Культура и образование: культурологический подход 14 страница

ДУХОВНОСТЬ ─ степень удовлетворенности духовных потребностей, охватывающих нематериальные стороны жизни людей. По содержанию духовность - это результат приобщения к знаниям, мировой культуре, современной жизни; умение руководствоваться в самооценке высокими критериями справедливости, совести, достоинства; любовь к человеку, способность понимать других, быть терпимым к ним, желание и умение отстаивать свою позицию, бороться с враждебным, антигуманным (истинная духовность всегда активна); осознание значимости рефлексии, честной самооценки, способность воспринимать радости не только материального бытия, но и духовные - от познания прекрасного до социального статусного самоутверждения. Духовная жизнь - поглощенность человека духовностью, т.е. высокими религиозными, философскими, нравственными вопросами, такими как смысл жизни и смерти, суть добра и зла, цель человеческой деятельности и т.д. «Состояние духовного» - это «...все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля, сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость» (В. И. Даль) [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 102].

 

Е

ЕВРАЗИЙСТВО — оригинальное социально-философское направление, рассматривающее Евразию не просто как географическое понятие, материк (Европа+Азия), а как особый, срединный мир, который объединяет Европу и Азию и имеете с тем отличается от них особыми геополитическими, этнокультурными, духовными и иными свойствами, предопределяющими исторический путь и миссию составляющих его народов. Основоположники и идейно-теоретические вожди Е. экономист и географ П.Н. Савицкий, лингвист и этнограф Н.С. Трубецкой, философ Л.П. Карсавин, философ и богослов Г.В. Флоровский, искусствовед П.П. Сувчинский положили в 20-х гг. 20 в. начало новому движению внутри русской эмигрантской интеллигенции, которое отвергало одновременно и политический строй старой России, и коммунизм. Если евразийская природа России была, как они считали, подорвана реформами Петра и односторонней европейской ориентацией, то большевики, расчистив посредством революции поле для нового государственного строительства, совершили, по мнению евроазийцев, благое дело, но являлись в силу своей прозападной атеистической сути, а также классовой ориентации носителями идеологии, чуждой русской культуре.

Евразийцы глубоко и остро ставили проблему Заапад — Восток, причем их исторические взгляды как бы «снимали» извечную дисскуссию западников и славянофилов. Они не считали русский народ ни европейским, ни азиатским, а вели речь о самобытной этнической общности ─ евразийской. Этнический состав этой общности ─ сложная смесь славян, финнов и тюрков. В свою очередь, как отмечал П.Н. Савицкий, «культура России не есть ни культура европейская, ни одни из азиатских, ни сумма или механическое сочетание из элементов той или других. Ее надо противопоставить культурам Европы и Азии как срединную, евразийскую культуру».

Основоположники Е. решительно выступали как против «холопского» отношения западников к Европе, так и против фетишизации славянофилами славянского элемента в русской жизни. Их взгляд на историю России звучал своего рода вызовом традиционным концепциям прежде всего в оценке роли туранского (тюркского) фактора в судьбах русского народа. Так, Трубецкой пытался переосмыслить значение наследия Чингисхана для Руси. Савицкий считал великим счастьем для нее то, что в момент, когда в силу внутреннего разложения Русь должна была пасть, она досталась татарам, и никому другому. Развивая подобный, во многом экстравагантный взгляд на русскую историю, он утверждал, что основателями русского государства следует считать не киевских князей, а московских царей, в чем-то продолживших дело монгольских ханов. Однако если последние объединяли Евразию военно-политическими методами, то великие князья и цари сделали это посредством более прочных уз православия и византийских традиций государственности. Общение же с татарами и монголами не изменило духовного облика русского народа, его веры. Та среда, которая была создана монгольским нашествием, допускала любые культы и любых богов.

Русскую историю «евразийцы» представляли ареной борьбы двух принципов — «леса» и «степи», которая, по их мнению, сыграла основную роль в построении единой государственности и культуры. Монгольское нашествие ─ это, с их точки зрения, победа «степи» над «лесом», за которой последовало объединение «леса» и «степи» и расширение России до евразийских пределов.

В этом процессе, с точки зрения евразийцев, немаловажную роль сыграло благотворное воздействие туранской психики на психологию русского народа. Господствовавший в прошлом в российско-славянской политике упор на славянскую солидарность ныне представляется односторонним, тем более что меняется и этнический субстрат населения самой России. И в масштабе СНГ, и в самой России возрастает значение тюркского фактора. «Евразийцы» считали основой братства народов не классовую солидарность, которую проповедовали марксисты, а этнический субстрат самих евразийских народов. Поэтому они отвергали и интернационализм и космополитизм, равно как и всякое стремление не к национальной, а общечеловеческой культуре.

Для «евразийцев» существовал «истинный» и ложный национализм. «Если мы... станем рассматривать те виды русского национализма, которые существовали до сих пор, то будем вынуждены признать, что истинного национализма в послевоенной России еще не было, — писал Н.С. Трубецкой в статье «Об истинном и ложном национализ­ме». — Большинство образованных русских совершенно не желали быть «самими собой», а хотели быть «настоящими европейцами», и за то, что Россия, несмотря на все свое желание, все-таки никак не могла стать настоящим европейским государством, многие у нас презирали свою «отсталую» Родину».

Естественно, что резкое антизападничество, присущее многим «евразийцам», не могло быть благожелательно встречено ни в среде русской эмиграции, ни в более широких кругах. Их востокоцентризм, явная переоценка туранского компонента российской истории, установка только на православие как определяющий фактор евразийской культуры, которая объединяла народы этнически и конфессионально отнюдь не однородные, — все это наталкивалось на открытое противодействие широких кругов интеллигенции.

Противоречивое отношение к себе вызывала абсолютизация «евразийцами» роли государства, которое они представляли себе в роли вершителя судеб народа в общественной, хозяйственной и др. сферах. Такой этатистский подход легко может привести к разновидностям тоталитарно-технократического государства. Не случайно Е. встретило резкие критические отзывы со стороны Н.А. Бердяева, П.Н. Милюкова, Ф.А. Степуна, Г.П. Федотова, с которыми затем солидаризировались и кое-кто из бывших «евразийцев».

Тем не менее «евразийцы» поставили вопросы, многие из которых ждут ответа и сегодня. К ним относятся вопросы взаимодействия Запада и Востока, уяснение сути российской цивилизации, взаимовлияния культур различных народов России и его воздействия на психический облик русского народа, роли государства и идеологии в жизни общества, путей достижения единства и целостности России и преодоления сепаратизма и национального эгоизма.

В современном мире все еще живуч европоцентризм. И здесь Е., очищенное от явного антизападничества, может содействовать формированию научного представления о взаимодействии разных народов.

После распада СССР Е. обрело второе рождение, поскольку сотрудничество народов на огромных пространствах Евразии приобрело новые черты и особенности. Россия не только европейская, но и азиатская страна; на долю Азии приходится 80% ее территории и 70% границ. Ясно, что с Дальним Востоком и Сибирью во многом связана перспектива возрождения России. Геополитический сдвиг, произошедший в связи с распадом СССР, определяется и тем, что к западу от России возник ряд независимых государств, заметно отодвинувших страну от Западной Европы. Господствовавший в прошлом в российско-славянской политике упор на славянскую солидарность ныне представляется односторонним, тем более что меняется и этнический субстрат населения самой России. И в масштабе СНГ, и в самой России возрастает значение тюркского фактора. В противовес былому негативному отношению к религии государство ищет многообразные формы привлечения не только православных, но и католиков, а также мусульман, буддистов, иудеев к взаимной созидательной деятельности.

Наконец, распад СССР обострил интерес к Е. в тех кругах национальной элиты стран Содружества, которых не удовлетворяет все большее дистанцирование некоторых из них от Российской Федерации, не говоря уже об односторонней ориентации на США и их союзников. Евразийская общность — это своего рода альтернатива провозглашенной в условиях так называемого развитого социализма «новой исторической общности — советского народа», интегрирующая не классово однородные популяции, а своеобразные славянские, кавказские, тюркские и монгольские народы, принадлежащие к христианской, мусульманской, буддистской конфессиям. Она имеет будущее, если не станет рецидивом имперского духа не только для России, но и для ряда стран СНГ.

Перспективной видится разработка концепции евразийского суперэтноса, опирающеюся па общность исторических судеб, геополитических интересов, экономических и культурных устремлений, традиционную терпимость разных этносов и конфессий, складывавшихся на протяжении истории [Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь. С.63-65].

 

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ — мировоззренческая установка, согласно которой Европа является центром мировой культуры и цивилизации. Возвеличение Запада прослеживается в европейском сознании на протяжении столетий. Крестовые походы и путешествия, великие географичес­кие открытия, захват новооткрытых земель, Великая французская революция, индустриальная революция, развитие капитализма и экономический про­гресс способствовали формированию созна­ния и ощущения технического, политического и экономического лидерства Европы во всем мире. Согласно Е., Запад с его экономическим и культурным превосходством представляет безусловную ценность, противо­стоящую «неправильности» и «неразвитости» восточного мира. В восточном мире усматривали воплоще­ние патриархальной старины и отсталости. Восходящая к эпохе Просвещения вера в про­гресс человеческих знаний укрепляла представле­ние об однонаправленном движении истории. Прогресс мыслился европейскими философами и уче­ными как постепенное проникновение европейской цивилизации во все регионы мира [Культура и культурология: Словарь. С.335].

ЕГИПЕТСКОЕ ПИСЬМО - тип символически-знакового, ребусного, словесно-слогового письма; древнейшая разновидность рисунчатых иероглифов [Культурология: учебно-методический комплекс. С.37].

ЕДИНИЧНОЕ, отдельное, индивидуальное ─философская категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграииченность друг от друга в пространстве и во времени вещей и событий, присущие им специфические неповторимые особенности, составляющие их уникальную качественную и количественную определенность. Как Е. может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый класс предметов, если он берётся как нечто единое, относительно самостоятельное, существующее в границах определенной меры. Вместе с тем сам предмет есть некоторое множество частей, которые, в свою очередь, выступают как Е. Конкретной, наличной формой своего существования единичная вещь обязана той системе закономерно сложившихся связей, внутри которой она возникает. Общее укоренено в Е. как его сущность и раскрывается в понятии только через отражение особенного. Ещё Аристотель отмечал, что общее существует в неразрывной связи с единичным. Методологический подход, основывающийся на категории Е., ориентирует на поиск специфического в явлении, на обнаружение его качественного своеобразия. Познание идёт от изучения единичных явлений к обнаружению в них особенного, а затем — к открытию общего, закономерного [Философский энциклопедический словарь. С.183].

Единство сознания, личности и деятельности — принцип психологии, согласно которому сознание как высшая интегральная форма психического отражения, личность, являющаяся человеком как носителем со­знания, деятельность как форма взаимодействия че­ловека с миром, в котором он достигает сознательно поставленной цели, существуют, проявляются и фор­мируются не в своем тождестве, а в триединстве, опре­деляемом диалектикой их причинно-следственных свя­зей, иными словами, сознание — личностно и деятель­но, личность — сознательна и деятельна, деятель­ность — сознательна и личностна [Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования: учебное пособие. С.404].

 

ЕРЕСЬ - неканоническое толкование догматики и мифологии той или иной религии [Культурология: учебно-методический комплекс. С.37].

 

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ─ педагогическая концепция, определяющая целью воспитания содействие естественному развитию ребенка. Понятие Е. в. введено и раскрыто Ж.Ж. Руссо в романах «Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль, или О воспитании» (1762). Руссо критикорвал подход к ребенку как к маленькому человеку, отличающемуся от взрослого лишь недостатком опыта. Одним из первых Руссо рассматривал детство как самоценный, качественно своеобразный этан развития человека. В ребёнке, по его мнению, изначально заложены очень благоприятные тенденции саморазвития, которые в большинстве случаев подавляются и извращаются авторитарным воспитанием. Задача воспитателя состоит в том, чтобы максимально содействовать реализации заложенных вребёнке возможностей, создавая для этого наиболее благоприятные условия, предварять умственное воспитание развитием физических сил и эмоциональной сферы, обеспечив ребёнку возможность свободно двигаться, играть и т. п. Так как интересы ребёнка в первую очередь направлены на окружающий его мир, следует ориентировать его, прежде всего, на знания о природе, ничего не навязывая. Важнейшей чертой Е. в. является забота о развитии детской самодеятельности: все свои знания и нравственные представления ребёнок приобретает самостоятельно, «открывает» под незаметным руководством воспитателя, не использующего при этом никаких мер принуждения. Задача воспитателя заключается не в том, чтобы учить истине, а в том, чтобы предохранять ребёнка от возможных заблуждений.

Для Е. в. приемлема только «дисциплина естественных последствий», исходящая из непреложных законов природы. Теория Е. в. переоценивала опыт ребёнка, идеализировала его «природу», иногда доходя до крайностей (например, отрицала необходимость врачебной помощи ребёнку). Е. в. было направлено против авторитаризма и принудительности. Во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. идея Е. в. вновь стала популярной, послужив основой педагогических течений, связанных с теорией свободного воспитания [Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. С.305].

 

Ж

ЖАНР (франц. genre – род, вид) – исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания [Культурология: учебно-методический комплекс. С.37].

ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА — в России - 1) сред­ние учебные заведения (с 7-летним сроком обучения, 1858). Ведомства учреждений им­ператрицы Марии; в 1862 переименованы в Мариинские женские гимназии; существова­ли до 1917; 2) с 80-х гг. 19 в. начальные учеб­ные заведения повышенного типа (с 4-годичным курсом) того же ведомства; 3) учебные заведения Министерства народного просвеще­ния (с 1858) с 6-годичным (1-й разряд) и 3-го-дичным (2-й разряд) курсами; в 1870 реорга­низованы: первые — в женские гимназии, вто­рые — в женские прогимназии [Культура и культурология: Словарь. С.340].

ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ─ самостоятельная отрасль образования, возникшая в связи с неравноправным общественным положением женщины.

В античном мире девочки воспитывались в семье. В средние века, начиная с 8 в., при женских монастырях открывались школы, дававшие минимум знаний, необходимых для пострижения в монахини. С 11 в. женские школы создавали мирские женские братства. Идею Ж. о. развивали Эразм Роттердамский, Я. А. Коменский, Ф. Фенелони другие просветители. В 18 в. вопрос о Ж. о. поднимался во Франции в многочисленных проектах реформ образования, в сочинениях Ж. Ж. Руссо, в трудах М. Ж. А. И. Кондорсе и др.

Н а ч а л ь н о е и с р е д н е е ж е н с к о е о б р а з о в а н и е. Первые сведения об обучении девочек в России относятся к 11 в. С начала 17 в. большое внимание уделяется Ж. о. в семьях знати. В 1754 были учреждены первые акушерские школы в Москве и Санкт-Петербурге, а затем и в других городах; одновременно возникли частные женские пансионы, содержавшиеся иностранцами. Началом общественного Ж. о. принято считать 1764, когда в Санкт-Петербурге по проекту И. И. Бецкогобыло основано Воспитательное общество благородных девиц и при нем отделение для девиц мещанского звания. С 1786 создавалась сеть начальных школ совместною обучения, однако до 1796 в них обучалось лишь 12,5 тыс. девочек, что в 13 раз меньше, чем мальчиков.

В 1-й половине 19 в. Ж. о. строилось по сословному принципу. Для девочек привилегированных сословий предусматривалось «светское» образование, для дочерей низших военных и гражданских чинов, купцов, ремесленников — главным образом профессиональное образование. Создавались закрытые духовные учебные заведения и епархиальные училища (полузакрытые). В Ведомстве учреждений императрицы Марии(ВУИМ) сложилась система закрытых женских учебных заведений.

На рубеже 50—60-х гг. расширилась сеть начальных женских школ, возникли воскресные школы.С 1864 разрешалось совместное обучение в земских школах. В 1858 в Санкт-Петербурге по проекту П.А. Вышнеградскогобыло создано первое открытое бессословное среднее учебное заведение — Мариинское 7-классное женское училище (с 1862 гимназия), затем открылись несколько подобных учебных заведений в других городах, а также училища Министерства народного просвещения (МНП) с 6-летним и 3-летним курсами обучения. В 1870 училища были переименованы в гимназии и реорганизованы. С 1872 открывались частные женские гимназии, работавшие по программам МНП. В 1882 в качестве переходной ступени между начальными и средними учебными заведениями были созданы 4-годичные платные учебные введения. К 1911 система среднего Ж. о. в России складывалась из бессословных открытых учебных заведений (гимназии МНП, гимназии ВУИМ, частные гимназии) и сословных учебных заведений (институты, епархиальные училища и училища духовного ведомства). Имелись также открытые учебные заведения, дававшие неполное среднее образование: прогимназии МНП. мариинские училища ВУИМ, небольшое число женских городских училищ. С 1912 открывались высшие начальные училища, которые могли быть раздельными и смешанными.

В конце 19 в. получило развитие среднее специальное Ж. о. — сельскохозяйственное, коммерческое, техническое и др. Педагогическое образование женщин осуществлялось в пепиньерских классахи педагогических классах женских институтов. Первые педагогические курсы были созданы Вышнеградским в 1863. Педагогические классы открывались при министерских Мариинских частных гимназиях и епархиальных училищах. Создавались женские школы и семинарии земствами и частными липами.

В ы с ш е е ж е н с к о е о б р а з о в а н и е. Первым кратковременным опытом явилось слушание 10 женщинами платных лекций по химии А. И. Шерера в Санкт-Петербурге в 1823. В 1859 - 61 женщины посещали в качестве вольнослушательниц Петербургский и Московский университеты, а в 1862-64 ─ Медико-хирургическую академию. По Уставу 1863 доступ женщин в университеты не был разрешен, что вынуждало их уезжать для обучения в Западную Европу. В 1870 основаны Владимирские курсы в Санкт-Петербурге, где чит­лись лекции для лип обоего пола, в 1872 — общеобразовательные курсы В. И. Герьев Москве и курсы учёных акушерок при Медико-хирургической академии в Петербурге (с 1876 - Женские врачебные курсы), в 1878 высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские курсы)и Киеве. В 1886 приём слушательниц на все курсы был прекращён, в 1889 — возобновлен лишь на Бестужевские курсы, а в Москве высшее Ж. о. приобрело форму «коллективных уроков» при Обществе воспитательниц и учительниц. В конце 19 - начале 20 вв. было возобновлено и усовершенствовано женское медицинское образование, восстановлены и открыты новые высшие женские курсы. Возникали частные высшие учебные заведения для лиц обоего пола: Шанявского университет в Москве, Психоневрологический институт В. М. Бехтерева (1908), Вольный университет в Санкт-Петербурге (1910). Дипломы женских высших учебных заведений не давали дополнительных прав при трудоустройстве по сравнению с гимназическим аттестатом, за исключением Медицинского института, выпускницы которого получали диплом врача и право на государственную службу. С 1910 началось уравнивание в правах выпускных свидетельств высших женских курсов и мужских учебных заведений. После 1917 женские высшие учебные заведения вошли в состав единой высшей шкоды [Педагогический энциклопедический словарь. С.83-84].

 

Жест – телодвижение, чаще всего волевое и контролируемое актером, совершаемое ради значения, более или менее зависимого от произносимого текста или же совершенно автономного [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.182].

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ─ мотивированная направленность жизнедеятельности индивида; его понимание смысла жизни, социальных ценностей и норм, положенное в основу выбора линии поведения. Проявляется через рационально осмысленное и эмоционально окрашенное отношение к сложившемуся порядку вещей в среде ближайшего окружения и обществе. Многообразие жизненных позиций принято сводить к следующим двум видам: 1) пассивная - смирение, согласие с существующим, невмешательство в ход событий; 2) активная - отрицание сложившейся социальной ситуации и участие в деятельности по ее изменению к лучшему. Практикуется более детальная классификация: 1) традиционализм - осмысленное принятие господствующих в обществе социальных ценностей и норм поведения, добровольное следование сложившимся традициям; 2) конформизм - некритическое, обычно заинтересованное принятие норм и ценностей ближайшего окружения; 3) новаторство - выдвижение идей и совершение действий, направленных на более полное воплощение социальных идеалов; 4) ритуализм - подчинение индивида принятым в обществе нормам и стандартам поведения без приобщения к его социальным ценностям; 5) ретретизм - неприятие норм и ценностей социальной среды, уход в себя; 6) «бунт» - полное отрицание сложившихся традиций, норм и ценностей во имя утверждения новых. Термин «жизненная позиция» употребляется в тех случаях, когда намереваются подчеркнуть социально значимые побуждения человека (его мировоззрение, ценностные представления, отношение к людям, обществу, труду) [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 110-111].

 

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КУЛЬТУРНОГО ПРОДУКТА — последовательность стадий от вынашивания творческого плана произведе­ния, создания художественного или научного произведе­ния, его опубликования и обретения культурного имиджа. Создание книги (как культурный фено­мен), предполагает написание, рецензирова­ние, сдачу в издательство, редактирование, публи­кацию, распространение (продажу), катало­гизацию (зачисление в каталоги библиотек, в справочную литературу), обретение популярнос­ти (или забвение), цитирование, критику, превращение в классику, забвение и т. п. С культурологической точки зрения создание любого произведения, в том числе написание автором руко­писи, не является фактом культуры до тех пор, пока оно не выставлено для всеобщего обозрения (картина, скульптура), не издано (литература, наука, теология), не исполнено (музыка), не поставлено (театр). Писатель или ученый отдает рукопись в издательство, которое обес­печивает ее редактирование, подготовку к печати, издание и распространение через торго­вую сеть. В соответствии с авторским догово­ром оно оплачивает труд писателя, защищает его авторские права. Издательство привлекает ху­дожника, который оформляет, а иногда и иллю­стрирует книгу, полиграфистов и других специа­листов книгоиздательского дела. Очень боль­шое значение имеет и корпус редакторов: разного возраста, с различными способностями и с разным профессиональным опытом они в од­ном случае намного улучшают рукопись, в другом ее ухудшают. Хороший редактор яв­ляется в какой-то мере соавтором художественной или научной книги. Наконец, издательство отбирает из поступивших от авторов рукописей те из них, которые, по его мнению, наиболее достойны быть изданными. При этом оно руководству­ется тремя критериями: 1) содержательным: отбираются те рукописи, которые имеют наи­большую научную или художественную ценность; 2) иде­ологическим; 3) коммерческим. Этап творчес­кого вынашивания и апробации замысла произведения, который составляет часть жиз­ненного цикла культурного продукта (научно-художественные произведения), включает следующие стадии (фазы): вынашивание замысла буду­щего произведения (период вынашивания варьируется по времени от нескольких часов до нескольких лет); первая публичная апробация замысла среди слушателей (обычно в узком кругу друзей и родственников); попыт­ка получить официальную поддержку за­мысла (т. е. вставить в тематический план института, найти фонд, способный выступить в роли спонсора); обращение в ряд издательств; на следующей фазе автор находит рецензентов и рекомендателей; затем исправление замеча­ний рецензентов и доработка рукописи авто­ром (до того как за нее возьмется редактор издательства). Три критерия оценки произведе­ния — содержательный, идеологический, коммерческий — в разные исторические периоды, которые проходит данное общество и данная куль­тура, играют неодинаковую роль. В дорево­люционной России содержательный крите­рий был скорее доминирующим. И лишь во вторую очередь учитывались идеологические (царская цензура была достаточно бдитель­ной и жесткой) и коммерческие (законы ры­ночного общества, спрос и предложение на книж­ном рынке) критерии. В период советской власти доминирующим становится уже идеологический критерий (не лояльные к совет­ской власти произведения не публиковались, читать их запрещалось, а рукописи конфис­ковывались), хотя, конечно же, учитывался и содержательный критерий. Но в гораздо меньшей степени (он применялся выборочно). Материалы съездов, пропагандистская литература публиковалась в первую очередь и без всякой проверки на содержательную ценность. Зато к учебной, научно-популярной, публицисти­ческой и художественной предъявлялись довольно строгие содержательные требования. Нако­нец, коммерческий критерий практически не учитывался либо учитывался опять же по отношению ко второй литературе. Десятилетие — с сер. 80-х до сер. 90-х гг.— последующее вне­сло существенные коррективы. Старый ме­ханизм издания книг, построенный в годы советской власти, рухнул. Сразу же пере­стал действовать идеологический критерий. Появившийся рынок на первое место выдви­нул коммерческий критерий. В первое время на второй план отступил даже содержатель­ный критерий. Однако к сер. 90-х гг. издательства вновь обратились к художественной литературе, успев на­сытить рынок порнографией, астрологией, детективами, любовными романами и буль­варной литературой. Хотя именно в это десятиле­тие находившаяся под запретом диссидентс­кая и запрещенная по идеологическим критери­ям высокохудожественная литература издавалась гигантскими тиражами. Издательства, редакции га­зет и журналов, радио и телевидение превра­щаются в своеобразный фильтр, препятству­ющий нормальной связи создателей и аудито­рии. Такие фильтры есть и в других видах культуры — гласная и негласная цензура, на­учные и художественные советы, выставочные комитеты, правления творческих союзов и т. п. [Культура и культурология: Словарь. С.341-342].

 

ЖИЗНЕОЩУЩЕНИЕ ─самопроизвольно возникающее непосредственное ощущение человеком себя в мире и смысла жизни.Так, в Новое время европейский человек ощутил себя автономным, самодостаточным, мыслящим индивидом. Первичным, непосредственно очевидным стало для такого человека не бытие (Бог, Абсолют),а он сам и его мышление. Русская религиозная философия считает такое жизнеощущение неистинным, тогда как в истинном человек воспринимает свое Я, сознание как непосредственное проявление бытия Абсолютного, он чувствует свою укорененность в нем. Характер жизнеощущения неявным способом определяет специфику философских теорий, позволяя выделять философию России и Запада. Истоки жизнеощущения того или иного народа рационально непостижимы [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.143]

ЖИЗНЬ — многозначное понятие, имеющее несколько смыслов: 1) естественно-научный, 2) метафизический (судьба человека), 3) историко-культурный, 4) биографический. В общем плане жизнь — особый способ бытия организмов, существенными сторонами которого являются обмен веществ с окружающей средой и воспроизведение себе подобных. Живые системы способны к упорядочению, к созданию порядка и хаоса, а также к эволюциис возникновением новых системно-структурных качеств. Живая оболочка Земли, т.е. биосфера, вызвала глубочайшие изменения в развитии нашей планеты. Феномен жизни не может быть понят только на основе редукционизма, что исторически порождало представления о жизненной силе, одухотворяющей косную материю (витализм). В ряде направлений современной западной мысли жизнь синонимична процессу реализации предназначения человека, его судьбе [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.25].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: