Задачей расчета является определение величин сил и моментов сопротивлений, возникающих при передвижении экскаватора ЭКГ-12 по горизонтали, при трогании с места, при подъеме и при повороте.
Привод хода экскаватора индивидуальный на каждую гусеницу что обеспечивает повышенную проходимость и маневренность машины. Тяговое усилие на каждом ведущем колесе гусеничного хода создается электродвигателями МПЭ175-450 через двухступенчатый червячно-цилиндрический редуктор с прямозубой тихоходной цилиндрической передачей.
Основные размеры ходовой тележки указаны на чертеже 1902.314122.100 СБ. Данные для расчета приведены в таблице 1. Кинематическая схема привода хода приведена на чертеже 1902.314122.400.
Данные для расчета приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Параметры экскаватора ЭКГ-12
Наименование параметра | Обозна-чение | Единицы измерения | Числовое значение |
Рабочая масса экскаватора | G | Тс (кН) | 850 (83385) |
Момент двигателя, стопорный | Мстоп | кгс∙м (кН∙м) | 855 (8,388) |
Передаточное число привода хода, общее | i | 231,52 | |
Гусеничный ход: | |||
Ширина гусеничной цепи | b | М | 1,8 |
Шаг гусеничной цепи | t | М | 0,5 |
Масса гусеничного звена | m | Т (кН) | 0,63(6,18) |
Число кулаков на ведущем звене | z | 9 |
2.2 Определение сопротивления при прямолинейном
движении экскаватора
Составляем уравнение тягового баланса в гусенице при трогании машины с места.
, (2.1)
где - тяговое усилие, кН
Wвн - внутреннее сопротивление в гусенице, кН;
Wк - сопротивление катанию, учитывающее затраты энергии на деформирование грунта под гусеницами, кН;
Wи - сопротивление инерции при трогании с места, кН;
– сопротивление ветровой нагрузки, кН.
Внутреннее сопротивление для переднего хода
где W1 - сопротивление в подшипниках опорных колес, кН,
где G1 - часть веса экскаватора, приходящаяся на одну гусеницу, кН;
g3 - вес гусеничных звеньев, лежащих на земле, кН;
- коэффициент трения в подшипниках, при бронзовых подшипниках и густой смазке, ;
d - диаметр осей опорных катков, d = 0,27м;
D - диаметр опорных катков, D = 1,2м;
G1 = 850 / 2 = 425тс = 4169,4 кН.
где - длина опорной части гусеницы, м;
m – масса гусеничного звена, кН;
t – шаг гусеничной цепи, м
W2 - сопротивление в подшипнике ведущего колеса, кН
где R - реакция в подшипнике ведущего колеса, вызванная окружным усилием тяги и окружным усилием передачи, принимаем 3,92 МН;
d1 - диаметр вала ведущего колеса, d1 = 0,32 м;
D1 - диаметр ведущего колеса по осям пальцев гусеничной цепи, D1 = 1,49м.
где - максимальное тяговое усилие, кН;
где - стопорный момент двигателя, =8,388кН;
- общее передаточное число механизма хода, =231,52;
- КПД механизма хода, = 0,8 [5];
– радиус ведущего колеса по пальцу гусеничного звена, м.
где - центральный угол между двумя кулаками ведущего колеса;
Тогда сопротивление в подшипнике ведущего колеса определится:
W3 - сопротивление в подшипниках направляющего колеса, кН,
где - сопротивление в подшипниках при движении вперед, кН;
- сопротивление в подшипниках при движении назад, кН;
d2 - диаметр оси направляющего колеса, d2 = 0,35 м;
D2 - диаметр направляющего колеса, D2 = 1,6 м;
W4 - сопротивление катанию опорных катков, кН,
где f - коэффициент трения качения опорных катков, при необработанной
поверхности качения и налипания грязи принимаем f = 0,0015 мм,
W5 - сопротивление изгибанию гусеничной цепи на ведущих колесах, кН,
где и – сопротивления изгибанию при движении вперед и назад, кН;
m1 - коэффициент трения в шарнирах звеньев цепи, m1=0,3;
d0 - диаметр пальцев шарниров звеньев гусеницы, м;
d0 = 0,1 м.
W6 - сопротивление изгибанию гусеничной цепи на направляющих колесах, кН;
где и - сопротивление изгибанию гусеничной цепи при движении вперед и назад, кН;
W7 - сопротивление движению гусеничной цепи по направляющему рельсу, кН;
где d3- диаметр оси поддерживающих катков, d3 =0,17м;
D3 - диаметр поддерживающих катков, D3 =0.73м.
Отсюда внутреннее сопротивление при движении вперед определится:
=
Внутреннее сопротивление для заднего хода
=
= 93,3+10,2+42,8+79,7+2,84 = 384,24кН.
Сопротивление инерции при трогании с места
Сопротивление перекатыванию гусеницы по грунту рекомендуется принимать (0,06...0,18)×G. Меньшее значение коэффициента для плотных грунтов, а большее - для мягких. Итак, значение сопротивления для одной гусеницы в плотном грунте
.
в слабом грунте
.
Сопротивление ветровой нагрузки определится
где - подветренная площадь, равная площади боковой поверхности экскаватора, =80 м3;
- предельное давление ветра, при котором разрешается работа экскаватора, = 50кгс/м2.
Тяговое усилие при трогании с места:
а) плотный грунт, передний ход
, (2.19)
.
б) слабый грунт, передний ход
Тяговое усилие в цепи при установившемся прямолинейном движении экскаватора:
а) плотный грунт, передний ход
(2.20)
.
б) слабый грунт, передний ход
в) плотный грунт, задний ход
г) слабый грунт, задний ход