Показатели и методика анализа прибыли

Анализ прибыли организации является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансового анализа, управленческого. Это обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе организации на финансовый учет и управленческий учет. Подобное разделение анализа условно, потому что внутренний анализ может рассматриваться как Окончание внешнего и наоборот. В интересах дела оба вида анализа подпитывают друг друга информацией.

Цель анализа прибыли - изучение и мобилизация возможностей и резервов роста доходов и прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества выпускаемой товаров и подготовка управленческих решений по мобилизации выявленных возможностей и резервов.

Для достижения данной цели в ходе анализа решаются следующие задачи:

- оценка выполнения плана и динамики финансовых результатов;

- изучение состава и структуры прибыли;

- выявление и количественное изменение влияния факторов формирования прибыли;

- анализ и оценка качества прибыли;

- изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли;

- выявление резервов роста прибыли;

- разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития субъекта хозяйствования.

При этом основными объектами анализа прибыли организации являются валовая прибыль, прибыль и рентабельность деятельности [14, c.111].

Так как основная деятельность организации зачастую приносит ей основной доход, то анализ ее результативности имеет наиболее важное значение. В связи с этим, на первоначальном этапе анализа прибыли необходимо оценить валовую прибыль организации, которая представляет собой разницу между выручкой от реализации товаров (за минусом налогов из выручки) и себестоимостью реализованных товаров (их покупной стоимостью).

Анализ суммы валовой прибыли увязан с изучением выручки от реализации товаров, так как рост выручки от реализации товаров влечет за собой повышение суммы валовой прибыли. И, наоборот, снижение суммы выручки от реализации товаров приводит к снижению суммы валовой прибыли.

Главная цель оценки прибыльности деятельности организаций - оценить возможности организации осуществлять свою хозяйственную деятельность на условиях самофинансирования, выявить, изучить возможные резервы увеличения прибыльности деятельности.

Для оценки важное значение имеет не столько величина показателей прибыльности, сколько их динамика и соответствие среднеотраслевым показателям. Только с помощью сравнения можно установить, является ли прибыльность деятельности организаций высокой или низкой, и каковы причины этого [22, с.44].

Изучение показателей прибыльности хозяйственной деятельности организации, желательно проводить за длительный период времени. Такой анализ позволяет изучить прибыльность субъекта предпринимательской деятельности по совокупности лет, оценить динамику его финансово-хозяйственного развития, определить перспективы экономического и социального роста. В результате глубина анализа прибыльности значительно увеличивается [6, с.25].

Но ограничиваться изучением динамики прибыльности не следует. Для того чтобы оценить значение показателей одной коммерческой организации, необходимо рассчитать и изучить показатели для конкурирующих организаций, среднеотраслевые показатели и в целом по народному хозяйству. Сложность проведения такого анализа заключается в сравнении большого числа субъектов хозяйствования со значительным числом показателей, что приведет к формированию довольно сложной рейтинговой оценочной системы. Большое число показателей перегружает результаты аналитического исследования. И здесь уже возникает проблема определения обобщающего, интегрального показателя прибыльности, поскольку их множественность только затрудняет экономический анализ.

Таким образом, в процессе оценки прибыльности изучают состояние, степень выполнения плана и динамику показателей прибыльности, измеряют влияние факторов на них, а также выявляют и мобилизовывают резервы их роста. Проводить анализ показателей прибыльности рекомендуется в следующей последовательности:

) сопоставление фактических показателей с плановыми для оценки степени выполнения плана;

) анализ динамики показателей - в первую очередь оценивается рост показателей за анализируемый период, затем отмечаются положительные и отрицательные изменения в динамике показателей за ряд лет;

) факторный анализ показателей;

) сравнение фактических показателей анализируемой организации с показателями других организаций, со средними их величинами по отрасли с целью определения положения предприятия на рынке среди других предприятий;

) выявление резервов увеличения показателей прибыльности. Основным источником информации для оценки прибыльности является бухгалтерская отчетность, прежде всего баланс и «Отчет о прибылях и убытках» (форма №2) [17, с.51]

Для оценки прибыльности деятельности организаций можно использовать следующие показатели: прибыль (преимущественно масса чистой прибыли); скорость оборота капитала; показатели рентабельности, так как они характеризуют степень прибыльности.

В экономической литературе предложено множество рекомендаций по расчету, анализу и оценке показателей рентабельности, что определяет актуальность и проблемность их изучения. Рентабельность может определяться на основе различных показателей прибыли в зависимости от целей экономического анализа. Так, для расчета уровней рентабельности предприятий может использоваться прибыль от реализации товаров, продукции (работ, услуг), то есть финансовый результат от основной деятельности (операционной и внереализационной); прибыль отчетного периода; чистая прибыль.

Количество показателей рентабельности возрастает в геометрической прогрессии при увеличении экономической информации. При этом одним показателем рентабельности здесь не обойтись, так как он не может выразить многосторонней сущности прибыльности. Следовательно, необходимо использовать систему показателей рентабельности. Это позволит избежать неполного и одностороннего изучения и оценки прибыльности.

Следует отметить распространение в последние время маржинального анализа, который позволяет проанализировать и определить условия безубыточности работы организации, после достижения которых и можно будет говорить о прибыльной работе предприятия. Маржинальный доход организаций - это доходы от реализации за минусом переменных расходов на реализацию. Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет:

более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;

определить критический объем дохода (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

установить зону безопасности (зону безубыточности) организации;

исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся ассортимента продукции, ценовой политики и др. [3, с. 424].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: