Вы выбирали профессию» (можно отметить несколько вариантов)
Мотивы | Количество человек | В % |
возможность приобретения новых знаний и умений | 108 | 54,0 |
возможность получать хороший заработок | 96 | 48,0 |
возможность работать творчески, реализовывать свои возможности | 81 | 40,5 |
востребованность профессии на рынке труда | 79 | 39,5 |
возможность заниматься любимым делом | 77 | 38,5 |
возможность сделать карьеру | 68 | 34,0 |
желание приносить пользу обществу, людям | 46 | 23,0 |
престиж профессии в обществе | 42 | 21,0 |
гарантия поступление на обучение этой профессии | 39 | 19,5 |
возможность иметь много свободного времени | 21 | 10,5 |
возможность работать, не прилагая особых усилий | 17 | 8,5 |
другое | 8 | 4,0 |
желание унаследовать профессию отца, матери, родственника | 7 | 3,5 |
Из представленной выше Таблицы 15 видно, что большинство респондентов
(54,0 %) выбирали профессию, ориентируясь на возможность приобретения новых знаний и умений. Надо отметить, что этот мотив выбора профессии имеет достаточно нейтральную окраску, так как не характеризует респондентов как заинтересованных в получении именно той профессии, которую они выбрали.
|
|
Возможность получения хорошего заработка была поставлена опрошенными студентами на второе место (48,0 %), что снова подтверждает мнение многих специалистов о прагматичности выпускников учебных заведений профессионального образования.
Третье место в распределении ответов занимает вариант ответа «возможность работать творчески, реализовывать свои возможности» - 40,5 %.
Такой немаловажный фактор выбора профессии, как востребованность на рынке труда указали 39,5 % респондентов – он занимает четвёртое место.
Замыкает пятёрку самых популярных ответов на вопрос о мотивах профессии «возможность заниматься любимым делом» - этому мотиву респонденты отдали 38,5 % студентов учебных заведений среднего профессионального образования. У данной группы молодых людей профессиональный интерес выражен в наивысшей форме. Данный факт даёт нам основания предположить, что трудовая деятельность этих респондентов будет успешной, так как общепризнанным является мнение о том, что человек, которому нравится содержание его профессии, работает эффективнее. В сумме с группой респондентов, которая в качестве ведущего мотива отметили «возможность работать творчески, реализовывать свои возможности» (40,5 %), мы получаем 79,0 % выпускников колледжей и техникумов, которые выбирали профессию в соответствии со своим призванием.
Возможность сделать карьеру важна для 34,0 % опрошенных.
Мотив «желание приносить пользу обществу, людям» отметили 23,0 % респондентов, что дает нам повод предположить, что более 1/5 студентов колледжей и техникумов не так уж прагматичны и расчетливы. Эти молодые люди будут полезны для общества, работая по выбранной профессии.
|
|
Престиж профессии в обществе важен для 21,0 % опрошенных. Вероятно, для большинства опрошенных понятие «престижная профессии» не имеет весомого значения.
Гарантия поступления в учебное заведение была отмечена 19,5 % опрошенных. Можно с большой долей вероятности предположить, что этим молодым людям не важно, какой профессии обучаться.
Возможность иметь много свободного времени, работая по выбранной профессии, привлекает 10,5 % студентов колледжей и техникумов. А возможность работать, не прилагая усилий – 8,5 % респондентов. Данная группа молодых людей, вероятно, не добьётся успеха на трудовом поприще, так как совершенно не имеет желания выполнять трудовые обязанности. Стоит отметить, что данная группа достаточно значительна и составляет около 1/5 от опрошенных.
Далее следует группа ответов, набравшая самое небольшое количество голосов:
§ вариант «другое» отметили 4,0 % респондентов;
§ желание унаследовать профессию отца (матери) отметили 3,5 % студентов учебных заведений среднего профессионального образования.
Далее обратимся к ответам на вопрос о том, кто оказал наибольшее влияние на профессиональный выбор студентов колледжей и техникумов.
Таблица 16
Распределение ответов на вопрос 2: «Кто оказал наибольшее влияние на Ваш профессиональный выбор?» (можно отметить несколько вариантов)
| Количество человек | В % |
выбор профессии был сделан самостоятельно | 112 | 56,0 |
родители | 92 | 46,0 |
друзья | 15 | 7,5 |
педагоги дополнительного образования | 9 | 4,5 |
учителя в школе | 9 | 4,5 |
другое | 5 | 2,5 |
психолог (профконсультант) | 3 | 1,5 |
Из представленной выше Таблицы 16 видно, что большинство студентов учебных заведений среднего профессионального образования (56,0 %) сделали выбор профессии самостоятельно.
На втором месте находится вариант ответа «выбор был сделан по совету родителей (46,0 %), из чего можно сделать вывод, что влияние семьи на профессиональный выбор молодежи традиционно велико.
Третье место в распределении ответов на вопрос № 2 занимает вариант «друзья» - 7,5 % респондентов. Можно сказать, что молодые люди, выбиравшие профессию по совету друзей, могут оказаться в двоякой ситуации. С одной стороны, друзья – это близкие люди, которые хорошо знают личные качества друг друга и могут дать полезный совет. С другой стороны, друзья, как правило, являются сверстниками и не обладают достаточной информацией о профессиях и рынке образования и труда, как взрослые люди с большим жизненным опытом. Также среди молодёжи достаточно распространённым вариантом является поступление в учебное заведение за компанию с тем, чтобы больше времени проводить вместе. Поэтому польза влияния друзей на выбор профессии является довольно спорным вопросом.
§ 4,5 % ответивших последовали совету учителя в школе – этот вариант занимает четвёртое место в распределении ответов учащихся учебных заведений среднего профессионального образования;
§ такое же количество респондентов (4,5 %) при выборе профессии прислушались к совету педагогов дополнительного образования;
§ 2,5 % опрошенных отметили вариант «другое» (в числе ответов присутствуют варианты «случай» и «приёмная комиссия учебного заведения»);
§ только 1,5 % студентов колледжей и техникумов при выборе профессии последовали совету профконсультанта.
Стоит отметить, что влияние на выбор профессии специалистов, которые в действительности могут помочь сделать правильный выбор, недостаточно велико. Тогда как именно школьные учителя, педагоги дополнительного образования и профконсультанты могут оказать реальную помощь молодым людям в выборе профессии.
|
|
Итак, респонденты выбрали профессию под влиянием тех или иных факторов. Перейдём к следующему разделу, касающегося сформированности профессиональных намерений студентов учебных заведений среднего профессионального образования.