. к. как события со-бытия разных возможностей бытия мира в человеке и чело­века в мире, со-бытия на пределе последних вопросов, на границе с небытием состоит в диалогическом росте, развертывании возможных разнокультурных (разнобытийных) смыслов. Возможное бытие культуры XXI в. вырисовывается в образе полифонической и диалогической целостности общения целостных (неделимых) смысловых персонажей — культур — сущих, бывших и возможных. Диалогическая культура мыс­лится поэтому как открытие современного звучания собственногосмысла исторических культур, их смыс­ловое продолжение, новое Возрождение или даже впервые рождение в качестве настоящих соучастников бытия по-настоящему. Вступая в диалог культуры впервые становятся собою, выходят из исторического (част­ного и преходящего) существования, возрождаются, обретают непреходящее бытие уникального смысла, способного к бесконечному росту, развертыванию, раскрытию в общении с невозможными в географическом пространстве и историческом времени собеседни­ками, в ответах на неслыханные вопросы [Теоретическая культурология. С.354-355].

 

ДИАСПОРА – часть народа, этнической группы, живущая вне пределов государственных границ на положении национально-культурного меньшинства в силу исторических, культурных, религиозных причин [Словарь-справочник по культуре речи для школьников. С.220].

 

ДИДАКТИКА (греч. didaktikos ─ поучающий, относящийся к обучению), теория образования и обучения, отрасль педагогики. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся. Научно-теоретическая функция Д. заключается в изучении реальных процессов обучения, в установлении фактов и закономерных связей между различными сторонами обучения, в раскрытии их сущности, выявлении тенденций и перспектив развития. Разрабатывая проблемы отбора содержания образования, устанавливая принципы обучения,нормативы применения методов и средств обучения, Д. выполняет нормативно-прикладную, конструктивно-техническую функцию. В единстве этих функций Д. - понимание сущности процесса обучения, реализация его образовательной, воспитательной и развивающей функций [Педагогический энциклопедический словарь. С.69].

ДИЗАЙН (англ. – определять назначение, обозначать) – художественная проектировочная деятельность, имеющая целью нахождение наиболее удобной, рациональной формы для предметной среды, трудовых процессов, приспособлений, инструментов и т. п. В современном искусствознании и эстетике под «дизайном» понимают творческую деятельность художников-проектировщиков, архитекторов, прикладников, декораторов, целью которой является придание утилитарно-практическим вещам и предметам эстетическо-привлекательной формы [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.167-168]

ДИЛЕТАНТ (ит. dilettante от лат. delectare ─ услаждать, забавлять) ─ любитель, занимающийся каким-либо искусством или наукой без специальной подготовки, обладающий лишь поверхностным знанием предмета [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 86].

 

ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ — срез или угол зрения, под которым рассматривается культура. Она описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. К Д.к. относятся средства, механизмы и про­цессы, которые описывают трансформацию куль­туры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных мета­морфоз. Первокирпичиками Д.к. выступают культура открытия и изобретения. В 30-х гг. Соро­кин назвал свой четырехтомный труд об истории культуры с древнейших времен и о переходе от одной культурной системы к другой (или от одного культурного стиля к другому) «Социальная и куль­турная динамика». Широкое использование понятия «Д.к.» приходится на 2-ю пол. 20 в., когда в область научных исследования активно вторгаются проблемы развития, изменения и распространения культурных институтов, культурных конф­ликтов и инноваций, деградации, застоя и кри­зиса культуры, типологии культурного развития (линейно-поступательные, фазовые, циклические и этапные, волновые, инверсионные, маятнико­вые и другие модели), дифференциации и диффузии культуры, взаимодействия разных куль­тур. Специалисты говорят об интеграционной или дезинтеграционной, восходящей или нисходящей Д.к., об эволюционном или револю­ционном характере ее изменений. Динамические процессы в культуре различают по месту и длительности. Так, крупномасштабными измене­ниями в культуре считают интервалы времени в 100-1000 лет (цивилизационные сдвиги), микромасштабными — периоды от 25—30 лет (время активной жизни в культуре одного поколения) до 100 лет), быстропреходящими — от одного месяца до нескольких лет (например, сезонные изменения моды, жаргон мо­лодежной культуры), они не способны закре­питься в глубоких пластах культурной жизни [Культура и культурология: Словарь. С.296-297].

 

ДИОНИСИИ - в Древней Греции празднества в честь бога виноградорства и виноделия Дионисия, включающие торжественные процессии, состязания драматургов, поэтов, хоров; постановку трагедий (с 6 в. до н.э.) и комедий (с 5 в. до н.э.) [Культурология: учебно-методический комплекс. С.36].

ДИСКРИМИНАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ -ограничение или лишение прав определенной категории граждан на полноценное образование с учетом склонностей и способностей человека. В современном обществе, не признающем расовой или сословной дискриминации, действуют скрытые формы ограничения доступа к желаемому образованию, такие как высокая стоимость обучения, родительский протекционизм при поступлении в престижные учебные заведения, узкий спектр предлагаемых на той или иной территории образовательных услуг [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 91].

 

ДИСКУРСИВНЫЙ (позднелат. discursus — рассуждение, довод) — рассудочный, опосредованный, логический, демонстративный (в отличие от чувственного, непосредственного, созерцательного, интуитивного). Проблема дискурсивного была впервые поставлена в древнегреческой философии при разделении истинна непосредственные («интуитивные») и опосредованные (принимаемые на основе доказательства). Большое внимание проблеме дискурсивного уделяли Кант, который отрицал возможность интеллектуальной интуиции и считал, что достоверное научное знание достигается в синтезе чувственной интуиции с рассудочными формами, и Гегель, отличавший дискурсивное (рассудочное, формальное) мышление от содержательного. Дискурсивное знание предполагает четкую классификацию, систематизацию фактов, рассматривая их как нечто устойчивое и неизменное. Признавая важную роль дискурсивного в познании, рационалистические теории познания мира тем не менее не сводят процесс познания к дискурсивному, утверждая значение и других его форм [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.24].

 

ДИСКУССИЯ (лат. diskussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Д. является разновидностью спора,близкой к полемике,и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относиться к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность. Сама тема Д. обычно формулируется до ее начала. Д. отличается от полемики как своей направленностью, так и используемыми средствами. Если цель Д.— достижение определенной степени согласия ее участников относительно дискутируемого тезиса, то цель полемики — не само по себе согласие, а скорее победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. В Д. всегда есть известные элементы компромисса. Тем не менее она, как правило, в большей мере, чем полемика, ориентирована на отыскание и утверждение истины. Используемые в Д. средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней участие. Употребление других средств недопустимо и ведет к прекращению Д. Употребляемые в полемике средства не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы. Это различие целей и средств Д. и полемики лежит в основе терминологии: противоположная сторона в Д. именуется обычно «оппонентом», а в полемике — «противником». У каждого из участников Д. должны иметься определенные представления относительно обсуждаемого предмета. Однако итог Д. — не сумма имеющихся представлений, а нечто общее для разных представлений. Но это общее выступает уже не как чье-то частное мнение, а как более объективное суждение, поддерживаемое всеми участниками обсуждения или их большинством. В обычных спорах элементы Д. и полемики чаще всего переплетаются, и чистая Д. является столь же редкой, как и чистая полемика. Тем не менее, начиная спор, полезно уже в самом начале решить, будет он Д. или же полемикой, и в дальнейшем придерживаться принятого решения. Выбор формы спора — Д. или полемика — определяется конкретными обстоятельствами. Каждая из этих форм может быть полезной в свое время и на своем месте. И даже случающееся в ходе спора смешение Д. и полемики оказывается иногда полезным. Д.— одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В Д. снимается момент субъективности, убеждения одного человека или группы людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность. К Д. близка такая форма прояснения представлений, как диалог. Он также связан не только с сопоставлением, но и с определенным противопоставлением точек зрения или позиций, хотя и не является спором, борьбой мнений [Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. С.46-47].

 

ДИССИДЕНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СССР  нравственное, политическое и творческое сопротивление советскому режиму в 1956-85, в различных слоях советского общества, в первую очередь интеллигенции. Толчок Д.Д. дал 20 съезд КПСС и частичная реабилитация жертв сталинизма, начавшийся период «оттепели» в общественной жизни. Недоверие молоде­жи к официальным источникам породило массу конспиративных групп и круж­ков по изучению работ В. Ленина, К. Маркса, Г. Плехановаи др. Участни­ки этих кружков составили первый контин­гент советских политзаключенных после 1956, осужденных еще по 58 ст. УК (Л. Краснопевцев, Л. Рендель, М. Молоствов и др.). Бреши в «железном занавесе» привели к распространению в СССР западной и эмигрантской литературы; журнал «Грани» в ФРГ положил начало «тамиздату», отвергаемая в СССР лит­ература распространялась в «самиздате» частным образом. Нарушение Советской властью и КПСС прав и свобод, декларированных в Конституции СССР, породило правозащитное дви­жение, борьбу за права человека в СССР, а впоследствии — за соблюде­ние Хельсинкских соглашений и других документов. Одним из его основателей был А.С. Есенин-Вольпин. Значительную роль в правозащитной борьбе сыграли В. Бу­ковский, А. Гинзбург, «Комитет» А. Сахарова, «Хроника текущих собы­тий», Ю. Орлов, В. Чалидзе, Хельсинк­ские группы, И. Габай, П. Якир, М. Джемилев, П. Григоренко и др. По некоторым данным, в 1967 в стране насчитывалось около 400 оппозиционных режиму молодежных групп. Травля А. Солженицына и процесс А. Синяв­ского — Ю. Даниэля в февр. 1966 увеличили распространение литературных про­изведений в «самиздате» и «тамиздате». В республиках СССР, особенно в Прибалтике и на Украине, помимо политикоинформбюллетеней («Украинские вес­ти», «Хроника Литовской Католической Церкви» и пр.) имелись политические организации («Бал­тийская федерация» и пр.), военные (ВСХСОН, «Союз офицеров Балтий­ского флота») и др., которые за исключением ВСХСОН быстро ликвидировались КГБ. Продолжало действовать подполье НТС, которое сохранилось до 1985, несмот­ря на ряд процессов. (1958 — группа Е. Дивнича, 1967 — дело Ю. Галанскова и др.). Под давлением властей были вынуждены эмигрировать многие деятели культуры, писатели (А. Галич, Г. Владимов, А. Кузнецов, Н. Горбаневская и др.). Советская власть использовала практику обмена диссидентов на видных комму­нистов или советских разведчиков, аресто­ванных за рубежом (В. Буковский на Л. Корваланав 1977 и др.). Некоторые из антисоветски настроенных граждан СССР решались на политический террор, который не прекращался до середины 80-х гг. (покуше­ние на Брежнева в 1968, убийство министра внутренних дел Азербайджана в 1977 и др.). С 20-х гг. в СССР велась кампания в защиту советских политза­ключенных и заключенных в Ленинграде, однако их освобождение началось лишь в 1987 [Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Т.1. С.589-590.].

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ («образование на расстоянии») ─ комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующихся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Д.о. является одной из форм непрерывного образования. которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации [Беков Х.А., Широбоков С.М., Курьянов И.И., Кондратьев С.С., Валентинов В.В., Бурштейн П.В. Терминология в системе дополнительного профессионального образования: Словарь. – Изд. 2-е, перераб. и допол. –М,: ИПКгосслужбы, 2001. С. 18].

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ (лат. differentia — разность, различие) — качественные изменения в культуре, связанные с вычленением, разделением, отделением частей от целого. Дифференциация культурная связана с наличием в культуре специализированных областей, уровней, ступеней, единиц культурной активности. Культурная дифференциация предполагает и сам процесс вычлененния чего-либо в культуре, и его результаты. Можно говорить о постепенном вычленении из синкретического единства архаической культуруры таких специализированных областей культурной активности, как хо­зяйственная культура, религия, художественная практика, полити­ка, право и т. п. В свою очередь, в рамках хозяйственной культуры вы­деляются сначала охотничья культура, потом — земледельческая, в рамках последней — подсечное, потом пашенное земледелие, животноводство, огородничество, садоводство и т. п., т. е. используется прин­цип логической классификации. В трактовку культурной дифферен­циации значительный вклад внесли представители эволюционного подхода, позже — исследователи структурно-функционального под­хода. Последние связывали культурную дифференциацию с ростом плотности населения, интенсивностью межкультурных контактов, межгрупповых и межличностных связей в современной культуре [Лихвар В.Д., Погорелый В.Д., Подольская Е.А. Культурология. С.104.].

 

Дифференциация образования — ориентация обра­зовательных учреждений на достижение учащимися (студентами) соответствующего уровня сформирован­ности знаний, умений и навыков на основе учета их развития, склонностей, способностей и интересов [Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования: учебное пособие. С.403].

 

ДИФИРАМБ (греч. dithyrambos) - первоначально хоровая культовая песнь в честь бога Диониса; преувеличенная похвала [Культурология: учебно-методический комплекс. С.37].

 

ДОГМА – положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах [Словарь-справочник по культуре речи для школьников. С.223].

 

ДОГМАТИЗМ (от греч. dogma – мнение, учение) — форма метафизического мышления и действия, которая характеризуется застылостью, косностью, окостенелостью, «мертвостью» и неподвижностью, стремлением к авторитарности. Догматизм игнорирует реальные изменения, не учитывает конкретных условий места и времени. Его мышление схематично, статично, преувеличивает значение абсолютного моментав истине, выдает этот момент за всю истину в целом, монополизирует ее. Догматизм представляет собой специфическое отношение субъектак некоторому содержанию познанияили иных форм деятельности, в котором данное содержание устанавливается в качестве абсолютно абсолютного. Фактическое «замещение» действительности абсолютным конструктом неизбежно приводит к заблуждениям в познании и к деформациям методов деятельности [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.24].

 

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО – вид киноискусства, материалом для которого являются съемки реальных событий и лиц. Первые фильмы собственно и были документальными. Родоначальники кино братья Люмьер (Франция) в 1895 г. снимали свои картины с натуры. А уже в следующем году они явились авторами первых хроникальных кинофильмов. В 1920-е гг. многие мастера кино занимались съемкой именно документальных фильмов, внося в их создание элементы высокого художественного творчества и новаторства. Так, Д.Вертов и Л.Кулешов опробовали в своих картинах многие методы и приемы, оказавшие огромное влияние на мировой кинематограф. Кулешов, в частности, создал новую теорию монтажа картины. Он доказал, что соединяя один и тот же кадр с различными сюжетами можно добиться определенного эффекта. Например, в зависимости от монтажа один и тот же кадр лица актера может выражать голод, горе, умиление и т. п. Эта зависимость получила наименование «эффект Кулешова». Картины этих, а также других режиссеров (Р.Флаэрти (США), Й.Ивенса (Голландия), Дж.Грирсона (Великобритания), Э.И.Шуба (СССР) отличали динамизм действий, применение крупных планов, собственная авторская позиция по отношению к хроникально-документальному действию, активизировавшие зрительское впечатление от сюжета. В последующие годы документальное кино постоянно являлось предметом экспериментов, в особенности операторского и монтажного искусства. Скрытая синхронная киносъемка и подчеркнутая хроникальность эпизодов фильма, использование интервью как основы картины – все это рождено документальным кино. Зачастую эксперименты приводили к созданию различных направлений и групп в киноискусстве, причем не только документальном. К ним можно, например, отнести группу «Свободное кино» (Великобритания, 1950-е гг.), «синема-верите» и «новую волну» (Франция, 1950-1960-е гг.) [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.171-172].

 

ДОМИНАНТА КУЛЬТУРНАЯ (лат. dominans — господствующий) — в культурологии термин употребляется для обозначения главенствующей идеи, основного признака или важнейшей составной ча­сти культуры. Например, доминанты римской культуры — граждан­ственность и государство, понимаемые как включённость в дела госу­дарства, психологическое ощущение себя гражданином, приверженность интересам государства и готовность идти ради него на жертвы и т.п. [Лихвар В.Д., Погорелый В.Д., Подольская Е.А. Культурология. С.104-105.].

ДОНАТОР (лат. donator - даритель) - заказчик, иногда строитель храма, заказчик произведения живописи, скульптуры или декоративно-прикладного искусства, изображавшийся в западноевропейском искусстве средних веков и Возрождения предстоящим перед Христом, Богоматерью или святыми [Культурология: учебно-методический комплекс. С.37].

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ─тип профессиональной переподготовки специалистов, обучение которых проводится по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации, устанавливаемыми Министерством образования РоссийскойФедерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, и реализуется для специалистов, освоивших одну из основных образовательных программ высшего или среднего профессионального образования, для которых предназначена данная дополнительная квалификация [Беков Х.А., Широбоков С.М., Курьянов И.И., Кондратьев С.С., Валентинов В.В., Бурштейн П.В. Терминология в системе дополнительного профессионального образования: Словарь. – Изд. 2-е, перераб. и допол. –М,: ИПКгосслужбы, 2001. С.20].

 

ДОСУГ - совокупность занятий в свободное время, с помощью которых люди удовлетворяют свои непосредственные физические и духовные потребности [Культурология: учебно-методический комплекс. С.37].

