Культура и образование: культурологический подход 17 страница

 

ИНКВИЗИЦИЯ ( лат. inquisitio – розыск) – следственно-судебный орган католической церкви в XIII-XIX вв., созданный для борьбы с ересью [Культурология: учебно-методический комплекс. С.37].

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ ─ включение в конкретную национальную культуру. Термин введен в 1948 г. М.Херсковицем. В узком смысле И. Обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком; в широком смысле И. Понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства; включает в себя процессы приобщения к данной культуре взрослых. Термин «И.» применяется преимущественно в американской антропологической традиции [Педагогический энциклопедический словарь. С.106].

* * *

Про­должающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры; изучение и передача культуры от одного поколения к другим. Конечный ре­зультат И. — интеллигент, а не личность, как при социализации. Интеллигент — совокуп­ность приобретенных культурных норм. Термин введен Херсковицем в работе «Человек и его работа. Наукакультурной антропологии» (1948). Приблизительно в то же время Клакхон ввел аналогичный по смыслу термин «культурализация», т. к. существовавший к тому времени термин «социализация» не охватывал процес­сов усвоения когнитивных аспектов культу­ры (знаний, верований, ценностей и т. п.). И. обозначала и процесс приобщения к куль­туре, и результат этого процесса. В узком смысле И. обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком; в широком смысле И. по­нимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя процессы усвоения культурных паттернов взрослым индивидом. В последнем случае данный термин может применяться по отно­шению к иммигрантам, адаптирующимся к новым культурным условиям. В зарубежной литературе до сих пор не проведено четких разграниче­ний сходных по смыслу понятий И. и социа­лизации. Понятие «И.» не получило широко­го распространения и использовалось пре­имущественно в американской антропологии [Культура и культурология: Словарь. С.370-371].

 

ИНКУНАБУЛЫ (лат. incunabula - колыбель) — печатные книги, изданные до 1 янв. 1501. Первоначально были сходны по ряду признаков с рукописными книгами (отсутствие титула, иллюминирова­ние, начертание шрифта, близкое к ру­кописному, и т.д.). Затем появляются черты, характерные для печатных книг, — титульный лист, гравированные и литые иллюстрации, готический шрифт и т. д. Первые И. на славянских языках, набраны глаголицей и ки­риллицей, появились в последней четверти 15 в. В настоящее время учтено и описано около 40 тыс. изданий И. (ок. 500 тыс. экз.) [Российский гуманитарный энциклопедический словарь Т.2. С.87-88.].

ИННОВАЦИИ КУЛЬТУРНЫЕ — такие явления культуры, которых не было на предыдущей стадии развития культуры этноса, но которые появились на данной стадии и нашли себе место в общей совокупности культуры. Инновации могут появляться либо в результате внутренних процессов развития культуры как изобретения или нововведения (культурные мутации), либо могут быть связаны с внешними воздействиями. В последнем случае следует различать две формы инновации — заимствование и стимулированную культурную трансформацию. К культурным мутациям относятся, во-первых, целенаправленные изобретения, отвечающие вновь возникающим и растущим нуждам общества. Возникновение металлургии, одомашнивание животных и окультуривание растений, все развитие техники может служить примером И.к. Вместе с тем, случайный инцидент можетзакрепиться в традиции и дать начало культурной мутации. Заимствование, пожалуй, один из самых распространенных видов инноваций, но внешние воздействия не только приводят к заимствованиям, но и порождают стимулированную трансформацию. В религиях народов Меланезии культ черепа и охота за головами врагов возникли, по-видимому, как культурные мутации в связи со спецификой их хозяйственно-культурного развития. Как правило, И.к. в процессе своего "вживания" в массив культуры этноса проходят три этапа — отбор, модификацию и интеграцию. Инновация — это не просто новшество, новинка. В высокоразвитой культуре новинки моды являются постоянно, но далеко не все они проходят через фильтр отбора. Заимствование тоже, как правило, происходит выборочно. Модификация применительно к специфике данного этноса существенна в основном для заимствований, поскольку мутации и стимулированные трансформации сами по себе возникают в рамках данного этноса. Наконец, структурная интеграция инновации означает, что она уже перестала быть новшеством и превратилась в традиционное для культуры данного этноса явление [Российская социологическая энциклопедия. С.156].

 

ИННОВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ─ существенный элемент развития образования. Выражаются в тенденциях накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве, которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Инициативы возникают в ходе естественной эволюции сферы образования, в поиске более перспективных форм и средств педагогической деятельности, опробовании новых методик и приемов обучения. Инициативы закрепляются при обмене и распространении опыта, в формировании массовых починов и социальных движений педагогов, в среде которых происходит становление групп инициаторов и новаторов, генерирующих новые социально-педагогические, психологические, проективные и социокультурные идеи как актуальные продуктивные смыслы и ценности реального (существующего) и идеального (мысленно конструируемого и идеализируемого) образовательного пространства. И.п. ─ такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся образования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования [Энциклопедия профессионального образования. Т. 1. С. 370-371].

 

ИНСТИТУТЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Социальные И.о. — это гигантская система, охватывающая сово­купность статусов и ролей, социальных норм и стату­сов, социальных организаций (учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т. д.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры. В соответствии с Законом РФ об образовании они понимаются как «целенаправленный процесс воспитания и обуче­ния в интересах человека, общества, государства, со­провождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образова­тельных цензов)». Высшая школа, создающая образовательные услуги высшей квалифика­ции, аккумулирует значительные трудовые, материальные и финансовые ресурсы. По чис­ленности занятых она находится на уровне трудоемких отраслей промышленности, а по удельному весу квалифицированных работни­ков превосходит любую отрасль материально­го производства. Отличительная черта института высшего образования в СССР — система цен­трализованного распределения выпускников. Госплан СССР составлял проекты перспектив­ных планов, а Госэкономкомиссия СССР — годовые планы подготовки специалистов с высшим образованием и средним специальным образованием по группам специальностей по каждому министерству (ведомству) СССР и союзной республике в соответствии с потреб­ностями народного хозяйства. Молодые спе­циалисты дневных отделений направлялись на работу по специальности, приобретенной ими в учебном заведении, непосредственно на про­изводство: в цехи и на участки, в МТС, колхо­зы и совхозы, в больницы и врачебные участ­ки, школы, а также в конструкторские бюро, лаборатории и технологические отделы пред­приятий. На своем рабочем месте они обязаны были проработать не менее 3 лет, в течение которых администрации предприятий запреща­лось использовать молодых специалистов в управленческом аппарате, а также произво­дить их перемещение на работы, не связанные с их специальностью. С 1970 по 1989 числен­ность распределенных молодых специалистов выросла с 6,8 млн. до 15,9 млн. Система обра­зования в России переживает сейчас ради­кальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в т. ч. и частные. В 1996 в стране насчитывалось около 200 негосударственных вузов, в которых обучалось 135,5 тыс. человек (всего в вузах страны в тот период числилось 2802,4 тыс. студентов). Расширятся возможности выбора вариативных форм образования. Параллельно с системой бесплатного образования суще­ствует платное во всех звеньях — от детских садов до университетов. Обучение в негосударствен­ных (коммерческих) вузах доступно сегодня в основном выходцам из семей предпринимате­лей, интеллигенции и служащих. Именно этот тип учебных заведений (а также привилегиро­ванные платные учебные группы и факульте­ты, прежде всего юридические и экономические) становится источником новой российской элиты (получающей более качественное и престиж­ное образование). Коммерциализации образо­вания, с одной стороны, серьезно нарушила принцип равных стартовых возможностей для получения образования, с другой — привела к переходу высококвалифицированных кадров из государственного сектора в частный. Отток кадров из высшей школы происходит на фоне резкого сокращения, а практически прекращения при­тока талантливой молодежи в преподаватель­скую среду. Доля выпускников, принимаемых на научную работу, не превышает 8%. В кон. 90-х гг., пережив кратковременный кризис, связанный с падением конкурса в вузы, выс­шее образование по количественным парамет­рам восстановило утраченные позиции. По данным на 1998-99, на 10 тыс. человек насе­ления в России 246 студентов. Это наивысший показатель за все годы существования как России, так и Советского Союза [Культура и культурология: Словарь. С.372].

 

ИНТЕЛЛИГЕНТНЦИЯ (лат. intelligens – понимающий, мыслящий, разумный) – обще­ственный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры; родовое поня­тие, определенный социокультурный тип; опре­деленный социальный слой. Термин «И.» введен П.Д.Боборыкиным в 60-е гг. 19 в. для обозна­чения им образованного слоя русского общества. Од­нако следует различать возникновение названия и появление И. как реальной обществен­ной группы. Второй вопрос остается в литеоатуре все еще дискуссионным. Р.В.Иванов-Разум­ник полагал, что И. зародилась уже в 15 в. По мнению К.З.Акопяна, вероятное время появления первых русских интеллигентов как сравнительно многочисленной социальной груп­пы — последняя треть 18 в. Почву для нее создали культурные и политические реформы Петра I, которого Д.С.Мережковский назвал «первым русским интеллигентом». И. формировалась во многом как маргинальный слой. Российс­кое общество 18 в. представляло собой крайне поляризованное образование: на одном полю­се сосредоточились крепостные (крестьяне и слуги), на другом — помещики и дворяне. Условный центр социальной структуры общества оставался свободным. Именно его и заняла И. Маргинальность — исторически первая форма су­ществования И. В ее состав входили люди свободных профессий, студенческая моло­дежь, еще не обретшая своей социальной ниши, наконец, просто всесторонне образованные люди из привилегированных слоев, не имею­щие определенного рода занятий. Основную массу И. составляли земские служащие, учи­теля, врачи, инженеры и др. Они представля­ли разночинскую И., внесословную, слабо укорененную в обществе группу людей, стремив­шихся занять более высокое социальное положение и играть в обществе более значимую социальную и культурную роль. Социальным источником пополнения И. в доре­волюционной России были дворяне и разно­чинцы. Маргинальным положение русской И. следует именовать еще и потому, что она, имея собственные исторические задачи и выполняя специфическую функцию в культуре, всегда не признавалась властями и не понималась народом. В отличие от Запада, где И. стояла, по всеобщему мнению, «над классами» («па­рящая страта» — у Маннгейма), в России она находилась «между классами». Если по от­ношению к властям И. чаще всего стояла в оппозиции, то по отношению к народу она постоянно испытывала чувство вины. По­стоянное чувство вины перед своим народом и мечты о построении новой жизни на земле приводят И. на путь служения. Русская И. не без основания может быть названа «служи­лой». Служение необходимо понимать двоя­ко: а) как государственную службу, которая в России счита­лась всегда привилегированным и почетным делом, связанным с гражданским подвигом служения отечеству; б) как нравственное просвещение народа, стремление и желание пострадать за него. Служение своему народу провозглашалось высшей целью русского интел­лигента. В неразрывной связи с целью служе­ния своему народу у русского интеллигента оказа­лась идея жертвы. Принесение себя в жертву И. понималось еще и как религиозный акт. Он раскрывал себя в виде подвижничества, которое, в частности, виделось в совершенно конкретной практической работе — в устра­нении элементарного невежества масс, разви­тии культуры, просвещении. Оно проявилось в форме «хождения в народ», в массовом движении народничества. Народничество захватило в кон. 19 в. многих. В музыке оно расцвело в творчестве композиторов «Могу­чей кучки». В живописи это мировоззрение проявилось в картинах передвижников. В литературе оно достигло своей вершины в по­эмах Н.Некрасова. После революции 1905-07 гг. народничество сошло на нет. И. отош­ла от политической борьбы и избавилась от народ­нических иллюзий. Начал формироваться новый, более современный исторический тип русской И., более близкий к общеевропейскому пониманию — как определенного слоя, создающего духов­ные богатства общества и живущего за счет про­дажи продуктов деятельности своего интел­лекта. Дискуссия о том, существует ли И. на Западе или она — специфически российское явление, не привела к единству взглядов. Некоторые ученые считают, что слово «И.» возник­ло в России и из русского перешло в другие языки. На Западе вместо него распространен термин «интеллектуалы», употребляемый и как синоним интеллигенции. По мнению Н.Бердяева и Г.Федотова, русская И.— совер­шенно особое, лишь в России существующее духовно-социальное образование. К настоящему времени существует немало исследований, в которых И. интерпретируется не только как русское, но и как обнаруживаемое в культурах многих стран явление. Поэтому не призна­вать сегодня существования И. за рубежом было бы, по меньшей мере, несерьезно, тем бо­лее что некоторые из российских исследовате­лей этого феномена давно указывали на при­обретение им международного статуса. Со­гласно М.Туган-Барановскому, на Западе И. в прежнее время не было, потому что об­разованный слой получал наследство, доста­точно высокий социальный статус, гарантированное положение в обществе и потому выказывал ло­яльность к властям, которая больше характери­зует буржуазию, нежели подлинную И. За­пада И. не являлась маргинальным слоем, бессребреником, ей не надо было уходить в подполье, бороться с полит, режимом. Об­разованный человек на Западе в гораздо боль­шей степени связывает свободу с законом и верностью традициям. Русский интеллигент пони­мает свободу как нечто неограниченное и об­ретаемое в борьбе с властями. Нигилизм, как известно, всегда являлся одной из важней­ших черт русской И. В русском понимании слова И. на Западе действительно нет. Однако термин «И.» сегодня принят во всем мире, и в международном значении он предполагает более широкую трактовку, в которой нет кате­горий вины, служения, жертвенности, под­вижничества. Под И. понимается образован­ный слой общества, занимающийся умственным (творческим) трудом за плату. В таком случае И. по численности почти совпадает с лицами свободных профессий (профессионалами). Функции и роль И. в широком, общеупотребимом значении выражаются в следующем. И. как культурная общность имеет неписаный эти­ческий кодекс. В отличие от других социальных кате­горий и слоев, И. несет в себе определенное моральное значение, заключающее в себе ка­чества всесторонности и гармоничности, чер­ты деятельного борцаво имя общечеловечес­ких идеалов. И. приписывают укорененность в мире высших ценностей, идеальных образ­цов, приверженность высокой культуре. «Культурное представительство» И. может быть осуществлено двумя путями: путь хра­нителя культурных ценностей и путь переоценки ценностей, культурная революция и изменение ре­альности во имя идеала. И. обладает во всех обществах высоким статусом, в нее стремятся попасть представители других социальных слоев, по­этому она выступает в роли референтной группы («люди духа»). Модели поведения, принятые в среде И., распространяются на другие слои общества, тиражируются и заимствуются как высокие этические эталоны, (сюда относится заимствование определенно­го стиля общения, деталей одежды, внешнего облика и т. п.). Помимо отношения к И. как некоему идеальному типу, носителю светс­кой культуры в Россиисуществует другое, политико-идеологическое — как к «прослой­ке», лишенной привязанности к политическому мента­литету и лояльности к властям, испытываю­щей постоянные идейные колебания, нужда­ющейся в твердом руководстве. В результате власти вели по отношению к ней двойную по­литику: привлекали к руководству, созданию художественных произведений, увековечивающих дан­ный строй, и устраивали политическую травлю, пре­следовали, подвергали жесткой цензуре. Пи­сателям отводилась «почетная» и ответствен­ная задача быть «инженерами человеческих душ», но за малейшие отступления в тотали­тарном государстве следовали чрезмерно жесткие наказания. И., не имея самостоятельных экономических интересов, не является и самостоятельной политической силой. Она только обслуживает ту или иную влиятельную политическую силу, становится исполнителем чужой воли в сфере политики и идеологии. И. постоянно находится рядом с политикой или целиком погружена в нее. Именно интеллектуальная элита является автором многих или большинства государственных про грамм. Из ее рядов формируется институт посред­ников — государственных чиновников, деятелей образова­тельных учреждений, политических и культурных экспер­тов и т. д. Когда И. берет на себя функцию культурного эксперта, она считает себя компетен­тной по всем вопросам. Кандидаты на важные государственные посты в предвыборной кампании предпо­читают прикрываться мнением того или иного ее представителя. Такая противоречивость по отношению к «говорящему классу» идет из прошлого («Слово — это Бог»). Двой­ственность прослеживается и в массовом со­знании: образ романтика, мечтателя, способ­ного увидеть за прозой будней возможности иной жизни, сочетается с представлением об интеллигенте как инфантильном и беспомощном «очкарике», не способном к практи­ческим делам. Им вменяется в вину неспо­собность к идейному лидерству, склонность к соглашательству. По мнению культуроло­гов, И. присущи черты эклектизма и элитар­ности (эстетизма). Тяга к материальному бла­гополучию, присущая И. как представителю среднего класса, сопровождается оппозици­ей к власти (образ И. как вечного диссиден­та). Сознание И. — это отстраненность от социальной практики, неангажированность и одновремен­но вовлеченность в нее, стремление переде­лать мир по образу и подобию своему [Культура и культурология: Словарь. С.373-375].

 

Интерпретация герменевтическая аналитико-синтетическая деятельность по глубоко личностному творческому освоению (присвоению) педагогом педагогического знания, предшествующая непосредственному использованию этого знания в практической деятельности. В основе механизма герменевтической интерпретации педагогического знания — установление связи между логико-познавательной и ценностно-смысловой характеристиками педагогической деятельности через осознание взаимодополнительности объективного значения и субъективного личностного смысла знания в едином процессе антиципации (предвосхищения) и рефлексии субъекта де­ятельности [Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. C. 135].

 

ИНТРОВЕРТНОСТЬ И ЭКСТРАВЕРТНОСТЬ – понятия, которые раскрывают существенные психологические характеристики индивида, его способность к познанию, самопознанию и самовыражению. Под интровертностью понимается обращенность индивида прежде всего на самого себя, на свой внутренний мир – чувства и эмоции, мысли и переживания. Это особенно отчетливо проявляется, например, в творчестве художника в момент осмысления им идеи будущего произведения и создания образа (который находится пока в его сознании). На этой стадии творческого процесса важную роль играет аутокоммуникация – общение художника с самим собой. Напротив, экстравертность – это обращенность индивида, его активности преимущественно на окружающий (внешний) мир, его предметы, состояние и процессы. В специфической форме она проявляется в процессе воплощения замысла художника в конкретном материале, т. е. в создании произведения искусства [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.220-221].

 

Информационная культура ─ это степень овладения социальной информацией, совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих интерсубьектнвное взаимодействие в информационном процессе, а также сбора, хранения и использования социальной информации в различных сферах деятельности [Бабошина Е.Б., Ворошилов А.К., Шатных А.В. Гуманизация образовательной среды: культурологический подход. С. 110].

 

Инфраструктура досуга – совокупность социальных учреждений, объектов и сооружений, являющихся материальной базой обеспечения эффективной досуговой деятельности [Педагогика досуга: терминологический словарь. C.32].

 

ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ — устойчивая совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для рациональной организации основных видов деятельности человека — трудовой, социально-политической, культурной и семейно-бытовой. Она характеризует взаимодействие материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, класса, общества). И.с. по форме существования представляет собой систему учреждений и организаций, обеспечивающих условия для рациональной организации деятельности людей. Она затрагивает интересы всего населения, т. к. многие ее элементы необходимы не только для воспроизводства работника, но и его семьи. Это особенно важно учитывать при строительстве новых предприятий, городов, промышленных узлов и территориально-производственных комплексов. С точки зрения социологической наиболее приемлемым является рассмотрение И.с. в связи с основными сферами деятельности человека: трудовой, социально-политической, социально-культурной, бытовой, охраны природной среды и здоровья человека. Вместе с тем И.с. обслуживает не отдельные стороны, а всю совокупность деятельности человека. Только при целостном подходе к условиям, обеспечивающим рациональную организацию труда и повседневную жизнь людей, возможно эффективное (или оптимальное) развитие всего социального организма и отдельных его составных частей. Развитие И.с. предполагает использование нормативного подхода, требующего сравнения фактической обеспеченности материально-вещественными элементами в территориальном или отраслевом разрезах с научно обоснованными нормативами и ориентирами. Расхождение показывает наиболее уязвимые места, позволяет принять меры для сокращения или ликвидации величины разрыва, определения степени развитости или отставания И.с. [Российская социологическая энциклопедия. С.172].

 

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. – неразумный) – течение и учение в истории философии и культуры, которые существенно ограничивают или же вовсе отрицают позитивные возможности человеческого разума и подменяют его нерациональными формами духовной деятельности: интуицией, эмоциями, воображением и фантазией, волей. В иррационализме имеет место принижение познавательных способностей человеческого разума и его предметных воплощений (науки, культуры, техники), вопреки культу знания, который традиционно был присущ европейской культурной традиции. Иррациональное начало лежит в основе любого творческого процесса. В зависимости от метода, стиля, направления его роль может либо возрастать (борокко, абстрактивизм, сюрреализм), либо ослабевать (классицизм, реализм) [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.222-223].

 

ИСКУССТВЕННОЕ ─ ЕСТЕСТВЕННОЕ ─ 1. «Искусственное» в противоположность «естественному» ─ созданное человеком, обязанное своим существованием искусству, умению. Применительно к используемому в производстве материалу или объекту, удовлетворяющему определенную потребность, термин «искусственное» означает заменитель естественного, природного (искусственная кожа, искусственная шерсть, искусственный каучук); дубликат природного вещества, полученный техническими средствами (искусственный алмаз, искусственный белок); техническое устройство, в тех или иных отношениях подобное природному объекту (искусственная почка, искусственные суставы, искусственные сосуды); наконец, эквивалент естественного объекта или природного явления, созданный человеком (искусственный водоем, искусственная пещера, искусственная атмосфера, искусственный климат). В конечном счете искусственное — все то, что оказывается продуктом сознательной человеческой деятельности. Однако с развитием производства, особенно в эпоху НТР, непрерывно возрастает степень воздействия человека на природные материалы и объекты: начав с преобразования формы природного вещества (обработка камня, дерева), человечество переходит к предварительной очистке и преобразованию состава вещества (обогащение руды, выплавка металла), а затем ─ к созданию таких веществ, которых в природе не только не существует, но и не может существовать даже в самых малых концентрациях (разнообразные пластмассы). Создание подобных веществ путем химического синтеза было определено как желанием получить материалы, более дешевые и удобные для обработки, а также обладающие свойствами, которых естественные материалы лишены, так и истощением традиционных видов сырьевых ресурсов. XX в. по праву можно назвать «веком искусственных материалов»: уже в 1970 г. мировое производство пластмасс превзошло производство стали, а номенклатура искусственных материалов растет с каждым днем. Наряду с тенденцией к универсализации исходного для получения искусственных материалов сырья (в настоящее время в производство включена практически вся таблица элементов Менделеева) намечается и тенденция к использованию в качестве общей «основы» широчайшего спектра искусственных материалов самых распространенных в природе элементов (водород, углерод, кремний) с предварительным извлечением этих элементов из всего того, что «есть под руками». Переход к технологическим процессам, основанным на получении и использовании искусственных материалов, означает глубочайшие перемены как в характере производства, так и в структуре производственной деятельности (например, «универсализация» сырья в перспективе означает резкое сокращение перевозок руды и изготовленного из нее материала, потребности в складских помещениях, решение проблемы «производственных отходов» и многое другое). Хотя граница между «искусственным» и «естественным» относительна (в конечном счете, любое «искусственное» вещество состоит из тех же элементарных частиц материи, что и «естественное», а искусственным путем создаются и такие материалы, которые имеются в природе), доля «искусственного» выступает в наши дни как показатель развитости общественного производства, как мера его «онаученности», соответствия современному уровню, достигнутому передовыми в научно-производственном отношении странами. 2. И. — Е. понятия, используемые при рассмотрении природных и технических систем в рамках системного подхода. Система может быть описана либо как естественная, т. е. как самодвижущийся объект, «организм», развивающийся по своим собственным внутренним законам, не зависящим от человеческой деятельности, либо как искусственная, т. е. как конструируемый человеком «механизм». Между Е. и И. в системах могут быть установлены следующие соотношения: 1) Сложная система рассматривается как Е. и включенная в естественную среду, что позволяет фиксировать их естественные взаимодействия. 2) Искусственный объект включен в искусственную среду. 3) Сложная система рассматривается как целиком искусственная и включенная в естественную среду. 4) Естественный объект включен в искусственную среду. Данная точка зрения предполагает модификацию среды под систему. Сложная система уже построена, и необходимо обеспечить ее функционирование, перестроив окружающую среду (фактически речь идет о проектировании системного окружения). Дихотомия И.— Е. часто пользуется для различения технических и естественных наук. [Научно-технический прогресс: Словарь. С.91-92].

 

ИСКУССТВЕННЫЙ  ИНТЕЛЛЕКТ ─метафорическое название комплексного научного, направления которое объединяет математиков, лингвистов, психологов, инженеров и ставит своей целью создание программно-аппаратных средств ЭВМ, позволяющих: I) имитировать на ЭВМ отдельные элементы творческого процесса; 2) автоматизировать целенаправленное поведение роботов; 3) обеспечить диалоговое общение с ЭВМ пользователей на языке их предметной области, особенно в связи с широким распространением персональных ЭВМ; создавать системы, работа которых опирается на знания, формируемые экспертами. Системы И. и. предназначены для решения конкретных задач в таких областях, как общение с ЭВМ на профессионально ориентированном естественном языке, планирование целесообразной деятельности, принятие решений по диагностике и управлению в слабо формализованных областях, создание экспертных систем аккумулирующих знания ведущих специалистов в определенных проблемных областях, автоматизации перевода с одного языка на другой и т. п. [Научно-технический прогресс: Словарь. С.92].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: