Начального профессионального образования Санкт – Петербурга

Мотивы выбора профессии являются важной составной частью профессионального плана. Поэтому при изучении сформированности профессиональных планов учащихся учебных заведений начального профессионального образования нас, прежде всего, интересовали мотивы выбора профессии, то есть причины, руководствуясь которыми, респонденты выбирали ту или иную область профессиональной деятельности.

Информацией о мотивах выбора профессии нам послужили ответы респондентов на следующие вопросы: «Люди выбирают профессию по разным причинам. Отметьте, пожалуйста, причины, руководствуясь которыми Вы выбирали профессию» и «Кто оказал наибольшее влияние на Ваш профессиональный выбор?».

Итак, большинство респондентов (54,5 %) выбирали профессию, ориентируясь на возможность приобретения новых знаний и умений. Надо отметить, что этот мотив выбора профессии имеет достаточно нейтральную окраску, так как не характеризует респондентов как заинтересованных в получении именно той профессии, которую они выбрали, и в основном направлен на удовлетворение познавательной потребности.

       Возможность получения хорошего заработка была поставлена опрошенными учащимися на второе место (41,6 %), что подтверждает мнение многих специалистов о прагматичности современной молодёжи.

Третье место в распределении ответов занимает вариант ответа «возможность сделать карьеру» (39,1 %).

Такой немаловажный фактор выбора профессии, как востребованность на рынке труда учитывали лишь 24,3 % респондентов – он занимает четвёртое место.

Замыкает пятёрку самых популярных ответов на вопрос о мотивах профессии возможность работать творчески, реализовывать свои возможности (21,8 %). В сумме со следующей группой респондентов, которая в качестве ведущего мотива отметила возможность заниматься любимым делом (18,8 %), мы получаем 40,6 % выпускников профессиональных училищ и лицеев, которые выбирали профессию в соответствии со своим призванием. У данной группы молодых людей профессиональный интерес выражен в наивысшей форме. Данный факт даёт нам основания предположить, что трудовая деятельность этих респондентов будет успешной, так как общепризнанным является мнение о том, что человек, которому нравится содержание его профессии, работает эффективнее и в конечном итоге добивается больших результатов.

Оценивая влияние на профессиональный выбор молодёжи, оказываемое тем или иным способом, отметим, что влияние семьи на профессиональный выбор молодежи традиционно велико (44,5 %). Мнение семьи при выборе профессии имело важнейшее значение для учащихся учебных заведений начального профессионального образования.

Этот вариант ответа следует сразу же после варианта «выбор был сделан самостоятельно», который находится на первом месте (54,0 %).

Также достаточно весомым мнением, имеющим значение для исследуемой группы молодых людей при выборе профессии, является мнение друзей (36,0 %). Молодые люди, выбиравшие профессию по совету друзей, могут оказаться в двоякой ситуации. С одной стороны, друзья – это близкие люди, которые хорошо знают личные качества друг друга и могут дать полезный совет. С другой стороны, друзья, как правило, являются сверстниками и не обладают достаточной информацией о профессиях и рынке образования и труда, как взрослые люди с большим жизненным опытом. Также среди молодёжи достаточно распространённым вариантом является поступление в учебное заведение за компанию с тем, чтобы больше времени проводить вместе. Поэтому польза влияния друзей на выбор профессии является довольно спорным вопросом.

Весьма незначительно для молодых людей, выбирающих профессию, мнение школьных учителей (4,5 %), педагогов дополнительного образования (2,0 %) и психологов (профконсультантов) - 3,0 %. Тогда как именно эти специалисты могут оказать реальную помощь молодым людям в выборе профессии.

 

II. Сформированность профессиональных намерений учащихся


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: