Если данную реакцию остановить, то напряжение оставшееся в теле, может стать причиной мышечных зажимов, болей и других болезней

 

Страх.

Данная реакция способна побудить человека к бегству, к агрессии или наоборот, может вызвать у него оцепенение. При этом человек плохо понимает, что происходит вокруг и не способен к полному контролю над своим поведением.

 

Признаки страха:

- напряжение мышц (особенно лицевых);

-сильное сердцебиение; учащенное поверхностное дыхание;

- сниженный контроль над собственным поведением.

 

  Помните, что страх может быть полезным, когда помогает избегать опасности. Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает адекватным ситуации действиям. Например, человек может начать прятаться в месте опасном для жизни либо бежать неизвестно куда.

Помощь:

Если возможен физический контакт с пострадавшим.

1. Собственное спокойствие. Для того, чтобы помочь человеку положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил Ваш спокойный пульс это сигнал: «Я сейчас рядом, ты не один». При проявлении страха у человека учащенный пульс и прерывистое дыхание, он напуган. И что бы его немного успокоить можно просто подстроиться к нему на телесном уровне и поменять его биоритмы на более спокойные. К тому же он будет ощущать ваше присутствие рядом и поймет, что он не один, значит, рядом есть тот, кто может ему помочь и защитить. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с Вами ритме.

2. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела. Чаще при страхе у пострадавшего напряжены трапециевидные мышцы. Предложите ему легкий массаж, это расслабит его на телесном уровне и позволит понять, что вы рядом и готовы помочь.

3. Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие. Используйте отвлекающие занятия, не требующие сложных интеллектуальных действий. Как мы уже говорили, зачастую активное слушанье может помочь и поддержать пострадавшего. Человек чувствует, что его слышат и понимают.

4. Предложите человеку найти образ своего страха, добейтесь детального описания, попросите спроецировать его на воображаемый экран («На что похож твой страх?) Какого он цвета, формы, движется или нет и т.д. Попросите увеличить в размерах (или приблизить) этот образ, а затем уменьшить (или удалить) его, что позволяет почувствовать контроль над собственным страхом. («Попробуй увеличить свой образ на 1%, теперь уменьши на 2%» и т. д.). Помогая пострадавшему визуализировать страх, помогая прочувствовать его в теле, локализовать, вы тем самым поможете справиться с этим страхом.

5. Можно использовать технику «вынесение страха вовне». После того как пострадавший смог создать образ своего страха, попросите вынести его во вне, так же расспросите о том какой это страх, его цвет, форма, структура, можно ли его потрогать. Далее спросите, что бы хотел пострадавший сделать с этим образом, что бы не бояться его больше, например, изменить или уничтожить. Позвольте ему это сделать.

6. Используйте приемы саморегуляции.

7. Используйте отвлекающие занятия.

Психомоторное возбуждение

Иногда, в критической ситуации, человек испытывает настолько сильное потрясение, что просто перестает понимать, что происходит вокруг. Он не понимает где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Единственное что он может делать - это двигаться. Движения могут быть, как совсем простые, («Я побежал, а когда пришел в себя, оказалось, что не знаю, где нахожусь»), так и достаточно сложные («Я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить»).

Признаки психомоторного возбуждения:

· движения резкие;

· бесцельные и бессмысленные действия;

· ненормально громкая речь;

· часто отсутствует реакция на окружающих.

При психомоторном возбуждении:

– необходимо привлечь внимание пострадавшего к себе, не причиняя ему при этом вреда;

– говорить необходимо спокойным голосом, не спорить, в разговоре избегать фраз с частицей «не»;

– фразы и указания при общении с таким пострадавшим должны формулироваться четко и коротко. Если ему удается выполнить ваши указания – это необходимо поощрить;

– необходимо помнить, что психомоторное возбуждение может смениться другими реакциями.

Помощь:

1. Человека необходимо остановить, что можно осуществить с помощью приема «захват».

2. Пострадавшего необходимо на время изолировать от окружающих.

3. Уложив человека, используйте методику «Трех да». Методика состоит в том, что пострадавшему задаются 3 вопроса, на которые он ответит ДА, а четвертым дается утверждение. Например: «Ты меня слышишь? Ты меня видишь? Ты лежишь? А СЕЙЧАС ТЫ ВСТАНЕШЬ И УСПОКОИШЬСЯ!»

3. Можно помассировать человеку позитивные точки.

4. Говорить спокойным голосом, не спорить, в разговоре избегайте фраз с частицей «не».

 

Помните, что данная реакция может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

Находясь в двигательном возбуждении, человек способен причинить вред, как себе, так и окружающим его людям.

Данная реакция может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

Плач.

- Эту реакцию можно отнести к реакции, позволяющей человеку отреагировать его негативные эмоции. Данная реакция представляет собой нормальную и даже желательную реакцию в кризисных ситуациях: потеря близкого человека, потери жилья, дома и др. Проявление реакции плача является симптомом переработки негативных эмоций, поэтому крайне важно дать реакции плача состояться.

 

- Имея в виду, что одна реакция способна, по окончанию – перейти в другую, самым желательным вариантом такого перехода является переход любой из реакций – в реакцию плача.

Признаки плача:

- - человек уже плачет или готов разрыдаться;

- - у человека наблюдаются подрагивания губ и ощущение подавленности;

- - в отличие от истерики - возбуждение в поведении отсутствует.

Вспомните, что делают с детьми, когда они плачут? Правильно, их жалеют и тут тоже можно просто жалеть человека, его необходимо обнять и гладить по голове, пусть плачет. Вместе со слезами уходит негатив. Если есть кто- то из родственников, то необходимо объяснить, что слезы это хорошо и пусть просто будут рядом и жалеют. Человеку в состоянии ОСР необходимо чувствовать, что он не один. Очень важно помнить, что плакать могут не только женщины, но и мужчины и ничего позорного в мужских слезах нет! Если вы видите, что мужчина сдерживает слезы, уведите его в сторону, поговорите с ним, объясните, что тут он может не скрывать своих чувств и пусть лучше поплачет, чем через несколько дней сляжет с инфарктом в больницу.

 

Помощь:

1. Крайне важным является дать человеку поддержку на рациональном, вербальном и телесном уровне. Нежелательно оставлять пострадавшего одного. Если невозможно оказать такому человеку профессиональную помощь, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек.

2. Желательно использование элементарных приемов телесноориентированной терапии: установка физического контакта с пострадавшим (взять его за руку; положить свою руку на плечо или спину человека; погладить по голове), помогающим осознанию пострадавшего того, что он не один, с ним кто-то рядом, что является очень важным в такие моменты.

3. Применение приемов «активного слушания», помогает присоединиться к человеку на вербальном уровне, что обеспечивает возможность состояться реакции плача, выплеснуть свое горе: периодически произносите «угу», «ага», «да», кивайте головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за человеком отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.». Главное – выслушать человека и обеспечить возможность «выхода» эмоций. Просто слушайте, будьте включенными в разговор, не настаивайте на том, что бы человек вам все рассказал, он скажет столько, сколько будет готов говорить. Ваша задача выслушать. Иногда просто по средствам активного слушанья можно помочь человеку справиться с горем, например на телефоне доверия.

4.Не задавайте вопросов, не давайте советов. Лучше говорить: «Я чувствую, как внутри вас все сжимается» - и не говорить: «Я вас понимаю», потому что вам не поверят, так как переживания у всех разные.

Если человек сдерживает слезы, не происходит эмоциональной разрядки, облегчения, и если это продолжается достаточно долго, то может повредить физическому и психологическому здоровью человека.

5. Нежелательно оставлять пострадавшего одного, если невозможно оказать такому человеку профессиональную помощь, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек. Можно и желательно использовать элементарные приемы телесноориентированной терапии: установите физический контакт с пострадавшим (взять за руку; положить свою руку на плечо или спину; погладьте по голове). Это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один.

6. Помните, что после истерики наступает упадок сил. Поэтому позаботьтесь о последующем отдыхе человека. Так как истерика является негативно-агрессивной реакцией, она очень эмоционально яркая и на ее проявление затрачивается много энергии. У человека после таких реакций наступает упадок сил, и он нуждается в отдыхе, и если вы не можете ему предоставить спальное место, то хотя бы усадите его и дайте теплого чаю.

7. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием. Вполне возможно, что у вас не получится полностью снять реакцию и может понадобиться медикаментозное вмешательство. До появления медиков вы не должны оставлять пострадавшего одного, так как он может причинить вред себе или окружающим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: