КИЧ (китч; нем. kitsch — халтурить, создавать низкопробные произведения) — дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект; синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика. Возник в прикладном искусстве. В художественной промышленности 2-й пол. 19 — нач. 20 в. К. распространился как промышленная имитация уникальных изделии, на все сферы искусства: от станковой живописи до всех видов искусства, в том числе не только традиционные — литература, музыка, театр, архитектура, но и кинематограф, телевидение. В 1960-80-е гг. предметы К. стали распространенным явлением массовой культуры. Особую популярность К. получил в оформлении бульварной печатной продукции, кино и видео, в различных формах стандартизированного бытового украшения. К. захватывает сферу не только самодеятельного и профессионального искусства, но народное искусство, куда проникают элементы дефольклоризации, псевдохудожественные произведения. В каждой стране обнаруживаются национальные особенности К. Широкое распространение К. получил и в России. В современном мире К. настолько распространен, что специалисты выделяют несколько его разновидностей (Т.А.Фетисова). Ретро-кич — мода на классический исторический К. Сегодня многие коллекционируют классический К.: статуэтки, коробочки, коврики, открытки. Ярмарочный К. — современные рыночные кошки-копилки, игрушки, отдаленно напоминающие народные, и др. поделки. Неокич, включающий в себя дизайн-кич, гаджет-кич (различного рода сувениры, отличающиеся поражающей нелепостью: авторучка-карманный фонарик, запонки с термометром или пушка, стреляющая сигаретами). Кэмп — псевдоинтеллектуальные образчики наиболее уродливых проявлений К. Для К. характерны набор суррогатов, стереотипов, сентенциозность, набор житейских формул, помпезность. В отличие от подлинных видов искусства К. не вызывает духовных исканий, но стремится к созданию незамутненного, самоуверенного спокойствия. Подражая высоким художественным образцам, К. намеренно низводит их до банальности и пошлости. Паразитируя на высоком искусстве, К. тяготеет также ко всему таинственному, непознанному. Отсюда интерес к теософии, антропософии, оккультным наукам, но без стрессов и метаний. Поэтому в К. распространены упрощенные образцы сатанизма. Предметом интереса К. являются также скандальные сенсации, модные проблемы, современные научные идеи, поданные в вульгаризованном, поверхностном виде [Культура и культурология: Словарь. С.419-420].
КЛАССИКА (лат. – первоклассный, образцовый) – в широком смысле слова – период наивысшего подъема, расцвета в культуре какой-либо исторической эпохи или страны. А также выдающиеся, общепризнанные, образцовые произведения искусства, имеющие исключительную ценность для мировой культуры. Созданные ранее, они не теряют своей актуальности и с течением времени. В эстетическом смысле являются эталоном, идеалом. В узком смысле слова под классикой понимают период подъема и максимального расцвета древнегреческой культуры, последовавший за архаикой и предшествовавший эллинизму. Период классики характеризуется общими типологическими чертами художественной культуры Греции. Ее специфика была во многом предопределена становлением полисной организации общественного устройства, афинской демократией, ментальностью (см. Менталитет) и соответствующей им иерархией ценностей. Идея соразмерности сил человека и природы способствовала развитию антропоморфизма мироощущения греков. Знаменитая фраза философа Протагора «Человек – мера всех вещей» является одной из ключевых для понимания художественного стиля классики. Человек и его сущность, постижение тайн человеческого бытия являются главными темами художественной культуры. Памятники искусства теряли сакральную сущность (см. Сакральное) и культовый характер. Резко возрастали роль искусства и статус художника в обществе. В сложившейся системе искусств этого периода лидирующую позицию занимала скульптура, поскольку ее произведения могли наиболее ярко выразить греческое понимание красоты и особенности ментальности – стремление воплотить мысли и чувства в телесной, осязаемой форме, рациональность, устремленность к идеалу, мере, гармонии и симметрии. Не случайно многие исследователи (И.Винкельман, Г.Гегель, О.Шпенглер) именно в скульптуре видели выражение самого существа древнегреческой культуры, находя черты статуарности и пластичности не только в архитектуре, живописи, литературе, театре, но и в философии. По мнению А.Ф.Лосева, даже математика и астрономия были «скульптурны и осязаемы». В древнегреческой скульптуре преобладали образы богов, мифических героев, атлетов, воинов, идеальных представителей полиса, воплощавших лучшие черты гражданина. В отличие от скульптурных памятников Древнего Востока не существовало полярности различных типов скульптуры. Главное отличие образа богов от смертных людей заключается в их совершенстве, идеально прекрасном облике. Но и человек, совершенствуясь, приближается к миру богов. Образ человека высокой классики был обобщен и максимально приближен к умозрительному идеалу. Его отличала эмоциональная уравновешенность, передача душевного состояния на основе обобщенных человеческих типов. Только в поздней классике усиливаются индивидуализация образов, психологизм, внимание к внутреннему миру человека, зарождаются жанровость и характерность. Греческую классическую культуру отличает общечеловеческое содержание идеалов, гармония, равновесие идеи и формы, рационального и эмоционального, логики и чувства. Используя математические расчеты, греческие художники обосновали правило «золотого сечения», идеальные пропорции фигуры человека и ордерной системы в архитектуре (см. Ордер архитектурный). Это способствовало возникновению канона, который не превратился в штамп, поскольку художественное мышление оставалось творческим. Пробуждение самосознания личности способствовало развитию авторского начала в искусстве. Не случайно слово «скульптор» в дословном переводе с древнегреческого языка обозначает «творец красоты». Художественный процесс понимался как творчество, приобщающее человека к прекрасному [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.255-256].
КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — тип общего среднего образования, в котором главными предметами были древние языки и математика. Сложилось в Западной Европе в эпоху Возрождения. В 19 в. учебные заведения с классической программой (гимназии, лицеи и проч.) были основным типом средней школы, готовившей к поступлению в университет. В ряде стран К.о. сохраняется как одно из альтернативных направлений учебы в средней школе [Культура и культурология: Словарь. С.421].
КЛИНОПИСЬ – древнее словесно-слоговое письмо в Передней Азии; названо по форме похожих на клинья знаков, которые выдавливались на глиняной табличке прямоугольной палочкой [Культурология: учебно-методический комплекс. С.38].
КОД — совокупность знаков (символов) и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в виде набора из таких символов для передачи, обработки и хранения (запоминания). Правила, регулирующие К., устанавливаются по соглашению между носителями одной и той же культуры. Культурный К.— понятие более широкое, чем К. технический. Художественные произведения, особенно сочинения символистов, могут иметь определенный К., который не всегда доступен при первом прочтении. Кроме текстовых К. существуют поведенческие, правовые, спортивные, дорожные и др. Кодирование используется во всех областях общественной и культурной деятельности, в этом смысле любой продукт человеческой деятельности закодирован. Простейший вид К.— двоичный: Да/ Нет, Вкл/Выкл +/- или 1/0. Его используют современные компьютеры. В цифровых (разрядовых) К. единицы строго отделены одна от другой (например, устный язык, математика или нотная запись, где деление на разряды налагается на непрерывную шкалу звуков). К аналоговым К. примыкают эстетические и эмоциональные. Эстетические К. не используют строго определенных смыслов, стремясь скорее к субъективным или межсубъективным значениям. Они не имеют универсального дешифратора, в этом смысле каждое художественное произведение уникально и содержит в себе свой собственный ключ к пониманию. Презентационные К. в качестве проводника используют тело — они очень конкретны, привязаны к данным обстоятельствам и состоянию адресата. Примером служат телесные контакты, физическая близость, положение тела, внешний вид, кивки, выражения лица, жесты, позы, движения глаз и визуальный контакт, а также невербальные аспекты речи (интонация, громкость). Их часто называют К. невербальной коммуникации. Репрезентационные К. выражают изолированные тексты, которые могут существовать отдельно от адресата — они могут описывать абстракции, умолчания и обобщения, обычно используя для этого иконические или символьные знаки (по Ч. Пирсу). На подобных К. построены книги, картины, фильмы и т. д. В каждой среде, в т. ч. культурной, существует определенный набор технических К. В фотографии это К. фокуса, освещения, рамок, ракурса; в кино и на телевидении К. монтажа, расфокусировки и наплыва; в музыке — обозначения типа аl1еgго, lente и staccato. Особый тип культурного К. имеют мифы. Когда человек концептуализирует мир и формирует свое мировоззрение, он пользуется К. И вообще, любая культура в широком смысле представляет собой определенный К. [Культура и культурология: Словарь. С.423-424].
Колледж — самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающее обучающимся повышенный уровень квалификации [Бухарова Г.Д., Арефьев О.Н., Старикова Л.Д. Системы образовыания. С.463].
КОЛОСС (греч. kolossos – большая статуя), скульптурное произведение гигантских размеров, призванное воздействовать своей необычностью; кто-либо или что-либо выдающееся по своей величине, значительности [Культурология: учебно-методический комплекс. С.38].
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ (лат. соттипiсо — делаю общим, связываю, общаюсь) — осуществляет связь между людьми во времени и пространстве, внутри и вне определенной социальной организации. Культура есть форма общения, средством которого выступает язык в широком понимании его значения, как определенная система знаков (слова, жесты, рисунки, нотная запись, рукотворные предметы и т.д.). Суть коммуникационного процесса состоит в достижении культурно-социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. [Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. С.380-381].
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ ─ использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям. При передаче сообщения происходит указание на какой-либо предмет, что обозначается как указательная, или индикативная, функция речи, а также высказывание собственных суждений по тому или иному вопросу, что обозначается как предикативная функция речи, или функция высказывания. Иногда выделяют еще эмоционально-выразительную функцию речи, от которой зависит ее побудительная сила [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 180].
КОММУНИКАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ — процесс взаимодействия между людьми, социальными группами, организациями, конкретными культурами, при котором осуществляется передача и (или) обмен культурной информацией посредством специальных знаковых систем (языков), приемов и средств их использования [Культурология. XX век. Словарь. –СПб., 1997. С. 185].
КОМПАРАТИВИСТИКА (лат. comparativus — сравнительный) — сравнительные исторические и культурологические исследования. В частности сравнительно-исторический метод позволяет выявлять с помощью сравнения общее и особенное в исторических явлениях, ступени и тенденции их развития. Формы сравнительно-исторического метода: сравнительно-сопоставительный метод (раскрывает природу разнородных объектов), историко-типологическое сравнение (объясняет сходство различных по своему происхождению явлений одинаковыми условиями генезиса и развития), историко-генетическое сравнение (объясняет сходство явлений как результат их родства по происхождению) и др. Широкое распространение сравнительно-исторический метод получил в исторической науке, языкознании, культурологии, этнографии, социологии, антропологии, литературоведении. В литературоведении К. устанавливает черты сходства в различных литературах мира, общее и особенное, выделяет повторяющиеся в разных регионах мира сюжеты (концепция «странствующих сюжетов» или «миграции сюжетов»). Сопоставление европейской, арабской, африканской и других литератур, где обнаруживались сходные сюжеты, позволило глубже понять их национальную специфику, вклад каждой культуры в развитие мировой литературыры, лучше узнать социокультурные условия и историческую обстановку создания художественных произведений, особенно далеких эпох (античность, раннее средневековье). На основе сравнительно-исторических исследований в литературоведении в 19 в. сложилась самостоятельная научная школа — компаративизм, основными представителями которой считаются И. Гердер, Дж. Денлоп, Дж. Бенфей, В. Фридерих, Д. Мэлон, П. Ван Тигем, Ф.И. Буслаев, Х.М. Познетт, А.Н. Веселовский, В.А. Жуковский, В.М. Жирмунский, Н.И. Конрад, Р.М. Самарин, И.Г. Неуспокоева и др. Их работы охватывают очень широкий круг произведений, принадлежащих к разным национальным литературам, например, рассматриваются индийские сказания о Викрамадитье, монгольские — об Арджи-Борджа, легенды персидской Авесты, повести о Соломоне, представленные в разных литрах, в том числе и в русской, французские средневековые романы, сказки, повести и средневековый эпос, античные мифы и т.д. Для выявления повторяющихся приемов, сюжетов, героев ученым приходится сравнивать десятки и сотни произведений на разных языках. Благодаря этому можно говорить об общности не только отдельных произведений, но и между целыми литературными эпохами, литературными стилями, направлениями и течениями. Сходство возникает даже при полном отсутствии непосредственных контактов только потому, что произведения создаются в одинаковых исторических условиях. Подобное сходство принято называть типологическим. Типологическую близость В.М.Жирмунский обнаружил между эпосом германских и романских народов Западной Европы, русскими былинами и тюркскими и монгольскими эпическими произведениями, Н.И.Конрад — между феодальной литературой Китая и Японии и западно-европейской литературой 12-17 вв. и т. д. На общей типологической основе можно проследить и примеры частного совпадения отдельных идей, образов, сюжетов, жанров и т. д. К. помогает бороться с теми, кто хочет возвысить свою, родную культуру, утверждая, будто она выросла исключительно на местной национальной почве. Было доказано, что литература народа, в историческом развитии опередившего соседей, оказывает затем громадное влияние на остальных (итальянская литература в эпоху Возрождения, французская — в 18 в., русская — с конца 19 в. и т. д.). В зарубежной К. лидирующие позиции занимают две национальные школы — американская и французская. Американские исследователи, делающие основной акцент на эмпирический сбор фактов, группируются вокруг «Ежегодника сравнительной и всеобщей литературы»» а французские, сосредоточившиеся на теоретических проблемах, — вокруг «Обозрения сравнительного литературоведения». В центре К находится проблема синхронности развития разных национальных литератур. Став общепризнанным методом в социальных науках в 19 в., компаративный анализ, сложившийся прежде всего как метод сравнительно-исторический, позволяющий сопоставлять относительно замкнутые, самостоятельные культуры, формировавшиеся в течение всей истории человечества (сторонники теории культурных циклов), и этапы всеобщего линейно-поступательного культурного развития (эволюционисты), в ряде учений был преобразован в сравнительно-типологический (М.Вебер, Сорокин), соединялся с методами социальной статистики (Кетле). Значительный вклад в развитие сравнительного метода внесли Дж.Фрейзер и Э.Тэйлор, который суммировал данные о 350 народах в виде таблиц как основы для сопоставительного анализа культурных черт. Рост популярности сравнительных исследований, произошедший после Второй мировой войны, проявился в широком распространении опросов общественного мнения (ориентированных на выявление социо-культурных различий преимущественно в количественных показателях), в развертывании значительного числа кросс-культурных проектов (Р. Бенедикт, Д. Лернер, А. Инкелес, Х. Кантрил, М.Л. Фарбер, Ф.У. Фрей, К.В. Бак, М. Стикос и др.). По результатам в США опубликована «Стандартная кросс-культурная выборка» из 186 культур. В зависимости от объекта и масштаба анализа различают несколько типов сравнительных исследований: сравнения между странами (сгоss-соuntry), которые в известном смысле совпадают с межгососударственными (сгоss-national) исследованиями, межсоциетальные (сгоss-societal), собственно межкультурные (сгоss-сultural), а также макросоциальные или глобальные сравнения. В последних сопоставление проводится среди максимально возможного числа стран (культур). Примером глобального исследования может служить формирование «Нuman Rеlations Агеа Filе», картотеки, содержащей в закодированном виде данные о 500 культурах [Культура и культурология: Словарь. С.430-431].
КОМПЕНСАТОРНАЯ ФУНКЦИЯ (лат. сотрепsatio —- уравновешивание, уравнивание) — функция творческого восполнения, возмещения недоступного, труднодостижимого, утраченного, уравновешивание дисбаланса между потребностями и возможностями их удовлетворения. Психологическому аспекту этой функции особое внимание уделяли 3. Фрейд, И. Кант, Ф. Шиллер, Д. Дьюи, а также К. Юнг, Т. Маркузе и др. [Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. С.381].
КОМПЕТЕНТНОСТЬ (лат. сompetens - соответствующий, способный) - владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 181].
Компетенция ─круг полномочий, предоставленный законом, уставом или иным актом конкурентному органу или должностному лицу; знания, опыт в той или иной области; крут вопросов, в которых личность хорошо осведомлена; совокупность социальных функций, которыми владеет человек при реализации социально значимых прав и обязанностей [Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). С.115].
КОНСЕНСУС (лат. соnsensus ─ согласие, единодушие, согласованность) ─ наличие между двумя или более индивидами сходных познавательных и практических ориентаций позволяющих им установить взаимопонимание и (или) взаимодействие в каком-либо отношении; в более узком, специфически социологическом смысле К. ─ это согласие значимого большинства любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, получающее выражение в согласованных действиях людей, обусловливающих существование и функционирование данного сообщества. Т.к. та или иная степень согласия в мнениях (представлениях) и согласованности в действиях необходима для любой формы социального общения, любой социальной организации, то проблема К. вставала (и встает) практически в русле всех основных теоретических ориентации современной западной (а теперь и нашей) социологии [Политология: Энциклопедический словарь. С.137.]
КОНТЕКСТ (лат. contextus - тесная связь, соединение) — словесное окружение; текстовая обусловленность, позволяющая уточнить значение какого-либо слова или фразы [Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. С.186].
КОНТРКУЛЬТУРА ─обозначение разнородных по идейно-политической ориентации ценностей определенных групп молодежи («новые левые», хиппи, битники, контркультурные движение негров, движения против расизма, гражданское неповиновение и др.), противопоставляемых официальным ценностям. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом, «левацким» радикализмом; «неприобретательский» образ жизни проникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками. К. обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Термин «К.» введен в научный оборот Маркузе и Росзаком в 1972г. для обозначения движения хиппи и студенческих радикальных группировок (в том числе студенческого бунта во Франции в 1968г.) прежде всего как идеологического явления. Они увидели в молодежном радикальном протесте против существующего истэблишмента выступление одного поколения против другого. Они считали, что К.— порождение среднего класса, а субкультура — рабочего. В развитом капиталистическом обществе так оно и есть, поскольку компетентный полиический вызов властям может бросить только образованная молодежь, в то время как дистанцироваться от буржуазной культуры, не претендуя на политический захват власти, способна рабочая молодежь. В то же время другие исследователи полагали, что субкультура рекрутируется из разных классов [Культура и культурология: Словарь. С.434].
КОНФЕССИЯ – разновидность той или иной религии, того или иного вероисповедания [Словарь-справочник по культуре речи для школьников. С.245].
КОНФЛИКТ (лат. сопflictus – столкновение) – предельно обостренное противоречие, связанное с сильными эмоциональными переживаниями. Конфликты подразделяют на кратковременные и затяжные, явные и скрытые и др. Принципиальным является разделение конфликтов на внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые). Конфликт внутриличностный - столкновение примерно равных по силе, но противоположных по направленности потребностей, мотивов, интересов, влечений и т. п. у одного и того же человека. Его симптомы - неустойчивость настроения, повышенная ранимость и т.д. Если внутриличностный конфликт носит затяжной характер, он проявляется в форме отклонений в поведении, снижения результатов деятельности; на почве конфликта возможно возникновение невроза. Конфликт межличностный - ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон. Возможно возникновение конфликта межгруппового, когда в качестве противостоящих сторон выступают группы, преследующие несовместимые цели и своими действиями препятствующие друг другу. Конфликт в своем развитии проходит несколько этапов: возникновение, становление, зрелость, преобразование. Каждый этап предполагает свою логику поведения участников. Возможны следующие варианты психологической коррекции конфликта: компромисс (взаимные уступки), привлечение объективных «судей», переключение внимания, «взрыв», разделение деловой и эмоциональной сторон конфликта, отсрочка [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 203-204].
КОНФЛИКТ КУЛЬТУРНЫЙ – критическая стадия противоречий в ценностно-нормативных установках, ориентациях, позициях, суждениях между отдельными личностями, их группами, личностью и группой, личностью и обществом, группой и обществом, между разными сообществами или их коалициями. В отличие от большинства иных видов конфликтов, в основании которых лежат, как правило, противоречия в более или менее прагматичных и утилитарных интересах сторон (экономических, политических и других властно-собственнических, статусно-ролевых, гендерных, кровно-родственных и пр.), К.к. специфичен именно своей идеологической обусловленностью, несовместимостью оценочных позиций, мировоззренчческих и религиозных установок, традиционных норм и правил осуществления той или иной социально значимой деятельности и т.п., т.е. в конечном счете различием в социальных опытахконфликтующих сторон, закрепленных в параметрах их идеологии (индивидуальной или групповой).
Процессуально всякий конфликт динамичен и обычно включает стадии накопления противоречий, попыток разрешить их в процессе переговоров, разрыва переговоров, враждебных действий или демонстраций враждебного отношения, завязывания новых контактов между сторонами, новых более конструктивных переговоров и, наконец, нахождения компромисса и заключения конвенции. Разумеется, широко распространен и такой способ разрешения конфликтов, как борьба «до победного конца», заканчивающаяся уничтожением соперника или приведением его в полную покорность, что, как правило, является лишь откладыванием подлинного разрешения конфликта на будущее.
Практически формы К.к. могут иметь различный масштаб и характер: от ссоры в межличностных отношениях до межгосударственных и коалиционных войн. Типичными примерами наиболее масштабных и жестоких К.к. являются крестовые походы, религиозные, гражданские, революционные и отчасти национально-освободительные войны, деяния церковной инквизиции, геноцид, насильственное обращение в насаждаемую веру, в значительной мере политические репрессии и т.п. Существенное место элементы К.к. именно как конфликта ценностных установок занимали в причинах возникновения Второй мировой войны (в отличие от Первой, преследовавшей преимущественно политико-экономические цели). К.к., как правило, отличаются особенной ожесточенностью, бескомпромиссностью, а в случае применения силы преследуют цели не столько покорения, сколько практического уничтожения носителей чуждых ценностей. С этой спецификой связана и особенная сложность нахождения компромисса и примирения конфликтующих сторон, стремящихся отстоять свои принципы «до победного конца». Компромиссы, как известно, легче достигаются между соперничающими интересами, нежели между несовместимыми ценностными и идеологическими установками.
Проблема К.к. неразрывно связана с проблемами культурной толерантности и комплементарности, с интересом к иной культуре (в ее групповом или персонифицированном воплощении) и поиском точек ценностных совпадений или пересечений. Поскольку антропологические и социальные основания интересов и потребностей, а отсюда и базовые ценностные установки у всех людей и их сообществ в силу единства физической и психической природы человечества более или менее однотипны, это открывает большие возможности для поиска и манифестации совпадающих ценностных парадигм в культурах разных сообществ и их социальных групп в качестве профилактики К.к. В конечном счете поиск такого рода оснований для согласования интересов и общих ценностных ориентиров между субъектами противоречий и понижения уровня напряженности этих противоречий является одной из главных задач всякой политики.
Особым типом К.к. является творческий конфликт между направлениями, школами, группировками или отдельными корифеями науки, философии, художественной культуры. Здесь прежде всего имеет место соперничество между различными методами познания и отражения действительности, конфликт в определении критериев истинности того или иного метода. Близким к этому типу является и конфликт интерпретаций (преимущественно культурных текстов), свойственный как перечисленным областям интеллектуально-творческой деятельности, так и сферам религии, права, образования и т.п., в котором также значимую роль играет вопрос о критериях истинности той или иной интерпретации того или иного текста. Разрешение такого рода К.к., как правило, связано с достижением конвенций, признающих равноправие и взаимодополнительность различных позиций, методов, интерпретаций и пр.
В отличие от существующих теорий социального конфликта, рассматривающих это явление как в основном положительного, способствующее поступательному развитию общества, анализ К.к. не выявляет в нем никаких явных развивающих потенций. Ведь здесь имеет место противоречие не между более и менее эффективными способами удовлетворения объективных интересов и потребностей людей, а между различными оценками и интерпретациями тех или иных культурных текстов, единств, объективное преимущество которых заключается в том, что они «наши» или «не наши», т.е. речь идет о конфликте не столько интересов, сколько амбицийличностей, групп, сообществ. Может быть, именно поэтому К.к. отличаются такой бескомпромиссностью [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1. С.325].
КОНФОРМИЗМ - поведение человека, основанное на зависимости от господствующих стандартов, мнений, стереотипов и установок с целью самосохранения, безопасности, выживания [Культурология: учебно-методический комплекс. С.38].
КОНЦЕПЦИЯ (лат. сопceptio — понимание, познание) — основная идея, замысел, ведущая мысль, план какого-либо научного труда, произведения искусства и т.п. [Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. С.190].
КОПИЯ (лат. – множество, запас) – абсолютно точное повторение, воспроизведение оригинала. Понятие «копия» следует отличать от близкого по значению понятия «авторизованная копия» – повторение оригинала, выполненное другим художником с некоторыми отступлениями, изменениями, имеющими особую художественную ценность. Наряду с авторизованной копией существует реплика, или репликация, которая является не абсолютно точным повторением, а авторской интерпретацией оригинала с возможным изменением деталей и в этом смысле близка вариации и реминисценции. Копия с художественного произведения предусматривает повторение его в той же манере, в том же материале и размерах, что и подлинник. Копирование как вид деятельности необходим, прежде всего, для музеев и частных коллекций. Благодаря копиям, добросовестно сделанным древними римлянами с оригиналов скульптур великих мастеров Древней Греции, удалось сохранить античное художественное наследие. В наше время главное предназначение копий состоит в том, чтобы предохранить произведения искусства, имеющие общечеловеческую значимость, от возможных случайных и умышленных повреждений. С этой целью в последнее время широко практикуется экспонирование в залах художественных музеев вместо оригиналов копий высокого качества. Часто художники выполняют копии со своих наиболее популярных работ, особенно тогда, когда на них получены заказы. Так, А.К.Саврасов после громкого успеха картины «Грачи прилетели» сделал несколько ее копий. Нередко музеи изготавливают копии для продажи. Широко распространено изготовление копий редких монет, медалей, изделий из драгоценных камней и металлов. Такие копии называются стразами и используются в музейных и домашних экспозициях. Стразы незаменимы при киносъемках и в быту. Копирование необходимо при обучении мастерству в том или ином виде искусства: прилежное подражание мастеру позволяет освоить суть творческого метода [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.274].






