Цель: формирование коммуникативной компетентности.
Задачи
1. Развивать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку, использовать игрушки-заместители по назначению. Развивать диалогическую речь посредством развертывания ролевых диалогов.
2. Познакомить с профессиональными действиями спасателей, учить находить выход из проблемных ситуаций. Формировать положительное отношение к людям, работающим в «Службе спасения».
3. Расширять представление о труде людей, обслуживающих спецтехнику. Познакомить детей с автопарком «Службы спасения»: снегоходы, легковые автомобили, санитарные машины, пожарные машины. Закреплять знания о том, что в случае необходимости звонить по телефону «01», «02», «03».
Развивающая предметно-игровая среда: телефон, рации, журнал для записи адресов, плакаты по технике безопасности, о действиях спасателей в чрезвычайных ситуациях, шлемы, каски, инструменты, фонарик, компас, ремни с замками и карабинами, лестницы, противогазы, огнетушители, лопаты, вёдра, машины для доставки спасателей, грузовая машина, скорая помощь, носилки, аптечка «скорой помощи», сумки, палки для наложения «шины» при переломах, бинты, символика для экипажей «МЧС», «Скорой помощи», «Пожарной части», «Полиции».
|
|
Предполагаемые роли и игровые действия:
Главные
Диспетчер – принимает вызов о чрезвычайной ситуации, узнает все подробности ситуации, вызывает «Службу спасения», записывает данные вызова в журнал.
Спасатели – выезжают на вызов диспетчера по заданному адресу, спасают людей во время проведения аварийно-спасательных работ, оказывают первую медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев и отравления вредными веществами, выполняют работы по ликвидации аварий, последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, проводят разведку, поиск пострадавших и первичную оценку оперативной обстановки на месте чрезвычайной ситуации, проводят мониторинг окружающей среды в газоопасных местах во время ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Врачи, медсёстры – выезжают на вызов диспетчера по заданному адресу, оказывают первую медицинскую помощь пострадавшим, организуют госпитализацию пострадавших.
Шофер – водит спецтехнику (пожарную машину и машину скорой помощи), оказывает помощь спасателям и врачам.
Полицейские – выезжают на вызов диспетчера, забирают нарушителя правопорядка, оказывают задержание подозреваемого, предотвращают ДТП и т. д.
Пожарные – выезжают на вызов диспетчера, осуществляют тушение объекта, находят причину возгорания, спасают людей.
|
|
Второстепенные
Механик по ремонту машин и спецоборудования – проверяет исправность машины и оборудования перед началом работы, устанавливает новое оборудование, устраняет неполадки, производит замену старой детали на новую.
Варианты начала игры
1-й вариант. Выступить в роли диспетчера и объявить о чрезвычайной ситуации.
2-й вариант. Объявить о наборе на курсы по обучению спасателей.
3-й вариант. Принять на себя роль пострадавшего и вызвать службу спасения.
4-й вариант. Объявить конкурс на лучшего спасателя.
Руководство игрой:
1. Обогащение содержания игры:
- Создание различных аварийных ситуаций, катастроф: «Произошел сход снежной лавины», «На дороге произошла авария», «В результате взрыва разрушился дом», «Захлопнулась дверь» и т. д.
2. Включение в игру при необходимости в качестве: полицейского, пешехода, пострадавшего, свидетеля происшествия, спасателя, врача, диспетчера и т. д.
3. Включение воспитателя в игру в качестве равноправного партнера для коррекции ролевого поведения и взаимоотношений детей, демонстрации образца речевых норм.
4. Создание проблемных ситуаций:
– Что делать, если я потеряла ключи и не могу открыть входную дверь?
– Какую службу нужно вызывать, если сломался кран газа в квартире?
Окончание игры
1-й вариант. Диспетчер объявляет конец рабочего дня, предлагает спланировать работу на завтра.
2-й вариант. Аварийная ситуация исчерпана, все спасены.
Анализ игры:
– После окончания рабочего дня все собираются в штабе и обсуждают, как прошел день, какие аварийные ситуации и происшествия были устранены.
– Какие трудные ситуации сегодня пришлось решать?
– Какую роль ты бы взял на себя завтра?
– Трудно ли быть спасателем? Хотел бы ты в будущем стать спасателем?
Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Хореографический фестиваль»
Цель: формирование коммуникативной компетентности
Задачи
1. Учить распределяться на группы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.
2. Формировать конкретные представления о профессиях хореографа, танцоров, звукооператора, костюмера, ведущего, жюри.
3. Способствовать развитию сюжета через создание проблемных ситуаций и использование предметов-заместителей.
Развивающая предметно-игровая среда: костюмы танцоров, элементы костюмов (пояса, ремни, заколки, броши и др.), номерки участников фестиваля, таблички с оценками для жюри, костюм ведущего, сценарий представления, диски с музыкальными фрагментами.
Предполагаемые роли и игровые действия:
Главные
Хореограф – придумывает танец, подбирает танцоров для реализации своего замысла, работает над постановкой танцев.
Танцоры – следуют рекомендациям хореографа, исполняют танцы, приветствуют зрителей поклоном перед началом выступления и после его окончания.
Жюри – оценивает выступления участников фестиваля.
Ведущий – ведёт представление: объявляет состав жюри, имена выступающих, оценки по окончанию выступлений, имена победителей.
Второстепенные
Звукооператор – работает за пультом управления музыкой.
Костюмер – готовит костюмы для танцоров, производит примерку.
Зрители – присутствуют на представлении, аплодируют участникам, обсуждают представление между собой.
Варианты начала игры:
1-й вариант. Ведущий программы «Новости» сообщает о том, что в канун новогодних праздников состоится хореографический фестиваль, посвящённый празднику Рождества.
2-й вариант. Взять на себя роль хореографа и сообщить, что пришло письмо в наш «Дом культуры», в котором организаторы приглашают наших воспитанников на фестиваль «Праздник танца».
|
|
Руководство игрой:
1. Активизация игры – принять на себя роль ведущего: отслеживать порядок выступлений на фестивале, следуя сценарию представления.
2. Обогащение содержания игры:
– на фестиваль вне конкурса приехала пара из Аргентины с целью преподать мастер-класс участникам;
– на фестивале присутствуют журналисты с разных телеканалов, которые освещают события конкурса, берут интервью у танцоров.
3. Создание проблемных ситуаций для развёртывания длительной игры:
– во время репетиции одна из участниц конкурса получила травму, как быть? (оказать медицинскую помощь девочке, хореограф решает заменить свою воспитанницу на другую и продолжить участие в конкурсе);
– одна из пар-участниц и их руководитель не согласны с оценками жюри, требует их пересмотра, что делать? (пригласить экспертов из «Лиги танца» и разрешить конфликт);
– в середине конкурса выяснилось, что возникла поломка в приборах освещения, как действовать? (вызвать электриков и устранить поломку).
4. Предложения для объединения нескольких сюжетов:
– создавать костюмы для конкурса будут модельеры «Дома мод «Модница»;
– передохнуть можно в кафе, которое находится на первом этаже здания.
Окончание игры
1-й вариант. Ведущий фестиваля делает объявление о том, что первый этап фестиваля закончен, соревнования продолжатся завтра в то же время.
2-й вариант. Сообщение по радиосвязи: «Уважаемые участники фестиваля, организаторы праздника приглашают вас на торжественный ужин, который состоится в кафе на первом этаже».
Анализ игры:
– Журналист берёт интервью у зрителей фестиваля: что понравилось, за какую пару они болели;
– Какой момент был самым интересным и почему? Чьи действия наиболее достоверно отражали труд взрослых? Каких атрибутов не хватило и почему?
– Зрители оценивают мероприятие путём голосования смайликами.