«ДРЕВО ЖИЗНИ» (древо мировое) – характерный образ мифологического сознания, который воплощает универсальное единство мира. Присутствует практически во всех мифологиях и религиях мира. Его изображение тесно связано с символикой креста. Значимость образа Древа жизни такова, что сакральными (см. Сакральное) считались все фазы его роста – от семени до взрослого растения. Цветок и его части (пестик, тычинки, пыльца), семена, прорастающая почка, саженец, молодой побег, укрепившееся дерево, а также дерево сухое (окончившее жизненный срок) составляют сюжетные композиции самых разных эпох мирового искусства. На древнерусских украшениях, в иконной и книжной орнаментике (см. Орнамент) семь стадий роста встречаются как по отдельности, так и вместе, образуя «Древо животное». Схематично их выражает знак «Ж», встречающийся на браслетах и в белокаменной резьбе (Дмитровский собор во Владимире). Символ Древа возник на севере Европы в доисторическое время, откуда распространился на Восток до Китая. В большинстве традиций «Ж» воплощает две основные части священного Древа – корни и крону. В кириллице «Ж» соответствует понятиям «живъте» («живите») и «плодородие». Библия в рассказе о грехопадении представляет Мировое Древо в двух ипостасях: Древо познания добра и зла и Древо жизни. Если снова обратиться к иероглифу, то в нем Древо жизни – это центральная ось (единство с создателем), а Древо познания разделяется на правую и левую ветви (двойственность человеческого понимания вселенной: несогласованность разумного и сверхразумного начал). В верованиях славян Древо жизни смыкалось с образом Великой Богини. Ритуальный костюм замужней женщины подчеркивал это слияние образов в орнаменте декора. У каждого народа символом Древа жизни выступала определенная порода дерева: в Индии – смоковница, в Иране – орех, в Мексике – агава, в Скандинавии – ясень, в Германии – ель, позднее липа. Пальма символизировала Древо жизни в Вавилоне, Финикии, Халдее; виноградная лоза – в Ассирии; персик – у даосов Китая. Славянские племена почитали как одиноко стоящие деревья (березу, дуб, сосну, тополь, можжевельник), так и священные рощи, окруженные магической изгородью. Там запрещалась рубка леса и проходили языческие празднества. Рождение детей и материнство гармонировали с идеей бесконечного воспроизводства, заложенного в жизненном цикле дерева [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.174-175].

 

ДУАЛИЗМ – философские учения, сторонники которых основой всего сущего считают две равноправно существующие и несводимые друг к другу субстанции – материю и сознание (дух), материальное и идеальное. Наиболее известным представителем такой позиции был французский ученый XVII в. Р.Декарт, выделявший «мыслящую» и «телесную» (вещественную) субстанции, каждая из которых обладает специфическими свойствами. Дуализм художественной культуры означает, в частности, ее внутреннюю неоднородность (культура Востока и Запада, массовая и элитарная культура и т. д.). Культура дуалистична еще и в том смысле, что сам отражаемый в ней человек тоже противоречив, разорван: в нем есть телесное и духовное начала, которые в том или ином объеме находят свое отражение в формах культуры (в живописи, поэзии и т. д.), в ее ориентациях и идейном содержании [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.175].

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА - совокупность не­материальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, симво­лы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Д.к.— важнейшая, если не главная, часть человеческой культуры в целом. Д.к. по своему объему шире, чем художественная культура. Например, философия, наука,мифология, религия вхо­дят в широкую область Д.к., но не входят в более узкую область художественной культуры. Их называют сферами общественного сознания. Действительно, в основе художественной культуры ле­жит образное, чувственно-эстетическое вос­приятие реальности, а философия или наука твердо стоят на почве абстрактно-рассудоч­ных категорий. Некоторые виды человеческой деятельности трудно отнести к какому-либо виду культуры. Так, очерк, ритуальный обряд, научно-популярный фильм, философский диспут несут на себе определенные черты художественности и духовности, т. к. отвечают на «последние вопросы бытия» (а это служит признаком духовной сферы) [Культура и культурология: Словарь. С.311].

 

ДУХОВНО-ОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ — это функция духовного оберега, иммунная система человека и общества. Если в обществе надежно защищены нравственные ценности общечеловеческого значения, то в подобном случае и человек, и общество в целом способны избежать глубоких кризисов в области нравственности. В подобных обстоятельствах не будет почвы для существования двойной морали, пустых деклараций, раздвоения сознания, которые из сферы морально-нравственной незамедлительно экстраполируются в область искусства, науки, религии, права и политики. Нарушение иммунной системы влечет за собой тяжелые духовные последствия для человека и общества [Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. С.376].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: