Культура и образование: культурологический подход 15 страница

 

ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ДУХОВНАЯ — относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды специализированной духовной деятельности и общественных отношений, регулирующих духовную деятельность и функционирование общественного сознания. Традиционно использовавшееся в качестве описательного понятия Ж.о.д. охватывало совокупность духовных процессов в обществе как внутренне расчлененном совокупном субъекте. Его место и роль в теоретической социологии устанавливается в соотнесении с категорией «общественное сознание»: в отличие от общественного сознания, представляющего собой совокупность духовных процессов, т. е. прежде всего состояний сознания, в понятии Ж.о.д. внимание акцентируется на процессах взаимодействия коллективного и индивидуального носителей сознания и соответственно на исторически меняющихся общественных формах организации духовной деятельности и функционирования ее продуктов. Центральным пунктом исследований Ж.о.д. в социологии являются свойственные ему общественные отношения, выступающие в качестве условий, общественных форм и результатов духовной деятельности (поскольку они ею воспроизводятся).

Теоретической основой исследований Ж.о.д. стали выводы об исторических типах и формах духовного общения, об историческом отделении умственного труда от физического, о неразрывной связи общественного сознания с его носителями (этносами, классами, общественными движениями и группами), а также проведенный еще К.Марксом анализ взаимосвязей духовного и материального производства, духовного производства и духовного потребления и их роли в воспроизводстве общества и человека. В марксистской социологической теории значительное внимание уделялось обоснованию классового (по содержанию и формам организации) характера Ж.о.д., раскрытию возможностей контроля экономически и политически господствовавших классов за духовным производством и превращением интересов, идеалов, ценностей и норм в общезначимые.

В структуру Ж.о.д. включаются: а) процессы духовной деятельности: производства, распространения и усвоения общественного сознания в общественно организованных формах; б) общественные отношения (в т.ч. и институализированные) между субъектами духовной деятельности; в) общественное сознание. Общественное сознание — это содержательная сторона Ж.о.д., а отношения, институты предстают как способ детерминации и условие его функционирования.

Основные направления исследований Ж.о.д. включают анализ ее исторических типов, разработку теории ее функционирования, изучение организации и эффективности систем воспитания, образования. Развернулись исследования форм и механизмов духовного общения (включая массовые информационные процессы, технические средства общения), институтов управления Ж.о.д., общественного мнения, духовных потребностей групп и личностей [Российская социологическая энциклопедия. С.136].

 

З

 

ЗАБЛУЖДЕНИЕ ─ знания, не соответствующие своему предмету, не совпадающие с ним. Будучи неадекватной формой знания,заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность социальной деятельности(прежде всего, чувственно-предметной). Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее в результате абсолютизации результатовпознания отдельных ее сторон. Заблуждения многообразны по своим формам: научные, вненаучные, ложь, дезинформация, иллюзии, утопии, ошибки и т.п. Те или иные конкретные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо «сходят со сцены», либо превращаются в истинные знания. Важнейшие предпосылки преодоления заблуждений — изменение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость предметной деятельности (практики), развитие и углубление знания. Противоположность заблуждения — истина [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.26].

 

ЗАКОН ─ 1) необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют 3. функционирования, выражающие существенную, необходимую связь между сосуществующими в пространстве вещами и явлениями (например, 3. всемирного тяготения). Наряду и в единстве с 3. функционирования существуют 3. развития [Философский энциклопедический словарь. С.188]; 2) в широком смысле слова все нормативно-правовые акты в целом, все установленные государством общеобязательные правила. В собственно юридическом смысле 3. — нормативный акт, принятый высшим представительным органом власти либо непосредственным волеизъявлением населения (например, в порядке референдума)и регулирующий наиболее важные общественные отношения. З. составляют основу системы права государства.3. как самостоятельный источникправасложился ещё в древности и пришел на смену правовому обычаю [Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Я. Сухарев; Ред. кол.: М.М. Богуславский, М.И. Козырь, Г.М. Миньковский и др. –М.: Сов. энциклопедия, 1984. С.100].

 

ЗАКОН БОЖИЙ –1) общее название основ­ных принципов и идей религиозного вероучения и соответствующих норм поведения, знание которых обязательно для его последователей; 2) учебный предмет в общеобразовательных учебных заведениях. Впервые появился в протестантских государствах (16 в.) и распростра­нился в странах с официально поддерживае­мой (государственной) религией. В условиях отделения церкви от государства либо исключен из числа предметов преподавания в государственных школах, либо признан факультативным для учащихся. В России первый учебник Закона Божьего составлен Феофаном Прокоповичем («Пер­вое учение отроком...», 1720). В 19 в. являлся основным нравственно-мировоззренческим предметом для общеобразовательных школ. Преподавался преимущественно священнослужителями (законоучителями). После Ок­тябрьской революции преподавание Закона Божьего было отменено во всех государственных общеоб­разовательных учебных заведениях страны. С начала 1990-х гг. в Российской Федерации преподавание Закона Божьего ведется в час­тных общеобразовательных школах по жела­нию учащихся и родителей и в воскресных школах [Культура и культурология: Словарь. С.346].

 

Замок – укрепленное жилище феодала. Ранние замки имели суровый облик благодаря глухим мощным стенам, рассчитанным на длительную оборону. С переходом к тактике активной обороны на стенах и башнях появляются машикули для навесной стрельбы. В XIII-XVI вв. замки превращаются в сложные комплексы оборонительных, жилых, культовых и хозяйственных сооружений, образующие целостные ансамбли. Их облик обогащается аркадными галереями (главным образом во внутренних дворах), эркерами, многообразными башнями с нарядными завершениями. С развитием артиллерии замок утрачивает значение крепости, в его композиции главную роль начинает играть дворцовое здание. Признаки замковой архитектуры сохраняются, но отделка башен, зубчатых стен с бойницами приобретает все более декоративный характер. В дальнейшем замки вытесняются городскими и загородными дворцово-парковыми комплексами [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.189-190].

 

ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ — термин, относящийся к характеристике процесса развития и его итогов стран Западной Европы и США, имеющих исходные предпосылки и.результаты, прежде всего в успехах техногенной стороны цивилизации.К ним относятся: установка на активноевмешательство человека в природу(покорение природы); акцентирование успехов науки и техники в решении социальных проблем; культ силы и, в ряде случаев, насилия; использование основных положений протестантского направления христианствадля освящения данной устанвки, упор на права и свободы отдельной личностиво всех сферах жизни общества[Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.27].

 

ЗАПАДНОЕ МЫШЛЕНИЕ – тип мышления, сформировавшийся в условиях западной цивилизациии продолжающий традиции европейского рационализма. В рамках такого мышления понятия выражаются в терминах логики, при минимуме образности, язык является средством выражения, фиксации и трансляции смысла, а молчание означает его вакуум. Основная проблема познания заключается в определении соотношения истины и неистины с целью использования истины в практической деятельности по переделке природы и общества [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.27].

 

Защита детства – система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов детей на основе разработки нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних; законодательное регулирование детского труда; совершенствование системы опеки и попечительства и усыновления детей, оставшихся без попечения родителей; создание сети специализированных социальных служб и учреждений для проведения коррекционной и реабилитационной работы с детьми, нуждающимися в соответствующей помощи [Педагогика досуга: терминологический словарь. С.26].

 

ЗИККУРАТ (шумер. – «небесная вершина») – храмовая башня, святилище главного божества в архитектуре Месопотамии и Элама III–I тыс. до н.э. Представлял собой поставленные на квадратное основание ступенями друг на друга высокие, наподобие усеченной пирамиды или параллелепипеда террасы с храмом наверху, который назывался «жилищем бога». Многоярусность формы зиккурата, возможно, связана с обычаем в традиционной культуре возводить храм города на одном и том же священном месте, обновлять разрушенные части. С размерами зиккурата связывались представления о древности поселения. Первоначально храмовая башня состояла из 3 платформ, затем их число увеличилось до 5 и даже 7. Сооружение этого типа строились из сырцового кирпича, наверх вели пандусы или лестницы, по которым поднимались ритуальные процессии. В святилище непосвященные не допускались. Гигантские сооружения, воплощающие идею возвеличивания главного божества, обитающего на вершине огромной горы, одновременно служили для проведения эзотерических культов и астрологических наблюдений. Каждая из платформ окрашивалась в определенный цвет, связанный, по мнению Геродота, с символами небесных светил. Распределение цветов от темного к светлому раскрывало связь земных и небесных стихий. Нижняя платформа, обмазанная битумом для предохранения от паводков, была черного цвета. Последующие ярусы были красными (облицовка жженым кирпичом), белыми (за счет побелки), голубыми и желтыми (за счет использования глазурованных (см. Глазурь) кирпичей). По мнению Геродота, два последних этажа могли быть отделаны серебром и золотом. Террасы, возможно, озеленяли. До нашего времени зиккураты сохранились частично – в Уре (конец III тыс. до н.э.), в Чога-Зембиле (середина II тыс. до н.э.). Прообразом знаменитой Вавилонской башни явился семиярусный зиккурат Этеменанки («Дом основания небес и земли»), построенный в VII в. до н.э. ассирийским зодчим Арадаххешу, разрушенный в V в. до н.э. персидским царем Ксерксом [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.191-192].

 

ЗНАНИЯ - продукт познания, проверенные практикой результаты познания действительности, верное ее отражение в мышлении обучающихся. Знания как приведенные в систему и закрепленные в памяти представления, понятия и суждения обучающихся о предметах и явлениях реальной действительности, законах природы и общества формируются в результате целенаправленного педагогического процесса, самообразования, жизненного и производственного опыта [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 131].

 

ЗНАКИ И ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ В КУЛЬТУРЕ (культурах) носители куль­турных значений, ценностных смыслов, ценностного содержания. Знак вообще — чувственно воспринимаемый объект, который симво­лически, условно представляет обозначаемый им предмет, явление, действие, событие, свойство, связь или отношение предметов, явле­ний, действий, событий и отсылает к этому предмету, явлению, действию и т. д., сигнализирует о предмете, явлении, свойстве и т. д., кото­рые им обозначаются. Знаки складываются в системы: языковые (естественные и искусст­венные языки) и неязыковые (например, правила этикета, системы сигналов, символов). Знаки и знаковые системы являются носителями информации, значе­ний, смыслов [Теория культуры: Учеб. пособ. С.572.]

 

ЗНАНИЯ – продукт познания, проверенные практикой результаты познания действительности, верное ее отражение в мышлении обучающихся. Знания как приведенные в систему и закрепленные в памяти представления, понятия и суждения обучающихся о предметах и явлениях реальной действительности, законах природы и общества формируются в результате целенаправленного педагогического процесса, самообразования, жизненного и производственного опыта [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.192].

 

ЗначениЕ выработанное педагогикой и зафиксированное в понятиях отражение действительности и норм педагогической деятельности, имеющих характер всеобщности; наряду с понятием смысла означает результат интерпретации, однако значение, в отличие от смысла, имеет константный характер [Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. C.135].

 

ЗООМОРФИЗМ (греч. zoon – животное и morphe – вид) – уподобление животному, наделение качествами, присущими животному, изображение в виде животного; представление божества в облике животного или с его признаками (возник на ранних стадиях человеческого сознания и первобытного искусства как проявление поклонения зверю)животного или с его признакамиие качествами, присущими животному, изображение в виде животного; представление божества в облик) [Культурология: учебно-методический комплекс. С.37].

 

И

ИГРА — форма свободного самовыражения человека,, не связанного с достижением какой-либо утилитарной цели, доставляющая радость и удовольствие сама по себе. Тесно связана с сущностными особенностями человека, которые не могут быть реализованы иным способом, но требуют наличия определенных правил. Игровое поведение характерно для высших млекопитающих, детей, народов, находящихся на примитивной стадии развития. В концепции игры И.Хейзинги культура человечества рассматривается как свободная и честная игра, а в представлении Сартрачеловек должен выбирать: «быть ничем или играть». Для развития человека игра имеет незаменимое значение как сокращенное и обобщенное выражение социальных отношений [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.28].

ИГРУШКА – специальный предмет, предназначенный для детской игры, а также служащий целям обучения, эстетического воспитания и интеллектуального развития детей. Синтетический по характеру вид изобразительного искусства, граничащий со скульптурой, декоративно-прикладным искусством и дизайном. Игрушки обладает типичными чертами воспроизводимого предмета или объекта, обеспечивает возможность соответствующих действий с ним. Ей присуща большая мера условности, лаконизма, жизнеподобия, а также игровая динамика (возможность разнообразия игровых действий). Она различается по типам, материалам, технике изготовления, воспитательному и возрастному назначению. В зависимости от изготовителя игрушка делится на народную (крестьянскую, фольклорную, включающую в себя обрядовую и детскую), самодеятельную и промышленную. По способу использования детьми и воспитательному воздействию ее можно разделить на двигательную, сенсорную и конструктивную. Игрушки также дифференцируют по видам детских игр (каталки, серсо, бильбоке, кольце-бросы, воздушные змеи, самокаты и т.д.); по воплощенным в них образам (изображающие человека, животных, предметы, связанные с ними, персонажи детских сказок, различные виды транспорта), по дидактической направленности (игрушки, приучающие детей правильно распознавать цвет, величину и форму предметов, игрушки-головоломки). В этом ряду выделяют игрушки технические – знакомящие детей с различными машинами, аппаратурой, наборы «Конструктор»; театральные – куклы-марионетки; музыкальные – имитирующие звучащие инструменты (ксилофоны, цимбалы, органчики, гармошки, дудочки, барабаны и т.д.). Игрушка обычно не копирует свой прототип, персонаж или предмет из мира взрослых. Игрушечный мастер создает фантастический образ, который в то же время отражает существенные черты изображаемого героя или предмета. Игрушка – всегда мечта, воплощенная в материале, сказка, иногда фантастическая, но чаще – сказка-быль. Она по-своему воплощает особенности быта, традиции, обычаи, верования, идеалы воспитания. С ее помощью детям передается культурный опыт, который был накоплен и выразился в определенных образах.

Игрушка имеет тысячелетнюю историю. Происхождение ее связано с ритуальными обрядами и верованиями, трудовой деятельностью первобытного человека, а прообразом в древнейших культурах послужили уменьшенные орудия труда, играя с которыми дети овладевали навыками трудовой деятельности, подражая действиям взрослых. С течением времени эти предметы превратились в собственно игрушки. Выделяют следующие виды первобытных игрушек: звуковые (трещотки, погремушки, барабаны, пищалки и т.д.); двигательные (мячи, серсо, воздушные змеи, волчки, ходули); орудия труда и оружие (луки, стрелы, топорки, ножи); образные (куклы, животные); веревочные (веревочки). При зарождении религиозных представлений игрушка стала выполнять одновременно и функцию собственно игрушки и ритуальную функцию. Так, в языческой культуре мелкая декоративная пластика (фигурки людей и священных животных из глины) являлась атрибутом ритуальных обрядов аграрной магии. Наличие маленьких фигурок в доме считалось залогом хорошего урожая, благополучия. В то же время ярко расписанные глиняные игрушки-скульптуры доставляли радость не только детям, но и взрослым. С их помощью пытались отгонять «злых духов» от больного человека. Для этого пользовались предметами, издававшими резкие звуки, – погремушками, трещотками, свистульками. Древние представления человека своеобразно отразились в отношении к кукле. С одной стороны, она была символом продолжения рода, с другой – ее связывали с культом умерших (в нее должна вселиться душа ушедшего из жизни человека). У многих народов и племен женщина, потерявшая ребенка, делала куклу и ухаживала за ней, как за живым ребенком, веря, что помогает ему жить в загробном мире. Наиболее ранние игрушки (II–III тыс. до н. э.) найдены в Египте. Это фигурки людей из дерева и ткани, изображения животных, игрушечная утварь, мячи из кожи. В эпоху Среднего царства в могилу фараона укладывали деревянные фигурки земледельцев, ремесленников и т.п. По религиозным представлениям, они должны были в потустороннем мире выполнять работы за своего хозяина. В Новом царстве подобных фигурок, называвшихся «ушебти», полагалось помещать в могилу по количеству дней в году. Уменьшенные в размерах предметы домашнего быта (ручная мельница, плита, посуда) служили игрушками в Древнем Китае. В Древней Греции игрушка считалась важным средством воспитания. Мячи, волчки и серсо способствовали физическому развитию. Ритуальную и эстетическую функцию выполняли фигурки из кости, олова, янтаря, дерева, различные свистульки, погремушки. Использовались образные игрушки – подвижные куклы из терракоты, кукольная посуда и мебель. Терракотовые статуэтки из греческого города Танагра представляли забавные жанровые сценки, например: девушка, играющая в мяч или музицирующая на различных инструментах. Они служили одновременно и украшением жилища, т. к. выполнены были с высочайшим мастерством и служили предметами культа (были найдены в гробницах знатных эллинов). В японской культуре первое упоминание об игрушке относится к XI в., когда она еще не была детской забавой, а служила талисманом. Традиция связывает ее появление с именем легендарного принца Сузано, жившего в глубокой древности. Согласно легенде, созданные из ногтей принца куклы предназначались для искупления грехов человека, в т. ч. и самого принца. В VIII–XII вв. существовал обычай изгонять болезни и другие несчастья из дома с помощью соломенных или бумажных кукол. Знамениты были куклы «нагисибина» («плывущие по реке»), которых во время весенней посадки риса пускали плыть по реке, чтобы они унесли с собой все зло. В XII в. существовали обычаи устраивать «Праздник девочек», когда им организовывали в доме целые выставки из подаренных кукол и кукольной утвари. Отмечался также и «Праздник мальчиков», во время которого дарили кукол, изображающих любимых детских героев сказок и легенд, доспехи и вооружение средневековых воинов. Выставку кукол хранили как самую дорогую реликвию, и этот обычай сохранился в Японии до сих пор. В средневековой Европе производством игрушки занимались столяры Лиможа (Франция), резчики по дереву в Рудных горах, ремесленники Нюрнберга (Германия). В XII–XIII вв. появляются куклы в современном понимании этого слова. Они были распространены в основном в среде феодальной знати, поскольку церковь запрещала яркие зрелища, преследовала детские игры. Для кукол шилась дорогая одежда. Среди феодалов была распространена т. н. «рыцарская игрушка» – кони в рост ребенка, рыцарское вооружение. В эпоху Возрождения игрушка становится частью художественного ремесла: куклы-манекены, демонстрирующие новые направления в одежде и прическах, настольные игры, театральные и спортивные игрушки. Изготавливались игрушки из дорогих пород дерева, драгоценных металлов, камней и тканей для детей привилегированных сословий. Некоторые игрушки предназначались для развлечения взрослых (французские и немецкие музыкальные шкатулки, заводные механические игрушки). В 1523 г. появился и сам термин «игрушка». В XVIII–XIX вв. окончательно складываются центры игрушечного производства Германии (Зоннеберг, Нюрнберг, Зайфен) и Франции (Лимож, Страсбург). Среди множества центров по изготовлению игрушки была и древняя столица Японии - Киото. Искусство создания кукол ценилось здесь столь же высоко, как и работа над гравюрой или скульптурой. С XIX в. развивается промышленное производство игрушек с использованием новейших технических достижений.

На территории России и Украины древнейшие игрушки появляются во II тыс. до н. э. (фатьяновская культура). К VI–VIII вв. относятся игрушки, найденные при археологических раскопках славянских городищ в Приднепровье. Подобные археологические находки обнаружены близ Киева, Новгорода, Твери, Москвы, Рязани, Радонежа. Самые древние образцы (II тыс. до н. э.) представляли собой глиняную посуду и орудия труда уменьшенных размеров, погремушки, более поздние – VIII–XVIII вв. – глиняные фигурки людей, свистульки (кони, птицы, бараны), мячи, погремушки. Архаичной (см. Архаика) реликтовой игрушке свойственна примитивность в изготовлении, обобщенность в трактовке образа, статичность и лаконизм лепки. Существует множество промыслов русской народной игрушки. Обычно изготовление игрушки сопутствует основному местному ремеслу – гончарному, плотницкому, резному или токарному делу. Создатели игрушек используют традиционные способы художественной обработки материала, выработанные приемы лепки и украшения посуды, росписи и отделки бытовой утвари. Известны воронежские, орловские, курские, рязанские, горьковские, ярославские глиняные игрушки. Ведущие центры – село Дымково Вятской области, город Каргополь Архангельской области, село Абашево Пензенской области, деревня Филимоново Тульской области. Менее известна мглинская игрушка Брянской области, хотя по уровню гончарной культуры ее можно отнести к многовековой традиции. Знамениты дымковские, филимоновские и абашевские свистульки, тульские нарядные барыни и гусары, каргопольские всадники и кентавры. Разнообразна русская деревянная игрушка. Известны промыслы близ Нижнего Новгорода (Городец, Полхов-Май-дан). Изделия городецких мастеров – деревянные кони-каталки, трещотки, балалайки, жужжалки; майданские мастера славились нарядными матрешками «таратушками». Знаменитые центры деревянной игрушки – Загорск и деревня Богородское Московской области. Богатейшие коллекции народной игрушки хранятся в Загорске, в собрании Художественно-педагогического музея игрушки. К народной игрушке примыкает самодеятельная игрушка, которая не обладает устойчивыми формами и образами, не ориентируется на традицию. В России, как и в других странах мира, развито промышленное производство игрушки. В 1932 г. был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки, восстановлены народные промыслы. Сегодняшнее производство игрушек представляет собой развитую отрасль промышленности. Современная техническая игрушка стремится к функциональному сходству с настоящей техникой, куклы становятся похожими на человека. Особое внимание уделяется электрифицированию игрушки [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.193-196].

ИГРЫ НАРОДНЫЕ ─ санкционированная традицией совокупность имитацион­ной, развлекательной, состязательно-зрелищной деятельности, противопостав­ленная по функции утилитарно-практической деятельности. В их число входят, помимо собственно игр, различные забавы, увеселения, зрелища, народные виды спорта и др. И. Н. выполняют воспитательную, релаксационную, коммуникативную и др. функции. В наибольшей степени воспитательная функция свойственна детским И. Н., а релаксационная — играм взрослых. Генетически И. Н. связаны с ритуалом, но постепенно символизм действий был вытеснен переживанием их как таковых. По происхождению И. Н. соотносятся с подражанием как фактором высших форм поведения челове­ка; возможно, связаны также с т.н. «играми животных». И. Н. соответст­вуют всем стадиям развития человечества. Возникая и эволюционируя в конкретных социальных, географических и хозяйственно-культурных условиях, И. Н. приобретают этническое своеобразие. Значит, число И. Н. несет отпечаток основных занятий населе­ния, развивает навыки труженика, воина, соответствует социально-ролевым ус­тановкам, типам поведения половозра­стных групп. Существует множество классификаций И. Н. по месту в куль­туре: сопровождающие праздники жизненного цикла, календарные и производственные обряды, а также (не имеющие твердой культовой привяз­ки) по половозрастным характеристи­кам (детские, юношеские, игры взрос­лых, мужчин, женщин, стариков), по типологическим признакам (отражающие животный мир, явления природы, тру­довую деятельность, хозяйственные и общественные бытовые явления социальной жизни и истории и т. д.), по структурным признакам (имитаци­онные, ролевые, групповые, индивиду­альные, пешие, конные, игры с предме­тами, спортивные, интеллектуальные и др). Известны также игры, классификационно не определенные, — со­стязания в остроумии, в обжорстве, сексуального характера и др. Хотя боль­шинству И. Н. присущ соревнователь­ный характер, это утверждение более верно по отношению к играм  мужчин и мальчиков; женщины и девочки тяготеют к сюжетным играм и танцам. В детских играх доминируют подражательные (имитационные), воспитывающие силу, выносливость, трудовые, нравственные, интеллектуальные качества, игры, в которых в пережиточной форме пред­ставлены традиционно-символические мо­менты. Игры взрослых либо сближа­ются с ритуалом, либо развивают театрально-драматическую и спортивную сторону, выдвигая на первый план релаксационную функцию игр. При характе­ристике детских игр важно учесть, кто является источником И. Н. — взрослые или сами дети.

Эволюция И.Н. определяется двумя аспектами: требованиями конкретно­го общества к социализации личности и установками традиции, стремящимися превратить игру в формализованное дейст­вие. В ходе эволюции произошла социально-классовая дифференциация И. Н., а также их приспособление к условиям индустриального мира. Последнее выразилось в гиперболизации их развлекательной роли, превращении в театрализованные и спортивные зрелища, более жесткой формализации правил. Одним из результатов этого процесса было (при соответствующих исторических условиях) распространение в мировом масштабе английских спортивных игр.

Русские И. Н. отличаются разнообрази­ем по всем признакам и генетически отражают жизнь крестьянина — зем­ледельца лесной и лесостепной поло­сы Вост. Европы. Игры младших детей имитировали движения взрослых, позднее их деятельность. В развлечениях и забавах взрослых и играх старших детей наблюдается богатый спектр действий — от игровых аспектов ритуалов (ряжение на святках, масле­нице, свадьбе, различные шуточные действия ритуалов семейного цикла и др.) до лишенных символики силовых состя­заний. Среди развлечений, сочетающих зрелищные и спортивные компо­ненты с отголосками символических пред­ставлений, особо следует упомянуть кулачные бои, восходящие к обрядам поминального цикла, катание с гор зимой, связанное с земледельческой магией, подвижные игры, объединенные дуализмом противостояния (взятие кре­пости, лапта, городки и др.), игры, связанные с мужским началом (борьба, поднятие тяжестей и т. д.) или с женским (качание на качелях, подбрасывание на досках и др.), игры с различными предметами (палки, мячи, кости и пр.). Ряд русских И. Н. имеет аналоги или прототипы в евразийском игровом мире.

Многие из русских И.Н. забыты, часть сохраняется в мире детских игр, некоторые из них (лапта, городки, катание на санях, т. н. славяно-горицкая борьба) культивируются как национальные виды cпopта  [Российский гуманитарный энциклопедический словарь Т.2. С.56.].

ИДЕАЛ (фр. ideal от гр. idea - идея, первообраз) ─ совершенный образ явления, наделенный ценностным изме­рением универсальности, абсолютности; образец объекта, который максимально полным и совершенным образом отвечает потребностям (желаниям) человека; эталонная ценность [Теория культуры: Учеб. пособ. С. 572-573].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: