(открытый вопрос, можно дать несколько вариантов ответа)
| Количество человек | В % | |
| Гуляю | 71 | 44,1 |
| Друзья | 23 | 14,3 |
| Компьютер | 22 | 13,7 |
| Дома | 18 | 11,2 |
| Спорт В том числе тренажёрный зал | 18 6 | 11,2 3,7 |
| Читаю | 18 | 11,2 |
| Интернет | 12 | 7,5 |
| Слушаю музыку | 12 | 7,5 |
| Работаю | 12 | 7,5 |
| Сон | 12 | 7,5 |
| Отдыхаю | 9 | 5,6 |
| Активный отдых | 7 | 4,3 |
| Кино | 6 | 3,7 |
| Телевизор | 6 | 3,7 |
| Выполняю домашние задания, готовлюсь к поступлению, учусь | 5 | 3,1 |
| Гуляю с собакой | 4 | 2,5 |
| Дача | 3 | 1,9 |
| Дискотеки | 3 | 1,9 |
| Занимаюсь танцами | 3 | 1,9 |
| Занимаюсь музыкой (играю на гитаре) | 3 | 1,9 |
| Личная жизнь | 3 | 1,9 |
| Общение с родителями, родственниками | 3 | 1,9 |
| Ремонтирую машину | 3 | 1,9 |
| Хожу по магазинам | 2 | 1,9 |
Как видно из таблицы 13, большинство респондентов в свободное время гуляют (44,1 %).
На втором месте в приоритетных способах проведения свободного времени у учащихся учебных заведений начального профессионального образования находятся друзья (14,3 %).
Такой способ проведения свободного времени, как компьютер, находится у респондентов на третьем месте (13,7 %).
Данное распределение досуговых предпочтений молодёжи является характерным для подросткового возраста. Вероятно, данная группа респондентов ещё помнит, как проводила свободное время в школьные годы и не совсем адаптировалась к взрослой жизни.
Четвёртое место в распределении ответов на данный вопрос (11,2 %) были даны такие варианты ответов, как «дома», «спорт», «читаю».
На пятом месте (7,5 %) располагаются такие ответы, как «интернет», «слушаю музыку», «работаю», «сон».
Далее в таблице находятся такие варианты проведения досуга, как «отдыхаю» -
5,6 %, «активный отдых» - 4,3 %, «кино» -3,7 %, «телевизор» - 3,7 %, «выполняю домашние задания, готовлюсь к поступлению, учусь» - 3,1 %, «гуляю с собакой» - 2,5 %.
Совсем незначительное число учащихся учебных заведений начального профессионального образования (по 1,9 % соответственно) в качестве предпочтительных вариантов проведения досуга дали ответы «дача», «дискотеки», «занимаюсь танцами», занимаюсь музыкой (играю на гитаре)», «личная жизнь», «общение с родителями, родственниками», «ремонтирую машину», «хожу по магазинам».
Мы можем выделить варианты досуга, способствующие социальной и профессиональной адаптации молодых людей: спорт – 11,2 %, чтение – 11,2 %, работа – 7,5 %, выполнение домашних заданий, подготовка к поступлению, учёба – 3,1 %, выгул собаки – 2,5 %, занятия танцами – 1,9 %, занятия музыкой – 1,9 %, общение с родителями, родственниками – 1,9 %, ремонт машины – 1,9 %.
Как видно из распределения ответов респондентов на вопрос № 12, большинство респондентов ведут привычный со школьной поры образ жизни в сфере досуга, выбирая в качестве основных занятий в свободное время прогулки, встречи с друзьями и компьютер. Но в то же время около трети учащихся учебных заведений начального профессионального образования выбирают в качестве приоритетных занятий в свободное время варианты досуга, способствующие социальной и профессиональной адаптации.
Обратимся к итоговому вопросу раздела – о том, как учащиеся учебных заведений начального профессионального образования чувствуют себя в современной жизни.
Таблица 14
Распределение ответов на вопрос 13: «Как Вы чувствуете себя в современной жизни?»
(можно отметить только один вариант)
| Количество человек | В % | |
| Уверенно | 80 | 41,2 |
| Скорее уверенно | 61 | 31,5 |
| Неуверенно | 50 | 25,8 |
| По - другому | 3 | 1,5 |
| Итого: | 194 | 100,0 |
Как мы видим из распределения ответов, представленных в таблице 14, большинство учащихся профессиональных училищ и лицеев чувствуют себя в современной жизни уверенно (41,2 %). Вариант ответа «скорее уверенно» выбрали 31,5 % респондентов.
25,8 % учащихся учебных заведений начального профессионального образования чувствуют себя в современной жизни неуверенно. Безусловно, данной группе молодых людей необходима поддержка со стороны семьи и других институтов общества с тем, чтобы данная группа молодых людей была более уверена в себе, своих силах. Такая поддержка даст возможность этой группе молодёжи преодолеть трудности социальной адаптации. Получив всестороннюю поддержку, молодые люди будут легче адаптироваться также и в профессиональной сфере.
1,5 % опрошенных выбрали вариант ответа «по – другому».
В целом можно констатировать, что подавляющее большинство опрошенных молодых людей чувствуют себя в современном обществе вполне уверенно (73,0 %). Данный факт даёт нам основания предположить, что большинство учащихся учебных заведений начального профессионального образования будут иметь достаточно сил для того, чтобы пройти социальную и профессиональную адаптацию.
ВЫВОДЫ
Выводы по исследованию сформированности профессиональных планов учащихся учебных заведений начального профессионального образования и ценностных ориентаций в сфере профессиональной деятельности сделаны по следующим направлениям:
I. Мотивы выбора профессии учащихся учебных заведений






