Экономическая сущность и виды прибыли, источники ее образования

Содержание

Введение

1. Прибыль как экономическая категория, ее социально-экономическое значение для предпринимательства

1.1 Экономическая сущность и виды прибыли, источники ее образования

1.2 Показатели и методика анализа прибыли

1.3 Механизм управления прибылью

2. Анализ прибыли ООО «Татьяна»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Татьяна»

2.2 Анализ состояния и динамики прибыли

2.3 Оценка влияния факторов на прибыль

3. Резервы роста прибыли в современных условиях хозяйствования

Заключение

Список использованных источников

 



Введение

В числе самых сложных проблем деятельности организаций всех отраслей и всех форм собственности сегодня выступает возможность осуществления прибыльной деятельности. При этом известно, что в условиях рынка хозяйственная деятельность должна осуществляться по принципу самофинансирования и саморазвития. Это предполагает, что главной целью финансово-хозяйственной деятельности любой коммерческой организации должно быть извлечение прибыли, т.е. обеспечение прибыльности своей деятельности, для целей развития и удовлетворения социальных нужд. Главным же условием прибыльности деятельности организации, главной её составляющей является, естественно, прибыль.

Прибыль как экономическая категория получила новое содержание в условиях перехода к рыночным отношениям, которые характеризуются развитием конкуренции, свободного ценообразования и др. Прибыль является основным побудительным мотивом осуществления любой предпринимательской деятельности, поскольку обеспечивает рост благосостояния собственников организации через доход на вложенный капитал. Наемные работники также заинтересованы в прибыльности организации, которая в определенной мере является не только гарантом их занятости (долгосрочная перспектива), но и обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение социальных потребностей (краткосрочная перспектива). Кроме этого, прибыль организации предприятия через систему налоговых платежей позволяет формировать доходную часть государственных бюджетов всех уровней, создавая тем самым базу экономического развития государства в целом. Таким образом, прибыль, являясь главной движущей силой рыночной экономики обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий и является одним из важнейших показателей оценки эффективности деятельности предприятия.

Однако для оценки прибыльности работы организации недостаточно использования показателя прибыли, поскольку ее наличие еще не означает, что предприятие работает эффективно. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени прибыльности того или иного предприятия, сделки, идеи. Многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, выпуска продукции, разные объемы затрат. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности.

Рентабельность называют синтетическим показателем, отражающим многие стороны деятельности организаций за определенный период и характеризующим эффективность, доходность или прибыльность использования ресурсов и текущих затрат.

Таким образом, для оценки прибыльности деятельности любой организации, в первую очередь, необходимо анализировать показатели прибыли и уровня рентабельности.

Можно сказать, что прибыль - это показатель, измеряющий прибыльность. Показатели рентабельности характеризуют степень прибыльности хозяйственных операций организации.

Таким образом, цель данной работы - анализ прибыли ООО «Татьяна» и разработка путей ее повышения.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

определение экономической сущности прибыли и значения прибыльности в хозяйственной деятельности организаций;

изучение методики оценки прибыльности организаций;

оценка результатов хозяйственной деятельности и прибыльности ООО «Татьяна»;

разработка рекомендаций по повышению прибыльности деятельности исследуемой организации.

Предмет исследования: финансовые результаты деятельности организации.

Объект исследования: ООО «Татьяна».

При написании данной работы была изучена различная литература, публикации, посвященные темам прибыльности, прибыли и рентабельности.



Прибыль как экономическая категория, ее социально-экономическое значение для предпринимательства

Экономическая сущность и виды прибыли, источники ее образования

 

В условиях трансформации экономики Республики Беларусь основной задачей каждого субъекта хозяйствования является повышение эффективности своей деятельности. Известно, что в условиях рынка хозяйственная деятельность должна осуществляться но принципу самофинансирования и саморазвития. Это предполагает, что главной целью финансово-хозяйственной деятельности любой коммерческой организации должно быть извлечение прибыли, т.е. обеспечение прибыльности своей деятельности, для целей развития и удовлетворения социальных нужд.

Главным условием прибыльности деятельности, основной её составляющей является, естественно, прибыль.

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия.

В виду того, что прибыль, являясь главной движущей силой экономики рыночного типа, характеризуется многообразием содержания форм, поэтому, рассматривая сущность прибыли, следует в первую очередь отметить наиболее важные ее характеристики:

. прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала - особым фактором деятельности - и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала;

. прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая «очищена» от понесенных затрат на осуществление этой деятельности. Иными словами в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности;

. прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Она является результатом только умелого и успешного осуществления этого бизнеса. Но в процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли, но и полностью или частично потерять вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности [1, c.69];

. прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей - вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат и тому подобное, а также с действующим порядком ее налогового регулирования.

Следовательно, значение прибыли состоит в том, что она:

. во-первых, отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий организации. Практически вне сферы воздействия организации находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от организации такие факторы, как уровень цен на реализуемые товары и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность, организация деятельности и труда, его производительность, состояние и эффективность деятельности и управления финансовыми результатами деятельности. Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой товаров и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой товаров и стоимость затрат и ресурсов, используемых при этом;

. во-вторых, прибыль выполняет стимулирующую функцию. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов организации. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения деятельности, научно-технического и социального развития организации, материального поощрения работников;

. в-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, научно-технических и социальных программ.

Как финансовый результат деятельности организации прибыль выражает определенную форму реализации экономических отношений по поводу образования, распределения и использования в денежной форме части стоимости прибавочного продукта, сложившихся на определенном этапе развития общества, в определенной экономической системе, и реализующихся через созданный в ней хозяйственный механизм. Такой подход позволяет разграничивать понятие прибыли как экономической категории и как финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта.

Основными функциями, которые выполняет прибыль предприятия, являются:

. Оценочная. Она дает возможность дать оценку эффективности работы предприятия.

. Распределительная. Ее сущность заключается в том, что прибыль предприятия является инструментом распределения доходов.

. Стимулирующая. Ее сущность заключается в том, что прибыль используется как в интересах предприятия, так и в интересах его работников.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию[20,с.370].

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:

первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.

Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависти от знания конъюнктуры рынка и умение адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким опросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства.

Третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянной обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

В экономической практике различают множество видов прибыли[4,с40] - номинальная, минимальная, консолидированная, экономическая, бухгалтерская, чистая и т.д.

Номинальная прибыль характеризует фактический размер полученной прибыли. прибыль экономический предпринимательство

Минимальная и максимальная прибыли связаны с разными уровнями объема производства и указывают, в какой области находится предприятие (безубыточности, прибыльности, убыточности). Минимальной считается прибыль, которая обеспечивает предприятию минимальный уровень доходности на вложенный капитал.

Нормальная прибыль - минимальный доход, необходимый для удержания предприятия в определенной отрасли.

Максимальная прибыль определяет целевую установку при планировании деятельности предприятия. Ее достижение означает снижение издержек производства и реализацию до минимума.

Объем производства, обеспечивающий максимум прибыли, устанавливаются в точке, в которой достигается равенство предельного дохода и предельных издержек.

Изменение экономических показателей за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования. Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние и внутренние факторы.

К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные.

Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, - это средства труда, предметы труда и сам труд. По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий). В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости. Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более высокого порядка. Эти показатели отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.

К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

Таким образом, можно сделать вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой - как основные первичные факторы, определяющие издержки производства. Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех же факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: