Пояснительная записка

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ГРУПП ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.. 9

1.1. Пояснительная записка. 9

1.1.1. Цель и задачи Программы. 9

1.1.2. Теоретические подходы к разработке содержания Программы принципы ее реализации. 12

1.1.3. Варианты развития детей, которым рекомендована Программа 15

1.2. Планируемые результаты.. 21

1.2.1. Целевые ориентиры (или ожидаемые результаты) 21

1.2.2. Система оценки результатов освоения Программы.. 35

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.. 38

2.1. Общие положения. 38

2.2. Описание организации образовательной деятельности в соответствии с содержанием Программы.. 52

2.2.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 54

2.2.2. Образовательная область «Познавательное развитие». 66

2.2.3. Образовательная область «Речевое развитие». 83

2.2.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие » 94

2.2.4.1. Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность. 94

2.2.4.2. Ознакомление с художественной литературой. 103

2.2.4.3. Формирование продуктивных видов деятельности. 109

2.2.5. Образовательная область «Физическое развитие». 130

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми. 138

2.4. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы 148

2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями детей. 155

2.6. Программа педагогического изучения …………………………… 158

2.7. Коррекционно-педагогическая работа……………………………. 169

2.7.1. Общие рекомендации по организации коррекционно-педагогической работы с детьми…. 169

2.7.2. Педагогическое обследование, обследование речевого развития ……………………………………………………………………171

2.7.3. Трудности (признаки) речевого и познавательного развития детей……………………………………………………………………….. 175

2.7.4. Коррекционно-педагогическая и логопедическая работа с детьми ……………... 175

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.. 183

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка: организация образовательной деятельности. 183

3.2. Создание развивающей предметно-пространственной среды.. 185

3.3. Кадровое обеспечение реализации Программы.. 188

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы.. 191

3.5. Планирование образовательной деятельности. 192

3.5.1. Режим дня и распорядок. 192

3.6. Финансовые условия реализации Программы.. 203

3.7. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы 206

3.8. Перечень нормативных и нормативно-методических документов …… 206

3.9. Методическое сопровождение образовательного процесса. 209

3.10. Дидактический материал и оборудование ……………………214

 


 


ВВЕДЕНИЕ

 

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для диагностических групп детей младенческого, раннего и дошкольного возраста (далее – ПрАООП, Программа) составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт) и отражает современный подход к процессу воспитания и обучения детей.

Необходимость разработки содержания Программы для диагностических групп детей обусловлена необходимостью сохранения уникальности и самоценности детства при любых вариантах развития.

Программа адресована всем субъектам образовательного процесса, участвующим в обучении и воспитании детей до периода школьного обучения, протекающего как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Программа реализуется для детей с нарушениями развития в связи
с отставанием в физическом или умственном развитии, нарушениями здоровья.

Чем раньше начинается оказание психолого-педагогической коррекционной помощи такому ребенку, тем больше вероятность компенсации нарушений, получения таким ребенком образования совместно со сверстниками, с минимальным психолого-педагогическим сопровождением, и тем ниже порог инвалидизации общества в целом.

Цель Программы – создание условий для определения потенциальных возможностей психического, личностного развития каждого ребенка через выявление «зоны ближайшего развития» в продуктивном взаимодействии ребенка с взрослым в процессе коррекционно-развивающего обучения.

ПрАООП разработана в качестве ориентира для определения содержания образовательного процесса в зависимости от контингента воспитанников, нуждающихся в дополнительном углубленном обучении. Уровень социальной компетентности воспитанников требует от дошкольной организации гибкости в разработке содержания коррекционно-развивающей работы с ребенком, что, в свою очередь, должно опираться на результаты целенаправленного изучения его психофизического и речевого развития. Длительность пребывания ребёнка в условиях реализации содержания ПрАООП может варьировать от полугода до одного учебного года (по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК)). По завершении ребенок повторно направляется на ПМПК для принятия окончательного решения по индивидуализации его дальнейшего образовательного маршрута.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса с учётом возрастного и психолого-педагогического подходов к развитию детей. Реализация Программы направлена в том числе на социальную адаптацию каждого ребенка к условиям воспитания, в которых реализуются социально-коммуникативные, познавательные, речевые и другие образовательные потребности, обеспечивающие максимально возможную социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, коррекцию отклонений.

Программа является документом, с учетом которого организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования, самостоятельно ее разрабатывают и утверждают.

По своему организационно-управленческому статусу данная Программа обладает модульной структурой. Рамочный характер Программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в образовательных организациях, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития детей в пяти основных образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе развивающей предметно-пространственной, выступают в качестве модулей, из которых создается ПрАООП организации.

Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Программы распределен последовательно в соответствии с возрастными этапами; включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие). В каждой из указанных областей представлены следующие аспекты: характер взаимодействия детей с взрослыми и со сверстниками; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по психолого-педагогической диагностике, коррекции отклонений (диагностическая и коррекционная программы).

Программа реализуется с помощью средств образования из области дошкольной педагогики, коррекционной педагогики и специальной психологии. Реализация Программы подразумевает квалифицированную диагностику и коррекцию отклонений развития детей в процессе проведения занятий в следующих формах: групповых, подгрупповых, микрогрупповых, индивидуальных.

Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития детей, сформированности ведущей и типичных видов детской деятельности:

· манипулятивная,

· предметная,

· игровая (сюжетно-ролевая, театрализованная, игры с правилами и др.),

· продуктивные виды детской деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование и др.),

· музыкальная (пение, танцы, игра на музыкальных инструментах и др.),

· элементы трудовой деятельность (самостоятельность в быту, культурно-гигиенические умения и навыки и др.). 

Наряду с этим, в Программе представлен диагностический блок, содержание которого направлено на выявление уровня социальной компетентности ребенка, зоны его ближайшего развития в этом направлении, психологических достижений развития, позволяющих воспитаннику овладеть средствами общения, способами усвоения общественного опыта в целях его адаптации и включения в коллектив сверстников.

Воспитание и обучение детей по данной ПрАООП начинается с создания условий для постепенной адаптации в новых образовательных условиях. В первые дни пребывания ребенка педагоги стремятся наладить с ним эмоциональный контакт, проводят наблюдение за поведением, изучают его предпочтения по отношению к игрушкам, сверстникам, взрослым. Далее изучение развития ребенка носит комплексный поэтапный характер: на первом этапе – обследование направлено на выявление индивидуально-психологических особенностей развития и поведения ребенка, на втором этапе – определение зоны актуального и потенциального развития по выделенным областям, на третьем – диагностику речевого развития.

 Результаты дифференциальной, педагогической и речевой диагностики представляются на психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) образовательной организации[1]. ППк утверждает АОП и форму коррекционной помощи ребенку (групповая, подгрупповая, микрогрупповая, индивидуальная).

В Программе обозначены планируемые результаты образования детей в виде целевых ориентиров в условиях коррекционно-развивающего обучения образовательной организации.

В Организационном разделе представлены условия, в том числе материально-техническое и методическое обеспечение реализации Программы, распорядок и/или режим дня, особенности создания и организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды, а также кадровые и финансовые условия реализации Программы.

Программа включает рекомендации по оценке достижений поставленных целей и задач, а также по контролю качества образовательной деятельности при реализации содержания коррекционно-развивающего обучения. Система контроля качества образовательной деятельности направлена, в первую очередь, на оценивание созданных организацией условий для реализации целей образовательного процесса.

 




ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: