Культура и образование: культурологический подход 19 страница

 

КИЧ (китч; нем. kitsch — халтурить, соз­давать низкопробные произведения) — дешевка, без­вкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект; синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстрава­гантности внешнего облика. Возник в прикладном искусстве. В художественной промышленности 2-й пол. 19 — нач. 20 в. К. распространился как промышленная имитация уникальных изделии, на все сферы искусства: от станковой живопи­си до всех видов искусства, в том числе не только тра­диционные — литература, музыка, театр, архи­тектура, но и кинематограф, телевидение. В 1960-80-е гг. предметы К. стали распрост­раненным явлением массовой культуры. Осо­бую популярность К. получил в оформлении бульварной печатной продукции, кино и ви­део, в различных формах стандартизированного бытового украшения. К. захватывает сферу не только самодеятельного и профессио­нального искусства, но народное искусство, куда проникают элементы дефольклоризации, псевдохудожественные произведения. В каждой стра­не обнаруживаются национальные особенно­сти К. Широкое распространение К. получил и в России. В современном мире К. настолько распро­странен, что специалисты выделяют несколь­ко его разновидностей (Т.А.Фетисова). Ретро-кич — мода на классический исторический К. Сегодня многие коллекционируют классический К.: статуэтки, коробочки, коврики, открытки. Ярмарочный К. — современные рыночные кошки-ко­пилки, игрушки, отдаленно напоминающие народные, и др. поделки. Неокич, включаю­щий в себя дизайн-кич, гаджет-кич (различного рода сувениры, отличающиеся поражающей нелепостью: авторучка-карманный фона­рик, запонки с термометром или пушка, стре­ляющая сигаретами). Кэмп — псевдоинтеллектуальные образчики наиболее уродливых проявлений К. Для К. характерны набор сур­рогатов, стереотипов, сентенциозность, набор житейских формул, помпезность. В от­личие от подлинных видов искусства К. не вызы­вает духовных исканий, но стремится к созданию незамутненного, самоуверенного спокойствия. Подражая высоким художественным об­разцам, К. намеренно низводит их до баналь­ности и пошлости. Паразитируя на высоком искусстве, К. тяготеет также ко всему таин­ственному, непознанному. Отсюда интерес к теософии, антропософии, оккультным на­укам, но без стрессов и метаний. Поэтому в К. распространены упрощенные образцы са­танизма. Предметом интереса К. являются также скандальные сенсации, модные про­блемы, современные научные идеи, поданные в вульгаризованном, поверхностном виде [Культура и культурология: Словарь. С.419-420].

 

КЛАССИКА (лат. – первоклассный, образцовый) – в широком смысле слова – период наивысшего подъема, расцвета в культуре какой-либо исторической эпохи или страны. А также выдающиеся, общепризнанные, образцовые произведения искусства, имеющие исключительную ценность для мировой культуры. Созданные ранее, они не теряют своей актуальности и с течением времени. В эстетическом смысле являются эталоном, идеалом. В узком смысле слова под классикой понимают период подъема и максимального расцвета древнегреческой культуры, последовавший за архаикой и предшествовавший эллинизму. Период классики характеризуется общими типологическими чертами художественной культуры Греции. Ее специфика была во многом предопределена становлением полисной организации общественного устройства, афинской демократией, ментальностью (см. Менталитет) и соответствующей им иерархией ценностей. Идея соразмерности сил человека и природы способствовала развитию антропоморфизма мироощущения греков. Знаменитая фраза философа Протагора «Человек – мера всех вещей» является одной из ключевых для понимания художественного стиля классики. Человек и его сущность, постижение тайн человеческого бытия являются главными темами художественной культуры. Памятники искусства теряли сакральную сущность (см. Сакральное) и культовый характер. Резко возрастали роль искусства и статус художника в обществе. В сложившейся системе искусств этого периода лидирующую позицию занимала скульптура, поскольку ее произведения могли наиболее ярко выразить греческое понимание красоты и особенности ментальности – стремление воплотить мысли и чувства в телесной, осязаемой форме, рациональность, устремленность к идеалу, мере, гармонии и симметрии. Не случайно многие исследователи (И.Винкельман, Г.Гегель, О.Шпенглер) именно в скульптуре видели выражение самого существа древнегреческой культуры, находя черты статуарности и пластичности не только в архитектуре, живописи, литературе, театре, но и в философии. По мнению А.Ф.Лосева, даже математика и астрономия были «скульптурны и осязаемы». В древнегреческой скульптуре преобладали образы богов, мифических героев, атлетов, воинов, идеальных представителей полиса, воплощавших лучшие черты гражданина. В отличие от скульптурных памятников Древнего Востока не существовало полярности различных типов скульптуры. Главное отличие образа богов от смертных людей заключается в их совершенстве, идеально прекрасном облике. Но и человек, совершенствуясь, приближается к миру богов. Образ человека высокой классики был обобщен и максимально приближен к умозрительному идеалу. Его отличала эмоциональная уравновешенность, передача душевного состояния на основе обобщенных человеческих типов. Только в поздней классике усиливаются индивидуализация образов, психологизм, внимание к внутреннему миру человека, зарождаются жанровость и характерность. Греческую классическую культуру отличает общечеловеческое содержание идеалов, гармония, равновесие идеи и формы, рационального и эмоционального, логики и чувства. Используя математические расчеты, греческие художники обосновали правило «золотого сечения», идеальные пропорции фигуры человека и ордерной системы в архитектуре (см. Ордер архитектурный). Это способствовало возникновению канона, который не превратился в штамп, поскольку художественное мышление оставалось творческим. Пробуждение самосознания личности способствовало развитию авторского начала в искусстве. Не случайно слово «скульптор» в дословном переводе с древнегреческого языка обозначает «творец красоты». Художественный процесс понимался как творчество, приобщающее человека к прекрасному [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.255-256].

КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — тип общего среднего образования, в котором главными предметами были древние языки и математика. Сложилось в Западной Европе в эпоху Возрожде­ния. В 19 в. учебные заведения с классической программой (гимназии, лицеи и проч.) были основным типом средней школы, готовившей к поступлению в университет. В ряде стран К.о. сох­раняется как одно из альтернативных направ­лений учебы в средней школе [Культура и культурология: Словарь. С.421].

 

КЛИНОПИСЬ – древнее словесно-слоговое письмо в Передней Азии; названо по форме похожих на клинья знаков, которые выдавливались на глиняной табличке прямоугольной палочкой [Культурология: учебно-методический комплекс. С.38].

 

КОД — совокупность знаков (символов) и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в виде набора из таких символов для передачи, обработки и хранения (запоминания). Правила, регулиру­ющие К., устанавливаются по соглашению между носителями одной и той же культуры. Культурный К.— понятие более широкое, чем К. технический. Художественные произведения, особенно сочинения символистов, могут иметь определенный К., который не всегда до­ступен при первом прочтении. Кроме тексто­вых К. существуют поведенческие, правовые, спортивные, дорожные и др. Кодирование используется во всех областях общественной и культурной деятельности, в этом смысле любой продукт человеческой деятельности закоди­рован. Простейший вид К.— двоичный: Да/ Нет, Вкл/Выкл +/- или 1/0. Его используют современные компьютеры. В цифровых (разрядовых) К. единицы строго отделены одна от другой (например, устный язык, математика или нотная запись, где деление на разряды налагается на непрерывную шкалу звуков). К аналоговым К. примыкают эстетические и эмоциональ­ные. Эстетические К. не используют строго определенных смыслов, стремясь скорее к субъективным или межсубъективным значе­ниям. Они не имеют универсального дешиф­ратора, в этом смысле каждое художественное произ­ведение уникально и содержит в себе свой собственный ключ к пониманию. Презента­ционные К. в качестве проводника использу­ют тело — они очень конкретны, привязаны к данным обстоятельствам и состоянию адре­сата. Примером служат телесные контакты, физическая близость, положение тела, внешний вид, кивки, выражения лица, жесты, позы, движения глаз и визуальный контакт, а также невербальные аспекты речи (интона­ция, громкость). Их часто называют К. невер­бальной коммуникации. Репрезентационные К. выражают изолированные тексты, которые могут существовать отдельно от адресата — они могут описывать абстракции, умолча­ния и обобщения, обычно используя для этого иконические или символьные знаки (по Ч. Пирсу). На подобных К. построены книги, картины, фильмы и т. д. В каждой среде, в т. ч. культурной, существует определенный набор технических К. В фотографии это К. фокуса, освещения, рамок, ракурса; в кино и на телевидении К. монтажа, расфокусировки и на­плыва; в музыке — обозначения типа аl1еgго, lente и staccato. Особый тип культурного К. имеют мифы. Когда человек концептуализирует мир и формирует свое мировоззрение, он пользу­ется К. И вообще, любая культура в широ­ком смысле представляет собой определен­ный К. [Культура и культурология: Словарь. С.423-424].

 

Колледж — самостоятельное образовательное учреж­дение повышенного типа (или структурное подразде­ление университета, академии, института), реализую­щее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подго­товки кадров, обеспечивающее обучающимся повышен­ный уровень квалификации [Бухарова Г.Д., Арефьев О.Н., Старикова Л.Д. Системы образовыания. С.463].

КОЛОСС (греч. kolossos – большая статуя), скульптурное произведение гигантских размеров, призванное воздействовать своей необычностью; кто-либо или что-либо выдающееся по своей величине, значительности [Культурология: учебно-методический комплекс. С.38].

 

КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ (лат. соттипiсо — делаю общим, связываю, общаюсь) — осуществляет связь между людьми во времени и пространстве, внутри и вне определенной социальной организации. Культура есть форма общения, средством которого выступает язык в широком понимании его значения, как определенная система знаков (слова, жесты, рисунки, нотная запись, рукотворные предметы и т.д.). Суть коммуникационного процесса состоит в достижении культурно-социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. [Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. С.380-381].

 

КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ ─ использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям. При передаче сообщения происходит указание на какой-либо предмет, что обозначается как указательная, или индикативная, функция речи, а также высказывание собственных суждений по тому или иному вопросу, что обозначается как предикативная функция речи, или функция высказывания. Иногда выделяют еще эмоционально-выразительную функцию речи, от которой зависит ее побудительная сила [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 180].

 

КОММУНИКАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ — процесс взаимодействия между людь­ми, социальными группами, организациями, конкретными культура­ми, при котором осуществляется передача и (или) обмен культурной информацией посредством специальных знаковых систем (языков), приемов и средств их использования [Культурология. XX век. Словарь. –СПб., 1997. С. 185].

 

КОМПАРАТИВИСТИКА (лат. comparativus — сравнительный) — сравнительные исторические и культурологические исследования. В частности срав­нительно-исторический метод позволяет выявлять с помощью сравнения общее и особенное в исторических явлениях, ступени и тенденции их развития. Формы сравнительно-исторического метода: сравни­тельно-сопоставительный метод (раскрывает природу разнородных объектов), историко-типологическое сравнение (объясняет сход­ство различных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и раз­вития), историко-генетическое сравнение (объясняет сходство явлений как результат их родства по происхождению) и др. Широ­кое распространение сравнительно-исторический метод получил в исторической науке, языкознании, культу­рологии, этнографии, социологии, антропо­логии, литературоведении. В литературоведе­нии К. устанавливает черты сходства в различных литературах мира, общее и особенное, выделяет повторяющиеся в разных регионах мира сю­жеты (концепция «странствующих сюжетов» или «миграции сюжетов»). Сопоставление европейской, арабской, африканской и других литератур, где обнаружива­лись сходные сюжеты, позволило глубже по­нять их национальную специфику, вклад каж­дой культуры в развитие мировой литературыры, лучше узнать социокультурные условия и историческую об­становку создания художественных произведений, особенно далеких эпох (античность, раннее средневековье). На основе сравнительно-исторических исследований в литературоведении в 19 в. сложилась самостоятельная научная школа — компаративизм, основными представителями которой считаются И. Гердер, Дж. Денлоп, Дж. Бенфей, В. Фридерих, Д. Мэлон, П. Ван Тигем, Ф.И. Буслаев, Х.М. Познетт, А.Н. Веселовский, В.А. Жуковский, В.М. Жирмунский, Н.И. Конрад, Р.М. Самарин, И.Г. Неуспокоева и др. Их работы охватывают очень широкий круг произведений, принадлежащих к раз­ным национальным литературам, например, рассмат­риваются индийские сказания о Викрамадитье, монгольские — об Арджи-Борджа, легенды персидской Авесты, повести о Соломоне, представленные в разных литрах, в том числе и в русской, французские средневековые романы, сказки, повести и средневековый эпос, античные мифы и т.д. Для выявления повторяющихся приемов, сюжетов, героев ученым приходит­ся сравнивать десятки и сотни произведений на разных языках. Благодаря этому можно говорить об общности не только отдельных произведений, но и между целыми литературными эпо­хами, литературными стилями, направлениями и течения­ми. Сходство возникает даже при полном отсутствии непосредственных контактов толь­ко потому, что произведения создаются в одинаковых исторических условиях. Подобное сход­ство принято называть типологическим. Типо­логическую близость В.М.Жирмунский обна­ружил между эпосом германских и романс­ких народов Западной Европы, русскими былинами и тюркскими и монгольскими эпическими про­изведениями, Н.И.Конрад — между феодальной литературой Китая и Японии и западно-европейской литературой 12-17 вв. и т. д. На общей ти­пологической основе можно проследить и примеры частного совпадения отдельных идей, образов, сюжетов, жанров и т. д. К. по­могает бороться с теми, кто хочет возвысить свою, родную культуру, утверждая, будто она выросла исключительно на местной наци­ональной почве. Было доказано, что литература народа, в историческом развитии опередившего сосе­дей, оказывает затем громадное влияние на остальных (итальянская литература в эпоху Возрождения, французская — в 18 в., русская — с конца 19 в. и т. д.). В зарубежной К. лидирующие позиции занимают две национальные шко­лы — американская и французская. Американские исследователи, делающие основной акцент на эмпирический сбор фактов, группируются вокруг «Ежегод­ника сравнительной и всеобщей литературы»» а французские, сосредоточившиеся на теоретичес­ких проблемах, — вокруг «Обозрения срав­нительного литературоведения». В центре К находится проблема синхронности раз­вития разных национальных литератур. Став общепризнанным методом в социальных науках в 19 в., компаративный анализ, сложившийся прежде всего как метод сравнительно-исторический, позволяю­щий сопоставлять относительно замкнутые, самостоятельные культуры, формировавшие­ся в течение всей истории человечества (сторонники теории культурных циклов), и этапы все­общего линейно-поступательного культурного раз­вития (эволюционисты), в ряде учений был преобразован в сравнительно-типологичес­кий (М.Вебер, Сорокин), соединялся с мето­дами социальной статистики (Кетле). Значительный вклад в развитие сравнительного метода вне­сли Дж.Фрейзер и Э.Тэйлор, который сумми­ровал данные о 350 народах в виде таблиц как основы для сопоставительного анализа культурных черт. Рост популярности сравнительных ис­следований, произошедший после Второй ми­ровой войны, проявился в широком распрос­транении опросов общественного мнения (ориентированных на выявление социо-куль­турных различий преимущественно в коли­чественных показателях), в развертывании значительного числа кросс-культурных про­ектов (Р. Бенедикт, Д. Лернер, А. Инкелес, Х. Кантрил, М.Л. Фарбер, Ф.У. Фрей, К.В. Бак, М. Стикос и др.). По результатам в США опубликована «Стандартная кросс-культур­ная выборка» из 186 культур. В зависимости от объекта и масштаба анализа различают не­сколько типов сравнительных исследований: сравнения между странами (сгоss-соuntry), которые в известном смысле совпадают с межгососударственными (сгоss-national) исследованиями, межсоциетальные (сгоss-societal), собственно меж­культурные (сгоss-сultural), а также макросоциальные или глобальные сравнения. В последних сопос­тавление проводится среди максимально воз­можного числа стран (культур). Примером глобального исследования может служить формирование «Нuman Rеlations Агеа Filе», картотеки, содержащей в закодированном виде данные о 500 культурах [Культура и культурология: Словарь. С.430-431].

КОМПЕНСАТОРНАЯ ФУНКЦИЯ (лат. сотрепsatio —- уравновешивание, уравнивание) — функция творческого восполнения, возмещения недоступного, труднодостижимого, утраченного, уравновешивание дисбаланса между потребностями и возможностями их удовлетворения. Психологическому аспекту этой функции особое внимание уделяли 3. Фрейд, И. Кант, Ф. Шиллер, Д. Дьюи, а также К. Юнг, Т. Маркузе и др. [Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. С.381].

 

КОМПЕТЕНТНОСТЬ (лат. сompetens - соответствующий, способный) - владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 181].

 

Компетенция ─круг полномочий, предоставленный законом, уставом или иным актом конкурентному органу или должностному лицу; знания, опыт в той или иной области; крут вопросов, в которых личность хорошо осведомлена; совокупность социальных функций, которыми владеет человек при реализации социально значимых прав и обязанностей [Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). С.115].

 

КОНСЕНСУС (лат. соnsensus ─ согласие, единодушие, согласованность) ─ наличие между двумя или более индивидами сходных познавательных и практических ориентаций позволяющих им установить взаимопонимание и (или) взаимодействие в каком-либо отношении; в более узком, специфически социологическом смысле К. ─ это согласие значимого большинства любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, получающее выражение в согласованных действиях людей, обусловливающих существование и функционирование данного сообщества. Т.к. та или иная степень согласия в мнениях (представлениях) и согласованности в действиях необходима для любой формы социального общения, любой социальной организации, то проблема К. вставала (и встает) практически в русле всех основных теоретических ориентации современной западной (а теперь и нашей) социологии [Политология: Энциклопедический словарь. С.137.]

 

КОНТЕКСТ (лат. contextus - тесная связь, соединение) — словесное окружение; текстовая обусловленность, позволяющая уточнить значение какого-либо слова или фразы [Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. С.186].

 

КОНТРКУЛЬТУРА ─обозначение разно­родных по идейно-политической ориентации ценно­стей определенных групп молодежи («новые левые», хиппи, битники, контркультурные дви­жение негров, движения против расизма, гражданское неповиновение и др.), противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимает различные формы: от пассив­ных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом, «левацким» радикализмом; «неприобретательс­кий» образ жизни проникнут культурным нигилиз­мом, технофобией, религиозными поисками. К. обоз­начает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Термин «К.» введен в научный оборот Маркузе и Росзаком в 1972г. для обозначения движения хиппи и сту­денческих радикальных группировок (в том числе студенческого бунта во Франции в 1968г.) прежде всего как идеологического явления. Они увидели в молодежном радикальном протесте против существующего истэблиш­мента выступление одного поколения против другого. Они считали, что К.— порождение среднего класса, а субкультура — рабочего. В развитом капиталистическом обществе так оно и есть, поскольку компетентный полиический вызов властям может бросить только образованная молодежь, в то время как дистанцироваться от буржуазной культуры, не претендуя на политический захват власти, способна рабочая молодежь. В то же время другие исследователи полага­ли, что субкультура рекрутируется из разных классов [Культура и культурология: Словарь. С.434].

КОНФЕССИЯ – разновидность той или иной религии, того или иного вероисповедания [Словарь-справочник по культуре речи для школьников. С.245].

 

КОНФЛИКТ (лат. сопflictus столкновение) предельно обостренное противоречие, связанное с сильными эмоциональными переживаниями. Конфликты подразделяют на кратковременные и затяжные, явные и скрытые и др. Принципиальным является разделение конфликтов на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые). Конфликт внутриличностный - столкновение примерно равных по силе, но противоположных по направленности потребностей, мотивов, интересов, влечений и т. п. у одного и того же человека. Его симптомы - неустойчивость настроения, повышенная ранимость и т.д. Если внутриличностный конфликт носит затяжной характер, он проявляется в форме отклонений в поведении, снижения результатов деятельности; на почве конфликта возможно возникновение невроза. Конфликт межличностный - ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон. Возможно возникновение конфликта межгруппового, когда в качестве противостоящих сторон выступают группы, преследующие несовместимые цели и своими действиями препятствующие друг другу. Конфликт в своем развитии проходит несколько этапов: возникновение, становление, зрелость, преобразование. Каждый этап предполагает свою логику поведения участников. Возможны следующие варианты психологической коррекции конфликта: компромисс (взаимные уступки), привлечение объективных «судей», переключение внимания, «взрыв», разделение деловой и эмоциональной сторон конфликта, отсрочка [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 203-204].

 

КОНФЛИКТ КУЛЬТУРНЫЙ – критическая стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личнос­тями, их группами, личностью и группой, личностью и обществом, группой и обществом, между разными сообществами или их коалициями. В отличие от большинства иных видов конфликтов, в основании которых лежат, как правило, противоречия в более или менее прагматичных и утилитарных интересах сторон (экономических, политических и других властно-собственнических, статусно-ролевых, гендер­ных, кровно-родственных и пр.), К.к. специфичен именно своей идеологической обусловленностью, несовместимо­стью оценочных позиций, мировоззренчческих и религиозных уста­новок, традиционных норм и правил осуществления той или иной социально значимой деятельности и т.п., т.е. в ко­нечном счете различием в социальных опытахконфлик­тующих сторон, закрепленных в параметрах их идеоло­гии (индивидуальной или групповой).

Процессуально всякий конфликт динамичен и обычно включает стадии накопления противоречий, попыток разрешить их в процессе переговоров, разры­ва переговоров, враждебных действий или демонстра­ций враждебного отношения, завязывания новых кон­тактов между сторонами, новых более конструктивных переговоров и, наконец, нахождения компромисса и заключения конвенции. Разумеется, широко распрост­ранен и такой способ разрешения конфликтов, как борьба «до победного конца», заканчивающаяся унич­тожением соперника или приведением его в полную покорность, что, как правило, является лишь отклады­ванием подлинного разрешения конфликта на будущее.

Практически формы К.к. могут иметь различный масштаб и характер: от ссоры в межличностных отношениях до межгосударственных и коалиционных войн. Типичными примерами наиболее масштабных и жестоких К.к. являются крес­товые походы, религиозные, гражданские, революционные и отчасти национально-освободительные войны, деяния церковной инкви­зиции, геноцид, насильственное обращение в насаждаемую веру, в значительной мере политические репрессии и т.п. Существенное место элементы К.к. именно как конфликта ценност­ных установок занимали в причинах возникновения Второй мировой войны (в отличие от Первой, преследовав­шей преимущественно политико-экономические цели). К.к., как правило, отличаются особенной ожесточенностью, бескомпромиссностью, а в случае применения силы пре­следуют цели не столько покорения, сколько практического уничтожения носителей чуждых ценностей. С этой спе­цификой связана и особенная сложность нахождения компромисса и примирения конфликтующих сторон, стремящихся отстоять свои принципы «до победного конца». Компромиссы, как известно, легче достигают­ся между соперничающими интересами, нежели между несовместимыми ценностными и идеологическими установками.

Проблема К.к. неразрывно связана с проблемами культурной толерантности и комплементарности, с ин­тересом к иной культуре (в ее групповом или персони­фицированном воплощении) и поиском точек ценнос­тных совпадений или пересечений. Поскольку антропологические и социальные основания интересов и потребнос­тей, а отсюда и базовые ценностные установки у всех людей и их сообществ в силу единства физической и психической природы человечества более или менее однотипны, это открывает большие возможности для поиска и манифестации совпадающих ценностных парадигм в культурах разных сообществ и их социальных групп в качестве про­филактики К.к. В конечном счете поиск такого рода ос­нований для согласования интересов и общих ценнос­тных ориентиров между субъектами противоречий и понижения уровня напряженности этих противоречий является одной из главных задач всякой политики.

Особым типом К.к. является творческий конфликт меж­ду направлениями, школами, группировками или от­дельными корифеями науки, философии, художественной куль­туры. Здесь прежде всего имеет место соперничество между различными методами познания и отражения действи­тельности, конфликт в определении критериев истин­ности того или иного метода. Близким к этому типу яв­ляется и конфликт интерпретаций (преимущественно культурных текстов), свойственный как перечисленным областям интеллектуально-творческой деятельности, так и сферам религии, права, образования и т.п., в котором так­же значимую роль играет вопрос о критериях истинно­сти той или иной интерпретации того или иного текста. Разрешение такого рода К.к., как правило, связано с достижением конвенций, признающих равноправие и взаимодополнительность различных позиций, методов, ин­терпретаций и пр.

В отличие от существующих теорий социального конфликта, рассматривающих это явление как в основ­ном положительного, способствующее поступательному развитию общества, анализ К.к. не выявляет в нем никаких явных разви­вающих потенций. Ведь здесь имеет место противоре­чие не между более и менее эффективными способами удовлетворения объективных интересов и потребностей людей, а между различными оценками и интерпретациями тех или иных культурных текстов, единств, объективное преимущество которых заключается в том, что они «на­ши» или «не наши», т.е. речь идет о конфликте не столько интересов, сколько амбицийличностей, групп, сообществ. Может быть, именно поэтому К.к. отличаются такой бескомпромиссностью [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1. С.325].

КОНФОРМИЗМ - поведение человека, основанное на зависимости от господствующих стандартов, мнений, стереотипов и установок с целью самосохранения, безопасности, выживания [Культурология: учебно-методический комплекс. С.38].

 

КОНЦЕПЦИЯ (лат. сопceptio — понимание, познание) — основная идея, замысел, ведущая мысль, план какого-либо научного труда, произведения искусства и т.п. [Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. С.190].

КОПИЯ (лат. – множество, запас) – абсолютно точное повторение, воспроизведение оригинала. Понятие «копия» следует отличать от близкого по значению понятия «авторизованная копия» – повторение оригинала, выполненное другим художником с некоторыми отступлениями, изменениями, имеющими особую художественную ценность. Наряду с авторизованной копией существует реплика, или репликация, которая является не абсолютно точным повторением, а авторской интерпретацией оригинала с возможным изменением деталей и в этом смысле близка вариации и реминисценции. Копия с художественного произведения предусматривает повторение его в той же манере, в том же материале и размерах, что и подлинник. Копирование как вид деятельности необходим, прежде всего, для музеев и частных коллекций. Благодаря копиям, добросовестно сделанным древними римлянами с оригиналов скульптур великих мастеров Древней Греции, удалось сохранить античное художественное наследие. В наше время главное предназначение копий состоит в том, чтобы предохранить произведения искусства, имеющие общечеловеческую значимость, от возможных случайных и умышленных повреждений. С этой целью в последнее время широко практикуется экспонирование в залах художественных музеев вместо оригиналов копий высокого качества. Часто художники выполняют копии со своих наиболее популярных работ, особенно тогда, когда на них получены заказы. Так, А.К.Саврасов после громкого успеха картины «Грачи прилетели» сделал несколько ее копий. Нередко музеи изготавливают копии для продажи. Широко распространено изготовление копий редких монет, медалей, изделий из драгоценных камней и металлов. Такие копии называются стразами и используются в музейных и домашних экспозициях. Стразы незаменимы при киносъемках и в быту. Копирование необходимо при обучении мастерству в том или ином виде искусства: прилежное подражание мастеру позволяет освоить суть творческого метода [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.274].




double arrow
Сейчас читают про: