Строй богослужебного пения и виды молитв

Многовидность церковного пения, к которой мы перешли, есть многовидность единого, подчиненная закону плиромности: состояния верующей души бесконечно родственны друг другу, ибо в каждом из них пламенеет целое.

Множественность видится двояко: систематически и процессуально — в составе единого, через века проносящего себя богослужебного пения. Начнем с последнего.
Если светская культура живет в обилии произведений, то богослужебное пение являет собой одно Сверхпроизведение, творимое Духом Святым, охватывающее тысячелетия исторической жизни Церкви, откликающееся на главнейшие духовные события, вмещающее в себя множество жанров. Годовой круг подвижный и неподвижный (символизирующие недоведомое нам время Домостроительства Божией благодати и время земное), гласовый круг (восьминедельный) и недельный — проецируют себя в богослужения суточного круга.

Последние (главнейшие из них: вечерня, утреня, литургия) родились из единой всенощной службы, которая тогда вся охватывалась понятием литургии (в переводе — общего дела, общественного служения).

Первоначальная единая литургия "состояла из следующих частей: 1) псалмически-молитвенной; 2) библейски-поучительной, хотя эта часть иногда меняла место; 3) гимнологически-хвалебной, песненно-торжественной, славословительной; 4) далее ектенийно-просительной и 5) наконец, жертвенно-Божественной".18

Разделение на три главнейшие службы (из-за практической нужды: труженникам после ночной службы предстояла работа) произошло не механически, а духовно-органически: службы "голографически" сохранили в себе образ целого; они подобны друг другу, строются на последовании упомянутых пяти разделов древней литургии.

Вместе с тем каждая из разнесенных во времени служб обрела и свое лицо в соответствии с ролью в целом и с условиями времени суток. Молитвенные последования вечерни и утрени устремлены к литургии как средоточию тайны. В самой литургии таким средоточием является литургия верных, а в ней — Евхаристический канон. Проскомидия и литургия оглашенных, как бы подхватывая настроения вечерни и утрени, приносят сердце готовым к восприятию тайны спасения. Дар Божией любви дается именно как дар, не заслуженный нами, но предшествоваший труд любви готовил сердце для принятия дара.

Основной тон каждой из служб митрополит Вениамин определяет следующим образом. Вечерня имеет характер мирно-покаянный, утреня — служба радостного подвига. Литургия, ее главная часть — Евхаристический канон, есть восхищенный гимн благодарения, хвалы, славы, любви, торжество Царской трапезы, Агнчего брака: взаимное общение Бога и людей в любви и Приобщении. "Соедините теперь все: покаяние вечерни, подвиг и славу утрени и любовь-общение с Богом на литургии. Какой чудный постепенный порядок и строй!. Воистину Дух Святой через святых отцов устроил наши Божественные службы!"19

Из общего строя и хода богослужения выделяются разновидности молитвенного пения. Из каких начал складывается вообще молитва?

Источник молитвы — сердце, руководимое Святым Духом. "Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Рим. 8:26). "А потом душа отыскивает и подходящие, соответствующие мысли и слова".20

Основные данности молитвы — бытие Бога, падение человека, земные нужды. В Новом Завете присоединился четвертый чрезвычайный источник — факт спасения, примирение с Богом, возвращение благодати, надежда на блаженство Царства Славы в Пресвятой Троице. Он, ставши центром, необыкновенно изменил тон молитвы. Спасение — лишь семя, закваска. Тесто прежнее, а в закваске — сила Нового Завета: ей предстояло все переменить на живое, творческое, сильное, новое. Новотворение дается борьбой — по заповеди Царство Небесное нудится (Мф.11:12). Царству противостоит "держава дьявола" (Евр.2:14) и наш ветхий страстный человек. Ветхозаветные элементы, сильные у грешных, изживаются у святых. В этих границах варьируется соотносительная значимость элементов покаяния, сокрушения, умилостивления или хвалы и радости.

"Итак, Бог, падшая душа (или грех), земные нужды и спасение во Христе — вот четыре конца или четыре угла, создающих единую молитву христианина. Отчасти это можно сказать и про всякого человека; только у нехристиан спасение было больше лишь в желании и томлении, а у христиан — уже отчасти и стало фактом. Бог, грех, земля, Небо..."21

Как распределяются они в Богослужении в молитвенно-подготовительной части, поучительной, хвалебно-гимнической, просительная и жертвенно-любовной?

В подготовительной — требуется аскетическое настроение: вхождение внутрь себя, состояние духовной подготовки, молитвенной самособранности, покаянно-уповательные чувства (опознание своего ветхого состояния, нищеты своей, греховности, надежда на Спасителя, уберегающая от отчаяния, умиротворение, укрепление — и отсюда вопль: услыши).

Более сильное средство к углублению в себя — Слово Божие, которое есть Бог, говорящий нам. Здесь мы — лицом к лицу с Богом. "Это уже встреча с Богом, более высокая, чем сокрушение от недостоинства предстать пред Ним. Здесь душа становится способною и достойною слушать Бога.

Прошение неотделимо от хвалы, его предваряющей. А что на вершине? К чему устремляет нас богослужение суточного круга и самой литургии? Восторг взаимной любви Бога и человеков! В восхищении духовного единения тает все, и после этого уже не может быть ничего, ибо любовь бесконечна. "Христианство зажгло огонь Пятидесятницы, и палимые им люди пошли на костры, к зверям, на крест, в пустыни, на подвиги, навстречу "Сладчайшему Иисусу", "отверзли уста свои" и "наполнились Духа" Утешителя, сладости благодати".22

Многообразие молитвенных песнесловий можно описать и со стороны жанрово-звуковой. Эта формальная типология выстраивается градациями в соотношении мелодического и речевого начал: выделяют пение силлабическое (слогу соответствует звук), невматическое (на один слог — два-три звука), мелизматическое (еще большая распетость слогов). Небесная свобода в Боге выразила себя в особом типе молитвенного пения — распеве (о нем — в третьей главе). По высотному признаку распевности противополагается псалмодирование, главный момент которого составляет напевное чтение на одной высоте. Словно бы застывая в созерцании недоведомого, псалмодия преобразуется в бесконечно длящийся тон, символ вечности. Дление мы склонны считать одним из жанровых начал молитвенного пения. В многоголосии (в мелизматическом органуме, в православном распеве с исоном, в барочном многоголосии) оно словно бы сливает наше сердце с вечностью.

Обе шкалы (формальная и духовная) соотносимы друг с другом: молитвам покаянным, просительным естественнее подходит псалмодирование, а гимнам, благодарениям, славлениям, песнопениям любви прилична распевность как выражение восторженного состояния души.

Взглянем теперь на серьезную музыку



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: