Учебных заведений начального профессионального образования Санкт – Петербурга

 

Сформированность профессиональных намерений является второй важнейшей составляющей сформированности профессионального плана учащейся молодежи.

Оценку сформированности профессиональных намерений у учащихся учебных заведений начального профессионального образования Санкт – Петербурга мы будем проводить, руководствуясь информацией, полученной в результате обработки ответов респондентов на следующие вопросы: «Достаточно ли хорошо Вы знаете о выбранной профессии: содержание деятельности, условия работы, востребованность на рынке труда, средний размер заработной платы и т.д.?», «Будет ли связана Ваша дальнейшая профессиональная деятельность с той профессией, которой Вы обучаетесь?», «В процессе обучения Вы ближе познакомились с профессией, которую выбрали. Как Вы считаете, правильно ли Вы выбрали профессию?».

Итак, большинство учащихся учебных заведений начального профессионального образования (71,3 %) считают, что их знания о профессии, которой они обучаются, достаточны. Очень много о выбранной профессии знают 20,3 % респондентов. Можно предположить, что эта группа респондентов имеет высокую мотивацию к получению профессиональных знаний и дальнейшей работе по профессии. Респондентов, которые не имеют ни малейшего представления о выбранной профессии, сравнительно немного – 8,4 %. Но даже этот показатель говорит нам о том, что среди опрошенных всё – таки существуют люди, которые, обучаясь профессии, не имеют о ней достаточного количества информации. Данная группа респондентов, вероятно, будет иметь низкую мотивацию к работе по выбранной профессии.

Обращаясь к перспективам работы по выбранной профессии, отметим, что большинство респондентов (61,3 %) по окончании учебного заведения так или иначе представляют свою профессиональную деятельность, связанной именно с той профессией, которую они осваивают. Так, 30,2 % респондентов планируют в будущем работать по профессии; 20,8 % собираются продолжить обучение по профилю в учебном заведении высшего профессионального образования; 5,4 % собираются поступить на краткосрочные курсы для углубления знаний по получаемой профессии; 4,9 % респондентов уже работают по профессии и собираются продолжать работать в дальнейшем. Данный факт свидетельствует о сформированности профессиональных намерений у данной группы молодых людей и осознанном отношении к выбранному виду профессиональной деятельности.

Но в то же время доля учащихся учебных заведений начального профессионального образования, сделавшая неверный выбор профессии, достаточно значительна (29,3 %). Из них 13,4 % собираются поступить в ВУЗ для обучения другой профессии; 11,9 % еще не работают, но планируют работать по совершенно другой профессии по окончании учебного заведения; 4,0 % собираются на краткосрочные курсы для получения другой профессии. Данный факт позволяет нам с большой долей вероятности предположить, что сформированность профессиональных намерений у этой группы респондентов отсутствует.

Что касается мнения учащихся профессиональных училищ и лицеев о правильности сделанного профессионального выбора, то мы можем констатировать, что большинство учащихся учебных заведений начального профессионального образования говорят о том, что сделали этот выбор правильно. В сумме ответы респондентов на вопрос «В процессе обучения Вы ближе познакомились с профессией, которую выбрали. Как Вы считаете, правильно ли Вы выбрали профессию?» «скорее правильно»  (47,0 %)  и «абсолютно правильно» (13,6 %)  дают 60,6 %.

Затрудняются с ответом 29,3 % респондентов, что является показателем того, что эта часть учащихся учебных заведений начального профессионального образования не знает о своих приоритетах в трудовой сфере и, соответственно, выбирала профессию не вполне осознанно.

Также в распределении ответов респондентов на вышеозначенный вопрос присутствует группа молодых людей, имеющая недостаточно информации об особенностях и специфике избранной профессии, а также и о своих потенциальных возможностях в её освоении (10,1 %). Так, 6,1 % ответивших считают, что выбрали профессию скорее неправильно и 4,0 % - что выбрали профессию абсолютно неправильно.

 Хотя профессиональные намерения сформированы у большинства учащихся учебных заведений начального профессионального образования, присутствует достаточно значительная доля респондентов, у которой выбор профессии был сделан неверно и у которых, соответственно, такая важная часть сформированности профессионального плана, как профессиональные намерения, отсутствуют.

 

III. Отношение учащихся учебных заведений

Начального профессионального образования Санкт - Петербурга

К рынку труда

 

       Отношение учащихся учебных заведений начального профессионального образования Санкт - Петербурга к рынку труда, мы будем оценивать, обращаясь к профессиональным ценностям и факторам, влияющих на адаптированное поведение на рынке труда (оценка шансов трудоустройства, желаемый уровень заработной платы и знание способов поиска работы). Отношение учащейся молодёжи к рынку труда является важным индикатором профессиональной адаптации.       

       Профессиональные ценности рассмотрим, используя ответы на вопрос «Отметьте, пожалуйста, условия труда, важные для Вас при выборе рабочего места».

       Факторы, влияющие на адаптированное поведение на рынке труда, будем оценивать, используя информацию, полученную в результате обработки ответов респондентов на вопросы: «Каковы, по Вашему мнению, Ваши шансы устроиться на работу по осваиваемой профессии?», «На какой уровень заработной платы Вы рассчитываете в первый год после окончания учебного заведения?» и «Назовите пять эффективных способов поиска работы».

Подводя итог разделу, посвящённому профессиональным ценностям и факторам, влияющих на адаптированное поведение на рынке труда, отметим, что ведущей профессиональной ценностью для учащихся учебных заведений начального профессионального образования является отчётливо выраженное стремление к высокому заработку (75,2 %) при невысокой готовности к трудностям. Но при этом существует значительная группа молодых людей, для которых ведущими профессиональными ценностями являются возможность профессионального роста (51,0 %) и возможность повышения квалификации (46,0 %). Данная группа респондентов будет наиболее адаптирована к рынку труда, и иметь высокие шансы к успешному трудоустройству по профессии.

Говоря о перспективах адаптированного поведения на рынке труда выпускников учебных заведений начального профессионального образования, заметим, что их большинство, вероятно, будет иметь ряд трудностей. Несмотря на тот факт, что 59,9 % респондентов оценивают свои шансы на дальнейшее трудоустройству по выбранной профессии довольно высоко («очень высокие» - 15,8 %, «достаточно высокие» - 39,6 %, «я уже работаю по профессии» - 4,5 %), существует группа респондентов, пессимистично оценивающая возможности своего дальнейшего трудоустройства по профессии (14,9 %). К этой группе относятся молодые люди, оценивающие шансы на трудоустройство как низкие (5,0 %), а также затрудняющиеся с ответом (9,9 %). К тому же большинство будущих выпускников профессиональных училищ и лицеев имеют завышенные запросы по заработной плате, что отрицательно повлияет на их шансы получить рабочее место и, соответственно будет неблагоприятным фактором для адаптации на рынке труда.

Так, группа молодых людей, имеющих адекватные запросы по будущей заработной плате, составляет всего 20,1 % (6000 – 15000 рублей), тогда как группа респондентов с завышенными требованиями по заработной плате составляет 33,7 % (26000 рублей и выше). У данной группы молодёжи, очевидно, возникнут сложности при трудоустройстве по профессии, так как подавляющее большинство работодателей не готовы платить вчерашним выпускникам высокую заработную плату.

Наибольшая группа выпускников с зарплатными ожиданиями в 16000-25000 рублей (55,4 %) также имеет шансы адаптироваться к ситуации на рынке труда по окончании учебного заведения. На рынке труда Санкт – Петербурга присутствуют вакансии с заработными платами в вышеозначенном диапазоне, но для получения рабочего места необходимо максимально соответствовать требованиям работодателя и иметь отличные профессиональные навыки.

Единственным благоприятным фактором, влияющим на адаптированное поведение на рынке труда выпускников учебных заведений начального профессионального образования, является их достаточная информированность об эффективных способах поиска работы. Хотя наиболее значимыми в процессе трудоустройства остаются друзья, знакомые и родственники, контактами с которыми собираются воспользоваться респонденты (100,0 %), ими также отмечались и такие информационно насыщенные источники, как интернет (74,9 %) и газеты (53,2 %). По крайней мере, большинство будущих выпускников профессиональных училищ и лицеев хорошо ориентируются в основных способах поиска работы и знают, из каких источников можно брать информацию о существующих вакансиях. Можно предположить, что по мере приобретения практического опыта в процессе трудоустройства молодые люди пересмотрят свои зарплатные ожидания в сторону уменьшения и успешно адаптируются на рынке труда.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: