Технология социально-педагогической деятельности – совокупность методов и приемов практической социально-педагогической деятельности, характеризующаяся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария.
Классификация технологий достаточно обширна и основана на разнице подходов к различным компонентам: субъекту, объекту, управлению, цели и содержанию, средствам социальной работы и т.д. В наиболее общем виде в классификации технологий социальной работы выделяют две основные группы:
1.Универсальные («сквозные» базовые, общие): технологии, которые могут применяться в социальной работе с любым клиентом, семьей, группой, категорией, общностью:
- технология социальной реабилитации; ·
- технология социального консультирования; ·
- технология социальной профилактики; ·
-технология социальной адаптации; ·
- технология социального обслуживания; ·
- технология социальной диагностики; ·
- технология опеки и попечительства;
|
|
- социальное страхование; ·
- социальное обеспечение.
2. Конкретные (частные) технологии взаимодействия с определенной категорией клиентов:
- с пожилыми людьми,
- инвалидами,
- с семьей и т.д.
В этой достаточно обширной группе можно выделить подгруппы. Например, конкретная технология работы с семьей может включать в себя технологию работы с неблагополучной семьей или технологию работы с молодой семьей и т.д. Применительно к семьям различных категорий клиентов: многодетных, неполных, воспитывающих детей с ОПФР, пенсионеров, беженцев и т. д. – используются различные технологии социальной работы
Наиболее часто в практике работы социального педагога с семьей используются следующие социально-педагогические технологии:
социально-педагогическая профилактика – система организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера в семейном воспитании, межличностных отношениях, учебе и поведении детей;
социально-педагогическая поддержка – социально-педагогическая помощь, оказанная ребенку в ситуации, когда он объективно неуспешен, и касающаяся той области, в которой у него в данный момент затруднение;
социально - педагогическая коррекция социальной ситуации развития ребенка – предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена прежде всего на самого ребенка и на его ближайшее окружение – семью;
с оциальная защита детства – специальные меры по гарантированному обеспечению прав несовершеннолетних, предусмотренных отечественным законодательством и Международной конвенцией о правах ребенка;
|
|
социально-педагогическая реабилитация детей и подростков – система мер, направленная на восстановление разрушенных или утраченных ребенком общественных связей вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функции организма (дети-инвалиды), изменением социального статуса ребенка (сирота) и отклоняющимся поведением ребенка (ребенок-беспризорник, ребенок-правонарушитель).