Культура и образование: культурологический подход 16 страница

 

ИДЕАЛИЗАЦИЯ – процесс, творческий метод, с помощью которого конкретные представления о реальных объектах преобразуются в их более совершенные образы. Результатом идеализации в искусстве является создание художественных образов, соответствующих некоему умозрительному идеалу. Идеализация была уже широко представлена в античном искусстве. Как тенденция художественного мышления характерна для классицизма и академизма [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.197].

 

Идентичность культурная единство культурного мира человека (социальной группы) с определенной культурой, культурной тради­цией, культурной системой, характеризующееся усвоением и приятием ценностей, норм, содержательного ядра данной культуры и форм ее выражения [Теория культуры: Учеб. пособ. С. 573].

 

ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ ─ понимание политических и иных общественных институт исключительно как выразителей той или иной идеологии, отражающей противоположные классовые интересы и нацеленной на их легитимацию и защиту. При этом задачи политических институтов и политических действий сводя главным образом к идеологической мобилизации масс на реализацию этих интересов. Трактовка политических институтов и политических действий исключительно с идеологической точки зрения не принимает во внимание тот факт, что формы государственности, правопорядка и т.п. должны также выражать общечеловеческие требования и нормы организации социальной и политической жизнедеятельности соответственно конкретным социальио-политическим условиям. Подавление (идеологическое, и неизбежно следующее за ним политическое социально-экономическое) этих форм, этого общечеловеческого содержания чревато упадком государственности, застоем, переходом к регрессивному развитию и т.п. [Политология: Энциклопедический словарь. С.112.]

 

ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ─система воспитания, разработанная педагогами католического ордена иезуитов (Societas Jesu, Общество Иисуса, основано в 1534 г. И. Лойолой). Одним из главных направлений деятельности ордена в сфере образования было создание сети учебных заведений и воспитание юношества из привилегированных или зажиточных слоев в духе преданности католицизму. К иезуитским учебным заведениям относились коллегии, дававшие среднее образование, а также коллегии высшего типа, семинарии и академии, готовившие преподавателей, геологов, церковных юристов.

Основной задачей иезуитов было воспитание «Христова воина», способного противостоять идеям протестантизма. Лишь немногие воспитанники становились членами ордена, большинство, получив образование, оставались светскими людьми. В 17—18 вв. иезуиты имели репутацию блестящих педагогов и преподавателей, т.к. И. в. аккумулировало многие достижения гуманистической и протестантской педагогики (в том числе классно-урочная системаобучения, использование упражнений, переход от лёгкого к трудному и пр.). Но в целом иезуитское образование носило формализованный характер: изучались преимущественно древние языки, классическое образование включало изучение лишь части античного наследия, гуманистическое содержание античной культуры выхолащивалось и др.

В воспитании акцент делался на развитии честолюбия. Поддерживался дух соревновательности: регулярно отмечались лучшие и отстающие, проводились конкурсы, диспуты и т. п. Из лучших учеников образовывались так называемые магистраты, члены которого носили почётные звания патрициев и сенаторов (по аналогии с Древним Римом), «директоров» (опекунов из старших классов над младшими учениками), а также «академии» (типа школьных кружков), выбирались «ректоры» и др.

Учащихся готовили к активной деятельности, поэтому иезуиты отказались от правил средневековой монастырской школы: заботились о здоровье, физическом развитии, питании и отдыхе воспитанников. Важное место отводили светскому воспитанию. Но главным оставалось религиозное воспитание (освоение основ христианской религии, исповеди, мессы и т.д.). Развитие индивидуальности личности сочеталось со строгой регламентацией поведения учащихся, подчинения личной воли интересам церкви, внедрению взаимного надзора во время и после занятий, обязательности доносов о проступках товарищей и т. п. Выделялись специальные надзиратели (преторы, или цензоры) из учеников. Применялись и телесные наказания.

Подготовка учителей для иезуитских учебных заведений осуществлялась тщательным образом из лучших выпускников коллегий: 2 года - совершенствование знаний и специальная проверка в ходе так называемого новициата, 3 года — изучение философии, 2—3 года — педагогическая практика, 4 года — подготовка к светским наукам. В начале 18 в. насчитывалось ок. 800 учебных заведений иезуитов, в т. ч. 20 университетов. Однако чрезмерная регламентация жизни воспитанников и недостаточное внимание к естественным и точным наукам привели к падению авторитета иезуитского образования в обществе. В 1832 устав учебных заведений И. в. был пересмотрен. В начале 20 в. было разрешено варьировать программы отдельных учебных заведений в зависимости от местных условий. Во мн. странах (Испания, Португалия, США, Латинская Америка) иезуитские учебные заведения продолжают функционировать [Педагогический энциклопедический словарь. С.100].

 

ИЕРОГЛИФ (от греч. hieros – священный и gluphe – то, что вырезано) – минимальная единица графической системы письма в виде схематического рисунка какого-либо предмета, человека или животного [Культурология: учебно-методический комплекс. С.37].

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО – раздел пластических искусств, включающий в себя живопись, графику, скульптуру, фотоискусство. Все они отражают действительность в наглядных, зрительных образах. В зависимости от используемых изобразительных средств (рисунок, цвет, пластика, светотень и т.д.) различные виды изобразительного искусства воспроизводят такие качества реального мира, как цветовую гамму, пространство, материальную форму предмета, свето-воздушную среду. В отличие от изобразительных искусств неизобразительные пластические искусства – архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец – не предполагают в своих зрительно-пространственных формах прямых аналогий в окружающей действительности. Границы между изобразительными и неизобразительными искусствами не абсолютны. Так, в декоративно-прикладном искусстве широко используются более или менее условные изобразительные мотивы, в зодчестве нередко воспроизводятся органические и растительные формы (например, органическая архитектура). Такая форма пластического искусства, как орнамент, включает в себя и изобразительные, и неизобразительные формы. В то же время в изобразительных искусствах могут отсутствовать черты реалистической конкретности (см. Абстрактное искусство) [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.198].

 

ИКОНА (греч. – изображение, образ) – живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых и т.п., являющееся предметом религиозного почитания. Икона рассматривается церковью не как тождественное божеству, но как символ, таинственно с ним связанный. С принятием христианства на Руси (988– 989 гг.) появились первые иконы «греческого письма». Их писали на досках, которые сначала просушивали, склеивались между собой. Затем сверху наклеивался холст – паволока, на который наносился грунт – левкас. Красками служила яичная темпера. Ее покрывали сверху олифой. Наряду с одиночными изображениями Иисуса Христа, Богоматери, святых на Руси были распространены житийные иконы, отражавшие жития святых, эпизоды русской истории (например, князей-мучеников Бориса и Глеба). Иконописцы прибегали к символике деталей, красок (см. также Иконографические типы, Иконография, Иконопись) [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.199].

 

ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ТИПЫ – устойчивые, традиционные, канонизированные варианты изображения Бога, Богоматери, апостолов, праотцов, святых, а также ветхозаветных и евангельских сюжетов, связанных с ними. Изображения могут быть в полный рост, поясными, оплечными и оглавными. Иконографические типы строго соответствуют канонам. Наибольшее число иконографических типов имеют изображения Иисуса и Богоматери. Персональные изображения Иисуса Христа. 1. ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ – пастух, несущий ослабленную овцу на плечах. Образ Пастыря возник на основе пророчества Моисея и слов евангелистов (Христа уподобляли пастырю, собирающему свое стадо – христианскую церковь). 2. СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ. Сложилось несколько вариантов изображения Нерукотворного Образа, среди которых наиболее почитаемы Спас на Убрусе (полотенце) и Спас на Черпни, или на Керамии. Эти изводы представляют собой изображение лика Христа в окружении крестчатого нимба на плате квадратной формы или на керамических плитах. Волосы Христа симметрично расчесаны на обе стороны, а мягкая борода на конце разделяется на две пряди. В русском средневековом искусстве с XII в. известны оба типа Нерукотворного Спаса. Среди наиболее известных образов Иисуса на Руси «Спас Златые Власы». Золотые волосы Христа (признак бессмертия богов еще со времен античности) подчеркивают божественность Иисуса, его отрешенность от всего земного. Был и другой вариант Нерукотворного Спаса, неумолимого и сурового; это новгородский «Спас Ярое Око», с ним русские воины шли в бой. «Звенигородский Спас» – олицетворение гармонии божественной мудрости и земной доброты. В XVI–XVII вв. в русской иконографии утверждается новый извод Нерукотворного Образа – т. н. «Спас Мокрая Борода» (Иисус изображался с бородой клинообразной формы). Еще один вариант – изображение Нерукотворного Лика Христа в терновом венце. Он появился только в западноевропейском искусстве. Образ Спаса Нерукотворного почитался как охранитель, носитель победы. Его помещали на городских воротах, на боевых знаменах. 3. ХРИСТОС ПАНТОКРАТОР (ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ) изображается либо восседающим на троне (вокруг головы – крестчатый нимб, пальцы правой руки сложены для благословения, а левой рукой Иисус поддерживает раскрытое Евангелие, которое стоит у него на колене), либо на престоле с крестом в левой руке вместо Евангелия, либо в полный рост с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. На Руси известность приобрела икона «Спас в силах». Христос изображен на троне, который поддерживают ангелы. Исходящие от Бога лучи образуют пламенный четырехугольник – Землю. В углах представлены символы евангелистов: ангел, орел, лев, телец. Огненный ромб вокруг Христа – божественная слава Спаса. 4. ПРЕДСТА ЦАРИЦА ОДЕСНУЮ ТЕБЕ, или ЦАРЬ ЦАРЕМ – иконографический тип, возникший в сербском искусстве XIV в. (сказалось влияние Византии), стремившемся подчеркнуть идею царственности Христа. Сцена строится по типу Деисуса: перед Христом, восседающим на троне и облаченном в царские одежды, с короной на голове, предстоит Богоматерь в образе царицы. 5. ВЕТХИЙ ДЕНЬМИ – изображение, созданное в соответствии с текстом Евангелия от Иоанна: «Я и Отец одно», «Отец в Мне и Я в Нем», «И видящий Меня видит Пославшего Меня». «Ветхий Деньми» изображался в образе седого старца в одеждах, обычных для Спасителя, в крестчатом нимбе и со свитком в руке. Начиная с XI в. этот образ дополняется фигурой отрока Христа-Еммануила (евр. – «с нами Бог»), восседающего строго фронтально на коленях Ветхого Деньми. Обе фигуры дополнены крестчатыми нимбами. 6. ОТЕЧЕСТВО – наиболее ранний вариант этого изображения датируется XI в.: восседающий на радуге Ветхий Деньми держит перед собой Христа-Еммануила, в чьих руках – голубь. На Руси этот тип становится популярным в иконографии XV-XVI вв. Изображается он следующим образом: Бог-Отец восседает на троне в белоснежном одеянии и с крестчатым нимбом. Правой рукой он благословляет, а левой держит свиток. На коленях Христос-Еммануил также с крестчатым нимбом, в руках отрока диск с голубем – символом духа Святого. У подножия изображены огненные престолы, а по сторонам от головы Бога-Отца – два Серафима, на фоне столпники и фигура апостола. 7. ЦАРЬ ЦАРЯМ – широко распространенный в русской иконографии XVIII в. тип изображения Христа. В основе названия – текст Откровения Иоанна Богослова: «На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих». Иисус Христос в царской короне восседает на престоле. К его подножию припадают Андрей Критский и Александр Невский.

Множество икон различных изводов относится к житийным сюжетам Иисуса Христа: «Рождество Христово», «Сретение», «Преображение», «Богоявление», «Вход Господен в Иерусалим», «Страсти Христовы», «Распятие», «Снятие со креста», «Воскресение Христово» и др. В западноевропейском и древнерусском искусстве наибольшую распространенность получил сюжет Тайной вечери. В соответствии с евангельскими текстами учеников Иисуса располагали вокруг стола. Самыми узнаваемыми на иконе всегда были сам Христос и Иуда Искариот. Основные иконографические типы Богоматери: 1. ОДИГИТРИЯ (греч. – Путеводителъница) – это древнейшее поясное изображение Богоматери с младенцем на руках. Согласно преданию, это один из трех образов, написанных евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы. Иконографический тип Одигитрии в раннем византийском искусстве – Мария с младенцем на руках, изображенная в полный рост или сидящей на престоле. В поздневизантийской живописи – всегда изображенная по пояс с младенцем Христом на левой руке, который держит в руке свернутый свиток. Тип Одигитрии – один из самых распространенных на Руси. Русские варианты этого образа, различающиеся между собой позами фигур, рисунком одежд и другими деталями изображения, получили свои особые названия по месту их создания или по легендам о чудесном их явлении: Смоленская, Тихвинская, Петровская, Грузинская, Иверская и др. Наиболее известна из них Богоматерь Смоленская – один из наиболее строгих вариантов иконографии поясной Одигитрии. Мария слегка повернута и поддерживает рукой благословляющего младенца Христа. Как символ непорочности и святости Богородицы на ее мафории (большое покрывало с каймой) сияют три звезды – знак троякого девства (до рождения, в рождении, после рождения). Близка по своей иконографии к данному типу русская святыня – «Богоматерь Казанская», написанная, по преданию, в Казани в 1579 г. 2. УМИЛЕНИЕ (греч. елеуса – милующая) – тип изображения, на котором запечатлен момент обоюдной ласки матери и ребенка. Известны варианты сидящей или стоящей в рост Богоматери, а также поясные изображения. Особенно широко распространился поясной вариант «Елеуса», где изображение Богоматери приближено к зрителю, младенец же может восседать как на левой руке, так и на правой. На русской земле «Елеуса» стала известна под именем «Богоматери Владимирской», знаменитой чудотворной иконы, заступницы и защитницы Владимиро-Суздальского княжества. Этот иконографический тип получил необычайно широкое распространение. Его изводы варьировались на протяжении столетий, и каждое поколение художников вносило в них цвета своего времени (наиболее известны Донская, Ярославская, Яхромская, Подкубенская и др.). 3. ОРАНТА (лат. – взывающая) – один из древнейших иконографических типов Богоматери, восходящий к традициям египетского искусства. Орантами называли изображения человеческих фигур в молитвенной позе. Богоматерь Оранта изображалась в полный рост или по пояс с воздетыми к небу руками, поднятыми выше уровня груди. 4. ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ – переработка изображения Оранты; в раннехристианском искусстве сложился канонический византийский тип Великой Панагии, который называется «Богоматерь Влахернитиесса», или «Нерушимая Стена». «Панагия» в переводе с греческого означает «Всесвятая» (один из титулов Богоматери). В Византии «Панагия» – круглая икона Богоматери, носимая на груди епископов как знак архиерейского достоинства. В русской иконографии «Панагия» – изображение Богоматери в рост с молитвенно поднятыми руками (по типу «Оранты») с медальоном Христа Эммануила на груди. Наименование «Влахернитиесса» образ Оранты получил потому, что такое изображение было помещено в виде мозаики на алтарной (см. Алтарь) стене Влахернского храма в Константинополе. На иконографию Оранты несомненно повлиял институт дьяконисс – женщин, выполнявших функции священников. Существовал этот институт в восточнохристианской церкви в IV–V вв. 5. ЗНАМЕНИЕ (ВОПЛОЩЕНИЕ) – в древнем христианском искусстве изображение Богоматери. Оно близко Оранте, но изображение Марии поясное, с медальоном Христа Эммануила (Христа в отроческом возрасте) на груди. Икона олицетворяла пророчество о рождении Христа, поэтому Знамение с XIV в., времени формирования иконостаса, занимала центральное место в пророческом ряду. 6. МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА – Богоматерь, восседающая на престоле, кормит Младенца грудью. Этот тип получил широкое распространение в Византии, а также в Западной Европе в период позднего средневековья. В русской иконографии изображение «Млекопитательницы» встречается довольно редко, главным образом начиная с XVII в. 7. ВЗЫГРАНИЕ – изображение Богоматери с играющим Младенцем. Обычно сидящий на правой или на левой руке, он словно болтает ножками, вся его фигура полна движения, а рукой Иисус касается щеки Богородицы. 8. ЗАСТУПНИЦА – изображение Богоматери, стоящей в молитвенной позе. Она обращена к небу. Правой рукой указывает на Бога, а левой держит свиток с текстом молитвы, на котором написано: «Господи Боже, выслушай голос моления моего, ибо я молю за мир». На Руси икона была написана по заказу Андрея Боголюбского, в связи с чем извод в русской иконографии получил название «Богоматерь Боголюбская». Обычная схема включает в себя изображение у ног Богородицы коленопреклоненных донаторов (лат. – даритель). 9. БОГОМАТЕРЬ «ВСЕХ, СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ» - один из любимых сюжетов иконописи XVII–XVIII вв. Близка к школе Заступницы. Литературным источником служил канон Богоматери, из него брали надписи, поясняющие фигуры на иконе: «алчущих кормилице», «нагих одеяние», «больных исцеление» и др. Известны два варианта иконографии темы. В первом – Богоматерь, во много превосходящая по размеру другие фигуры, иногда с младенцем на руках, изображалась в центре композиции. Во втором – на небесах перед Христом в образе царицы она просила сына за страждущих. В том и другом варианте важен показ людей, страдающих различными недугами и обуреваемых скорбями. 10. БОГОМАТЕРЬ ЖИВОНОСНЫИ ИСТОЧНИК – иконографический тип, связанный с преданием, согласно которому в V в. будущему императору Льву Маркеллу явилась Богоматерь и показала источник близ Константинополя, исцеляющий недуги. Позднее он был назван «Живоносным Источником». Иконографическая схема представляет собой поясное или поколенное изображение Богоматери с Младенцем на груди, стоящей в воде, в каменной чаше. Вокруг собрались страждущие. 11. БОГОМАТЕРЬ НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА – иконографический тип, связанный с видением пророка Моисея. В явлении горящей и несгораемой купины (куста) он предсказал воплощение Сына Божия от Приснодевы Марии. Изображение Богоматери Неопалимой Купины приобретает в XVII в. сложную схему. В сфере располагается Богоматерь в «облачных» одеждах с Младенцем Христом, сидящим на левой руке. В правой ее руке – лестница, а под рукой – камень. В лучах вокруг сферы – ангелы и архангелы, символизирующие Евангелистов. Вверху, в центре, – Бог Саваоф, благословляющий двумя руками. По углам изображены видения пророков. На Руси икона Богоматерь Неопалимая Купина почиталась как заступница от пожаров. 12. БОГОМАТЕРЬ ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ представлена восседающей на троне. На левой руке ее – Младенец Христос со свитком. В правой – лестница, за ней камень. По библейскому толкованию, это краеугольный камень, сначала отвергнутый строителями, а затем положенный в основание. Справа на фоне – ангел с орудиями страстей, символом будущего страдания Христа. Вверху в белых одеждах – Бог-Отец, от которого в лучах нисходит Святой Дух в виде голубя. К подножию трона припадают донаторы. Этот иконографический тип был широко распространен на Руси в XVI в. 13. БОГОМАТЕРЬ НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ может служить иллюстрацией к словам молитвы: «Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты». Сложный иконографический извод, в основе которого лежат гимны и Акафист Богоматери. Она представлена в царской короне с процветшим скипетром в руке, рядом, на престоле, Младенец Христос также в царском облачении. Цветы символизируют девство Богородицы. Этот иконографический тип получил распространение в России в XVII в. 14. БОГОМАТЕРЬ ТРОЕРУЧИНА – иконографический тип, разработанный на основе легенды из жизни Иоанна Дамаскина (около 675–753 гг.), которая гласит, что Дамасский калиф по навету велел отрубить Иоанну кисть руки и повесить ее на рынке. Вечером Иоанн, испросив отрубленную руку, приложил ее к ране и обратился с молитвой к иконе Богоматери, после чего рука чудесным образом приросла. В благодарность Иоанн Дамаскин заказал руку из серебра и прикрепил к иконе.

Исходные иконографические типы дали жизнь многим местным вариантам изображений Богоматери. Кроме того, помимо «портретных» изображений Марии с младенцем Христом на руках есть иконы, представляющие ее земную жизнь («Рождество Богоматери», «Введение во храм», «Благовещение», «Покров Богоматери», «Успение Пресвятой Богородицы» и др.). Всего в православных храмах имеется более двухсот изводов, посвященных Богоматери, наименования которых связаны с названием местности, где их особо почитали или где они впервые появились. Всего существует более шестисот наименований особо чтимых икон Богоматери с младенцем. К иконографическим типам относят также ДЕИСУС (грен. – моление) – трехличную икону, изображающую посредине Спасителя, а по сторонам от него Богородицу и Иоанна Крестителя. Мария и Иоанн предстают в молитвенной позе – они просят Спасителя за весь род христианский. Деисус является частью иконостаса и составляет часть сюжета Страшного Суда [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.200-204].

 

ИКЭБАНА (яп. – жизнь цветов) – символический букет цветов в традиционном японском искусстве, подобранный в соответствии с сезоном, отмечаемым событием, настроением хозяина. Обычно ставился в нише (токонаме) в чайном павильоне, главной комнате дворца или дома. Композиция икэбаны основывалась на символическом триединстве Неба, Земли и Человека. Икэбаной называется также искусство составления букетов. Широко применяется в оформлении современного интерьера. Существуют различные школы и направления икэбаны [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.209].

 

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (лат. – освещение, наглядное изображение) – изображение, сопровождающее, наглядно разъясняющее и дополняющее текст. Это могут быть рисунки, гравюры, репродукции, фотографии и т.п. Как область искусства, иллюстрация дает изобразительное толкование произведения (художественного или научного). Первоначально рукописные книги иллюстрировались миниатюрами. После изобретения книгопечатания и ксилографии иллюстрации становятся составной частью книжной графики. В конце XIX в. появилась фотомеханическая репродукция, породившая многообразие техник иллюстрации [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.209].

ИМИДЖ (англ. image - образ) ─ 1) Сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. 2) Черта человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуманным действиям и поступкам [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 138].

ИМПЕРАТИВ (лат. imperativus ─ повелительный) ─ идущий от И.Канта термин, указывающий на общий закон, высшее требование, важнейший принцип, который определяет, что должно делать и как исполнять обязательное. Категорический И. формулируется Кантом так: «...поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом...чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». В политике И. трактовался как неукоснительное правило взаимоотношений между индивидами, социальными группами и государствами. Безусловным И. современности является необходимость выживания человечества, связанная с предотвращением ядерной ─ равно как и химической, бактериологической и т.п. ─ войны, сохранение окружающей среды. С развитием человечества круг обязательств, определяемых И., становится все шире, напр., за счет включения в качестве необходимой основы социальной жизни соблюдения прав человечества, гарантий бедным и обездоленным, но и более обременительным. В И. превращается сегодня этический принцип «благоговения перед жизнью», выдвинутый А.Швейцером [Политология: Энциклопедический словарь. С.118.]

ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ (англ. Human capital investment) — вклад средств в систему нематериального на­копления (научно-техническая деятельность, сфера образования), направленных на осу­ществление долговременных качественных структурных сдвигов в различных элементах произ­водительных сил. И. в ч. к.— любые действия, которые повышают квалификацию и развивают способности или, выражаясь иначе, ведут к росту производительности труда работника. Предприниматель вкладывает деньги в приоб­ретение новых станков и оборудования. Это затраты, которые неспособны привести к немед­ленной производительности. Они должны быть отнесены к текущим расходам или из­держкам производства. Они осуществляются с ориентацией на то, что в перспективе много­кратно окупятся возросшими доходами. Точ­но так же получение сегодня образования — это текущие расходы, которые одновременно выступают инвестициями в будущую прибыль. И. в ч. к. бывают трех видов: 1) расходы на об­разование, включая общее и специальное, формальное и неформальное образование, подготовку по месту работы и т. д.; 2) расходы на здравоохранение. Хорошее здоровье это следствие расходов на профилактику, меди­цинское обслуживание, диетическое питание, поддержание здорового образа жизни и улуч­шение жилищных условий. Они удлиняют срок жизни, повышают работоспособность и производительность труда; 3) расходы на мо­бильность,благодаря которой работник переез­жает оттуда, где меньше платят, туда, где выше заработки. Это наименее очевидная фор­ма И. в ч. к. Как и первые два фактора, третий оборачивается текущими затратами с целью получить преимущества в будущем. Затраты на науку и образование, составляющие осно­ву И. в ч. к., который создает долговременно су­ществующий и накапливаемый фонд научных знаний, навыков и опыта всего населения, в т. ч. и рабочей силы, т. е. нематериальное на­копление оказывает воздействие на производ­ство опосредованно, через приток научно-тех­нических и других знаний и квалификацию работ­ников. Это воздействие проявляется не в локализованной форме, а широко распростра­няется и обладает способностью к многократ­ной мультипликации. Чем значительнее инве­стиции в научно-образовательную сферу, тем шире расходятся научно-технические знания, тем полнее они воплощаются в профессио­нально-квалификационном потенциале работ­ников, тем больше растут объемы выпускаемой наукоемкой продукции потребительского и производственного назначения, которая в конеч­ном счете изменяет образ жизни населения, тем выше народнохозяйственный интеллектуальный потенциал страны. Согласно теории человеческого капитала, производительность труда, а также рыночная стоимость трудовых услуг, выраженная в зарплате, прямо пропор­циональны текущим расходам (инвестициям) в образование, здравоохранение и мобильность. Решение о том, куда лучше инвестировать, строится на основе экономических расчетов. Затраты на приобретение станка окупятся чистым дохо­дом, который предприниматель будет получать только в течение срока эксплуатации оборудования. Затем отслуживший станок придет­ся выкинуть и заменить новым. Потенциаль­ные инвесторы должны заранее взвесить теку­щие затраты (стоимость станка) и будущие выгоды (прибыль), определить разницу и решить, насколько оправданна покупка. Анало­гичным образом можно проанализировать ре­шение о затратах на четырехлетнеее образо­вание в колледже. Статистические данные покажут, сколько получают выпускники кол­леджа через год, пять и более лет. Возможно, что такое образование не будет пользоваться спросом на рынке через 4-5лет или что пос­ле окончания колледжа еще неоднократно придется посещать курсы повышения квали­фикации. Если возникают сомнения в целесо­образности инвестиций, то прорабатываются альтернативные варианты, например, обучение в бо­лее дорогом и престижном университете, который, хотя и потребует больших затрат, откроет более широкие перспективы на рынке труда. В целом, более высокие инвестиции в образование при­носят более высокие доходы в течение всей трудовой карьеры, чем меньшие инвестиции. Экономическую отдачу от обучения можно рассматривать как дополнительныйдоход в течение жизни, который будет получать выпускник колледжа по сравнению с выпускником средней школы. Эту разницу в доходах, получаемых в течение всей жизни, можно сравнить с затратами на образо­вание. Общество заинтересовано в том, чтобы дать образование молодым, а не пожилым. Причи­на кроется в том, что у молодых людей более длительная ожидаемая трудовая жизнь, в тече­ние которой они многократно окупят инвестиции в свой интеллектуальный капитал [Культура и культурология: Словарь. С.368-369].

Индивидуализация ─ система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других; своей слабости и своей силы для духовного прозрения, для самостоятельного выбора собственного смысла жизни, это помощьученику в личностном самоопределении. Семантический и педагогический смысл такой поддержки заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека (О.С. Гозман, С.В. Кульневич) [Бабошина Е.Б., Ворошилов А.К., Шатных А.В. Гуманизация образовательной среды: культурологический подход. С. 110].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: