В нашей последней статье мы ограничились почти исключи тельно государством, которое с 1840 по 1848 г. играло безусловно важнейшую роль в германском движении, а именно Пруссией. Однако нам следует бросить беглый взгляд и на другие государства за тот же период.
Со времени революционного движения 1830 г. мелкие госу дарства всецело подпали под диктатуру Союзного сейма, т. е. Австрии и Пруссии. В них были дарованы различные кон ституции, но только с той целью, чтобы доставить популяр ность государям, авторам этих конституций, и чтобы дать общую связь тем собраниям разнородных областей, которые были составлены Венским конгрессом без всякого руководя щего принципа; конституции преследовали и ту цель, чтобы послужить средством обороны от распоряжений обоих круп ных государств. Как ни иллюзорны были эти конституции, однако в эпоху возбуждения 1830—1831 гг. и они оказались опасными для авторитета мелких монархов. Они были по-
2 Революция и контрреволюция 25
|
|
этому почти вконец уничтожены; остаток, который заблагорас судили сохранить, был даже меньше, чем тень, и нужно было все болтливое самодовольство какого-нибудь Велькера, Роттека или Дальмана, чтобы воображать, будто могут полу читься какие-нибудь результаты из той смешанной с недо стойным пресмыкательством всеподданнейшей оппозиции, ко торую им разрешалось проявлять в бессильных палатах этих мелких государств.
Более энергичная часть буржуазии в мелких государствах вскоре после 1840 г. совершенно отказалась от своей прежней надежды на то, что в этих придатках Австрии и Пруссии разовьется парламентское управление. И едва прусская бур жуазия с примыкающими к ней классами обнаружила серьез ную решимость бороться за парламентский режим в Пруссии, как на нее возложили роль вождя конституционного движения во всей Германии, кроме австрийской ее части. В настоящее время уже не подлежит никакому сомнению тот факт, что ядро тех конституционалистов Центральной Германии, ко торые впоследствии вышли из Франкфуртского национального собрания и по месту своих сепаратных собраний (Гота) полу чили название готцев,—что они уже задолго до 1848 г. об суждали план, который в 1849 г. с незначительными измене ниями предложили представителям всей Германии. Они стре мились к совершенному исключению Австрии из Германского союза, к основанию нового союза с новой конституцией и с союзным парламентом под протекторатом Пруссии и к вклю чению мелких государств в более крупные. Все это под лежало осуществлению, как только Пруссия вступит в ряды конституционных монархий, введет свободу печати, усвоит независимую от России и Австрии политику и таким образом откроет для конституционалистов мелких государств возмож ность приобрести действительную власть над своими прави тельствами. Автором этого плана был проф. Гервинус из Гейдельберга (Баден). Следовательно, эмансипация прусской буржуазии должна была послужить сигналом для эмансипации буржуазии в Германии вообще и для основания оборонитель ного и наступательного союза как против России, так и против Австрии. Ибо, как мы сейчас увидим, в Австрии видели совершенно варварскую страну, о которой притом знали очень немного, да и это немногое было очень нелестно для ее насе ления; поэтому Австрию не считали существенной составной частью Германии.
|
|
26
Другие классы общества в мелких государствах с большей или меньшей быстротой следовали по стопам своих собратьев
в Пруссии. Мелких буржуа охватывало все большее недо вольство их правительствами, ростом тяжести налогов, урез ками их призрачных прав, которыми они так кичились, сравнивая себя с «рабами деспотизма» в Австрии и Пруссии. Но в их оппозиции еще не обнаруживалось никаких определен ных целей, которые превращали бы их в самостоятельную партию, в отличие от конституционализма высшей буржуазии. Среди крестьянства тоже росло недовольство, но, как известно,
в спокойные и мирные времена эта часть населения никогда не выдвигает своих интересов и не выступает как самостоя тельный класс, если оставить в стороне страны, в которых господствует всеобщее избирательное право. Промышленные рабочие на фабриках и в мануфактурах в городах начали заражаться «ядом» социализма и коммунизма. Но так как вне Пруссии было мало значительных городов и еще меньше промышленных районов, то за отсутствием центров агитации
и пропаганды движение этого класса в мелких государствах развивалось очень медленно.
Трудность дать выход политической оппозиции породила как
в Пруссии, так и в мелких государствах своеобразную рели гиозную оппозицию, выражавшуюся в параллельных движе ниях немецкого католицизма и вольных религиозных общин. История дает нам многочисленные примеры того, как в странах, которые пользуются благословениями государственной церкви
и в которых стесняется обсуждение политических вопросов, мирская и опасная оппозиция против светской власти укры вается за более благочестивой и, повидимому, более бескорыст ной борьбой против духовного рабства. Многие правительства, которые не потерпят того, чтобы подвергалось обсуждению какое бы то ни было из их действий, поостерегутся создавать мучеников и разжигать религиозный фанатизм масс. В Герма нии 1845 г. в каждом государстве составной частью положи тельного права страны считалась или римско-католическая, или протестантская религия, или обе одновременно. И в каждом из государств духовенство одного из этих исповеданий иди обоих составляло существенную часть государственной бюрократии. Таким образом, нападение на католическое или протестантское правоверие, нападение на духовенство было равносильно зама скированному нападению на само правительство. Что касается немцев-католиков, то уже один факт их существования был
27
нападением на католические правительства Германии, и особен ности Австрии и Баварии; правительства именно так и поняли дело. Члены свободных общин, протестанты-диссиденты, пред ставлявшие некоторое сходство с английскими и американскими унитариями, открыто заявляли о своей оппозиции клерикаль ному и строго правоверному направлению короля прусского
и его любимца, министра народного просвещения и исповеда ний Эйхгорна. Обе новые секты, которые одно время распро странялись до чрезвычайности быстро,—первая в католиче ских, вторая в протестантских странах,—отличались друг от друга только различием происхождения; что касается их уче ний, они совершенно сходились в том крайне важном пункте, что все строго установленные догмы не имеют никакой цен ности. Это отсутствие всякой определенности составляло ядро их существа. По их словам, они строили великий храм, под кровом которого могли бы объединиться все немцы. Сле довательно, в религиозной форме они представляли вторую политическую идею момента, идею единства Германии. А ме жду тем никогда не могли притти к взаимному соглашению.
|
|
Идея германского единства, которую только что упомянутые секты старались осуществить по крайней мере на религиозной почве; изобретя для всех немцев общую религию, сфабрикован ную специально для их потребностей, привычек и склон ностей,—эта идея действительно получила широкое распро странение, особенно в мелких государствах. После разрушения Германской империи 1 Наполеоном призыв к объединению disjecta membra [разрозненных членов]Германии превратился в самое общее выражение недовольства существующим строем, особенно в мелких государствах, в которых огромные расходы на двор, на государственное управление, армию, сло вом, весь мертвый груз обложения увеличивался в прямом отношении к ничтожеству размеров и бессилию государства. Но какой вид должно приобрести единство Германии, когда оно будет осуществлено, на этот счет мнения партий расхо
дились. Буржуазия, не желавшая опасных революционных
1 Старая, основанная еще в период расцвета феодализма «Гер манская империя» формально существовала до 1806 года. В этом году, после того, как Наполеон подчинил своей власти значитель ную часть этой империи и уничтожил более 100 германских госу дарств, австрийский император, являвшийся в то же время «импе ратором Священной Римской империи германской нации», объявил, что звание верховного главы империи перестало существовать. Ред.
|
|
потрясений, удовольствовалась бы тем практическим разре шением, с которым мы уже познакомились: а именно с союзом, который охватил бы всю Германию, за исключением Австрии,
и стоял бы под верховным руководством конституционного правительства Пруссии; и, несомненно, в то время нельзя было требовать большего без того, чтобы не накликать опасной бури. Мелкие буржуа и крестьяне, поскольку послед ние вообще занимались такими вопросами, никогда не доходили до определения того германского единства, которого они тре бовали с таким шумом; некоторые фантазеры, главным образом феодальные реакционеры, надеялись на восстановление Герман ской империи; кучка невежественных soi disant [так называе мых] радикалов, преклонявшихся перед учреждениями Швей царии, с которыми они еще не успели свести знакомства на практике, впоследствии так потешно их разочаровавшего,— эта кучка высказывалась за федеральную республику; и только самая крайняя партия 1 решалась тогда выступить за нераздель ную германскую республику. Таким образом, германское един ство было вопросом, в недрах которого скрывались разногла сия, раздоры и, при известных обстоятельствах, даже граж данская война.
Подведем итоги: состояние Пруссии и мелких государств Германии к концу 1847 г. было следующее. Буржуазия чув ствовала свою силу и решила не терпеть дальше оков, кото рыми феодальный и бюрократический деспотизм опутывал ее торговые дела, ее промышленную деятельность, ее совмест ные действия как класса; часть сельского дворянства до такой степени превратилась в производителей товаров для рынка, что, при тождестве ее интересов с интересами бур жуазии, она примкнула к буржуазии; мелкая буржуазия обна руживала недовольство, роптала на налоги, на помехи, ко торые ставились перед ее промышленной и торговой деятель ностью, но у нее не было определенной программы реформ,
которые могли бы обеспечить ее положение в государстве
и обществе; крестьянство в одних местах было подавлено феодальными повинностями, в других же—заимодавцами, ро стовщиками и адвокатами; рабочие в городах были охвачены общим недовольством, в равной мере ненавидели прави тельство и крупных промышленных капиталистов и заражались
1 Т. е. коммунисты во главе с Марксом и находившиеся под
их влиянием крайние левые элементы демократической партии,
главным образом в Рейнской провинции. Ред.
33
социалистическими и коммунистическими идеями, короче — это была разнородная масса оппозиционных элементов с разно образными интересами, но руководимых в общем и целом буржуазией, в передовых рядах которой шла буржуазия Прус сии и в особенности Рейнской провинции.
На другой стороне мы видим правительства, которые по многим вопросам были несогласны между собой, преисполнены взаимного недоверия, и прежде всего недоверия к Пруссии, хотя им приходилось уповать на ее защиту. В Пруссии—пра вительство, покинутое общественным мнением, покинутое даже частью дворянства, опирающееся на армию и бюрократию, которые изо дня в день все более заражались идеями оп позиционной буржуазии и все более подчинялись ее влиянию; и, что самое главное, правительство без гроша в кармане, ко торое без капитуляции перед буржуазной оппозицией не могло достать ни копейки для покрытия растущего дефицита. Занимала ли когда-либо буржуазия других стран, борясь за власть против существующего правительства, более сильную позицию?
Напечатано в «Нью-Йоркской Трибуне» 6 ноября 1851 г.
IV. АВСТРИЯ